09 ноября 2022 г. |
Дело N А56-12700/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Старченковой В.В., судей Бобарыкиной О.А. и Щуриновой С.Ю.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз" Янчуковой А.В. (доверенность от 17.05.2022),
рассмотрев 09.11.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Региональная газовая компания" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.01.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2022 по делу N А56-12700/2021,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Региональная газовая компания", адрес: 170008, г. Тверь, ул. Озерная, д. 16, корп. 1, пом. V, ОГРН 1126952017048, ИНН 6950152108 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз", адрес: 197110, Санкт-Петербург, наб. Адмирала Лазарева, д. 24, лит. А, ОГРН 1025000653930, ИНН 5003021311 (далее - Газпром), о взыскании 71 492 039 руб. 91 коп. неосновательного обогащения.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечена Федеральная антимонопольная служба, адрес: 123001, Москва, Садовая-Кудринская ул., д. 11, ОГРН 1047796269663, ИНН 7703516539 (далее - Служба).
Решением суда от 19.01.2022, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2022, в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, просит отменить решение и постановление, принять новый судебный акт об удовлетворении иска. Податель жалобы указывает, что фактическая сумма понесенных им расходов в период с 01.01.2018 по 20.12.2018, связанная с эксплуатацией приобретенного в 2017 году магистрального трубопроводного транспорта газа, составила 71 492 039 руб. 91 коп. (с налогом на добавленную стоимость; далее - НДС). Данные расходы включают в себя затраты, связанные с организацией эксплуатации магистрального трубопровода. Учитывая необходимость обеспечения непрерывной транспортировки газа для нужд потребителей, единство газотранспортной системы, истец не имел возможности остановить транспортировку газа через приобретенные трубопроводы до установления договорных отношений с ответчиком и соответствующего тарифа, при этом нес расходы, связанные с эксплуатацией имущества, а потому считает, что иск подлежит удовлетворению.
В отзыве на кассационную жалобу Газпром просит оставить ее без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Газпрома не согласился с доводами, приведенными в жалобе.
Остальные участвующие в деле лица уведомлены о месте и времени рассмотрения дела, однако представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Газпромом (заказчиком) и Обществом (исполнителем) 25.08.2017 заключен договор N 1ТР-007/17 об оказании услуг по транспортировке газа по магистральным газопроводам-отводам (далее - Договор), предметом которого является подача и транспортировка газа через выход ГРС Кувшиново и газопровод-отвод "Торжок-Кувшиново" Тверская область, принадлежащие Обществу на праве собственности.
Дополнительным соглашением от 14.03.2018 N 1/18 действие Договора продлено на 2018 год.
Оказываемые исполнителем услуги по Договору до 20.12.2018 оплачивались Газпромом на основании тарифа в размере 478 руб. за 1000 куб.м газа (без НДС), утвержденного приказом Федеральной службы по тарифам от 24.12.2013 N 255-э/1 "Об утверждении тарифа на услуги по транспортировке газа по магистральному газопроводу ОАО "Региональная газовая компания".
В 2017 году Общество приобрело в собственность объекты магистрального трубопроводного транспорта газа: газопровод-отвод на газораспределительную станцию "Калинин-3", газопровод-отвод на газораспределительную станцию "Гузятино", газопровод-отвод на газораспределительную станцию "Озерки", в связи с чем обратилось в Службу с заявлением о пересмотре уровня тарифа на услуги по транспортировке газа с учетом всех объектов магистрального транспорта.
Приказом Службы от 20.11.2018 N 1608/18 "Об утверждении тарифа на услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам (газопроводам-отводам) АО "Региональная газовая компания" утвержден тариф на услуги по транспортировке газа в размере 236,16 руб. за 1000 куб.м газа (без НДС).
Датой начала действия указанного Приказа является 21.12.2018.
Стороны Договора дополнительным соглашением от 23.01.2019 N 2/18/2/19 дополнили таблицу второго абзаца пункта 1.2 Договора указанием на новые места приема газа от исполнителя, а также изложили в новой редакции пункт 4.1 Договора, указав в нем на применение в расчетах тарифа, установленного приказом Службы от 20.11.2018 N 1608/18. Дополнительное соглашение применяется к отношениям сторон с 21.12.2018 (пункт 6).
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.03.2020 по делу N А56-58305/2019 Обществу отказано в иске к Газпрому о взыскании 1 106 707 руб. 78 коп. задолженности по оплате оказанных в июне 2018 года услуг по транспортировке газа через дополнительные имущественные комплексы с применением тарифа, установленного приказом Службы от 20.11.2018 N 1608/18.
Обращаясь в арбитражный суд с настоящим иском, Общество указало, что в период с 01.01.2018 по 20.12.2018 понесло 71 492 039 руб. 91 коп. фактических расходов, связанных с эксплуатацией приобретенного в 2017 году вышеуказанного магистрального трубопровода. Расчет исковых требований выполнен истцом по аналогии с расчетом экономически обоснованных расходов, порядок которого определен в приказе Федеральной службы по тарифам (далее - ФСТ) от 23.08.2005 N 388-э/1 "Об утверждении методики расчета тарифов на услуги по транспортировке газа по магистральным трубопроводам".
Суды отказали Обществу в иске, признав его необоснованным. При рассмотрении спора суды руководствовались положениями статей 424, 1102, 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Федеральным законом от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон о газоснабжении), Федеральным законом от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон о естественных монополиях), Основными положениями формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 N 1021 (далее - Основные положения).
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, кассационная инстанция приходит к следующему.
На основании пункта 1 статьи 8 ГК РФ гражданские обязанности возникают, в том числе, вследствие неосновательного обогащения.
В силу статьи 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество за счет другого лица, обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 названного Кодекса, независимо от того, явилось неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Лицо, неосновательно временно пользовавшееся чужим имуществом без намерения его приобрести либо чужими услугами, должно возместить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило (пункт 2 статьи 1105 ГК РФ).
В предмет доказывания истцом по требованию о взыскании неосновательного обогащения входят обстоятельства приобретения или сбережения ответчиком денежных средств за счет истца в отсутствие правовых оснований такого приобретения или сбережения, а также размер неосновательного обогащения.
В настоящем случае Общество полагает, что Газпром неосновательно сберег денежные средства, пользуясь газопроводами истца, по которым осуществлялась поставка газа потребителям, без внесения за это платы.
В соответствии со статьей 2 Закона о газоснабжении система газоснабжения - это имущественный производственный комплекс, состоящий из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения, поставок газа; газотранспортная организация - организация, которая осуществляет транспортировку газа и у которой магистральные газопроводы и отводы газопроводов, компрессорные станции и другие производственные объекты находятся на праве собственности или на иных законных основаниях.
Согласно статье 5 Закона о газоснабжении федеральная система газоснабжения - совокупность действующих на территории Российской Федерации систем газоснабжения: Единой системы газоснабжения, региональных систем газоснабжения, газораспределительных систем и независимых организаций.
Для организаций, входящих в федеральную систему газоснабжения, действуют единые правовые основы формирования рынка и ценовой политики, установленные Законом о газоснабжении, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 424 ГК РФ установлено, что в предусмотренных законом случаях для расчетов между сторонами за оказанные услуги применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
В соответствии с пунктом 31 Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 N 162, условия оплаты транспортировки газа определяются договором транспортировки газа на основании тарифов на его транспортировку, устанавливаемых в порядке, определенном федеральными органами.
Согласно статье 23 Закона о газоснабжении, статьям 4, 6 Закона о естественных монополиях, пунктам 4 и 12 Основных положений тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям подлежат государственному регулированию.
Государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется в установленном порядке на основании заявлений организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, и по инициативе регулирующих органов. Организация, осуществляющая регулируемые виды деятельности, представляет в регулирующий орган заявление об установлении (изменении) цен (тарифов) с приложением материалов, указанных в пункте 24 Основных положений (пункты 16, 17 Основных положений).
Принципы регулирования и расчета тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, а также особенности их применения на территории Российской Федерации определены Методическими указаниями по регулированию тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, утвержденными приказом ФСТ от 15.12.2009 N 411-э/7, в соответствии с которыми тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям устанавливаются для организаций, в собственности которых или на иных законных основаниях находятся газораспределительные сети.
Кроме того, во исполнение Основных положений ФСТ были разработаны Методические указания по регулированию тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, утвержденные приказом от 15.12.2009 N 411-э/7.
Анализ приведенных правовых актов позволяет сделать вывод о том, что пользование газопроводами должно оплачиваться по регулируемому тарифу.
Истец входит в систему газоснабжения, в связи с чем исходя из закрепленных в статье 5 Закона о газоснабжении принципов единых правовых основ формирования рынка и ценовой политики для всех собственников газораспределительных систем выручка истца от использования магистральных трубопроводов должна определяться исходя из регулируемого тарифа. Иное, как верно указали суды, означало бы возможность получить плату за пользование газораспределительными сетями и компенсировать затраты на их содержание и эксплуатацию в обход действующего законодательства.
Общество обратилось в уполномоченный орган для установления тарифа по транспортировке газа по его объектам, и приказом Службы от 20.11.2018 N 1608/18 ему утвержден тариф на услуги по транспортировке газа. Этот тариф не пересматривался ни по инициативе Службы, ни по инициативе субъекта регулирования.
Как пояснила в ходе рассмотрения спора Служба, установленный приказом от 20.11.2018 N 1608/18 тариф рассчитан таким образом, чтобы в дальнейшем расходы истца покрывались Газпромом при расчетах по Договору.
При таких обстоятельствах суды признали недоказанным факт наличия на стороне Газпрома неосновательного сбережения денежных средств за счет Общества.
В рассматриваемом деле транспортировка газа потребителям по газопроводам Общества не свидетельствует о наличии неосновательного сбережения на стороне Газпрома, в связи с чем вывод судов об отказе в иске является правильным.
Кассационная инстанция оснований для иных выводов не находит.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и обоснованно отклонены ими. Эти доводы не свидетельствуют о нарушении или неправильном применении судами норм материального права, направлены на иную оценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, применены судами первой и апелляционной инстанций правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.01.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2022 по делу N А56-12700/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу акционерного общества "Региональная газовая компания" - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.В. Старченкова |
Судьи |
В.В. Старченкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Истец входит в систему газоснабжения, в связи с чем исходя из закрепленных в статье 5 Закона о газоснабжении принципов единых правовых основ формирования рынка и ценовой политики для всех собственников газораспределительных систем выручка истца от использования магистральных трубопроводов должна определяться исходя из регулируемого тарифа. Иное, как верно указали суды, означало бы возможность получить плату за пользование газораспределительными сетями и компенсировать затраты на их содержание и эксплуатацию в обход действующего законодательства.
Общество обратилось в уполномоченный орган для установления тарифа по транспортировке газа по его объектам, и приказом Службы от 20.11.2018 N 1608/18 ему утвержден тариф на услуги по транспортировке газа. Этот тариф не пересматривался ни по инициативе Службы, ни по инициативе субъекта регулирования.
Как пояснила в ходе рассмотрения спора Служба, установленный приказом от 20.11.2018 N 1608/18 тариф рассчитан таким образом, чтобы в дальнейшем расходы истца покрывались Газпромом при расчетах по Договору."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 9 ноября 2022 г. N Ф07-16749/22 по делу N А56-12700/2021