Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее - Департамент), рассмотрев обращение ООО по вопросу применения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) в части указания товарного знака в заявке участника закупки, сообщает следующее.
Положениями пунктов 11 8 и 12 5 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 14.09.2018 N 194н, предусмотрено, что Минфином России не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, толкование норм, терминов и понятий по обращениям, а также не рассматриваются по существу обращения по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Вместе с тем в рамках установленной компетенции Департамент полагает возможным отметить следующее.
Согласно подпункту "а" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона N 44-ФЗ для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом N 44-ФЗ, должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки, в том числе характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 Закона N 44-ФЗ, товарный знак (при наличии у товара товарного знака).
При этом информация о товаре, предусмотренная подпунктом "а" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона N 44-ФЗ, указывается в заявке с учетом положений части 2 статьи 43 Закона N 44-ФЗ.
В соответствии с пунктом 31 дополнительных требований к операторам электронных площадок, операторам специализированных электронных площадок и функционированию электронных площадок, специализированных электронных площадок, утвержденных Постановлением N 656 1, при формировании предложения в отношении объекта закупки, предусмотренного пунктом 2 части 1 статьи 43 Закона N 44-ФЗ, участник закупки указывает с использованием электронной площадки, специализированной электронной площадки наименование страны происхождения товара, товарный знак (при наличии у товара товарного знака), а также характеристики предлагаемого участником закупки товара в части характеристик, содержащихся в извещении об осуществлении закупки в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 42 Закона N 44-ФЗ.
Таким образом, формирование в заявке на участие в закупке информации о товарном знаке осуществляется путем указания с использованием электронной площадки соответствующего товарного знака (при наличии у товара товарного знака).
В соответствии со статьей 1477 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) на товарный знак, то есть на обозначение, служащее для индивидуализации товаров, признается исключительное право, удостоверяемое свидетельством на товарный знак (статья 1481 ГК РФ).
Положениями статьи 1481 ГК РФ установлено, что на товарный знак, зарегистрированный в Государственном реестре товарных знаков, выдается свидетельство на товарный знак. Свидетельство на товарный знак удостоверяет приоритет товарного знака и исключительное право на товарный знак в отношении товаров, указанных в свидетельстве.
При этом в качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации (пункт 1 статьи 1482 ГК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 1503 ГК РФ в Государственный реестр товарных знаков вносятся товарный знак, сведения о правообладателе, дата приоритета товарного знака, перечень товаров, для индивидуализации которых зарегистрирован товарный знак, дата его государственной регистрации, другие сведения, относящиеся к регистрации товарного знака, а также последующие изменения этих сведений.
Таким образом, информация о товарном знаке, сведения о правообладателе, перечень товаров, для индивидуализации которых зарегистрирован товарный знак, дата его государственной регистрации, другие сведения, относящиеся к регистрации товарного знака, размещена и содержится в открытом доступе в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации.
Необходимо отметить, что при рассмотрении заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению, в том числе на основании пункта 8 части 12 статьи 48 Закона N 44-ФЗ, в случае выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке.
При этом комиссия по осуществлению закупок самостоятельно принимает решение о допуске или об отклонении заявок, руководствуясь извещением об осуществлении закупки и Законом N 44-ФЗ. Отклонение заявок по иным основаниям, не предусмотренным Законом N 44-ФЗ, не допускается.
Принимая во внимание требования к содержанию заявок на участие в закупках, положения части 1 статьи 34 Закона N 44-ФЗ о заключении контракта на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки и заявкой участника закупки, а также невозможность изменения существенных условий заключенного контракта (за исключением исчерпывающего перечня случаев), в заключаемый контракт включается информация о конкретном товаре, предлагаемом участником закупки, в том числе информация о товарном знаке.
Следовательно, исполнение контракта должно происходить на условиях, установленных контрактом в соответствии с извещением об осуществлении закупки, а также заявкой участника закупки, с которым заключается контракт.
Для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с Законом N 44-ФЗ (часть 3 статьи 94 Закона N 44-ФЗ).
Таким образом, при приемке поставленного товара проверяется соответствие количества, комплектности, а также характеристик поставляемого товара, требованиям, установленным контрактом.
Следует отметить, что в соответствии с частью 9 статьи 95 Закона N 44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Департамент обращает внимание, что Минфин России не обладает ни надзорными, ни контрольными функциями и (или) полномочиями в отношении осуществляемых закупок, в связи с чем не вправе рассматривать вопрос о правомерности совершенных и (или) совершаемых действий участниками контрактной системы в сфере закупок.
Вывод о наличии либо отсутствии признаков нарушения Закона N 44-ФЗ возможно сделать при осуществлении контрольных мероприятий в каждом конкретном случае, исходя из всех обстоятельств дела.
------------------------------
1Постановление Правительства Российской Федерации от 08.06.2018 N 656 "О требованиях к операторам электронных площадок, операторам специализированных электронных площадок, электронным площадкам, специализированным электронным площадкам и функционированию электронных площадок, специализированных электронных площадок, подтверждении соответствия таким требованиям, об утрате юридическим лицом статуса оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки".
------------------------------
Заместитель |
Н.В. Конкина |
Минфин разъяснил:
- в каком порядке следует указывать товарный знак в заявке участника закупки;
- где можно найти информацию о товарном знаке, правообладателе и др.
Письмо Минфина России от 23 декабря 2024 г. N 24-06-09/129813 "О рассмотрении обращения"
Опубликование:
-