Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 23 октября 2017 г. N Ф07-9040/17 по делу N А42-8769/2016

Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 23 октября 2017 г. N Ф07-9040/17 по делу N А42-8769/2016

 

23 октября 2017 г.

Дело N А42-8769/2016

 

Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября 2017 года.

Полный текст постановления изготовлен 23 октября 2017 года.

 

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сергеевой И.В., судей Кадулина А.В., Ракчеевой М.А.,

при участии от общества с ограниченной ответственностью "Причал" Симакова М.В. (доверенность от 22.05.2015),

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республике Карелия на решение Арбитражного суда Мурманской области от 10.03.2017 (судья Кушниренко В.Н.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2017 (судьи Жиляева Е.В., Кашина Т.А., Тимухина И.А.) по делу N А42-8769/2016,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Причал", место нахождения: 183001, Мурманская обл., г. Мурманск, Траловая ул., д. 2, ОГРН 1075190014426, ИНН 5190167759 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании незаконным изложенного в письме от 03.11.2016 N 6620 решения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области (в настоящее время Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республике Карелия), место нахождения: 183006, Мурманская обл., г. Мурманск, Пушкинская ул., д. 12, ОГРН 1105190003049, ИНН 5190915348 (далее - Управление Росимущества), о возвращении заявления Общества от 21.10.2016 о предоставлении в собственность земельного участка площадью 8441 кв. м с кадастровым номером 51:20:0001054:942, расположенного по адресу: Мурманская обл., г. Мурманск, Траловая ул.; обязании Управления Росимущества в месячный срок со дня вступления в законную силу решения суда принять решение о предоставлении Обществу в собственность за плату указанного земельного участка, подготовить и направить Обществу проект договора купли-продажи участка по цене, определяемой в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации датой продажи не позднее 24.11.2016.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное агентство морского и речного транспорта, место нахождения: 125993, Москва, ул. Петровка, д. 3/6, ОГРН 1047796291950, ИНН 7707516988 (далее - Росморречфлот).

Решением от 10.03.2017 заявленные требования удовлетворены.

Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2017 данное решение оставлено без изменения.

Управление Росимущества в кассационной жалобе просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. По мнению подателя жалобы, исходя из норм Федерального закона "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон о морских портах) и Положения о Федеральном агентстве морского и речного транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2004 N 371 (в редакции постановления от 30.04.2013 N 388) (далее - Положение о Росморречфлоте), полномочия собственника в отношении спорного земельного участка, расположенного в границах морского порта Мурманск, в том числе и по предоставлению его в собственность, осуществляет Росморречфлот; Управление Росимущества возвратило заявление Общества на основании пункта 3 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации и не рассматривало его по существу; до государственной регистрации права собственности Российской Федерации на испрашиваемый земельный участок отсутствуют основания для распоряжения этим участком и предоставления его в собственность Обществу.

Общество в отзыве на кассационную жалобу просит отказать в ее удовлетворении, считая доводы кассационной жалобы основанными на неверном толковании норм материального права; соглашаясь с выводами судов в части распределения полномочий между федеральными органами исполнительной власти при распоряжении земельными участками в границах морских портов и об отсутствии препятствий для заключения с Обществом договора купли-продажи испрашиваемого земельного участка.

Определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 05.09.2017 рассмотрение кассационной жалобы было отложено на 15 час. 30 мин. 17 октября 2017 года.

После отложения кассационная жалоба рассматривается тем же составом суда.

В судебном заседании представитель Общества против удовлетворения жалобы возражал по мотивам, изложенным в отзыве.

Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, Общество является собственником объектов недвижимости - судоремонтных причалов N 16, 17, находящихся по адресу: Мурманская обл., г. Мурманск, Траловая ул., д. 2.

Указанные объекты располагались на земельном участке общей площадью 81 110 кв. м с кадастровым номером 51:20:0001054:50, который использовался Обществом по договору от 05.06.2012 N 10965, заключенному с администрацией города Мурманска, аренды с множественностью лиц на стороне арендатора.

Названный земельный участок расположен в границах морского порта Мурманск. 21.07.2016 в отношении данного земельного участка зарегистрировано право собственности Российской Федерации.

Впоследствии из земельного участка с кадастровым номером 51:20:0001054:50 образованы земельные участки с кадастровыми номерами 51:20:0001054:941, 51:20:0001054:942, 51:20:0001054:943, 51:20:0001054:944, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости 23.08.2016.

В результате раздела земельного участка с кадастровым номером 51:20:0001054:50 судоремонтные причалы N 16, 17, принадлежащие Обществу, оказались расположенными на земельном участке площадью 8441 кв. м с кадастровым номером 51:20:0001054:942.

Общество обратилось в Управление Росимущества с заявлением от 21.10.2016 о предоставлении названного участка, занятого принадлежащими ему причалами N 16, 17, в собственность без проведения торгов.

Письмом от 03.11.2016 N 6620 Управление Росимущества со ссылкой на пункт 3 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации возвратило заявление Обществу без рассмотрения в связи с тем, что на испрашиваемый участок не зарегистрировано право собственности Российской Федерации, полномочия по распоряжению указанным участком, в том числе по его предоставлению, осуществляет Росморречфлот.

Общество, считая, что заявление было подано им в уполномоченный орган, препятствий для предоставления земельного участка в собственность не имелось, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Кодекса.

В силу пункта 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено данной статьей или другими федеральными законами, граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеют исключительное право на приобретение таких земельных участков в собственность или в аренду.

Согласно пункту 2 статьи 27 Кодекса земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. В силу подпункта 7 пункта 5 названной статьи к ограниченным в обороте относятся находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предназначенные для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации (размещения) объектов морского транспорта.

Частью 3 статьи 28 Закона о морских портах установлен запрет на предоставление земельных участков в границах морского порта индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам в собственность, за исключением случаев, установленных частью 4 данной статьи. Согласно названной норме в частной собственности могут находиться земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для осуществления деятельности в морском порту и принадлежащими на праве собственности индивидуальным предпринимателям или юридическим лицам.

Согласно статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 Кодекса.

Порядок предоставления в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов определен статьей 39.14 названного Кодекса.

Последовательность действий, которые должен совершить уполномоченный орган в случае поступления заявления о предоставлении земельного участка без проведения торгов, установлена статьей 39.17 Кодекса. Согласно пункту 3 данной статьи в течение десяти дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган возвращает это заявление заявителю, если оно не соответствует положениям пункта 1 названной статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены все необходимые документы. В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления уполномоченный орган обязан совершить одно из трех перечисленных в пункте 5 той же статьи действий: подготовить проект соответствующего договора и направить его для подписания заявителю; принять решение о предоставлении земельного участка; принять решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии предусмотренных статьей 39.16 Кодекса оснований.

Как видно из оспариваемого решения Управления Росимущества, в данном случае причиной возвращения заявления послужило обращение не к тому органу, который уполномочен на предоставление в собственность коммерческой организации земельного участка в границах морского порта, а также отсутствие государственной регистрации права собственности Российской Федерации на испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером 51:20:0001054:942.

Суды, тщательно проанализировав Положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Положение о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области, утвержденное приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 29.09.2009 N 278, Положение о Росморречфлоте, сопоставив конкретные полномочия, предоставленные соответствующим федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим определенные функции в определенной сфере деятельности, правомерно пришли к выводу, что заявление о предоставлении в собственность земельного участка, находящегося в границах морского порта Мурманск, было подано Обществом в надлежащий уполномоченный орган.

