25 декабря 2018 г. |
Дело N А52-2731/2018 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Кудина А.Г., Савицкой И.Г.,
рассмотрев 25.12.2018 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Медпрофи" на решение Арбитражного суда Псковской области от 14.08.2018 (судья Самойлова Т.Ю.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2018 (судьи Осокина Н.Н., Алимова Е.А., Мурахина Н.В.) по делу N А52-2731/2018,
установил:
Заместитель прокурора города Великие Луки Псковской области (место нахождения: Псковская обл., г. Великие Луки, ул. Пушкина, д. 10) обратился в Арбитражный суд Псковской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Медпрофи" (место нахождения: г. Псков, ул. Рельсовая, д. 1а; ОГРН 1096027000068; ИНН 6027118882; далее - Общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда первой инстанции от 14.08.2018 заявление удовлетворено, Общество привлечено к указанной административной ответственности, ему назначено наказание в виде штрафа в размере 40 000 руб.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 25.09.2018 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить. По мнению подателя жалобы, в его действиях отсутствует состав административного правонарушения.
Жалоба рассмотрена в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Прокуратурой города Великие Луки на основании решения от 09.04.2018 N 135 в отношении Общества проведена проверка соблюдения требований законодательства Российской Федерации о здравоохранении и лицензировании по адресу: г. Великие Луки, ул. Маршала Жукова, д. 17, в ходе которой выявлено, что проводя платные медицинские освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством и на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием, оно в отсутствие соответствующей лицензии проводит осмотры врачом-терапевтом, врачом-офтальмологом, врачом-неврологом, врачом-оториноларингологом.
По факту осуществления Обществом медицинской деятельности без лицензии заместитель прокурора города Великие Луки постановлением от 13.06.2018 возбудил в отношении него дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, и обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, придя к выводу о наличии как события, так и состава административного правонарушения в действиях Общества, заявление удовлетворил.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба подлежит удовлетворению исходя из следующего.
Согласно пункту 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" медицинская деятельность (за исключением деятельности, осуществляемой медицинскими и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") подлежит лицензированию.
Положение о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291 (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 3 Положения медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.
Согласно приложению к Положению работы (услуги) по медицинскому освидетельствованию на наличие медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством, медицинскому освидетельствованию на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием, оториноларингологии (за исключением кохлеарной имплантации), офтальмологии, неврологии, функциональной диагностике, терапии, общей врачебной практике включены в перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность.
Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет административную ответственность, предусмотренную частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Требования к организации и выполнению указанных работ (услуг) в целях лицензирования установлены приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 11.03.2013 N 121н, согласно которым к данной деятельности отнесено проведение медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и медицинских экспертиз (пункт 7).
В силу пункта 4 статьи 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ) под медицинской услугой понимается медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.
Медицинское вмешательство - это выполняемые медицинским работником и иным работником, имеющим право на осуществление медицинской деятельности, по отношению к пациенту, затрагивающие физическое или психическое состояние человека и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность виды медицинских обследований и (или) медицинских манипуляций, а также искусственное прерывание беременности (пункт 5 статьи 2 Закона N 323-ФЗ).
Из системного толкования приведенных нормативных положений следует, что лицензированию подлежит медицинская деятельность в виде работ (услуг), включенных в указанный перечень, лишь в тех случаях, когда они оказываются третьим лицам как самостоятельные работы (услуги) в рамках медицинской помощи.
Как предусмотрено пунктом 3 Порядка проведения обязательного медицинского освидетельствования водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств), утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.06.2015 N 344н (далее - Порядок N 344н), медицинское освидетельствование проводится в медицинских организациях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, имеющих лицензию на медицинскую деятельность по оказанию услуг (выполнению работ) по "медицинскому освидетельствованию на наличие медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством", "оториноларингологии", "офтальмологии", "неврологии" и "функциональной диагностике", "терапии" или "общей врачебной практике (семейной медицине)".
При этом обследование врачом-психиатром и врачом-психиатром-наркологом, включая определение наличия психоактивных веществ в моче, а также качественное и количественное определение карбогидрат-дефицитного трансферрина (CDT) в сыворотке крови освидетельствуемого осуществляется в специализированных медицинских организациях государственной или муниципальной системы здравоохранения по месту его жительства, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности по оказанию услуг (выполнению работ) по "психиатрии", "психиатрическому освидетельствованию", "психиатрии-наркологии" и "лабораторной диагностике" либо "клинической лабораторной диагностике".
