Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 11 апреля 2012 г. N Ф05-2019/12 по делу N А40-97560/2011 (ключевые темы: дивиденды - налоговый агент - переплата налога - налогоплательщики - налоговая ставка)

Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 11 апреля 2012 г. N Ф05-2019/12 по делу N А40-97560/2011

 

г. Москва

 

11 апреля 2012 г.

Дело N А40-97560/11-20-408

 

Резолютивная часть постановления объявлена 4 апреля 2012 года.

Полный текст постановления изготовлен 11 апреля 2012 года.

 

Федеральный арбитражный суд Московского округа

в составе:

председательствующего-судьи Черпухиной В.А.

судей: Дудкиной О.В., Шишовой О.А.

при участии в заседании:

от истца (заявителя) Шеховцов Р.А. дов. N 2-d от 10.01.2012 г.

от ответчика Шмигельский А.В. дов. от 20.09.2011 г.

от третьего лица

рассмотрев 04.04.2012 г. в судебном заседании кассационную жалобу ООО "Дело-Центр"

на решение от 16.11.2011 г.

Арбитражного суда г. Москвы

принятое судьей Бедрацкой А.В.

на постановление от 30.01.2012 г.

Девятого арбитражного апелляционного суда

принятое судьями: Крекотневым С.Н., Окуловой Н.О., Голобородько В.Я.

по иску (заявлению) ООО "Дело-Центр"

о признании бездействия незаконным, обязании возвратить излишне удержанный налог в размере 2.115.000 руб.

к ИФНС РФ N 6 по г. Москве

УСТАНОВИЛ:

ООО "Дело-Центр" обратилось в суд с заявлением, в котором просило:

признать незаконным бездействие ИФНС России N 6 по городу Москве, выразившееся в уклонении от возврата ООО "Дело-Центр" суммы излишне удержанного налога на прибыль;

обязать ИФНС России N 6 по городу Москве возвратить ООО "Дело-Центр" сумму излишне удержанного налога на прибыль в размере 2.115.000 рублей.

Решением Арбитражного суда города Москвы от 16.11.2011, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2012, в удовлетворении требований отказано.

Обосновывая свои выводы, суды указали, что положения пп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ предоставляет фактически льготу налогоплательщику, т.е. у налогоплательщика возникает право ей воспользоваться, подав соответствующие документы. Вместе с тем, данная норма не возлагает обязанности на налоговый орган по возврату налога в связи с неиспользованием предоставленного права; возврат суммы налога на прибыль организаций с доходов в виде дивидендов в случае его ошибочного удержания и перечисления в бюджет налоговым агентом осуществляется по заявлению налогового агента после представления им в налоговый орган по месту своего нахождения уточненного расчета.

В кассационной жалобе заявитель просит об отмене судебных актов, ссылаясь на то, что они выполнены с нарушением закона.

Выслушав представителя Общества, поддержавшего доводы жалобы, представителя Инспекции, возражавшего против ее удовлетворения, проверив материалы дела, кассационная инстанция находит судебные акты подлежащими отмене.

Судом установлено, что 21.04.2011 г. ЗАО "ЗИМ Раша" выплатило в адрес ООО "Дело-Центр" дивиденды по результатам деятельности за 2010 год.

При выплате дивидендов ЗАО "ЗИМ Раша", действуя как налоговый агент, исчислило, удержало и перечислило в бюджет сумму налога на прибыль в размере 2 115 000 рублей При расчете суммы налога была применена ставка 9%.

Основанием для выплаты указанных дивидендов являлось решение общего собрания акционеров ЗАО "ЗИМ Раша", принятое 14.04.2011. По состоянию на указанную дату доля ООО "Дело-Центр" в уставном капитале ЗАО "ЗИМ Раша" составляла 50%. При этом в течение предшествующих 365 дней, т.е. с 14.04.2010 по 14.04.2011 доля ООО "Дело-Центр" в уставном капитале ЗАО "ЗИМ Раша" не изменялась.

01.06.2011 ООО "Дело-Центр", полагая что в соответствии с пп. 1 п. 3 ст. 284 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в отношении данного вида его доходов должна применяться налоговая ставка 0%, подало по месту своего учета в ИФНС России N 6 по г. Москве заявление о возврате излишне уплаченной суммы налога на прибыль. К указанному заявлению были приложены документы, подтверждающие факт уплаты в бюджет суммы налога на прибыль, и документы, подтверждающих обоснованность применения ставки налога на прибыль 0% в отношении дивидендов ЗАО "ЗИМ Раша".

Поскольку налоговый орган не принял решения по данному заявлению и не возместил сумму излишне уплаченного налога на прибыль, ООО "Дело-Центр" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Кассационная инстанция полагает, что фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но судом неправильно применены нормы права.

