В соответствии с Правилами разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. N 990, и Порядком разработки программ профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, утвержденным приказом Ростехнадзора от 30 сентября 2022 г. N 341, в целях повышения качества реализации контрольных (надзорных) полномочий приказываю:
1. Утвердить прилагаемую Программу профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении федерального государственного надзора в области промышленной безопасности на 2025 год (далее - Программа профилактики).
2. Территориальным органам Ростехнадзора:
1) в течение 10 дней со дня утверждения Программы профилактики сформировать и утвердить приказами графики реализации профилактических мероприятий при осуществлении федерального государственного надзора в области промышленной безопасности на 2025 год (далее - График), разместить информацию на официальном сайте территориального органа Ростехнадзора;
2) обеспечить выполнение мероприятий Программы профилактики в установленные сроки.
3. Организационно-аналитическому управлению (Медведю А.Т.) не позднее 15 апреля 2026 г. направить руководителю Ростехнадзора годовой отчет о реализации Программы профилактики.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на статс-секретаря - заместителя руководителя Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Демина А.В.
5. Признать утратившим силу приказ Ростехнадзора от 29 декабря 2021 г. N 469 "Об утверждении Программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении федерального государственного надзора в области промышленной безопасности на 2022 год".
Руководитель | А.В. Трембицкий |
УТВЕРЖДЕНА
приказом Ростехнадзора
от 13 декабря 2024 г. N 393
Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении федерального государственного надзора в области промышленной безопасности на 2025 год (далее - программа профилактики) разработана в целях реализации положений:
Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов";
Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ);
постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1082 "О федеральном государственном надзоре в области промышленной безопасности";
постановления Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. N 990 "Об утверждении Правил разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям";
постановления Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2023 г. N 227 "Об особенностях осуществления на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области отдельных видов федерального государственного контроля (надзора)";
постановления Правительства Российской Федерации от 16 марта 2023 г. N 402 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области";
постановления Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля";
постановления Правительства Российской Федерации от 29 мая 2024 г. N 698 "Об особенностях осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля на территориях опережающего развития и на территории свободного порта Владивосток";
приказа Ростехнадзора от 30 сентября 2022 г. N 341 "Об утверждении Порядка разработки программ профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям".
Ростехнадзор и его территориальные органы осуществляют деятельность, направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований в области промышленной безопасности.
Данная деятельность осуществляется в пределах полномочий контрольных (надзорных) органов, в том числе посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований в процессе осуществления деятельности в области промышленной безопасности, установленных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований в области промышленной безопасности, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений.
По состоянию на 30 сентября 2024 г. под надзором Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору находилось более 195 тыс. опасных производственных объектов (далее - ОПО), которые разделены по классам опасности. Данные о количестве ОПО в разрезе классов опасности представлены в таблице N 1.
Таблица N 1
Наименование | Количество ОПО |
---|---|
Всего ОПО, | 195 307 |
в том числе: | |
I класс опасности | 2 176 |
II класс опасности | 7 689 |
III класс опасности | 105 992 |
IV класс опасности | 78 499 |
В 2023 году при осуществлении федерального государственного надзора в области промышленной безопасности было зафиксировано 84 аварии, в результате которых погибло 40 человек. В результате несчастных случаев, не связанных с авариями, погибло 74 человека.
Особенностью ситуации, складывающейся в 2024 году с аварийностью и смертельным травматизмом на поднадзорных объектах, является наличие большого числа учетных случаев, вызванных внешним воздействием - атакой беспилотных летательных аппаратов (далее - БПЛА). Такие случаи, хотя и попадают первоначально в статистику аварийности и травматизма, снимаются с учета Ростехнадзора после проведения расследования причин соответствующего происшествия. С учетом этого обстоятельства и для обеспечения сопоставимости данных с аналогичными периодами прошлого года в программе профилактики аварии, вызванные внешним воздействием на поднадзорный объект, не учитываются.
За 9 месяцев 2024 года на поднадзорных Ростехнадзору ОПО зарегистрировано 60 аварий (за 9 месяцев 2023 года - 65), в том числе 15 аварий, сопровождаемых несчастными случаями со смертельным исходом (за 9 месяцев 2023 года - 17). В результате аварий погиб 31 человек (за 9 месяцев 2023 года - 33). В результате несчастных случаев, не связанных с авариями, смертельно травмировано 55 человек (за 9 месяцев 2023 года - 48). Всего за 9 месяцев 2024 г. погибло 86 человек (за 9 месяцев 2023 года - 81).
Данные о количестве аварий и несчастных случаев со смертельным исходом на ОПО за 9 месяцев 2023 года и 9 месяцев 2024 года (по видам надзора) представлены в таблице N 2.