Отсутствие государственной регистрации права собственности Российской Федерации на испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером 51:20:0001054:942 при наличии на момент подачи Обществом заявления зарегистрированного права собственности Российской Федерации на исходный земельный участок с кадастровым номером 51:20:0001054:50 и с учетом положений пункта 2 статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации также не могло служить препятствием для рассмотрения по заявлению Общества вопроса о предоставлении ему земельного участка в собственность.

При таких обстоятельствах суды правомерно признали оспариваемое решение Управления Росимущества, оформленное письмом от 03.11.2016 N 6620, незаконным.

Вместе с тем при определении способа устранения допущенных нарушений прав и законных интересов Общества судами, возложившими на Управление Росимущества обязанность принять решение о предоставлении Обществу в собственность за плату спорного земельного участка, подготовить проект договора купли-продажи и направить его заявителю с предложением заключить договор, не учтено следующее.

По смыслу положений статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации действия, которые суд обязал совершить Управление Росимущества, уполномоченный орган должен совершить по результатам рассмотрения поступившего заявления по существу после проверки наличия или отсутствия оснований, предусмотренных статьей 39.16 Кодекса, для отказа в предоставлении земельного участка.

Однако в данном случае Управление Росимущества возвратило заявление Общества без рассмотрения его по существу в соответствии с пунктом 3 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации по причинам, признанным судами необоснованными, в связи с чем надлежащим способом устранения допущенных нарушений прав и законных интересов Общества будет возложение на Управление Росимущества обязанности рассмотреть заявление Общества о предоставлении земельного участка и по результатам рассмотрения совершить одно из действий, указанных в пункте 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.

Принимая во внимание изложенное, обжалуемые решение и постановление в части указания на то, какие действия должно совершить Управление Росимущества для устранения допущенных им нарушений прав заявителя, подлежат изменению с изложением соответствующего абзаца резолютивной части решения в иной формулировке. В остальной части (а именно в части признания оспариваемого решения Управления Росимущества незаконным) данные судебные акты как соответствующие нормам права, установленным судами обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам должны быть оставлены без изменения.

Руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Мурманской области от 10.03.2017 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2017 по делу N А42-8769/2016 изменить, изложив третий абзац резолютивной части решения от 10.03.2017 в следующей редакции:

"Обязать Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республике Карелия устранить нарушение прав и законных интересов заявителя путем рассмотрения заявления общества с ограниченной ответственностью "Причал" от 21.10.2016 о предоставлении в собственность без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 51:20:0001054:942, расположенного по адресу: г. Мурманск, Траловая ул.; совершить по результатам рассмотрения заявления одно из действий, предусмотренных пунктом 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.".

В остальной части решение от 10.03.2017 и постановление от 21.06.2017 оставить без изменения.

 

Председательствующий

И.В. Сергеева

 

Судьи

И.В. Сергеева
А.В. Кадулин
М.А. Ракчеева

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

"Отсутствие государственной регистрации права собственности Российской Федерации на испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером 51:20:0001054:942 при наличии на момент подачи Обществом заявления зарегистрированного права собственности Российской Федерации на исходный земельный участок с кадастровым номером 51:20:0001054:50 и с учетом положений пункта 2 статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации также не могло служить препятствием для рассмотрения по заявлению Общества вопроса о предоставлении ему земельного участка в собственность.

...

По смыслу положений статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации действия, которые суд обязал совершить Управление Росимущества, уполномоченный орган должен совершить по результатам рассмотрения поступившего заявления по существу после проверки наличия или отсутствия оснований, предусмотренных статьей 39.16 Кодекса, для отказа в предоставлении земельного участка.

Однако в данном случае Управление Росимущества возвратило заявление Общества без рассмотрения его по существу в соответствии с пунктом 3 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации по причинам, признанным судами необоснованными, в связи с чем надлежащим способом устранения допущенных нарушений прав и законных интересов Общества будет возложение на Управление Росимущества обязанности рассмотреть заявление Общества о предоставлении земельного участка и по результатам рассмотрения совершить одно из действий, указанных в пункте 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации."