Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 14 августа 2012 г. N Ф05-7826/12 по делу N А40-106554/2011

Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 14 августа 2012 г. N Ф05-7826/12 по делу N А40-106554/2011

 

г. Москва

 

14 августа 2012 г.

Дело N А40-106554/11-17-940

 

Резолютивная часть постановления объявлена 7 августа 2012 года.

Полный текст постановления изготовлен 14 августа 2012 года.

 

Федеральный арбитражный суд Московского округа

в составе:

председательствующего-судьи Долгашевой В. А.,

судей Ворониной Е. Ю., Латыповой Р.Р.

при участии в заседании:

от заявителя ООО "СК "ИННОГАРАНТ" - Кузнецова Н.В. - дов. от 01.08.2011 г. N 214, Белозеров А.Г. - дов. от 01.07.2011 г. N 210, Метелева А.Г. - дов. от 20.01.2012 г. N 17

от ответчика ФСФР России - Шерстнев А.В. - дов. от 13.04.2012 г. N 12-ДП-05/15940

от третьего лица Региональное отделение ФСФР России в Юго-Восточном регионе - Беньковская В.Г. - дов. от 30.07.2012 г. N 42-12-СК-07/6083

рассмотрев 07 августа 2012 г. в судебном заседании кассационную жалобу ООО "СК "ИННОГАРАНТ"

на решение от 29 февраля 2012 г.

Арбитражного суда города Москвы

принятое судьей Поляковой А.Б.

на постановление от 21 мая 2012 г.

Девятого арбитражного апелляционного суда

принятое судьями Бекетовой И.В., Каменецким Д.В., Пронниковой Е.В.

по делу N А40-106554/11-17-940

по заявлению ООО "СК "ИННОГАРАНТ"

к ФСФР России

о признании незаконным решения

третье лицо РО ФСФР в Юго-Восточном регионе

УСТАНОВИЛ:

ООО "Страховая компания "ИННОГАРАНТ" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением о признании незаконным решения Федеральной службы по финансовым рынкам (далее - ФСФР России, административный орган), оформленного приказом от 24.05.2011 г. N 11-1239/пз-и "Об отзыве лицензии на осуществление страхования и перестрахования Общества с ограниченной ответственностью "Страховая компания "ИННОГАРАНТ".

Решением Арбитражного суда города Москвы от 29.02.2012 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 21 мая 2012 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с вынесенными судебными актами, общество обратилось в Федеральный арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить.

Законность вынесенных судебных актов проверяется судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 284, 286 АПК РФ.

Представители общества в судебном заседании поддержали доводы поданной кассационной жалобы. Полагают вынесенные судебные акты незаконными и не основанными на нормах действующего законодательства.

Представители ФСФР России и третьего лица, участвующего в деле - Регионального отделения ФСФР России в Юго-Восточном регионе против доводов жалобы возражали, указав на законность обжалуемых по делу решения и постановления. В материалы дела представлены отзывы, в которых выражается несогласие с изложенной подателем жалобы позицией.

Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыв на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, Федеральный арбитражный суд Московского округа не находит оснований для отмены принятых судебных актов.

Как следует из материалов дела и установлено судами, 10.08.2008 г. административным органом обществу были выданы лицензии С N 345577 и П N 3455 на осуществление страховой и перестраховочной деятельности.

Инспекцией страхового надзора по Приволжскому федеральному округу были проведены проверочные мероприятия деятельности общества, в ходе которых установлен факт систематического нарушения сроков, установленных пунктом 2 статьи 13 Федерального закона от 25.04.2002 г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", а именно выявлен факт систематического нарушения выплат потерпевшим либо направленный в их адрес отказ в такой выплате.

19 ноября 2010 г. Инспекцией страхового надзора по Приволжскому федеральному округу в адрес общества было выставлено предписание N ИН4-П404/03, согласно которому обществу надлежало совершить комплекс мероприятий по устранению выявленных нарушений, а именно:

- в срок до 13.12.2010 г. представить информацию о принятых мерах по недопущению нарушения действующего законодательства впредь с обязательным представлением подробного плана мероприятий, направленных на устранение выявленных нарушений, со сроком реализации не позднее 31.01.2011 г.;

- в срок до 15.02.2011 г. представить информацию о выполнении плана мероприятий, направленных на устранение выявленных нарушений с приложением всех подтверждающих документов;

- ежемесячно, не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным, представлять в Инспекцию информацию за декабрь 2010 г., январь 2011 г., февраль 2011 г. по заявлениям потерпевших, поступивших с территории Приволжского федерального округа с указанием номера и даты страхового полиса, фамилии, имени и отчества потерпевшего, даты получения информации о наступлении страхового события, даты поступления заявления на выплату страхового возмещения, даты поступления полного пакета документов, необходимого для осуществления страховой выплаты, предусмотренного постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2003 г. N 263 "Об утверждении Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств", даты произведенной страховой выплаты либо даты направления извещения об отказе (частичном отказе) в выплате страхового возмещения.

Общество с целью исполнения предписания письмами от 15.12.2010 г. N И4-СК-8955, 14.12.2011 г. N И4-СК-177, 19.01.2011 г. N И4-СК-318, 16.02.2011 г. N И4-СК-1250, 09.03.2011 г. N И4-СК-1674 направило в Инспекцию документы, подтверждающие факт устранения выявленных нарушений.

Изучив поступившие документы, Инспекция установила, что в представленной информации за январь и февраль 2011 г. отсутствуют сведения о произведенных страховых выплатах потерпевшим по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, о чем обществу было сообщено письмом N И4-1999/03 от 24.03.2011 г.

07 апреля 2011 года приказом N 11-834/пз-и административный орган приостановил действие выданных обществу лицензий на основании статьи 30, подпункта 1, пункта 2, пункта 4 статьи 32.6 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 г. N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации", подпункта "б" пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 04.03.2011 г. N 270 "О мерах по совершенствованию государственного регулирования в сфере финансового рынка Российской Федерации".

О факте приостановления действия лицензий общество было уведомлено письмом от 19.04.2011 г. N 11-БХ-БХ/9297, в котором, в частности, было указано на то, что в случае неустранения допущенных нарушений в течение 14 календарных дней со дня вступления в силу приказа от 07.04.2011 г. N 11-834/пз-и, выданные лицензии могут быть отозваны.

Поскольку общество выявленные нарушения не устранило, ФСФР России 24.05.2011 г. издала приказ N 11-1239/пз-и "Об отзыве лицензий на осуществление страхования и перестрахования Общества с ограниченной ответственностью "Страховая компания "ИННОГАРАНТ".

Посчитав вынесенное решение незаконным, общество обратилось в арбитражный суд.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований суды исходили из следующего.

Пунктом 5 статьи 30 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 г. N 4015-1 предусмотрено, что субъекты страхового дела обязаны представлять органу страхового надзора установленную отчетность о своей деятельности, информацию о своем финансовом положении; соблюдать требования страхового законодательства и исполнять предписания органа страхового надзора об устранении нарушений страхового законодательства; представлять по запросам органа страхового надзора информацию, необходимую для осуществления им страхового надзора (за исключением информации, составляющей банковскую тайну).

Согласно Указу Президента РФ от 04.03.2011 г. N 270 "О мерах по совершенствованию государственного регулирования в сфере финансового рынка Российской Федерации" Федеральная служба страхового надзора присоединена к Федеральной службе по финансовым рынкам, которой, в частности, переданы функции присоединяемой службы по контролю и надзору в сфере страховой деятельности (страхового дела).

В соответствии с Положением о Федеральной службе страхового надзора, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 г. N 330, в ее полномочия входило, в частности, осуществление контроля и надзора за соблюдением субъектами страхового дела (страховыми организациями, обществами взаимного страхования, страховыми брокерами и страховыми актуариями) страхового законодательства, в том числе путем проведения проверок их деятельности на местах; достоверностью представляемой субъектами страхового дела отчетности, за исполнением плана восстановления платежеспособности страховой организации, а также получение, обработка и анализ отчетности и иных сведений, предоставляемых субъектами страхового дела, принятие решений об ограничении, приостановлении, возобновлении действия и отзыве лицензий, выданных субъектам страхового дела, за исключением страховых актуариев.

Таким образом, как правильно отметили суды, оспариваемое обществом решение вынесено ФСФР России в пределах предоставленных ей полномочий.

Доводы кассационной жалобы сводятся к тому, что перечень истребуемых административным органом документов, не регламентирован законодательством, в том числе, не указаны документы, которыми должно подтверждаться его исполнение.

Данная позиция исследовалась судами и была обоснованно отклонена, поскольку из содержания направленных Инспекцией в адрес общества писем прямо следует, какие именно документы, подтверждающие исполнение плана мероприятий, не были представлены обществом.

Согласно пункту 4 статьи 32.6. Закона РФ от 27.11.1992 г. N 4015-1 в случае неисполнения субъектом страхового дела предписания надлежащим образом или в установленный срок, действие лицензии ограничивается или приостанавливается в порядке, установленном Законом.

Таким образом, выводы судов о законности вынесения ФСФР России оспариваемого решения основаны на нормах действующего законодательства.

Кроме того, при рассмотрении спора суды установили, что о вынесении оспариваемого приказа об отзыве лицензий общество узнало 24.05.2011 г. в то время как заявление в арбитражный суд было подано только 26.09.2011 г.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Как правильно отмечено судами, обществом был пропущен предусмотренный законом срок на обжалование ненормативного правового акта.

Частью 1 статьи 115 АПК РФ установлено, что лица, участвующие в деле, утрачивают право на совершение процессуальных действий с истечением процессуальных сроков, установленных Кодексом или иным федеральным законом либо арбитражным судом.

При данных обстоятельствах суды пришли к законному выводу о том, что пропуск предусмотренного процессуальным законом срока является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

Довод общества о неправильном исчислении судами сроков не подтвержден материалами дела и установленным при рассмотрения спора обстоятельствам.

При данных обстоятельствах у суда кассационной инстанции не имеется правовых оснований для отмены принятого судом решения.

Иная оценка заявителем установленных судом фактических обстоятельств дела и толкование закона не означают судебной ошибки.

Нормы материального права применены судом правильно. Нарушения норм процессуального права не установлено.

Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:

решение Арбитражного суда города Москвы от 29 февраля 2012 года, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 21 мая 2012 года по делу N А40-106554/11-17-940 оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "СК "ИННОГАРАНТ" - без удовлетворения.

 

Председательствующий судья

В.А.Долгашева

 

Судьи

Е.Ю.Воронина
Р.Р. Латыпова

 

"В соответствии с Положением о Федеральной службе страхового надзора, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 г. N 330, в ее полномочия входило, в частности, осуществление контроля и надзора за соблюдением субъектами страхового дела (страховыми организациями, обществами взаимного страхования, страховыми брокерами и страховыми актуариями) страхового законодательства, в том числе путем проведения проверок их деятельности на местах; достоверностью представляемой субъектами страхового дела отчетности, за исполнением плана восстановления платежеспособности страховой организации, а также получение, обработка и анализ отчетности и иных сведений, предоставляемых субъектами страхового дела, принятие решений об ограничении, приостановлении, возобновлении действия и отзыве лицензий, выданных субъектам страхового дела, за исключением страховых актуариев.

...

Согласно пункту 4 статьи 32.6. Закона РФ от 27.11.1992 г. N 4015-1 в случае неисполнения субъектом страхового дела предписания надлежащим образом или в установленный срок, действие лицензии ограничивается или приостанавливается в порядке, установленном Законом.

...

Частью 1 статьи 115 АПК РФ установлено, что лица, участвующие в деле, утрачивают право на совершение процессуальных действий с истечением процессуальных сроков, установленных Кодексом или иным федеральным законом либо арбитражным судом."


Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 14 августа 2012 г. N Ф05-7826/12 по делу N А40-106554/2011