В силу ст. 57 Конституции России, подп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

П. 1 ст. 17 НК РФ предусматривает, что налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога.

В соответствии со ст. 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных законодательством о налогах и сборах.

П. 1 ст. 52 НК РФ устанавливает, что сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 15.05.2007 N 372-О-П налоговая ставка, в том числе нулевая ставка по налогу, является обязательным элементом налогообложения и налогоплательщик не может произвольно ее применять (изменить ее размер в большую или меньшую сторону) или отказаться от ее применения.

Из изложенного следует, что при наступлении предусмотренных законом оснований налогоплательщик обязан уплатить в бюджет сумму налога, исчисленную с применением налоговой ставки, предусмотренной налоговым законодательством для конкретного объекта налогообложения.

Налоговое законодательство может предоставлять отдельным категориям налогоплательщиков льготы, т.е. преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог или уплачивать в его меньшем размере (ст. 56 НК РФ). При этом налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов.

Таким образом, налоговая льгота является возможностью, предоставленной налогоплательщику законом, не исполнять полностью или частично обязанность по уплате суммы налога. В случае отказа налогоплательщика от использования предоставленной льготы, он обязан своевременно и полно уплатить в бюджет сумму налога, исчисленную в соответствии с нормами налогового законодательства.

Статьи 38, 43, 247, 250 НК РФ признают дивиденды объектом налога на прибыль. (ст.38, ст.43, ст.247, ст.250 НК РФ). При этом в соответствии с пп.1 п. 3 ст. 24, п. 2 ст. 52, п. 5 ст. 286 НК РФ налог исчисляется при каждой выплате дивидендов, удерживается из причитающихся налогоплательщику сумм и уплачивается в бюджет налоговым агентом - выплачивающей организацией.

Сумма налога, подлежащая удержанию и уплате в бюджет, определяется исходя из суммы дивидендов, подлежащих налогообложению, и установленной законом налоговой ставки.

В отношении дивидендов налоговым законодательством установлены следующие ставки:

- 0% - по доходам, полученным российскими организациями в виде дивидендов при условии, что на день принятия решения о выплате дивидендов получающая дивиденды организация в течение не менее 365 календарных дней непрерывно владеет на праве собственности не менее чем 50-процентным вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале (фонде) выплачивающей дивиденды организации или депозитарными расписками, дающими право на получение дивидендов, в сумме, соответствующей не менее 50% общей суммы выплачиваемых организацией дивидендов (пп. 1 п. 3 ст.284 НК РФ);

- 9% - по доходам, полученным в виде дивидендов от российских и иностранных организаций российскими организациями в иных случаях (пп.2 п. 3 ст. 284 НК РФ);

-15% - по доходам, полученным в виде дивидендов от российских организаций иностранными организациями (пп. 3 п. 3 ст. 284 НК РФ).

Из изложенного следует, что при наличии обстоятельств, предусмотренных пп. 1 п. 3 ст.284 НК РФ, исчисление суммы налога должно осуществляться с применением налоговой ставки 0%. Налогоплательщику не предоставлено право отказаться от ее применения либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов.

Таким образом, применение налоговой ставки 0% при исчислении налога на дивиденды, в отношении которых выполняются условия пп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ, должно осуществляться вне зависимости от желания налогоплательщика и не требует представления им каких-либо заявлений.

Налоговым законодательством предусмотрено, что для подтверждения права на применение указанной налоговой ставки налогоплательщики обязаны предоставить в налоговые органы документы, содержащие сведения о дате (датах) приобретения (получения) права собственности на вклад (долю) в уставном (складочном) капитале (фонде) выплачивающей дивиденды организации или на депозитарные расписки, дающие право на получение дивидендов (абз.7 п. 3 ст. 284 НК РФ).

Данной нормой определен круг обстоятельств, подлежащих установлению при проведении налоговым органом налоговой проверки правильности исчисления суммы налога, а также допустимые доказательства этих обстоятельств.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 14.07.2003 N 12-П, детальное урегулирование порядка подтверждения правомерности применения налоговой ставки 0% непосредственно в Налоговом кодексе Российской Федерации объясняется связанностью налоговых органов при осуществлении налогового контроля.

Применение иной налоговой ставки при исчислении суммы налога является неправомерным и влечет излишнее удержание и уплату налога в бюджет.

Действующее законодательство предоставляет налогоплательщику право на своевременное возмещение сумм излишне уплаченных налогов (пп. 5 п. 1 ст. 21 НК РФ).

Представление документов, предусмотренных абз. 7 и 8 п. 3 ст. 284 НК РФ, является необходимым для осуществления налогового контроля при проведении плановых налоговых проверок и проверок в связи с обращением налогоплательщика с заявлением о возмещении излишне уплаченного налога.