Таблица N 2
N п/п |
Вид надзора | Количество аварий, ед. | Количество погибших в результате аварий, чел. | Количество погибших в результате несчастных случаев, не связанных с авариями, чел. | |||
---|---|---|---|---|---|---|---|
За 9 мес. 2023 г. | За 9 мес. 2024 г. | За 9 мес. 2023 г. | За 9 мес. 2024 г. | За 9 мес. 2023 г. | За 9 мес. 2024 г. | ||
1. | Надзор за объектами горнорудной и нерудной промышленности | 1 | 3 | 1 | 14 | 12 | 25 |
2. | Надзор в металлургической промышленности | 3 | 0 | 0 | 0 | 2 | 5 |
3. | Надзор за производством, хранением и применением взрывчатых материалов промышленного назначения | 1 | 2 | 0 | 3 | 0 | 1 |
4. | Надзор за транспортированием опасных веществ | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
5. | Надзор за предприятиями химического комплекса | 3 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 |
6. | Надзор за предприятиями оборонно-промышленного комплекса | 2 | 1 | 6 | 0 | 1 | 0 |
7. | Надзор за взрывопожароопасными объектами хранения и переработки растительного сырья | 7 | 0 | 0 | 0 | 4 | 1 |
8. | Надзор в области безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением | 4 | 6 | 0 | 2 | 0 | 3 |
9. | Надзор за подъемными сооружениями | 24 | 22 | 12 | 2 | 13 | 9 |
10. | Надзор в угольной промышленности | 0 | 0 | 0 | 0 | 10 | 8 |
11. | Надзор в нефтегазодобывающей промышленности | 5 | 8 | 9 | 6 | 4 | 0 |
12. | Надзор за нефтехимической, нефтегазоперерабатывающей промышленностью и объектами нефтепродуктообеспечения | 3 | 8 | 0 | 4 | 1 | 3 |
13. | Надзор за объектами магистрального транспорта | 5 | 3 | 5 | 0 | 1 | 0 |
14. | Надзор за объектами газораспределения и газопотребления | 7 | 6 | 0 | 0 | 0 | 0 |
15. | Всего: | 65 | 60 | 33 | 31 | 48 | 55 |
За 9 месяцев 2024 года Ростехнадзором проведено 3 035 контрольных (надзорных) мероприятий (далее - проверок) на ОПО (за 9 месяцев 2023 года - 2 886), в том числе 1 796 плановых (за 9 месяцев 2023 года - 2 254), 1 239 внеплановых (за 9 месяцев 2023 года - 632). Осуществлено 12 218 контрольных (надзорных) действий в рамках режима постоянного государственного надзора (за 9 месяцев 2023 года - 11 550). Всего, в том числе при проверках, выявлено 126 003 правонарушения (за 9 месяцев 2023 года - 107 468). К нарушителям применено 14 392 административных наказания (за 9 месяцев 2023 года - 13 931). Наложено административных штрафов на общую сумму более 560 870 тыс. руб. (за 9 месяцев 2023 года - 521 199,8 тыс. руб.).
В 11 486 случаях (за 9 месяцев 2023 года - 12 520) применялись меры профилактического воздействия (предостережения).
Информация о количестве проверок на поднадзорных ОПО, проведенных Ростехнадзором за 9 месяцев 2024 года, количестве выявленных нарушений и принятых мерах (по видам надзора) представлена в таблице N 3.
Таблица N 3
N п/п |
Вид надзора | Количество проверок | Количество контрольных (надзорных) действий в рамках постоянного государственного надзора | Количество выявленных правонарушений | Количество административных наказаний | Общая сумма наложенных штрафов, тыс. руб. | Количество объявленных предостережений | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
в том числе: | |||||||||
Всего | плановых | внеплановых | |||||||
1. | Надзор за объектами горнорудной и нерудной промышленности | 249 | 194 | 55 | 1086 | 9 651 | 1 143 | 58 028 | 319 |
2. | Надзор в металлургической промышленности | 209 | 167 | 42 | 145 | 3 361 | 450 | 23 910 | 96 |
3. | Надзор за производством, хранением и применением взрывчатых материалов промышленного назначения | 68 | 59 | 9 | 157 | 1 327 | 186 | 9 143 | 68 |
4. | Надзор за транспортированием опасных веществ | 13 | 11 | 2 | 6 | 133 | 19 | 950 | 55 |
5. | Надзор за предприятиями химического комплекса | 233 | 167 | 66 | 788 | 6 776 | 809 | 33 632 | 434 |
6. | Надзор за предприятиями оборонно-промышленного комплекса | 43 | 5 | 38 | 1 099 | 3 566 | 223 | 5 817 | 97 |
7. | Надзор за взрывопожароопасными объектами хранения и переработки растительного сырья | 64 | - | 64 | - | 2 001 | 254 | 17 517 | 400 |
8. | Надзор в области промышленной безопасности при эксплуатации оборудования, работающего под избыточным давлением | 280 | 26 | 254 | 195 | 18 205 | 867 | 33 115 | 2 041 |
9. | Надзор за подъемными сооружениями | 216 | 13 | 203 | 79 | 14 873 | 1 446 | 39 704 | 1 928 |
10. | Надзор в угольной промышленности | 111 | 86 | 25 | 4 577 | 21 597 | 4 152 | 149 302 | 76 |
11. | Надзор в нефтегазодобывающей промышленности | 321 | 288 | 33 | 1 047 | 8 561 | 1 205 | 54 228,5 | 638 |
12. | Надзор за нефтехимической, нефтегазоперерабатывающей промышленностью и объектами нефтепродуктообеспечения | 167 | 109 | 58 | 975 | 9 478 | 867 | 60 162 | 318 |
13. | Надзор за объектами магистрального трубопроводного транспорта | 513 | 493 | 20 | 1 840 | 5 837 | 924 | 17 190 | 58 |
14. | Надзор за объектами газораспределения и газопотребления | 530 | 163 | 367 | 10 | 20 240 | 1 744 | 52 196,5 | 5 167 |
15. | Всего: | 3 035 | 1 796 | 1 239 | 12 238 | 126 003 | 14 392 | 560 870 | 11 486 |
Таким образом, сравнивая показатели за 9 месяцев 2024 г. с соответствующими показателями аналогичного периода 2023 года, следует отметить, что на фоне сокращения числа плановых проверок на 20,3% произошел рост числа внеплановых проверок на 96,0%. В результате указанной деятельности было выявлено на 15,7% больше правонарушений, чем за аналогичный период прошлого года, при этом на нарушителей наложено административных штрафов на 7,6% больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Одновременно отмечается снижение суммарного количества аварий, произошедших на опасных производственных объектах, с 65 за 9 месяцев 2023 года до 60 за 9 месяцев 2024 года и количества погибших в результате аварий с 33 до 31 человека. При этом выросло количество погибших в результате несчастных случаев, не связанных с авариями, с 48 человек за 9 месяцев 2023 года до 55 человек за 9 месяцев 2024 года.
Рост аварийности произошел на объектах нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности (+5 аварий), на объектах нефтегазодобычи (+3 аварии), горнорудной и нерудной промышленности (+2 аварии), на объектах, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением (+2 аварии), на объектах производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения (+1 авария).
Техническое расследование аварий на объектах нефтегазодобывающей промышленности показывает, что основными причинами их возникновения явились ошибки персонала эксплуатирующих и сервисных организаций и нарушения требований законодательства в области промышленной безопасности при бурении и капитальном ремонте скважин, эксплуатации компрессорных установок, производстве ремонтных работ, в том числе связанных с выполнением огневых и газоопасных работ. Износ оборудования, в том числе промысловых трубопроводов, бурового оборудования, явился основной причиной разгерметизации и разрушения технических устройств.
Причинами аварийности на объектах, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением, явились:
ошибочные действия персонала эксплуатирующих организаций, в том числе при возникновении аварийных ситуаций;
нарушения требований промышленной безопасности при обслуживании работающего оборудования и производстве ремонтных работ;
работа оборудования в условиях повышенной нагрузки из-за низких температур окружающего воздуха текущей зимой в ряде регионов страны.
Число смертельно травмированных значительно увеличилось на объектах горнорудной и нерудной промышленности (+26 человек). В значительной степени рост указанного показателя связан с аварией 18 марта 2024 г. в Амурской области на АО "Покровский рудник", ОПО "Открытый подземный рудник "Пионер", где в результате обвала горной массы с борта карьера в выработку на участке подземных работ "Бахмут" (объем 194 337 м2) под завалами оказалось заблокировано 13 человек.
На официальном сайте Ростехнадзора в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" размещены и поддерживаются в актуальном состоянии документы, информирующие поднадзорных субъектов и граждан по вопросам соблюдения обязательных требований с использованием информационных технологий, в том числе:
тексты нормативных правовых актов, регулирующих осуществление государственного контроля (надзора) (по адресу https://www.gosnadzor.ru/activity/control/acts/industrial/);
перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом контроля, и информация о мерах ответственности, применяемых при нарушении обязательных требований (по адресу https://www.gosnadzor.ru/activity/control/list/);
перечень типовых нарушений обязательных требований в сфере компетенции Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (по адресу https://www.gosnadzor.ru/public/Reform%20of%20HCS/actuality/);
утвержденные формы проверочных листов (по адресу https://www.gosnadzor.ru/industrial);
руководства по безопасности (по адресу https://www.gosnadzor.ru/industrial/rukovodstva-po-bezopasnosti);
программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям и планы проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий контрольным (надзорным) органом (по адресу https://www.gosnadzor.ru/activity/profilaktika-narusheniy-obyazatelnykh-trebovaniy/prof_risk/index.php и по адресу https://www.gosnadzor.ru/activity/control/plans/);
перечень объектов контроля, учитываемых в рамках формирования ежегодных планов контрольных (надзорных) мероприятий (по адресу https://www.gosnadzor.ru/induslrial/perechen-obektov-kontrolya-uchityvaemykh-v-ramkakh-formirovaniya-ezhegodnogo-plana-kontrolnykh-nadzo/index.php);
сведения о судебном и административном порядке обжалования нормативных правовых актов и иных решений, действий (бездействия) Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (по адресу https://www.gosnadzor.ru/activity/appeal/);
доклады, содержащие результаты обобщения правоприменительной практики Ростехнадзора (по адресу https://www.gosnadzor.ru/public/lawenforcement/);
доклады о государственном контроле (надзоре) (по адресу https://www.gosnadzor.ru/activity/control/folder);
сведения о способах получения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований и сведения о применении Ростехнадзором мер стимулирования добросовестности контролируемых лиц (размещены на официальных сайтах территориальных органов Ростехнадзора в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет").
Данные о проведенных мероприятиях по профилактике нарушений обязательных требований в области промышленной безопасности за 2023 год и 9 месяцев 2024 года представлены в таблице N 4.
Таблица N 4
Наименование мероприятия | 2023 г. | За 9 месяцев 2024 г. |
---|---|---|
1. Информирование поднадзорных субъектов и граждан по вопросам соблюдения обязательных требований с использованием информационных технологий и научно-технических достижений: | ||
опубликовано обзоров типовых нарушений обязательных требований с описанием способов их недопущения на официальном сайте Ростехнадзора и на официальных сайтах территориальных органов Ростехнадзора, ед. | 125 | 78 |
подготовлено руководств по безопасности, ед. | 11 | 17 |
2. Количество проведенных публичных мероприятий по обсуждению результатов правоприменительной практики, ед. | 102 | 108 |
3. Количество заявлений от эксплуатирующих ОПО организаций об оценке их добросовестности, ед. | 25 | 34 |
4. Объявлено предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований, ед. | 16 386 | 11 486 |
5. Общее количество проведенных консультаций, ед. | 45 319 | 31 593 |
6. Общее количество проведенных профилактических визитов, не предусматривающих возможность отказа от их проведения (проводимые в рамках исполнения поручений Правительства Российской Федерации), ед. | - | 6 706 |
Программа профилактики направлена на предупреждение нарушений обязательных требований в области промышленной безопасности, минимизацию и предупреждение причин и условий для возникновения аварий и несчастных случаев на ОПО.
