Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 24 декабря 2012 г. N Ф05-13288/12 по делу N А40-31657/2012 (ключевые темы: территориальные сетевые организации - единая национальная общероссийская электрическая сеть - аренда - министерство энергетики - потребители электрической энергии)

Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 24 декабря 2012 г. N Ф05-13288/12 по делу N А40-31657/2012

 

г. Москва

 

24 декабря 2012 г.

Дело N А40-31657/12-93-314

 

Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2012 года.

Полный текст постановления изготовлен 24 декабря 2012 года.

 

Федеральный арбитражный суд Московского округа

в составе:

председательствующего-судьи Шуршаловой Н.А.,

судей Борзыкина М.В., Ворониной Е.Ю.,

при участии в заседании:

от заявителя ООО "РУСЭНЕРГОРЕСУРС": Варнаков А.А. (дов. N 1/1 от 200212), Корнев А.В. (дов. N 90 от 23.07.12), Цветков В.А. (дов. N 75 от 26.04.12), Матвеева М.А. (дов. N 96/3 от 18.12.12)

от ответчика Министерство энергетики Российской Федерации: Саленко И.В., Семейкин А.Ю., Виханский А.Э. (дов-ти в деле)

от третьих лиц 1) ОАО "ФСК ЕЭС": Мартель И.В. (дов. в деле)

2) ОАО "МРСК Центра и Приволжья": Киселева Н.А. (дов. в деле)

3) ОАО "МРСК Юга": Козырева И.В. (дов. в деле)

4) ОАО "ТЮМЕНЬЭНЕРГО": Анисимов С.В. (дов. в деле)

5) ОАО "МРСК Волги": Канцуров Д.А. (дов. в деле)

6) ОАО "МРСК Урала": Васина Е.А. (дов. N 199/2012 от 01.01.12)

рассмотрев 19 декабря 2012 г. в судебном заседании кассационные

жалобы Министерства энергетики Российской Федерации, ОАО "ФСК ЕЭС", ОАО "МРСК Центра и Приволжья", ОАО "МРСК Юга", ОАО "ТЮМЕНЬЭНЕРГО", ОАО "МРСК Волги", ОАО "МРСК Северо-Запада", ОАО "МРСК Урала", ОАО "Томская распределительная компания"

на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 04 октября 2012 г.,

принятое судьями Цымбаренко И.Б., Захаровым С.Л., Москвиной Л.А.,

по делу N А40-31657/12-93-314,

по заявлению ООО "РУСЭНЕРГОРЕСУРС" (ИНН: 7706288496, ОГРН: 1037706004346)

к Министерству энергетики Российской Федерации (ИНН: 7705847529, ОГРН: 1087746777205)

о признании недействительным приказа N 374 от 25 августа 2011 г. в части

третьи лица 1) ОАО "ФСК ЕЭС" (ИНН: 4716016979, ОГРН: 1024701893336), 2) ОАО "МРСК Центра и Приволжья" (ИНН: 5260200603, ОГРН: 1075260020043), 3) ОАО "МРСК Юга" (ИНН: 6164266561, ОГРН: 1076164009096), 4) ОАО "ТЮМЕНЬЭНЕРГО" (ИНН: 8602060185, ОГРН: 1028600587399), 5) ОАО "МРСК Волги" (ИНН: 6450925977, ОГРН: 1076450006280), 6) ОАО "МРСК Северо-Запада" (ИНН: 7802312751, ОГРН: 1047855175785), 7) ОАО "МРСК Урала" (ИНН: 6671163413, ОГРН: 1056604000970), 8) ОАО "Томская распределительная компания" (ИНН: 7017114672, ОГРН: 1057000127931)

УСТАНОВИЛ: 25 августа 2011 г. Министерством энергетики Российской Федерации (Минэнерго России) издан приказ N 374 "О согласовании передачи объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, в аренду территориальным сетевым организациям", которым согласована и утверждена передача в аренду территориальным сетевым организациям объектов в части строк NN 972-983, 998-999, 1001, 2944-2956, 3012-3015, 3089, 3115, 3361-3364, 3441-3444, 3462-3465, 3794-3807, 3815-3820, 3824-3829, 4091, 4150-4207, 5217-5220.

Данный приказ издан на основании заявления открытого акционерного общества "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" (ОАО "ФСК ЕЭС") от 29 июня 2011 г. о согласовании передачи в аренду территориальным сетевым организациям (далее - ТСО) объектов электросетевого хозяйства единой национальной (общероссийской) электрической сети (далее - ЕНЭС) сроком на один календарный год с 01 января 2012 г. по 31 декабря 2012 г.

Считая указанный приказ незаконным, общество с ограниченной ответственностью "РУСЭНЕРГОРЕСУРС" (ООО "РУСЭНЕРГОРЕСУРС") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Минэнерго России о признании его недействительным.

Решением Арбитражного суда г. Москвы от 19 августа 2009 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 04 октября 2012 г. решение суда первой инстанции отменено, требования общества удовлетворены по заявленным основаниям.

В кассационных жалоба третьи лица - Минэнерго России, ОАО "ФСК ЕЭС", ОАО "МРСК Центра и Приволжья", ОАО "МРСК Юга", ОАО "ТЮМЕНЬЭНЕРГО", ОАО "МРСК Волги", ОАО "МРСК Северо-Запада", ОАО "МРСК Урала", ОАО "Томская распределительная компания" просят об отмене постановления суда апелляционной инстанции, полагая, что суд апелляционной инстанции неправильно применил нормы материального права, регулирующие порядок передачи в аренду территориальным сетевым организациям (далее - ТСО) объектов электросетевого хозяйства единой национальной (общероссийской) электрической сети.

В отзыве на кассационную жалобу ООО "РУСЭНЕРГОРЕСУРС" считает принятый судебный акт законным, просит кассационные жалобы отклонить.

В заседании кассационной инстанции представители Минэнерго России, ОАО "ФСК ЕЭС", ОАО "МРСК Центра и Приволжья", ОАО "МРСК Юга", ОАО "ТЮМЕНЬЭНЕРГО", ОАО "МРСК Волги", ОАО "МРСК Урала" поддержали доводы кассационной жалобы. Представитель ООО "РУСЭНЕРГОРЕСУРС" возражал против удовлетворения кассационных жалоб.

ОАО "МРСК Северо-Запада", извещённое в порядке ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса, своего представителя в заседание суда кассационной инстанции не направило.

ОАО "Томская распределительная компания" в письменном ходатайстве просило рассмотреть кассационные жалобы в отсутствие его представителя.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, выслушав явившихся представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемого судебного акта.

В соответствии с пунктом 5 статьи 8 Федерального закона "Об электроэнергетике" (в ред. Федерального закона от 26 июля 2010 г. N 188-ФЗ) до 01 января 2014 года организация по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью (ЕНЭС) вправе передавать в аренду территориальным сетевым организациям объекты электросетевого хозяйства по согласованию с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.

Порядок согласования передачи объектов ЕНЭС в аренду ТСО устанавливает, как определено в пункте 1 статьи 21 Федерального закона об электроэнергетике, Правительство Российской Федерации.

Данный порядок определен постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. N 1173, которым утверждены Правила согласования передачи объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую в аренду территориальным сетевым организациям (Правила).

В соответствии с пунктом 2 Правил передачу объектов ЕНЭС в аренду ТСО согласовывает Министерство энергетики Российской Федерации.

Отменяя решение суда первой инстанции, и удовлетворяя заявленные требования, суд апелляционной инстанции указал, что создание в любой форме препятствий для законного осуществления заявителем своей предпринимательской деятельности и исполнения действующих договоров, заключенных им с ОАО "ФСК ЕЭС", является нарушением его прав.

Суд кассационной инстанции соглашается с таким выводом суда.

Так, порядок согласования передачи объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть в аренду территориальным сетевым организациям установлен утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. N 1173 Правилами.

Пунктом 11 названных Правил определен срок, в течение которого Минэнерго России принимает решение о согласовании передачи объектов в аренду территориальным сетевым организациям или об отказе в указанном согласовании по каждому объекту отдельно в соответствии с пунктом 12 настоящих Правил.

Пунктом 12 Правил перечислены условия, при наличии которых в согласовании передачи объектов в аренду территориальным сетевым организациям Минэнерго России отказывает с 2012 года.

Приказ N 374 издан 25 августа 2011 г. При этом передача объектов в аренду территориальным сетевым организациям Минэнерго России согласована.

Условия, при которых Минэнерго России согласовывает передачу в аренду территориальным сетевым организациям объектов, к которым присоединены энергопринимающие устройства потребителей электрической энергии и в отношении которых по состоянию на 01 января 2011 года действуют договоры оказания услуг по передаче электрической энергии между указанными потребителями электрической энергии (энергосбытовыми компаниями) и организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью, указаны в пункте 14 тех же Правил.

К числу таких условий отнесено и условие о расторжении указанных договоров в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Поэтому доводы кассационных жалоб об отсутствии у Минэнерго России при согласовании передачи в аренду территориальным сетевым организациям объектов, к которым присоединены энергопринимающие устройства комбината и в отношении которых по состоянию на 01 января 2011 года действовал договор оказания услуг по передаче электрической энергии от 07 июля 2008 г. N 375/П, обязанности по выяснению вопроса, связанного с расторжением названного договора в соответствии с законодательством Российской Федерации, нельзя признать поводом к отмене судебных актов.

На момент издания приказа от 25 августа 2011 г. N 374 в оспариваемой части договор от 07 июля 2008 г. N 375/П в соответствии с законодательством Российской Федерации, как установлено при рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции, не расторгнут и условие о его расторжении не содержал.

Таким образом, при издании приказа от 25 августа 2011 г. N 374 в оспариваемой части одно из предусмотренных пунктом 14 Правил согласования условий, при наличии которого Минэнерго России в соответствии с тем же пунктом тех же Правил согласовывает передачу в аренду территориальным сетевым организациям объектов, к которым присоединены энергопринимающие устройства потребителей электрической энергии и в отношении которых по состоянию на 01 января 2011 года действуют договоры оказания услуг по передаче электрической энергии между указанными потребителями электрической энергии (энергосбытовыми компаниями) и организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью, отсутствовало.

Следовательно, выводы кассационных жалоб о применении положений Правил согласования и, как следствие, - о законности приказа от 25 августа 2011 г. N 374 в оспариваемой части, а также о том, что права и охраняемые законом интересы заявителя при этом не нарушены, не могут служить основанием к отмене судебных актов.

Иным доводам кассационных жалоб дана надлежащая оценка судом апелляционной инстанции, они направлены на переоценку собранных по делу доказательств и не могут служить основанием к отмене судебных актов.

Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов.

Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:

постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 04 октября 2012 г. по делу N А40-31657/12-93-314 - оставить без изменения, кассационные жалобы Министерства энергетики Российской Федерации, ОАО "ФСК ЕЭС", ОАО "МРСК Центра и Приволжья", ОАО "МРСК Юга", ОАО "ТЮМЕНЬЭНЕРГО", ОАО "МРСК Волги", ОАО "МРСК Северо-Запада", ОАО "МРСК Урала", ОАО "Томская распределительная компания" - без удовлетворения.

 

Председательствующий судья

Н.А.Шуршалова

 

Судьи

М.В.Борзыкин
Е.Ю.Воронина

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.