В соответствии с Правилами разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. N 990, и Порядком разработки программ профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, утвержденным приказом Ростехнадзора от 30 сентября 2022 г. N 341, в целях повышения качества реализации контрольных (надзорных) полномочий в установленной сфере деятельности приказываю:
1. Утвердить прилагаемую Программу профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении федерального государственного лицензионного контроля (надзора) за деятельностью, связанной с обращением взрывчатых материалов промышленного назначения, на 2025 год (далее - Программа).
2. Управлению горного надзора (Ткаченко В.М.), ответственному за реализацию Программы:
1) обеспечить контроль выполнения территориальными органами Ростехнадзора мероприятий Программы в установленные сроки;
2) не позднее 28 марта 2026 г. подготовить годовой отчет о реализации Программы, включающий в том числе информацию о реализации Программы территориальными органами Ростехнадзора;
3) не позднее 15 апреля 2026 г. направить руководителю Ростехнадзора годовой отчет о реализации Программы.
3. Территориальным органам Ростехнадзора:
1) в течение 10 дней со дня утверждения Программы сформировать и утвердить приказом график реализации профилактических мероприятий и назначить должностных лиц, ответственных за его выполнение, информацию разместить на официальном сайте территориального органа Ростехнадзора;
2) обеспечить выполнение мероприятий Программы в установленные сроки;
3) не позднее 10 февраля 2026 г. направить годовой отчет о реализации Программы в Управление горного надзора (Ткаченко В.М.).
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на статс-секретаря - заместителя руководителя Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Демина А.В.
Руководитель | А.В. Трембицкий |
УТВЕРЖДЕНА
приказом Федеральной службы
по экологическому, технологическому
и атомному надзору
от 17 декабря 2024 г. N 400
Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении федерального государственного лицензионного контроля (надзора) за деятельностью, связанной с обращением взрывчатых материалов промышленного назначения (далее - программа профилактики), разработана в целях реализации положений:
Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ);
постановления Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2020 г. N 1435 "О лицензировании деятельности, связанной с обращением взрывчатых материалов промышленного назначения";
постановления Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. N 990 "Об утверждении Правил разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям";
постановления Правительства Российской Федерации от 16 марта 2023 г. N 402 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области";
приказа Ростехнадзора от 30 сентября 2022 г. N 341 "Об утверждении Порядка разработки программ профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям";
приказа Ростехнадзора от 9 сентября 2024 г. N 275 "О внесении изменений в Порядок разработки программ профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, утверждённый приказом Ростехнадзора от 30 сентября 2022 г. N 341".
Программа профилактики определяет виды профилактических мероприятий, предусмотренные Положением о лицензировании деятельности, связанной с обращением взрывчатых материалов промышленного назначения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2020 г. N 1435 (далее - Положение о лицензировании деятельности, связанной с обращением взрывчатых материалов промышленного назначения).
Положением о лицензировании деятельности, связанной с обращением взрывчатых материалов промышленного назначения, установлено, что предметом лицензионного контроля за деятельностью является соблюдение лицензиатом лицензионных требований.
Лицензионный контроль осуществляется посредством организации и проведения мероприятий по профилактике нарушений лицензионных требований, организации и проведения контрольных (надзорных) мероприятий в отношении лицензиата и принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению, предупреждению нарушений лицензионных требований и (или) устранению их последствий.
В 2023 году общее количество объектов лицензионного контроля (лицензиатов) составляло 879 организаций.
При осуществлении федерального государственного лицензионного контроля (надзора) за деятельностью, связанной с обращением взрывчатых материалов промышленного назначения, в 2023 году Ростехнадзором проведено 314 контрольных (надзорных) мероприятий, из них 102 мероприятия со взаимодействием с проверяемым лицом, в том числе 90 плановых, 12 внеплановых. Осуществлено 226 контрольных (надзорных) действий. Всего выявлено 110 нарушений лицензионных требований. К нарушителям применено 26 административных наказаний. Наложено административных штрафов на общую сумму 3 575 тыс. руб.
За 9 месяцев 2024 года Ростехнадзором проведено 179 контрольных (надзорных) мероприятий, из них 96 плановых и 83 внеплановых мероприятия лицензионного контроля (включая предлицензионные оценки). Выявлено 104 нарушения лицензионных требований. К нарушителям применено 25 административных наказаний. Наложено административных штрафов на общую сумму 1915 тыс. руб.
За 9 месяцев 2024 года при осуществлении деятельности, связанной с обращением взрывчатых материалов промышленного назначения, были зарегистрированы 1 авария и 1 несчастный случай со смертельным исходом, не связанный с аварией.
Таблица N 1
Показатели | 2023 г. | 9 мес. 2024 г. |
---|---|---|
Аварии, ед. | 1 | 1 |
Количество несчастных случаев со смертельным исходом, произошедших в результате аварий, ед. | 0 | 1 |
Количество несчастных случаев со смертельным исходом, не связанных с авариями, ед. | 1 | 1 |
Комиссиями по расследованию устанавливаются причины произошедших аварий и несчастных случаев, выявляются лица, ответственные за допущенные нарушения. По результатам расследований осуществляются необходимые мероприятия, в том числе:
проведение внеплановых выездных проверок на основании пункта 1 части 1 статьи 57 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ;
передача (при необходимости) материалов расследований в правоохранительные органы для решения вопроса о возбуждении уголовных дел (принятия мер прокурорского реагирования) по фактам произошедших случаев;
размещение информации об обстоятельствах и причинах аварий и несчастных случаев на официальных сайтах центрального аппарата Ростехнадзора и его территориальных органов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
доведение в целях профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям до поднадзорных предприятий информации об актуальных вопросах нормативного правового регулирования в области промышленной безопасности, результатах расследований причин аварий и несчастных случаев, принимаемых мерах по предотвращению случаев аварийности и травматизма, совершенствовании контрольно-надзорной деятельности.
В настоящее время на официальном сайте Ростехнадзора https://www.gosnadzor.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" размещены документы, информирующие субъектов и граждан по вопросам соблюдения обязательных требований с использованием информационных технологий, основные из которых следующие:
тексты нормативных правовых актов, регулирующих осуществление государственного лицензионного контроля (надзора) за деятельностью, связанной с обращением взрывчатых материалов промышленного назначения (по адресу: https://www.gosnadzor.ru/activity/control/acts/);
актуализированный перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом контроля, а также информацию о мерах ответственности, применяемых при нарушении обязательных требований (по адресу: https://www.gosnadzor.ru/activity/control/acts/);
программы профилактики рисков причинения вреда (по адресу: https://www.gosnadzor.ru/activity/profilaktika-narusheniy-obyazatelnykh-trebovaniy/);
доклады, содержащие результаты обобщения правоприменительной практики контрольного (надзорного) органа (по адресу: https://www.gosnadzor.ru/public/lawenforcement/);
доклады о государственном контроле (надзоре) (по адресу: https://www.gosnadzor.ru/activity/control/folder).
Кроме того, в 2023-2024 годах на официальном сайте Ростехнадзора в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" размещались информационные материалы с анализом причин аварий и несчастных случаев со смертельным исходом. В территориальные управления Ростехнадзора регулярно направлялись письма, содержащие результаты анализа аварий и случаев смертельного травматизма, в целях донесения указанной информации до поднадзорных организаций для планирования и проведения ими мероприятий по совершенствованию работы, направленной на предупреждение аварий и несчастных случаев.
Таблица N 2
Наименование мероприятия | 2023 г. | 9 мес. 2024 г. |
---|---|---|
Проведено консультирований, ед. | 104 | 147 |
Опубликовано в сети "Интернет" обзоров типовых нарушений с описанием способов их недопущения, ед. | 36 | 24 |
Проведено публичных мероприятий по разъяснению обязательных требований, в том числе публичных обсуждений результатов правоприменительной практики, руководств по соблюдению обязательных требований (конференций, семинаров, вебинаров, заседаний рабочих групп, совещаний и др.), ед. | 13 | 12 |
Направлено предостережений, ед. | 12 | 20 |
Количество проведенных профилактических визитов, ед. | 55 | 41 |
Программа профилактики направлена на снижение уровня аварийности и травматизма при осуществлении деятельности, связанной с обращением взрывчатых материалов промышленного назначения.
Основными причинами аварий и несчастных случаев в 2023-2024 годах явились:
ведение взрывных работ с нарушениями параметров, установленных проектной документацией;
отсутствие необходимого образования, квалификации, аттестации у персонала организации, осуществляющей деятельность, связанную с обращением взрывчатых материалов промышленного назначения;
хранение взрывчатых материалов с нарушением установленных требований.
Целями реализации программы профилактики являются:
а) устранение условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
б) создание условий для доведения обязательных требований до поднадзорных субъектов, повышение их информированности о способах соблюдения обязательных требований.
Задачами реализации программы профилактики являются:
а) выявление факторов риска причинения вреда охраняемым законом ценностям, установленных законодательством Российской Федерации;
б) создание условий для изменения ценностного отношения поднадзорных субъектов к добросовестному поведению в сфере обеспечения безопасности, формирования позитивной ответственности за свои действия (бездействие), поддержания мотивации в данной сфере по исключению аварий и несчастных случаев;
в) формирование одинакового понимания установленных обязательных требований у должностных лиц Ростехнадзора и поднадзорных субъектов;
г) повышение уровня правовой грамотности поднадзорных субъектов, в том числе путем обеспечения доступности информации об обязательных требованиях и необходимых мерах по их исполнению.
При осуществлении федерального государственного лицензионного контроля (надзора) за деятельностью, связанной с обращением взрывчатых материалов промышленного назначения, могут проводиться следующие виды профилактических мероприятий:
а) информирование;
б) обобщение правоприменительной практики;
в) объявление предостережений;
г) профилактический визит;
д) консультирование.
Информирование осуществляется посредством размещения соответствующих сведений на официальных сайтах Ростехнадзора и его территориальных органов в разделе "Деятельность", в средствах массовой информации, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах (при их наличии) и в иных формах, и реализуется в соответствии со статьей 46 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ и пунктом 41 Положения о лицензировании деятельности, связанной с обращением взрывчатых материалов промышленного назначения.
Обобщение правоприменительной практики реализуется в соответствии со статьей 47 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ, пунктом 42 Положения о лицензировании деятельности, связанной с обращением взрывчатых материалов промышленного назначения, приказом Ростехнадзора от 30 сентября 2022 г. N 341 "Об утверждении Порядка разработки программ профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям", приказом Ростехнадзора от 30 августа 2021 г. N 287 "Об утверждении Порядка организации работы по обобщению правоприменительной практики контрольной (надзорной) деятельности в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору" и размещается на официальных сайтах Ростехнадзора и его территориальных органов в разделе "Деятельность".
Обобщение правоприменительной практики является одним из видов профилактических мероприятий, проводимых Ростехнадзором, и проводится для решения следующих задач:
обеспечение единообразных подходов к применению контрольным (надзорным) органом и его должностными лицами обязательных требований законодательства Российской Федерации о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле;
выявление типичных нарушений обязательных требований, причин, факторов и условий, способствующих возникновению указанных нарушений;
анализ случаев причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, выявление источников и факторов риска причинения вреда (ущерба);
подготовка предложений об актуализации обязательных требований;
подготовка предложений о внесении изменений в законодательство Российской Федерации о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле.
Объявление предостережения реализуется в соответствии со статьей 49 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ, пунктами 43-47 Положения о лицензировании деятельности, связанной с обращением взрывчатых материалов промышленного назначения, в случае наличия сведений о возможных нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований, и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
Профилактический визит реализуется в соответствии со статьей 52 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ, пунктом 48 Положения о лицензировании деятельности, связанной с обращением взрывчатых материалов промышленного назначения, и проводится в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи.
Консультирование реализуется в соответствии со статьей 50 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ, пунктами 49-55 Положения о лицензировании деятельности, связанной с обращением взрывчатых материалов промышленного назначения, проводится по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме либо в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия.
Перечень профилактических мероприятий при осуществлении федерального государственного лицензионного контроля (надзора) за деятельностью, связанной с обращением взрывчатых материалов промышленного назначения, сроки (периодичность) их проведения представлены в таблице N 3. При этом при осуществлении федерального государственного лицензионного контроля на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям на 2025 год не разрабатывается в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2023 г. N 402 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области".
На территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области до 1 января 2026 г. предусмотрено проведение профилактических визитов в соответствии с требованием Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ.
Таблица N 3
N п/п | Профилактическое мероприятие | Сроки, периодичность проведения | Ответственный исполнитель | Пояснения по порядку реализации |
---|---|---|---|---|
1. | Информирование | |||
1.1. | Информирование (посредством размещения соответствующих сведений на официальном сайте Ростехнадзора и его территориальных органов в сети "Интернет", в средствах массовой информации, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах (при их наличии) и в иных формах | В течение всего 2025 года | Территориальные органы Ростехнадзора (размещение информации на официальных сайтах территориальных органов Ростехнадзора) | Статья 46 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ Пункт 41 Положения о лицензировании деятельности, связанной с обращением взрывчатых материалов промышленного назначения |
Ответственные за подготовку документов отделы Управления горного надзора Ростехнадзора (размещение информации на официальном сайте Ростехнадзора) | ||||
2. | Обобщение правоприменительной практики | |||
2.1. | Направление проекта обзора правоприменительной практики в Управление горного надзора Ростехнадзора на адрес электронной почты: vzryv@gosnadzor.ru. | До 30 января 2025 г. по итогам работы за 2024 год | Территориальные органы Ростехнадзора | Статья 47 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ Приказ Ростехнадзора от 23 августа 2023 г. N 307 "Об утверждении Порядка организации работы по обобщению правоприменительной практики контрольной (надзорной) деятельности" |
2.2. | Размещение доклада о правоприменительной практике за 2024 год на официальном сайте Ростехнадзора | Доклад утверждается до 1 марта 2025 г. и размещается в течение двух рабочих дней | Ответственное структурное подразделение центрального аппарата Ростехнадзора | |
3. | Объявление предостережения | |||
3.1. | Объявление предостережения | В случае наличия сведений о возможных нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований, и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям) | Территориальные органы Ростехнадзора | Статья 49 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ Пункты 43-47 Положения о лицензировании деятельности, связанной с обращением взрывчатых материалов промышленного назначения |
4. | Профилактический визит | |||
4.1. | Профилактический визит проводится в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи | Обязательный профилактический визит осуществляется в отношении лицензиатов высокой категории риска, а также лицензиатов, впервые получивших лицензию | Территориальные органы Ростехнадзора | Статья 52 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ Пункт 48 Положения о лицензировании деятельности, связанной с обращением взрывчатых материалов промышленного назначения |
5. | Консультирование | |||
5.1. | Консультирование (по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме либо в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия) | Постоянно | Территориальные органы Ростехнадзора, Управление горного надзора Ростехнадзора (контакты должностных лиц, оказывающих консультирование, размещены на официальных сайтах территориальных органов Ростехнадзора, а также на сайте Ростехнадзора https://www.gosnadzor.ru/) | Статья 50 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ Пункты 49-55 Положения о лицензировании деятельности, связанной с обращением взрывчатых материалов промышленного назначения |
Территориальные органы Ростехнадзора на основании перечня профилактических мероприятий, приведенных в таблице N 3, разрабатывают и утверждают графики реализации профилактических мероприятий, в которых определяют ответственные структурные подразделения и должностных лиц территориальных управлений Ростехнадзора, ответственных за их реализацию.
Федеральный государственный лицензионный контроль (надзор) за деятельностью, связанной с обращением взрывчатых материалов промышленного назначения, осуществляется посредством профилактики нарушений обязательных требований, организации и проведения контрольных (надзорных) мероприятий, принятия мер по пресечению, предупреждению и (или) устранению выявленных нарушений обязательных требований. Ключевые показатели эффективности и результативности профилактических мероприятий (информирование, обобщение правоприменительной практики, объявление предостережений, консультирование, профилактический визит) рассчитываются согласно графикам реализации программы профилактики и применяются для сравнительной оценки эффективности работы территориальных органов, направленной на пресечение, предупреждение или устранение выявленных нарушений обязательных требований, на снижение уровня аварийности и травматизма.
Показатели результативности и эффективности программы профилактики определяются исходя из перечня профилактических мероприятий (таблица N 3), установленных Положением о лицензировании деятельности, связанной с обращением взрывчатых материалов промышленного назначения.
Показатели результативности и эффективности программы профилактики представлены в таблице N 4.
Таблица N 4
Наименование показателя | 2023 г. | 9 мес. 2024 г. | Прогнозное значение на 2025 г. |
---|---|---|---|
Информация, размещённая на официальном сайте Ростехнадзора и официальных сайтах территориальных органов Ростехнадзора | 36 | 24 | 35 |
Наименование показателя | 2023 г. | 9 мес. 2024 г. | Прогнозное значение на 2025 г. |
---|---|---|---|
Количество докладов о правоприменительной практике, размещенных на официальном сайте контрольного (надзорного) органа, ед. | 13 | 12 | 15 |
Наименование показателя | 2023 г. | 9 мес. 2024 г. | Прогнозное значение на 2025 г. |
---|---|---|---|
Количество объявленных предостережений, ед. | 12 | 20 | 20 |
Наименование показателя | 2023 г. | 9 мес. 2024 г. | Прогнозное значение на 2025 г. |
---|---|---|---|
Количество предоставленных консультаций, ед. | 104 | 147 | 150 |
Наименование показателя | 2023 г. | 9 мес. 2024 г. | Прогнозное значение на 2025 г. |
---|---|---|---|
Количество проведённых профилактических визитов, ед. | 55 | 41 | 60 |