Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей А.Ю. Бушева, Л.М. Жарковой, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, М.Б. Лобова, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, В.А. Сивицкого,
заслушав сообщение судьи А.Н. Кокотова, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение жалобы общества с ограниченной ответственностью "Нижегородская эксплуатационная сетевая компания",
установил:
1. Общество с ограниченной ответственностью "Нижегородская эксплуатационная сетевая компания" (далее также - ООО "НЭСК") оспаривает конституционность части 6 статьи 17 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении", согласно которой собственники или иные законные владельцы тепловых сетей не вправе препятствовать передаче по их тепловым сетям тепловой энергии потребителям, теплопотребляющие установки которых присоединены к таким тепловым сетям, а также требовать от потребителей или теплоснабжающих организаций возмещения затрат на эксплуатацию таких тепловых сетей до установления тарифа на услуги по передаче тепловой энергии по таким тепловым сетям.
Как следует из представленных материалов, ООО "НЭСК" является собственником подземных тепловых сетей протяженностью 1754 м. Указанные сети присоединены к системе теплоснабжения многоквартирных домов и используются теплоснабжающей организацией для обеспечения тепловой энергией собственников помещений в этих многоквартирных домах. Заявитель оказывал услуги по транспортировке тепловой энергии от теплоснабжающей организации к потребителям на возмездной основе в соответствии с установленными для него тарифами. Действие этих тарифов было прекращено с 1 сентября 2022 года решением региональной службы по тарифам Нижегородской области от 30 августа 2022 года, принятым во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2021 года N 2033 об изменении Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2012 года N 808, ввиду несоответствия ООО "НЭСК" критериям отнесения владельцев объектов тепловых сетей к теплосетевым организациям. С этого дня теплоснабжающая организация перестала вносить ООО "НЭСК" плату за оказание ей соответствующих услуг.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 4 декабря 2023 года с ООО "НЭСК" за потери тепловой энергии в его тепловой сети в пользу теплоснабжающей организации взыскана задолженность. В рамках этого же дела был рассмотрен встречный иск ООО "НЭСК" о взыскании с теплоснабжающей организации неосновательного обогащения в размере платы за транспортировку тепловой энергии по принадлежащим ООО "НЭСК" теплосетям.
Удовлетворяя требования теплоснабжающей организации и отклоняя встречный иск, суд исходил из того, что для ООО "НЭСК" не был установлен тариф на услуги по передаче тепловой энергии, при этом - в силу части 6 статьи 17 Федерального закона "О теплоснабжении" - ООО "НЭСК" не вправе препятствовать передаче по его тепловым сетям тепловой энергии потребителям, а также требовать от потребителей или теплоснабжающих организаций возмещения затрат на эксплуатацию таких тепловых сетей.
С этим выводом согласились суды апелляционной и кассационной инстанций (постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 27 февраля 2024 года; постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 5 июня 2024 года). Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 9 сентября 2024 года заявителю отказано в передаче кассационной жалобы на указанные судебные акты для ее рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
По мнению заявителя, оспариваемое законоположение не соответствует статьям 8, 34 и 35 Конституции Российской Федерации в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования по смыслу, придаваемому ему правоприменительной практикой, не позволяет собственникам тепловых сетей, к которым технически присоединены теплопотребляющие установки потребителей, требовать от теплоснабжающей организации или указанных потребителей возмещения затрат на обеспечение транспортировки тепловой энергии и извлекать прибыль из указанной деятельности до установления тарифа на услуги по передаче тепловой энергии по таким тепловым сетям. Кроме этого, ООО "НЭСК" просит Конституционный Суд Российской Федерации отменить судебные акты, принятые по делу с его участием.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
2.1. Конституция Российской Федерации, гарантируя в интересах обеспечения согласия и справедливости свободу экономической деятельности, устанавливает право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, право иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (преамбула, статья 8, часть 1; статья 34, часть 1; статья 35, часть 2).
В случае необходимости защиты общих (общественных) интересов в той или иной сфере федеральный законодатель вправе использовать в регулировании соответствующих отношений сочетание частноправовых и публично-правовых элементов, которое наиболее эффективным образом будет обеспечивать взаимодействие частных и публичных интересов в данной сфере. Располагая при этом широкой свободой усмотрения в выборе правовых средств, он вместе с тем связан конституционно-правовыми пределами использования публично-правовых начал, определяемыми статьями 7, 8, 17 (часть 3) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 11 февраля 2021 года N 184-О).
