Лечебные пляжи. Санитарные правила устройства, оборудования и эксплуатации (утв. Заместителем Главного государственного санитарного врача СССР 26 декабря 1985 г. N 4060-85)

Лечебные пляжи. Санитарные правила устройства, оборудования и эксплуатации
(утв. Заместителем Главного государственного санитарного врача СССР 26 декабря 1985 г. N 4060-85)

 

1. Назначение и область применения

 

1.1. Санитарные правила предназначены для советских органов, проектных, строительных и других предприятий и организаций, занимающихся вопросами отвода земельных участков, проектирования, строительства новых, реконструкции и эксплуатации лечебных пляжей, а также для санитарных врачей, осуществляющих государственный санитарный надзор за лечебными пляжами.

1.2. Настоящие правила предусматривают внедрение в практику проектирования, строительства и эксплуатации санаторно-курортных учреждений комплекса санитарно-гигиенических и инженерно-технических требований, обеспечивающих оптимальные условия использования лечебных пляжей.

1.3. Правила включают основные санитарно-гигиенические, инженерно-технические, геологические и физико-географические требования к участку (территории) суши и к зоне водного объекта (акватории пляжа).

1.4. При проектировании и эксплуатации пляжей, кроме настоящих правил, необходимо руководствоваться требованиями СНиПов (ВСН) и других действующих нормативных документов (приложение 1).

 

2. Общие положения

 

2.1. Лечебный пляж - участок побережья естественного или искусственного водоема (моря, озера, водохранилища, реки) с прибрежными водами, оборудованный и пригодный по санитарно-гигиеническим, геологическим и физико-географическим показателям для проведения лечебно-профилактических процедур и купаний под контролем медицинского персонала.

2.2. Лечебные пляжи подразделяются:

по характеру грунта - на песчаные (размер песчинок от 0,1 до 1 мм), гравийные или ракушечниковые (от 1 до 10 мм), галечные (от 10 до 100 мм), валунные (более 100 мм), смешанные (содержащие песок, галечник, валуны);

по степени благоустройства и оборудованию - на лечебные пляжи высшей, первой и второй категорий.

2.3. Вместимость лечебных пляжей принимается:

при санаториях для взрослых: малая - до 1000 мест, средняя - от 1000 до 3000 и большая - более 3000 мест,

при санаториях для родителей с детьми - до 500 мест,

при детских санаториях, санаториях для подростков и санаторных пионерских лагерях - до 600 мест.

2.4. При расчете необходимой площади пляжа для санаторно-курортных учреждений различного профиля необходимо учитывать коэффициенты одновременного пребывания больных на пляже (от коечной вместимости санаториев):

санатории для взрослых на бальнеоклиматических и грязеклиматических курортах - 0,6;

санатории для взрослых на климатических курортах - 0,8;

санатории для родителей с детьми - 1,0;

санатории для детей и подростков, санаторные пионерские лагеря - 1,0.

2.5. При устройстве лечебных пляжей следует исходить из минимально допустимых норм на 1 место:

специализированных (для больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата) - 8-12 м2;

морских - 5 м2;

озерных и речных - 8 м2;

детских - 5 м2.

При этом протяженность береговой полосы на 1 человека на пляже, при ширине пляжной полосы 25 метров и более, должна составлять не менее 0,2 м, площадь водной поверхности на море и реке - не менее 5 м2, в пресноводных непроточных и малопроточных водоемах (озера, водохранилища) - не менее 10 м2.

2.6. Необходимые мероприятия по безопасности и охране жизни людей на лечебных пляжах осуществляются организациями, в ведении которых находятся пляжи.

 

3. Требования к участку лечебного пляжа и акватории

 

3.1. Лечебный пляж размещается на обособленном участке территории и предназначается для использования отдельным санаторием, группой санаториев или курортным районом.

3.2. Участок под строительство лечебного пляжа выбирается в соответствии с действующими строительными нормами и настоящими правилами. При выборе учитывается отрицательное влияние шума от автомобильных, железных дорог и промышленных предприятий, холодных ветров, оползневых явлений и волновых воздействий, химического и бактериального загрязнения воды, почвы и воздуха, определяются меры по их устранению.