В материалах дела имеются доказательства того, что в отношении дивидендов, выплаченных ЗАО "ЗИМ Раша" в пользу ООО "Дело-Центр", исчисление налога на прибыль должно осуществляться по ставке 0%. Также в материалах дела имеются доказательства того, что ООО "Дело-Центр" воспользовалось своим правом на возмещение излишне уплаченного налога, представило в налоговый орган соответствующее заявление, а также документы, подтверждающие правомерность применения ставки 0% при исчислении суммы налога на прибыль.

Вывод арбитражного суда о том, что возврат суммы налога на прибыль организаций с доходов в виде дивидендов в случае его ошибочного удержания и перечисления в бюджет налоговым агентом осуществляется по заявлению налогового агента, не основан на законе.

Налогоплательщик обязан своевременно и полно уплачивать в бюджет законно установленные налоги. Данная обязанность должна быть исполнена им самостоятельно, если иное не установлено налоговым законодательством (п.1 ст.45 НК РФ) В случаях, предусмотренных законом, обязанность по удержанию у налогоплательщика и перечислению налога в бюджет возлагается на налогового агента (п.1 ст.24 НК РФ)

В отношении дивидендов, получаемых российскими организациями от российских организаций, обязанность по перечислению в бюджет налога на прибыль возлагается на налогового агента (выплачивающую организацию), который должен удержать сумму налога из суммы причитающихся налогоплательщику дивидендов (пп.1 п.5 ст.286 НК РФ).

Налогоплательщик имеет право на своевременное возмещение сумм излишне уплаченных налогов (пп.5 п.1 ст.21 НК РФ).

Данное право налогоплательщика обеспечивается обязанностью налоговых органов принимать решения о возврате налогоплательщику сумм излишне уплаченных налогов, направлять оформленные на основании этих решений поручения соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения и осуществлять зачет сумм излишне уплаченных налогов (пп.7 п.1 ст.32 НК РФ).

Возмещение (зачет или возврат) сумм излишне уплаченного налога осуществляется по решению налогового органа по месту учета налогоплательщика на основании его письменного заявления (ст.78 НК РФ).

Действующее законодательство предоставляет налоговым агентам те же права, что и налогоплательщикам, в т.ч. право на возмещение сумм излишне уплаченных налогов (п. 2 ст. 24 НК РФ). Однако на налоговых агентов не возложена обязанность представлять в налоговый орган заявления о возмещении сумм излишне уплаченных налогов. Также на налоговых агентов не возложена обязанность принимать решения о возврате налогоплательщику сумм излишне уплаченных налогов и возмещать такие суммы за свой счет или путем направления поручений соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения.

Согласно п.24 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5, если суд установит, что излишне перечисленные налоговым агентом в бюджет суммы не превышают сумм, удержанных с налогоплательщика, решение о зачете или возврате этих сумм в пользу налогового агента может быть принято судом только в том случае, когда возврат налогоплательщику излишне удержанных с него налоговым агентом сумм возлагается законом на последнего.

Таким образом, налогоплательщик не вправе требовать от налогового агента возмещения сумм налогов, излишне удержанных им у налогоплательщика и перечисленных в бюджет. В свою очередь налоговый агент, не возместивший налогоплательщику сумму излишне удержанного налога, не вправе требовать ее возмещения из бюджета.

Следовательно, даже в тех случаях, когда уплата налога осуществлялась за счет налогоплательщика налоговым агентом, возмещение излишне уплаченных сумм налога должно осуществляться налоговым органом на основании заявления самого налогоплательщика, если иное не предусмотрено законом.

В отношении налога на прибыль организаций действующее законодательство не содержит нормы, возлагающей на налогового агента обязанность возвращать налогоплательщику излишне удержанные у него суммы налога.

Кроме того, согласно разъяснениям налоговых органов сумма налога на прибыль организаций, излишне удержанная налоговым агентом с налогоплательщика - российской организации и перечисленная в бюджетную систему Российской Федерации, подлежит возврату налогоплательщику налоговым органом по месту его учета (письмо Минфина России от 16.12.2009 N 03-02-07/1-540, письмо УФНС России по г. Москве от 20.05.2011 N16-15/049791@).

Из изложенного следует, что возврат налога на прибыль, удержанного ЗАО "ЗИМ Раша" у ООО "Дело-Центр" и перечисленного в бюджет при выплате дивидендов за 2010 год, должен быть осуществлен налоговым органом по месту учета ООО "Дело-Центр" на основании его письменного заявления.

Вывод арбитражного суда о том, что возврат суммы налога на прибыль организаций с доходов в виде дивидендов в случае его ошибочного удержания и перечисления в бюджет налоговым агентом осуществляется только после представления налоговым агентом в налоговый орган по месту своего нахождения уточненного расчета, не основан на законе.

Помимо обязанности по уплате (удержанию у налогоплательщика и перечислению в бюджет) налога действующее законодательство возлагает на налогоплательщиков (налоговых агентов) обязанность представлять в налоговые органы налоговые декларации (расчеты) и иные документы, содержащие сведения, необходимые для осуществления налогового контроля (пп.4 п. 1 ст. 23, пп. 4 п. 3 ст.24 и п.1 ст.80 НК РФ). При выявлении ошибок в представленных налоговых декларациях (расчетах) налогоплательщики (налоговые агенты) обязаны внести необходимые изменения и представить уточненные налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган (п. 1 и п. 6 ст. 81 НК РФ).

Возникновение обязанности по уплате (удержанию и перечислению в бюджет) конкретной суммы налога не поставлено законом в зависимость от представления налогоплательщиком (налоговым агентом) налоговому органу налоговой декларации (расчета) по данному налогу или внесения в него необходимых корректировок.

П. 6 и п. 8 ст. 78 НК РФ возлагают на налоговый орган обязанность принять решение о возмещении таких сумм при наличии заявления налогоплательщика.

Действующее законодательство никаким образом не связывает право налогоплательщика на возврат и обязанность налогового органа осуществить возврат с подачей налогоплательщиком (налоговым агентом) уточненной налоговой декларации (расчета).

Основанием для возврата налога являются факт переплаты, отсутствие недоимки и заявление налогоплательщика.

Каких-либо иных дополнительных оснований для возврата налога законом не предусмотрено.

В материалах дела имеются доказательства ошибочного удержания у ООО "Дело-Центр" и перечисления в бюджет излишней суммы налога на прибыль. При этом налоговым органом не представлено доказательств наличия у ООО "Дело-Центр" недоимки.

При таких данных вывод судов не соответствует закону, судебные акты подлежат отмене.

Собирания каких-либо доказательств не требуется, поэтому, заявленные требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 16.11.2011 г. и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2012 г. отменить.

Признать незаконным бездействие ИФНС РФ N 6 по г. Москве, выразившееся в уклонении от возврата ООО "Дело-Центр" суммы излишне удержанного налога на прибыль.

Обязать ИФНС РФ N 6 по г. Москве возвратить ООО "Дело-Центр" сумму излишне удержанного налога на прибыль в размере 2.115.000 (два миллиона сто пятнадцать тысяч) руб.

Взыскать с ИФНС РФ N 6 по г. Москве в пользу ООО "Дело-Центр" расходы по оплате госпошлины за рассмотрение дела в судах первой, апелляционной и кассационной инстанциях в размере 4.000 (четыре тысячи) руб.

Возвратить ООО "Дело-Центр" из федерального бюджета 1.000 (одну тысячу) руб., как излишне уплаченную пошлину при подаче кассационной жалобы.

 

Председательствующий судья

В.А. Черпухина

 

Судьи

О.В. Дудкина
О.А. Шишова

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

"В отношении налога на прибыль организаций действующее законодательство не содержит нормы, возлагающей на налогового агента обязанность возвращать налогоплательщику излишне удержанные у него суммы налога.

Кроме того, согласно разъяснениям налоговых органов сумма налога на прибыль организаций, излишне удержанная налоговым агентом с налогоплательщика - российской организации и перечисленная в бюджетную систему Российской Федерации, подлежит возврату налогоплательщику налоговым органом по месту его учета (письмо Минфина России от 16.12.2009 N 03-02-07/1-540, письмо УФНС России по г. Москве от 20.05.2011 N16-15/049791@).

...

Помимо обязанности по уплате (удержанию у налогоплательщика и перечислению в бюджет) налога действующее законодательство возлагает на налогоплательщиков (налоговых агентов) обязанность представлять в налоговые органы налоговые декларации (расчеты) и иные документы, содержащие сведения, необходимые для осуществления налогового контроля (пп.4 п. 1 ст. 23, пп. 4 п. 3 ст.24 и п.1 ст.80 НК РФ). При выявлении ошибок в представленных налоговых декларациях (расчетах) налогоплательщики (налоговые агенты) обязаны внести необходимые изменения и представить уточненные налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган (п. 1 и п. 6 ст. 81 НК РФ).

...

П. 6 и п. 8 ст. 78 НК РФ возлагают на налоговый орган обязанность принять решение о возмещении таких сумм при наличии заявления налогоплательщика."


Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 11 апреля 2012 г. N Ф05-2019/12 по делу N А40-97560/2011