Исходя из Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ), при оказании аудиторских услуг или осуществлении от имени или по поручению клиента "контролируемых" сделок аудиторские организации (индивидуальные аудиторы) обязаны направлять соответствующую информацию (уведомлять) в Росфинмониторинг. В свою очередь, Росфинмониторинг полномочен направлять запросы аудиторским организациям (индивидуальным аудиторам).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2025 г. N 131 утверждена новая редакция Правил передачи информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу адвокатами, доверительными собственниками (управляющими) иностранной структуры без образования юридического лица, исполнительными органами личного фонда (кроме наследственного фонда), в том числе международного личного фонда (кроме международного наследственного фонда), лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, лицами, осуществляющими майнинг цифровой валюты (в том числе участниками майнинг-пула), лицами, организующими деятельность майнинг-пула, нотариусами, аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами и направления Федеральной службой по финансовому мониторингу запросов указанным лицам (ранее - Правила передачи информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу адвокатами, нотариусами, доверительными собственниками (управляющими) иностранной структуры без образования юридического лица, исполнительными органами личного фонда, имеющего статус международного фонда (кроме международного наследственного фонда), лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2021 г. N 569).
Основными новациями Правил являются:
1) уточнены формы представления информации аудиторскими организациями (индивидуальными аудиторами) в Росфинмониториг: о подозрительной операции или сделке аудируемого лица (клиента); о подозрительной деятельности (совокупности операций и (или) сделок и (или) действий аудируемого лица (клиента), связанных с проведением операций и (или) сделок) аудируемого лица (клиента) (ранее - о подозрительных сделках или финансовых операциях аудируемого лица (клиента);
2) установлен порядок направления запросов аудиторским организациям (индивидуальным аудиторам) Росфинмониторингом (ранее - порядок не формулировался):
- цели запросов: проверка достоверности информации, получаемой Росфинмониторингом, выявление операций и сделок, имеющих признаки связи с ОД/ФТ;
- запросы направляются: в электронной форме с использованием личного кабинета и подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью; в электронной форме с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)"; в письменном виде;
- формат и структура запроса, а также перечень должностных лиц Росфинмониторинга, имеющих право направлять запросы, определяются Росфинмониторингом;
3) установлен порядок представления аудиторской организацией (индивидуальным аудитором) информации об операциях и сделках клиентов и о бенефициарных владельцах клиентов по запросу Росфинмониторинга (ранее - порядок не формулировался):
- информация представляется: в электронной форме с использованием личного кабинета и подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью; на цифровом носителе с сопроводительным письмом; с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)";
- информация (в том числе об отсутствии запрашиваемой информации) представляется: в течение 5 рабочих дней со дня получения запроса Росфинмониторинга (может быть увеличен, но не более чем на 5 рабочих дней); в течении 12 часов с момента получения электронного запроса Росфинмониторинга с пометкой "срочно" (направляется в отношении не более 3 клиентов за период, не превышающий 3 лет, предшествующих дате направления запроса);
- факт передачи аудиторской организацией (индивидуальным аудитором) информации по запросу Росфинмониторинга не подлежит разглашению клиентам и иным лицам;
4) установлен способ подтверждения получения или отказа в приеме информации Росфинмониторингом, а также аудиторской организацией (индивидуальным аудитором) запросов Росфинмониторинга: квитанция, являющаяся технологическим электронным документом; формат и структура, порядок формирования и направления квитанций, определяются Росфинмониторингом (ранее - такой способ подтверждения получения или отказа в приеме информации не предусматривался).
Постановление Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2025 г. N 131 вступило в силу 22 февраля 2025 г. Новая редакция Правил заменяет аналогичный документ, который был утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2021 г. N 569, и применялся до 21 февраля 2025 г.
Департамент регулирования бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности Минфина России |
При оказании аудиторских услуг или осуществлении от имени или по поручению клиента "контролируемых" сделок аудиторские организации и индивидуальные аудиторы (далее - аудиторы) обязаны подавать соответствующие данные в Росфинмониторинг. В свою очередь, ведомство может направлять запросы аудиторам.
С 22 февраля 2025 г. действуют новые правила передачи информации в Службу в "антиотмывочных" целях. Их основные новации:
- уточнены формы представления сведений аудиторами в т. ч. о подозрительной операции или сделке клиента; о подозрительной деятельности (совокупности операций, сделок и (или) действий клиента, связанных с проведением операций и (или) сделок);
- установлен порядок направления запросов Росфинмониторингом;
- определен алгоритм представления аудиторами данных об операциях и сделках клиентов, а также о бенефициарных владельцах клиентов по запросу Службы;
- установлен способ подтверждения получения или отказа в приеме данных Росфинмониторингом и запросов ведомства аудиторами - квитанция, являющаяся технологическим электронным документом. Ее формат, структуру, порядок формирования и направления определяет Служба.