Часть 1 статьи 3 Федерального закона "О теплоснабжении" определяет общие принципы организации отношений в сфере теплоснабжения, в частности обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов, обеспечение энергетической эффективности теплоснабжения и потребления тепловой энергии с учетом требований, установленных федеральными законами, соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей, обеспечение экономически обоснованной доходности текущей деятельности теплоснабжающих организаций и используемого при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения инвестированного капитала, а также обеспечение безопасной эксплуатации объектов теплоснабжения (пункты 1, 2, 5, 6 и 9).
Данный Федеральный закон предусматривает также основные принципы регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, к которым в том числе отнесены обеспечение экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя, а также обеспечение достаточности средств для финансирования мероприятий по надежному функционированию и развитию систем теплоснабжения (пункты 2 и 3 части 1 статьи 7). Часть 6 его статьи 17, подлежащая применению с учетом названных принципов и действующая в системе правового регулирования, предполагает, в частности, что оказание услуг по передаче тепловой энергии и теплоносителя относится к регулируемому виду деятельности в сфере теплоснабжения, при осуществлении которого расчеты за товары, услуги в сфере теплоснабжения осуществляются по регулируемым государством ценам (тарифам) (пункт 18 статьи 2, пункт 6 части 1 статьи 8, часть 5 статьи 17 данного Федерального закона), имеющим экономическое обоснование на момент утверждения.
2.2. В целях оптимизации процессов обеспечения надежности и безопасной эксплуатации систем теплоснабжения, централизованных систем горячего, холодного водоснабжения и водоотведения, доведения сетевых объектов до нормативного состояния, инвестирования в их модернизацию (реконструкцию) посредством консолидации активов мелких, формальных теплосетевых организаций и исключения неэффективного расходования тарифной выручки лицами, для которых транспортировка тепловой энергии, теплоносителя не является профильным видом деятельности, Правила организации теплоснабжения в Российской Федерации были дополнены применяемыми с 1 сентября 2022 года критериями отнесения собственников или иных владельцев тепловых сетей к теплосетевым организациям (пункты 56.1 и 56.2).
Одновременно в Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года N 1075, были внесены положения, согласно которым тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя организациям, не соответствующим критериям отнесения собственников или иных законных владельцев тепловых сетей к теплосетевым организациям, не устанавливаются; указанные тарифы, установленные таким организациям, не применяются ими и подлежат отмене органами регулирования с 1 сентября 2022 года (абзацы второй и третий пункта 6).
Часть 6 статьи 17 Федерального закона "О теплоснабжении" запрещает владельцам тепловых сетей препятствовать передаче по их тепловым сетям тепловой энергии потребителям, теплопотребляющие установки которых присоединены к таким тепловым сетям, а также требовать от потребителей или теплоснабжающих организаций возмещения затрат на эксплуатацию таких тепловых сетей до установления тарифа на услуги по передаче тепловой энергии по таким тепловым сетям. При этом если тариф на услуги по передаче тепловой энергии для теплосетевой (теплоснабжающей) организации установлен с учетом затрат на оплату нормативных потерь тепловой энергии (теплоносителя), возникающих в используемых ею тепловых сетях, принадлежащих лицам, не являющимся теплосетевыми организациями, то указанные затраты не могут возлагаться на последних.
Такое правовое регулирование направлено на обеспечение баланса прав и законных интересов владельцев объектов теплоснабжения, теплоснабжающих организаций и потребителей (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 26 октября 2017 года N 2406-О, от 23 апреля 2020 года N 905-О, от 27 июня 2023 года N 1661-О и от 29 октября 2024 года N 2863-О).
Соответственно, часть 6 статьи 17 Федерального закона "О теплоснабжении" не может рассматриваться как нарушающая в обозначенном в жалобе аспекте конституционные права заявителя.
Установление же и исследование фактических обстоятельств конкретного дела, оценка доказательств, послуживших основанием для применения в нем тех или иных норм права, равно как и отмена судебных актов по делу с участием заявителя, не входят в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации, определенную в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью "Нижегородская эксплуатационная сетевая компания", поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 13 марта 2025 г. N 599-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью "Нижегородская эксплуатационная сетевая компания" на нарушение его конституционных прав частью 6 статьи 17 Федерального закона "О теплоснабжении"
Опубликование:
сайт Конституционного Суда Российской Федерации (ksrf.ru)
-