Медицинское освидетельствование включает в себя, в частности, осмотры врачом-терапевтом или осмотр врачом общей практики (семейным врачом), врачом-офтальмологом, врачом-неврологом, врачом-оториноларингологом (пункт 6 Порядка N 344н).
Согласно Порядку проведения медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием и химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, утвержденному приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30.06.2016 N 441н (далее - Порядок N 441н), медицинское освидетельствование проводится в медицинских и иных организациях, осуществляющих медицинскую деятельность, независимо от их организационно-правовой формы, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей выполнение работ (услуг) по "медицинскому освидетельствованию на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием", "офтальмологии" (пункт 4).
При этом в силу пунктов 5 и 6 Порядка N 441н осмотр врачом-психиатром и врачом-психиатром-наркологом при проведении медицинского освидетельствования, а также качественное и количественное определение карбогидрат-дефицитного трансферрина (CDT) в сыворотке крови освидетельствуемого, осуществляются в медицинских организациях государственной или муниципальной систем здравоохранения по месту жительства (пребывания) освидетельствуемого, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей выполнение работ (услуг) по "психиатрии", "психиатрическому освидетельствованию", "психиатрии-наркологии", "лабораторной диагностике" либо "клинической лабораторной диагностике".
Медицинское освидетельствование включает в себя, в частности, медицинский осмотр врачом-офтальмологом (пункт 7 Порядка N 441н).
По результатам медицинского освидетельствования медицинское заключение оформляется врачом-терапевтом или врачом общей практики (семейным врачом), врачом медицинской организации, в которую обратился освидетельствуемый (пункт 12 Порядка N 344н; пункт 26 Порядка N 441н).
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций установлено и материалами дела подтверждается, что Обществу в установленном порядке бессрочно выдана лицензия от 20.11.2015 N ЛО-60-01-000582 на осуществление медицинской деятельности, на основании которой оно вправе выполнять работы (услуги) по: "медицинскому освидетельствованию на наличие медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством"; "медицинскому освидетельствованию на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием".
Исходя из этого осуществление лицензиатом при проведении медицинских освидетельствований на наличие медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством и на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием осмотров врачом-терапевтом, врачом-офтальмологом, врачом-неврологом, врачом-оториноларингологом является необходимым условием осуществления медицинской деятельности в рамках проведения медицинских освидетельствований и соответствует упомянутым положениям Порядка N 344н и Порядка N 441н.
При этом доказательств оказания Обществом указанных медицинских услуг, выраженных в медицинском вмешательстве, имеющем самостоятельное законченное значение, заместитель прокурора города Великие Луки вопреки части 5 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представил.
В связи с этим выводы судов о доказанности наличия события и состава административного правонарушения в действиях Общества ошибочны.
Ссылка судов на решение Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2016 N АКПИ16-359 в рассматриваемом случае неправомерна.
Данным решением Верховный Суд Российской Федерации пункт 3 Порядка N 344н, предусматривающий, что медицинское освидетельствование проводится в медицинских организациях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, имеющих лицензию на медицинскую деятельность по оказанию услуг (выполнению работ) по "медицинскому освидетельствованию на наличие медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством", "оториноларингологии", "офтальмологии", "неврологии" и "функциональной диагностике", "терапии" или "общей врачебной практике (семейной медицине)", признан соответствующим действующему законодательству.
При этом судами не учтено, что, как следует из пункта 3 Порядка N 344н, медицинской организации достаточно иметь лицензию на один из указанных видов медицинской деятельности, а не лицензии на все перечисленные виды медицинской деятельности.
Аналогичное положение содержится в пункте 4 Порядка N 441н.
В силу пунктов 1 и 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие события или состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах у судов не имелось оснований для удовлетворения заявления о привлечении Общества к административной ответственности, а обжалуемые судебные акты подлежат отмене, как принятые с неправильным применением норм материального права.
Поскольку дополнительного выяснения фактических обстоятельств, имеющих значение для дела, не требуется, кассационная инстанция считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Псковской области от 14.08.2018 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2018 по делу N А52-2731/2018 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Председательствующий |
О.А. Алешкевич |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.