Основными причинами аварий и несчастных случаев на ОПО за 9 месяцев 2024 года являются:
низкий уровень производственного контроля, выражающийся в эксплуатации конвейера с неисправными конечными выключателями экстренной остановки, неудовлетворительном содержании рабочего места, отсутствии координации в действиях различных служб, отсутствии проверки выполнения ремонтных работ со стороны лиц технического надзора;
неудовлетворительная организация производства работ, в том числе недостаточность мер по обеспечению безопасности, отсутствие учета возможности образования локальных обводненных участков, снижение в их пределах прочности пород, необеспечение контроля со стороны руководителей за ходом выполнения работ, соблюдением трудовой и производственной дисциплины, допуск к работам неопытного и необученного персонала;
нарушения технологии ведения работ, прежде всего в части допущения превышения проектных параметров выработки, отклонения при установке крепи от паспорта крепления, нарушения технологического регламента, несоблюдения паспортов крепления, нарушения проектных и технологических решений;
несоблюдение трудового распорядка и дисциплины труда, самовольное производство не указанных в наряде работ, нахождение на рабочем месте в состоянии алкогольного опьянения;
низкий уровень знаний работниками требований норм и правил безопасности, допуск к работе персонала несоответствующей квалификации, без проведения стажировки и инструктажа, обучения и проверки знаний о мерах безопасности;
несоблюдение технологического процесса, выразившееся в нарушении инструкций по производству работ и по остановке оборудования перед началом регулировки проводок;
неудовлетворительная организация производства работ, а именно допуск к эксплуатации конвейера с неисправными приборами безопасности, световой сигнализацией, не обеспечивающей оповещение эксплуатационного персонала о пуске конвейера;
неудовлетворительная организация производства работ, выразившаяся в выполнении взрывных работ взрывниками самостоятельно, без контроля со стороны руководителя взрывных работ;
нарушения технологии ведения работ, выразившиеся в нахождении в опасной зоне при отсутствии средств индивидуальной защиты;
при эксплуатации оборудования, работающего под избыточным давлением:
низкий уровень организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности;
низкая производственная дисциплина работников организации, осуществляющей эксплуатацию, обслуживание или ремонт объектов (зданий (сооружений), технических устройств);
неудовлетворительное состояние технических устройств, зданий (сооружений) и устройств безопасности вследствие ненадлежащей организации эксплуатации (обслуживания, освидетельствования, обследования, диагностирования и ремонта);
низкий уровень производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности со стороны руководства организации;
отсутствие назначенных в установленном порядке ответственных специалистов;
привлечение к производству работ персонала, не имеющего необходимой квалификации;
выполнение работ с нарушением технологии их производства;
неудовлетворительное состояние технических устройств (зданий, сооружений) и устройств безопасности вследствие ненадлежащей организации обслуживания и ремонта;
некачественное изготовление технических устройств/конструктивные недостатки при изготовлении (проектировании) технических устройств;
воздействие стихийных явлений природного происхождения;
неудовлетворительная организация производства работ, необеспечение контроля со стороны руководителей и специалистов за ходом выполнения работы, соблюдением трудовой дисциплины;
производство работ с нарушением требований промышленной безопасности и инструкций по охране труда;
нарушение положения о нарядной системе в части изменения наряда в телефонном режиме без отметки в наряд-путевке и без проведения инструктажа по охране труда и промышленной безопасности;
неудовлетворительное техническое состояние зданий, сооружений, территории, в том числе: неудовлетворительное состояние строительных конструкций зданий и сооружений, предназначенных для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварии;
неосуществление всех мероприятий по безопасному ведению работ, в том числе проведению бурения разведочных скважин, уменьшению шага крепи и величины заходки, не предусмотрена возможность отвода воды;
неосуществление со стороны пользователя недр (заказчика) производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности;
необеспечение наличия и функционирования необходимых приборов и систем контроля за производственным процессом на всех этапах производства работ;
допуск к работе персонала, не удовлетворяющего соответствующим квалификационным требованиям;
допуск к работе персонала, не ознакомленного перед началом работ с планом мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий (далее - ПМЛА) и возможными осложнениями и авариями, необученность персонала действиям, предусмотренным ПМЛА, при обнаружении газонефтеводопроявления (далее - ГНВП);
отступление от плана работ по бурению, освоению, реконструкции и ремонту скважин или нарушение технологии производства работ;
отсутствие контроля за уровнем жидкости в скважине; несвоевременная герметизация устья скважины при первых признаках ГНВП;
ошибки работников организаций, эксплуатирующих ОПО, и привлекаемых подрядных организаций, связанные с несоблюдением обязательных требований законодательства в области промышленной безопасности при техническом обслуживании и ремонте основного технологического и вспомогательного оборудования, в том числе при организации и проведении газоопасных, огневых и ремонтных работ;
физический износ технических устройств и сооружений, в том числе промысловых трубопроводов;
неудовлетворительная организация подготовки и проведения газоопасных работ I и II групп, выразившаяся в недостаточности применяемых мер безопасности и несоблюдении внутренних инструкций эксплуатирующих организаций;
нарушения допуска работников к работам повышенной опасности, связанные с необеспечением надлежащей организации производственного контроля со стороны ответственных лиц за соблюдением требований промышленной безопасности при проведении сливоналивных операций;
допущены отклонения от технологического режима, утвержденного технологическими регламентами (инструкциями);
неукомплектованность штата работников на опасных производственных объектах;
неудовлетворительное осуществление производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на ОПО, включая недостаточный контроль за соблюдением нормативно-технических документов, определяющих порядок организации и проведения работ по техническому обслуживанию и ремонту оборудования;
разгерметизация и разрушение технических устройств при производстве ремонтных работ;
необеспечение контроля технического состояния трубопровода с учетом установленной периодичности;
отсутствие проектной и исполнительной документации на участок магистрального газопровода;
допуск к работе лиц, не удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям, необученного и неаттестованного персонала;
недостаточный контроль за качеством работ при выполнении технического обслуживания и ремонта газопроводов, в том числе за проведением сварочных работ;
неудовлетворительная организация производственного контроля, в том числе за проведением земляных работ в охранных зонах сети газораспределения, за своевременным и качественным проведением комплекса мероприятий, включая систему технического обслуживания и ремонта, обеспечивающих содержание сетей газораспределения и газопотребления в исправном и безопасном состоянии;
отсутствие проектной документации и непроведение по этой причине экспертизы промышленной безопасности надземного газопровода.
За 9 месяцев 2024 г. на ОПО транспортирования опасных веществ аварий и несчастных случаев со смертельным исходом не зафиксировано; на взрывопожароопасных объектах растительного сырья аварий не зарегистрировано, зафиксирован 1 несчастный случай со смертельным исходом, расследование которого еще не завершено; на ОПО предприятий оборонно-промышленного комплекса и химического комплекса произошло по 1 аварии, расследование которых еще не завершено, несчастных случаев со смертельным исходом не зарегистрировано.
Комиссиями по расследованию устанавливаются причины происшедших аварий и несчастных случаев, выявляются лица, ответственные за допущенные нарушения.
Кроме того, по результатам расследования причин аварий и несчастных случаев осуществляются необходимые мероприятия, в том числе:
проведение внеплановой выездной проверки на основании пункта 1 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ, пункта 2 приказа Ростехнадзора от 23 ноября 2021 г. N 397 "Об утверждении перечня индикаторов риска нарушения обязательных требований, используемых при осуществлении Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и ее территориальными органами федерального государственного надзора в области промышленной безопасности";
возбуждение дела об административном правонарушении без проведения проверки;
передача (при необходимости) материалов расследований в правоохранительные органы для решения вопроса о возбуждении уголовных дел (принятия мер прокурорского реагирования) по фактам произошедших случаев;
размещение информации об обстоятельствах и причинах аварий и несчастных случаев на официальных сайтах центрального аппарата Ростехнадзора и его территориальных органов в информационно-коммуникационной сети "Интернет";
доведение в целях профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям до поднадзорных предприятий информации об актуальных вопросах нормативного правового регулирования в области промышленной безопасности, результатах расследований причин аварий и несчастных случаев, принимаемых мерах по предотвращению случаев аварийности и травматизма, совершенствовании контрольно-надзорной деятельности;
проведение внеочередной аттестации в области промышленной безопасности сотрудников ОПО по результатам проведения технического расследования причин аварии на ОПО, а также проверок знаний у работников, ответственных за безопасное производство работ на ОПО.
Целями реализации программы профилактики являются:
а) стимулирование добросовестного соблюдения обязательных требований всеми контролируемыми лицами;
б) устранение условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
в) создание условий для доведения обязательных требований до контролируемых лиц, повышение уровня их информированности о необходимых мерах по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Задачами реализации программы профилактики являются:
а) выявление факторов риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, причин и условий, способствующих нарушению обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации;
б) создание условий для изменения ценностного отношения контролируемых лиц к добросовестному поведению в сфере обеспечения безопасности, формирования позитивной ответственности за свои действия (бездействие), поддержания мотивации в данной сфере;
в) формирование одинакового понимания установленных обязательных требований у надзорных органов и контролируемых лиц;
г) повышение уровня правовой грамотности контролируемых лиц, в том числе путем обеспечения доступности информации об обязательных требованиях и необходимых мерах по их исполнению.
При осуществлении федерального государственного надзора в области промышленной безопасности могут проводиться следующие виды профилактических мероприятий:
а) информирование;
б) обобщение правоприменительной практики;
в) объявление предостережений;
г) меры стимулирования добросовестности, предусматривающие оценку соответствия организации, эксплуатирующей опасные производственные объекты, критериям добросовестности за 5 лет;
д) консультирование;
е) профилактический визит, не предусматривающий возможность отказа от его проведения, а также обязательный профилактический визит с 1 марта 2025 г.
Перечень профилактических мероприятий при осуществлении федерального государственного надзора в области промышленной безопасности представлен в таблице N 5. При этом в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2023 г. N 402 на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении федерального государственного надзора в области промышленной безопасности на 2025 год не разрабатывается.
На территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области до 1 января 2028 г. предусмотрено проведение профилактических визитов в соответствии с требованиями Федерального закона N 248-ФЗ.