3.3. При выборе участка для организации лечебного пляжа необходимо учитывать следующий комплекс показателей:

санитарные условия;

механический и минеральный состав прибрежных и донных грунтов в зоне мелководья;

солнечную экспозицию, розу ветров и возможную защиту пляжа от частых и сильных ветров;

устойчивость пляжа к волновому воздействию во времени;

безопасность местности в отношении обвалов, осыпей, оползней, селей, лавин, затоплений и т.д.;

безопасность пляжа в отношении возможного нападения морских животных.

3.4. При выборе водного объекта для организации лечебных пляжей необходимо учитывать:

гидрогеологический режим (отсутствие водоворотов, течений более 0,5 м/сек, резких колебаний уровня воды);

соответствие качества воды водного объекта требованиям настоящих правил;

рельеф дна и грунта (отсутствие ям, заиленных участков, острых предметов, конструкций и т.д.).

3.5. Пляжи, их сооружения, искусственные изменения рельефа не должны изменять основные природные факторы: воздухообмен, водообмен, состояние атмосферы.

3.6. Отвод участка осуществляется в порядке, предусмотренном земельным законодательством союзной республики, на территории которой намечается строительство лечебного пляжа.

3.7. Граница лечебного пляжа с учетом местных условий и действующих санитарно-защитных зон должна быть удалена от источников шума, загрязнения почвы, воздушного и водного бассейна (предприятия, порты и портовые сооружения, шлюзы, гидроэлектростанции, места сброса сточных вод, устья рек, ручьев, ливнестоки и др.).

3.8. Лечебные пляжи запрещается размещать в границах первого пояса зоны санитарной охраны источников хозяйственно-питьевого водоснабжения.

3.9. Лечебные пляжи и примыкающая к ним полоса побережья (до 100 м от уреза воды) относятся к I зоне санитарной охраны курорта и на них запрещается строительство объектов, не связанных с эксплуатацией пляжей и обслуживанием больных (предприятия общественного питания, торговли, бытового обслуживания, развлекательного и коммерческого характера и другие).

3.10. При размещении на пляже лодочной станции и других сооружений для плавсредств границы коридоров для выхода последних следует определять вне зоны купания.

3.11. Лечебные пляжи должны размещаться в зоне пешеходной доступности (до 1,2 км) от спальных корпусов, иметь удобные подъездные пути, подходы и спуски к ним или подъемно-транспортные средства (дорожки, лестницы, лифты, фуникулеры и т.д.). При доставке больных автотранспортом лечебные пляжи должны находиться в зоне не более чем получасовой доставки больных от спальных корпусов до пляжа.

3.12. Для учета функционального зонирования, оборудования, рационального использования и охраны природных курортных ресурсов лечебные пляжи подлежат паспортизации (приложение 2).

 

4. Санитарная оценка лечебного пляжа и мероприятия по его защите

 

4.1. Для санитарной оценки качества лечебного пляжа (акватории и побережья) устанавливаются 4 категории: I категория - оптимальная, II и III - относительно благоприятные, IV - неблагоприятная.

4.2. Оценка береговой зоны пляжа:

I категория - берег пологий песчаный, с мощностью песчаного слоя в речных условиях не менее 20 см, в морских - 1,0 м, его ширина от 10-20 м и более. Пляж практически не требует инженерной подготовки территории;

II категория - берег пологий песчаный, галечный - требуются небольшие работы по расчистке пляжной полосы от валунов, мусора, мелких предметов и по инженерной подготовке пляжа (подсыпка, планировка):

III - категория - берег травянистый, частично заболоченный, валунно-галечный и др. - требуется значительная инженерная подготовка (вывоз и уборка валунов, дренирование, осушение, завоз песка, галечника и т.д.);

IV категория - берег непригоден для устройства пляжа (болото, глина, скалы, обрывы) - необходимы большие материальные затраты на инженерную подготовку и оборудование пляжа.

4.3. Оценка зоны водных объектов:

I категория - отмели с пологим ровным песчаным дном. Работы по инженерному оборудованию дна проводить практически не требуется;

II категория - отмели песчаные, галечные. Требуется проведение небольших работ по очистке дна от камней и других предметов;

III категория - до глубины 1,5 м сплошные валуны, водоросли. Необходимы значительные инженерно-технические работы по улучшению дна;

IV категория - отмель в естественных условиях не пригодна для устройства пляжа - требуются большие материальные затраты по расчистке и выравниванию дна (обрывы, уклоны, ил, глина, валуны).

4.4. Лечебные пляжи должны быть защищены от абразий, оползней, осыпей, обвалов, затоплений.

4.5. Берегозащитные мероприятия должны разрабатываться в комплексе с противооползневыми мероприятиями и предусматривать меры активной защиты прибрежных территорий, а также возможность сохранения и расширения существующих или создание искусственных пляжей.

 

5. Функциональное зонирование лечебного пляжа

 

5.1. Организация и зонирование лечебного пляжа должны обеспечить оптимальные условия для использования природных факторов в лечебных целях. В соответствии с действующими медицинскими методиками для организации лечебного процесса, проведения климатопроцедур, создания определенного режима в обслуживании больных на пляже выделяются функциональные зоны:

лечебная,

обслуживания.

5.2. В лечебной зоне пляжа должны быть предусмотрены:

солярии;

аэрарии;

площадки ЛФК и обучения плаванию;

участок акватории в обозначенных границах, выделенный для купания;

участок акватории, выделенный для ЛФК, гребли на лодках, катания на гидровелосипедах, занятий на водных тренажерах.

5.3. Лечебная зона пляжей санаториев для взрослых и родителей с детьми должна иметь 3 сектора (приложения 3, 4). В составе сектора 1 для размещения 20% больных с предписанием лечения по режиму 1 (слабого воздействия) должны быть предусмотрены: аэрарий сплошной тени (50% от вместимости сектора), солярий (50% от вместимости сектора), оборудованные лежаками. В секторе необходимо выделить участок строгого медицинского контроля с постом дежурной медицинской сестры, 5% лежаков для больных, проходящих адаптацию к климату курорта.

Сектор 2 - вместимостью 30% для больных, находящихся на лечении по режиму 2 (умеренное воздействие климатических факторов) и сектор 3 - вместимостью 50% для больных, находящихся на лечении по режиму 3 (выраженное воздействие климатических факторов), должны иметь в своем составе аэрарий рассеянной радиации, солярий и быть оборудованы лежаками.

Разделение лечебной зоны на секторы осуществляется размещением строений, расстановкой оборудования и обозначается указателями. Возведение специальных ограждений для разделения секторов запрещается.

На пляжах при санаториях для родителей с детьми, кроме перечисленных площадок, в состав лечебной зоны включается дополнительно детская площадка.

5.4. Лечебная зона пляжа в детских санаториях, санаториях для подростков, санаторных пионерских лагерях (лечебный процесс организуется по режиму 1) разделяется на изолированные секторы по количеству спальных секций или отрядов в пионерских лагерях (приложение 5).

В каждом секторе детских пляжей оборудуются аэросолярии, в которых создаются три климатотерапевтических участка: сплошной тени, рассеянной и активной солнечной радиации.

В составе лечебной зоны детских пляжей необходимо предусматривать площадку для построений и проведения лечебной физкультуры.

5.5. Участок акватории для купания необходимо ограничивать максимальной глубиной: для взрослых - 3-4 метра, для родителей с детьми - 2,0-2,5 м, для детей - 1,5 м*(1). В зоне купания максимальное расстояние*(2) от уреза воды до буйков не должно превышать: для взрослых - 75 м, для родителей с детьми - 40 м, для детей - 30 м.

Участок акватории для прогулочных шлюпок ограничивается удалением от уреза воды (моря и крупные водоемы) не более чем на 500 м и 200 м - для гидровелосипедов.

5.6. Зона обслуживания является продолжением лечебной зоны. В составе зоны должны быть предусмотрены пляжный павильон со службами, обеспечивающими работу пляжа.

Пляжный павильон санаториев для взрослых включает:

медицинский пункт;

дозиметрический пункт;

спасательный пункт;

комнату персонала;

радиоузел;

кладовую;

детскую комнату (в санаториях родителей с детьми);

кабинет врача-климатотерапевта;

кабинет медсестры;

вестибюль (при необходимости);

душевые с пресной водой;

санузлы;

реанимационную (при вместимости пляжей более 3000 мест);

технические помещения (электрощитовая, венткамеры).

Пляжные павильоны детских пляжей должны иметь следующий набор помещений:

медицинский пункт с радиоузлом;

дозиметрический пункт;

комнату спасателей;

комнату персонала;

душевые с пресной водой;

санузлы;

технические помещения.

Кроме пляжного павильона в зоне обслуживания располагаются:

кабины для переодевания;

питьевые фонтанчики;

мойки для ног;

пункты сбора твердых бытовых отходов;

перекачивающие насосные станции (при необходимости);

проходная;

информационный стенд.

 

6. Требования к зданиям, сооружениям и оснащению лечебных пляжей

 

6.1. Состав зданий, сооружений, площади и оборудование их должны отвечать профилю санатория, климатическим условиям. Площадь помещений, площадок и других сооружений пляжа приводится в приложениях 6, 7, 8.

6.2. Строительные конструкции, отделочные материалы, используемые при строительстве зданий и сооружений пляжей, должны быть из числа разрешенных Минздравом СССР и устойчивыми к неблагоприятным воздействиям водной среды.

6.3. Основным зданием пляжа функционального назначения является пляжный павильон, высота которого должна быть не более 3-х этажей, высота этажа - 3,3 метра (в чистоте).

Лечебный пляж высшей категории должен в своем составе содержать пляжный павильон круглогодичного функционирования и капитальные сооружения летнего пользования с постоянно действующими инженерными сетями.

Лечебный пляж первой категории в своем составе должен содержать капитальный пляжный павильон и сооружения летнего пользования с постоянно действующими инженерными сетями.

Лечебный пляж второй категории в своем составе должен содержать климатопавильон сезонного функционирования из легких строительных конструкций, разбираемые сооружения летнего пользования и временные инженерные сети.

6.4. Пляжные павильоны оснащаются системами водоснабжения, канализации, электроснабжения, телефонизации, радио, оценки погоды, дозиметрического контроля, медицинским оборудованием, мебелью и инвентарем согласно действующим нормативам. Медицинские аппараты, приборы и инвентарь для оснащения пляжа разрешается применять только по номенклатуре, утвержденной Минздравом СССР и другими компетентными учреждениями.

6.5. Навесы аэрариев, в зависимости от назначения, могут иметь покрытие: сплошное, ячеистое, жалюзийное или щелевое. Высота навеса в чистоте должна быть 2,5-3 метра. Конструкции навесов должны обеспечивать естественную вентиляцию, необходимый воздухообмен каждого процедурного места и защиту больных от холодных ветров.

6.6. Строительство надводных аэросоляриев в условиях приморских пляжей целесообразно только в случае дефицита площади берега, пригодной для застройки.

6.7. Здания, сооружения и оснащение пляжей при санаториях родителей с детьми и детских пляжей должны обеспечивать безопасность детей.

6.8. Лежаки на ножках и другое оборудование, используемое на пляжах, должны изготавливаться из материалов, разрешенных МЗ СССР, а их размеры должны соответствовать "Единой номенклатуре мебели и оборудования общественных зданий массового строительства".

Участок строгого медицинского контроля оснащается лежаками с солнцезащитными экранами, прикрывающими грудь и голову, по возможности, с двухсторонним переговорным устройством, световой или звуковой связью с постом медицинской сестры. Пляжи, используемые для работы с продленным сезоном, должны быть обеспечены лежаками с индивидуальной ветрозащитой.

6.9. Детские площадки на пляжах для родителей с детьми (3% от общей площади) оснащаются спортивным и игровым инвентарем и оборудуются теневыми навесами.

6.10. На площадке лечебной физкультуры (при расположении ее на пляже) устраивается помост для инструктора. Оснащение площадки спортивным инвентарем проводится с учетом профиля санатория. Сектор лечебной физкультуры акватории оснащается гидровелосипедами (1 на 150 человек) и лодками (1 на 200 человек).

6.11. Спасательные пункты оборудуются:

вышками спасателей (устанавливаются с интервалом 150-200 метров вблизи уреза воды, вне зоны волнового воздействия);

стендами со спасательными средствами (устанавливаются с интервалом 25 метров в 4-5 метрах от уреза воды);

сигнальной вышкой (устанавливается в центре).

6.12. