Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары

Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 15 июня 2017 г. N Ф07-5761/17 по делу N А13-11086/2016

 

15 июня 2017 г.

Дело N А13-11086/2016

 

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Бурматовой Г.Е., судей Журавлевой О.Р., Корабухиной Л.И.,

при участии от Центральной акцизной таможни Гандыжалиевой М.Б. (доверенность от 30.09.2016 N 05-23/17216),

рассмотрев 08.06.2017 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Завод деревообрабатывающих машин" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 22.12.2016 (судья Селиванова Ю.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.03.2017 (судьи Мурахина Н.В., Докшина А.Ю., Осокина Н.Н.) по делу N А13-11086/2016,

установил:

Центральная акцизная таможня, место нахождения: 109240, Москва, Яузская улица, дом 8, ОГРН 1027700552065, ИНН 7703166563 (далее - Таможня), обратилась в Арбитражный суд Вологодской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Завод деревообрабатывающих машин", место нахождения: 160012, город Вологда, Промышленная улица, дом 5, ОГРН 1143525018801, ИНН 3525334175 (далее - ООО "ЗДМ"), о взыскании 5 250 000 руб. неуплаченного утилизационного сбора.

Решением суда первой инстанции от 22.12.2016, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 07.03.2017, требования Таможни удовлетворены в полном объеме.

В кассационной жалобе ООО "ЗДМ", ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, просит отменить решение от 22.12.2016 и постановление от 07.03.2017 и принять новый судебный акт - об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

По мнению подателя кассационной жалобы, судами первой и апелляционной инстанций не учтено, что у ООО "ЗДМ" не возникла обязанность по уплате спорного утилизационного сбора, поскольку контракт на приобретение декларируемого товара заключен и оплата его произведена до вступления в законную силу постановления Правительства Российской Федерации от 06.02.2016 N 81 "Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 81), утвердившего Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора.

В отзыве на кассационную жалобу Таможня, считая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, просит оставить их без изменения, а жалобу ООО "ЗДМ" - без удовлетворения.

В судебном заседании представитель Таможни возражал против удовлетворения жалобы.

ООО "ЗДМ", надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в заседание кассационной инстанции не направило, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, ООО "ЗДМ" 25.02.2016 по декларации на товары N 10009193/250216/0000730 на Северо-Западном акцизном таможенном посту Таможни задекларировало товар - автопогрузчик с вилочным захватом на колесном ходу, марка "SMV 8TON 600 ММ", 1983 года выпуска, серийный номер 1641, двигатель дизельный, модель "VOLVO TD 60D", номер 51544/222004, объем - 5480 куб. см, мощность - 108 кВт/147 л.с., код ТН ВЭД ЕАС - 8427201909, страна происхождения - Швеция.

Указанный товар 26.02.2016 выпущен Таможней в соответствии с заявленной процедурой выпуска для внутреннего потребления.

На момент выпуска товара ООО "ЗДМ" не представило Таможне информацию об уплате утилизационного сбора в отношении указанного товара.

Таможня письмом от 05.04.2016 N 45-14-09/1663 известило ООО "ЗДМ" о необходимости уплаты 5 250 000 руб. утилизационного сбора. Письмо получено обществом 11.04.2016.

Неисполнение ООО "ЗДМ" указанного требования послужило основанием для обращения Таможни в суд с рассматриваемым иском.

Суды первой и апелляционной инстанций, изучив материалы дела и оценив их по правилам статьи 71 АПК РФ, пришли к выводу об обоснованности требований Таможни, поскольку ООО "ЗДМ" не исполнило возложенную на него обязанность по уплате утилизационного сбора.

Суд кассационной инстанции, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) за каждое колесное транспортное средство (шасси), ввозимое в Российскую Федерацию или произведенное, изготовленное в Российской Федерации, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации колесных транспортных средств (шасси), с учетом их технических характеристик и износа.

Утилизационный сбор - это особый вид обязательного платежа, введенный в Российской Федерации в развитие постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 1194 "О стимулировании приобретения новых автотранспортных средств взамен вышедших из эксплуатации и сдаваемых на утилизацию, а также по созданию в Российской Федерации системы сбора и утилизации вышедших из эксплуатации автотранспортных средств", основной целью которого является обеспечение экологической безопасности. Из анализа законодательства Российской Федерации в рассматриваемой сфере правоотношений следует, что по своей сути утилизационный сбор призван компенсировать трудоемкость самой утилизации, ее стоимость и экологический вред, который в данном случае наносит транспортное средство.

Пунктом 3 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ определены плательщики утилизационного сбора: это лица, которые осуществляют ввоз транспортного средства в Российскую Федерацию; осуществляют производство, изготовление транспортных средств на территории Российской Федерации; приобрели транспортные средства на территории Российской Федерации у лиц, не уплачивающих утилизационного сбора в соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 6 названной статьи, или у лиц, не уплативших данного сбора в нарушение установленного порядка.

Порядок взимания утилизационного сбора (в том числе порядок его исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора), а также размеры утилизационного сбора и порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты утилизационного сбора в бюджет Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Виды и категории колесных транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, определены Правилами взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств и шасси, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора (далее - Правила), утвержденными Постановлением N 81.

В пункте 7 Правил установлено, что на бланке паспорта транспортного средства, оформляемого на выпускаемое в обращение транспортное средство, в отношении которого осуществляется уплата утилизационного сбора, проставляется отметка об уплате утилизационного сбора.

В разделе II Правил определен порядок взимания утилизационного сбора Федеральной таможенной службой в части его исчисления и уплаты (пункты 11 - 14).

Согласно пункту 11 Правил для подтверждения правильности исчисления суммы утилизационного сбора плательщик представляет в таможенный орган в том числе и расчет суммы утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств, а также копии платежных документов об уплате утилизационного сбора.

После проверки правильности исчисления суммы утилизационного сбора и ее поступления по соответствующему коду бюджетной классификации на счет органа Федерального казначейства таможенный орган проставляет на бланках паспортов, оформляемых в отношении транспортных средств, в отношении которых уплачен утилизационный сбор, отметку об уплате утилизационного сбора (пункт 12 названного Правил).

Суд кассационной инстанции, проанализировав вышеприведенные нормативные акты, приходит к выводу, что под "ввозимым транспортным средством в Российскую Федерацию" (статье 24.1 Закона N 89-ФЗ) следует понимать не транспортное средство, которое фактически пересекло Государственную границу Российской Федерации, а выпущенное в обращение (с целью эксплуатации) на территории Российской Федерации согласно заявленному таможенному режиму (исходя из целей и задач в рассматриваемой сфере правоотношений). Таким образом, обязанность по уплате утилизационного сбора возникла у декларанта в момент выпуска автопогрузчика Таможней в свободное обращение. Следовательно, и утилизационный сбор подлежал расчету на момент указанного выпуска (26.02.2016). Иное противоречило бы требованиям Закона N 89-ФЗ и преследуемым законодателем целям обеспечения экологической безопасности и уменьшения экологического ущерба от эксплуатации транспортного средства.

Таким образом, подлежит отклонению довод подателя кассационной жалобы, что расчет утилизационного сбора привязан к дате заключения контракта на приобретение декларируемого товара и его оплаты.

Согласно пункту 2 Постановления N 81 положения указанных выше Правил вступили в силу со дня официального опубликования Постановления N 81.

Первоначальный текст документа опубликован 10.02.2016 в издании "Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru."

Таким образом на момент декларирования автопогрузчика (25.02.2016) и выпуска его Таможней в обращение на территории Российской Федерации (26.02.2016) Постановление N 81 вступило в силу и, соответственно, утилизационный сбор подлежит расчету на основании утвержденных Правил.

Задекларированный по ДТ автопогрузчик с вилочным захватом на колесном ходу, классифицируемый в товарной подсубпозиции 8427 20 1909, включен в раздел Перечня VI "Погрузчики, классифицируемые по кодам 8429 51, 8427 20".

Доводов, опровергающих выводы судов относительно размера утилизационного сбора, кассационная жалоба не содержит.

Поскольку суды при рассмотрении настоящего дела правильно применили нормы материального права, а выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах, соответствуют обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, основания для их отмены и удовлетворения жалобы отсутствуют.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Вологодской области от 22.12.2016 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.03.2017 по делу N А13-11086/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Завод деревообрабатывающих машин" - без удовлетворения.

 

Председательствующий

Г.Е. Бурматова

 

Судьи

Г.Е. Бурматова
О.Р. Журавлева
Л.И. Корабухина

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

"Суд кассационной инстанции, проанализировав вышеприведенные нормативные акты, приходит к выводу, что под "ввозимым транспортным средством в Российскую Федерацию" (статье 24.1 Закона N 89-ФЗ) следует понимать не транспортное средство, которое фактически пересекло Государственную границу Российской Федерации, а выпущенное в обращение (с целью эксплуатации) на территории Российской Федерации согласно заявленному таможенному режиму (исходя из целей и задач в рассматриваемой сфере правоотношений). Таким образом, обязанность по уплате утилизационного сбора возникла у декларанта в момент выпуска автопогрузчика Таможней в свободное обращение. Следовательно, и утилизационный сбор подлежал расчету на момент указанного выпуска (26.02.2016). Иное противоречило бы требованиям Закона N 89-ФЗ и преследуемым законодателем целям обеспечения экологической безопасности и уменьшения экологического ущерба от эксплуатации транспортного средства.

...

Согласно пункту 2 Постановления N 81 положения указанных выше Правил вступили в силу со дня официального опубликования Постановления N 81.

Первоначальный текст документа опубликован 10.02.2016 в издании "Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru."

Таким образом на момент декларирования автопогрузчика (25.02.2016) и выпуска его Таможней в обращение на территории Российской Федерации (26.02.2016) Постановление N 81 вступило в силу и, соответственно, утилизационный сбор подлежит расчету на основании утвержденных Правил."