Таблица N 5
N п/п |
Профилактическое мероприятие | Сроки (периодичность) проведения | Ответственный исполнитель | Пояснения по порядку реализации |
---|---|---|---|---|
1. | Информирование | |||
1.1. | Информирование (посредством размещения соответствующих сведений на официальном сайте Ростехнадзора, в средствах массовой информации, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах (при их наличии) и в иных формах) | В течение всего 2025 года | Ответственные структурные подразделения территориальных органов Ростехнадзора (размещение документов по вопросам соблюдения обязательных требований и поддержание их в актуальном состоянии на официальных сайтах территориальных органов Ростехнадзора); | Статья 46 Федерального закона N 248-ФЗ; пункт 40 Положения о федеральном государственном надзоре в области промышленной безопасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1082 |
Ответственные за информирование контролируемых лиц и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований следующие управления центрального аппарата Ростехнадзора: Организационно-аналитическое управление, Управление горного надзора, Управление общепромышленного надзора, Управление государственного строительного надзора, Правовое управление, Управление по надзору в угольной промышленности, Управление по надзору за объектами нефтегазового комплекса (размещение соответствующих сведений и поддержание их в актуальном состоянии на официальном сайте Ростехнадзора) | ||||
2. | Обобщение правоприменительной практики | |||
2.1. | Направление проекта доклада о правоприменительной практике за 2024 год в управления центрального аппарата Ростехнадзора (Управление горного надзора, Управление общепромышленного надзора, Управление государственного строительного надзора, Управление по надзору в угольной промышленности, Управление по надзору за объектами нефтегазового комплекса) | До 20 января 2025 г. | Ответственные структурные подразделения территориальных органов Ростехнадзора | Статья 47 Федерального закона N 248-ФЗ; пункт 41 Положения о федеральном государственном надзоре в области промышленной безопасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1082; Порядок организации работы по обобщению правоприменительной практики контрольной (надзорной) деятельности, утвержденный приказом Ростехнадзора от 23 августа 2023 г. N 307 |
2.2. | Направление проекта доклада о правоприменительной практике за 2024 год в Организационно-аналитическое управление Ростехнадзора на адрес электронной почты Otchet2upr@gosnadzor.ru | До 30 января 2025 г. | Управления центрального аппарата Ростехнадзора (Управление горного надзора, Управление общепромышленного надзора, Управление государственного строительного надзора, Управление по надзору в угольной промышленности, Управление по надзору за объектами нефтегазового комплекса) совместно с территориальными управлениями Ростехнадзора | |
2.3. | Размещение проекта доклада о правоприменительной практике в области промышленной безопасности за 2024 год на официальном сайте Ростехнадзора с указанием способа подачи предложений, а также направление для общественного обсуждения в Общественный совет при Ростехнадзоре, в Торгово-промышленную палату Российской Федерации, в Российский союз промышленников и предпринимателей, в Общероссийскую организацию малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ", в Общероссийскую общественную организацию "Деловая Россия" и Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей | До 25 февраля 2025 г. | Организационно-аналитическое управление Ростехнадзора | |
2.4. | Размещение проекта доклада о правоприменительной практике территориального органа Ростехнадзора за 2024 год на официальном сайте территориального органа Ростехнадзора с указанием способа подачи предложений | До 25 февраля 2025 г. | Ответственные структурные подразделения территориальных органов Ростехнадзора | |
2.5. | Утверждение руководителем Ростехнадзора доклада о правоприменительной практике в области промышленной безопасности за 2024 год и его размещение на официальном сайте Ростехнадзора | До 1 апреля 2025 г. Размещение не позднее 2 дней со дня утверждения доклада | Организационно-аналитическое управление Ростехнадзора | |
2.6. | Утверждение руководителем территориального органа доклада о правоприменительной практике в области промышленной безопасности за 2024 год | До 1 апреля 2025 г. | Ответственные структурные подразделения территориальных органов Ростехнадзора | |
2.7. | Размещение утвержденного доклада о правоприменительной практике территориального органа Ростехнадзора за 2024 год на официальном сайте территориального органа Ростехнадзора | Не позднее двух рабочих дней со дня утверждения доклада | Территориальный орган Ростехнадзора | |
2.8. | Проведение публичных мероприятий по обсуждению вопросов правоприменительной практики, в том числе подготовка доклада о правоприменительной практике за истекший период | В соответствии с утвержденным руководителем Ростехнадзора планом-графиком проведения публичных обсуждений результатов правоприменительной практики на 2025 год | Ответственные структурные подразделения территориальных органов Ростехнадзора | |
2.9. | Направление отчета о проведении публичного мероприятия в адрес Организационно-аналитического управления Ростехнадзора | Не позднее двух недель с даты проведения публичного мероприятия | Ответственные структурные подразделения территориальных органов Ростехнадзора | |
3. | Меры стимулирования добросовестности | |||
3.1. | Меры стимулирования добросовестности (оценка добросовестности проводится по заявлению юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих ОПО) | В течение всего 2025 года | Ответственные структурные подразделения территориальных органов Ростехнадзора | Статья 48 Федерального закона N 248-ФЗ; пункты 50-57 Положения о федеральном государственном надзоре в области промышленной безопасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1082 |
3.2. | Размещение информации о применяемых мерах стимулирования добросовестности контролируемых лиц, порядке и условиях применения соответствующих мер, в том числе методике и критериях оценки добросовестности контролируемых лиц | В течение всего 2025 года | Ответственные структурные подразделения территориальных органов Ростехнадзора | |
4. | Объявление предостережения | |||
4.1. | Объявление предостережения юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, эксплуатирующим опасные производственные объекты (в случае наличия сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям) | По мере возникновения необходимости в течение всего 2025 года | Ответственные структурные подразделения территориальных органов Ростехнадзора | Статья 49 Федерального закона N 248-ФЗ; пункты 42-49 Положения о федеральном государственном надзоре в области промышленной безопасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1082 |
5. | Консультирование | |||
5.1. | Консультирование (письменное, по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме либо в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия) | В течение всего года, но не реже 1 раза в месяц в соответствии с планом-графиком реализации профилактических мероприятий территориального управления Ростехнадзора на 2025 год. Письменное консультирование осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" от 2 мая 2006 г. N 59 | Ответственные структурные подразделения территориальных органов Ростехнадзора (контакты должностных лиц, оказывающих консультирование, размещены на официальных сайтах территориальных органов Ростехнадзора в соответствии с утвержденными графиками) | Статья 50 Федерального закона N 248-ФЗ; пункты 58-63 Положения о федеральном государственном надзоре в области промышленной безопасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1082 |
Ответственные должностные лица управлений центрального аппарата Ростехнадзора (Управление горного надзора, Управление общепромышленного надзора, Управление государственного строительного надзора, Управление по надзору в угольной промышленности, Управление по надзору за объектами нефтегазового комплекса) | ||||
5.2 | Размещение на официальных сайтах территориальных органов Ростехнадзора письменного разъяснения при поступлении 10 однотипных обращений по вопросам разъяснения нормативных правовых актов | По мере возникновения необходимости в течение всего 2025 года | Ответственные структурные подразделения территориальных органов Ростехнадзора (контакты должностных лиц, оказывающих консультирование, размещены на официальных сайтах территориальных органов Ростехнадзора в соответствии с утвержденными графиками) | Статья 50 Федерального закона N 248-ФЗ; пункт 64 Положения о федеральном государственном надзоре в области промышленной безопасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1082 |
6. | Профилактический визит | |||
6.1. | Проведение профилактических визитов, не предусматривающих возможность отказа от их проведения, по следующим основаниям: - по поручению Президента Российской Федерации; - по поручению Председателя Правительства Российской Федерации; - по поручению Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации, согласованному с Заместителем председателя Правительства Российской Федерации Руководителем Аппарата Правительства Российской Федерации | В соответствии с поручением | Ответственные структурные подразделения территориальных органов Ростехнадзора совместно с управлениями центрального аппарата Ростехнадзора | Статья 11(5) постановления Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" |
6.2. | Проведение обязательных профилактических визитов в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи* | Установлены Положением о федеральном государственном надзоре в области промышленной безопасности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1082 | Ответственные структурные подразделения территориальных органов Ростехнадзора | Статья 52 Федерального закона N 248-ФЗ; Согласно Положению о федеральном государственном надзоре в области промышленной безопасности, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1082 |
Проведение профилактических визитов, не предусматривающих возможность отказа от их проведения, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2024 г. N 698 | В соответствии с постановлением | Ответственные структурные подразделения территориальных органов Ростехнадзора | постановление Правительства Российской Федерации от 29 мая 2024 г. N 698 |
------------------------------
* вступает в силу 1 марта 2025 года.
------------------------------
Территориальные органы Ростехнадзора, кроме территориальных органов Ростехнадзора, расположенных в новых субъектах Российской Федерации, на основании перечня профилактических мероприятий, приведенных в таблице N 5, разрабатывают и утверждают графики реализации профилактических мероприятий, в которых определяют ответственные структурные подразделения и должностных лиц территориальных органов Ростехнадзора, ответственных за их реализацию.
Показатели результативности и эффективности программы профилактики при осуществлении федерального государственного надзора в области промышленной безопасности определяются исходя из перечня профилактических мероприятий, определенных Положением о федеральном государственном надзоре в области промышленной безопасности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1082 (таблица N 5).
Показатели результативности и эффективности программы профилактики представлены в таблице N 6.
Таблица N 6
N п/п |
Показатель | 2023 г. | За 9 месяцев 2024 г. | Прогнозное значение на 2025 г. |
---|---|---|---|---|
1. | Информирование | |||
1.1. | Количество текстов новых нормативных правовых актов и изменений в них, впервые размещенных за отчетный период на официальном сайте Ростехнадзора и на официальных сайтах территориальных органов в соответствии с пунктом 3 статьи 46 Федерального закона N 248-ФЗ, ед. | 146 | 92 | 100 |
1.2. | Подготовлено комментариев об изменениях, внесенных в действующие нормативные правовые акты, и комментариев, разъясняющих положения новых нормативных правовых актов, ед. | 65 | 32 | 45 |
1.3. | Подготовлено руководств по безопасности, ед. | 11 | 17 | 5 |
1.4. | Опубликовано обзоров типовых нарушений обязательных требований с описанием способов их недопущения на официальном сайте Ростехнадзора и на официальных сайтах территориальных органов, ед. | 125 | 78 | 100 |
1.5. | Размещено разъяснений по однотипным обращениям контролируемых лиц в рамках процедуры консультирования, ед. | 58 | 23 | 42 |
1.6. | Проведенные совещания с представителями поднадзорных организаций, в т.ч. | 962 | 898 | 905 |
1.6.1. | по разъяснению обязательных требований и рассмотрению типовых нарушений требований промышленной безопасности, ед. | 381 | 379 | 360 |
1.6.2. | по рассмотрению результатов анализа случаев аварийности и смертельного травматизма, ед. | 297 | 240 | 237 |
1.6.3. | иных совещаний, направленных на повышение уровня промышленной безопасности на ОПО, ед. | 284 | 279 | 308 |
1.6.4. | Количество поднадзорных организаций, принявших участие в указанных совещаниях (п. 1.3.1. - 1.3.3.), ед. | 6 327 | 6 276 | 7 231 |
1.7. | Направление информационных писем | X | X | X |
---|---|---|---|---|
1.7.1. | Количество информационных писем, направленных в поднадзорные организации, ед. | 14 022 | 18 290 | 13 500 |
1.7.2. | Количество поднадзорных организаций, в которые направлены информационные письма, ед. | 45 526 | 57 527 | 46 524 |
2. | Обобщение правоприменительной практики | |||
2.1. | Количество проведенных публичных мероприятий по обсуждению результатов правоприменительной практики, ед. | 102 | 108 | 95 |
2.2. | Количество подготовленных докладов о правоприменительной практике, ед. | 1 | 1 | 1 |
3. | Меры стимулирования добросовестности | |||
3.1. | Количество заявлений от эксплуатирующих ОПО организаций об оценке их добросовестности, ед. | 25 | 34 | 68 |
3.2. | Рассмотренные Ростехнадзором заявления от эксплуатирующих ОПО организаций об оценке их добросовестности в общем количестве таких поступивших заявлений, ед. | 24 | 33 | 68 |
3.3. | Количество принятых решений о соответствии поднадзорной организации критериям добросовестности, ед. | 11 | 20 | 53 |
4. | Объявление предостережений | |||
4.1. | Количество объявленных предостережений, ед. | 16 386 | 11 486 | 15 000 |
4.2. | Количество возражений, поданных поднадзорными организациями по результатам рассмотрения предостережений, ед. | 332 | 163 | 300 |
4.3. | Количество объявленных предостережений на 1000 поднадзорных ОПО, ед. | 92,7 | 63,58 | 80 |
4.4. | Количество объявленных предостережений на 1000 поднадзорных организаций, эксплуатирующих ОПО, ед. | 198,93 | 135,06 | 170 |
4.5. | Отношение числа объявленных предостережений к общему числу выявленных правонарушений, в процентах | 10,95 | 9,12 | 10,00 |
5. | Консультирование | |||
5.1. | Общее количество предоставленных консультаций, ед. | 45 319 | 31 593 | 45 128 |
5.2. | в том числе по форме предоставления | Х | X | Х |
5.2.1. | количество предоставленных устных консультаций, ед. | 42 176 | 28 811 | 41 689 |
в том числе | X | X | Х | |
5.2.1.1. | при личном обращении граждан и представителей организаций, эксплуатирующих ОПО | 13 543 | 8 548 | 12 368 |
5.2.1.2. | посредством телефонной связи | 24 339 | 16 061 | 24 982 |
5.2.1.3. | посредством видео-конференц-связи | 265 | 415 | 231 |
5.2.1.4. | в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия | 4 029 | 3 787 | 4 118 |
5.2.2. | количество предоставленных письменных консультаций, ед. | 3 502 | 2 782 | 3 427 |
5.3. | в том числе по тематике консультирования | X | X | X |
5.3.1. | количество данных разъяснений положений нормативно-правовых актов, содержащих обязательные требования, ед. | 34 802 | 22 411 | 35 126 |
5.3.2. | количество данных разъяснений положений нормативно-правовых актов, регламентирующих порядок осуществления федерального государственного надзора, ед. | 9 729 | 8 203 | 9 361 |
5.3.3. | количество разъяснений по порядку обжалования действий (бездействия) должностных лиц, ед. | 426 | 676 | 410 |
5.3.4. | количество перенаправлений заявителей, обратившихся за консультированием, в другие организации, ед. | 544 | 303 | 174 |
6. | Профилактический визит | |||
6.1. | Количество проведенных профилактических визитов, не предусматривающих возможность отказа от их проведения, ед. | - | 6 706 | - |
7. | Общие показатели, характеризующие профилактическую деятельность | |||
7.1. | Динамика правонарушений относительно прошлого года*, в процентах | 15,15 | 15,74 | 12,00 |
7.2. | Количество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в отношении которых проведены профилактические мероприятия, ед. | 44000 | 46 621 | 45 000 |
7.3. | Динамика количества юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в отношении которых проведены профилактические мероприятия*, в процентах | 40,15 | 24,5 | 10,00 |
7.4. | Отношение юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, охваченных профилактическими мероприятиями, к общему числу поднадзорных организаций, эксплуатирующих ОПО, в процентах | 53,42 | 54,82 | 50,00 |
------------------------------
* для корректности сравнения рассчитывается на основе данных аналогичного по продолжительности временного периода.
Ростехнадзор утвердил программу профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении госнадзора в области промышленной безопасности на 2025 г. В числе задач ее реализации:
- выявление факторов риска причинения вреда охраняемым законом ценностям, причин и условий, способствующих нарушению обязательных требований;
- создание условий для изменения ценностного отношения поднадзорных субъектов к добросовестному поведению в сфере обеспечения безопасности;
- повышение уровня правовой грамотности поднадзорных субъектов.
Приведен перечень профилактических мероприятий и сроки их проведения.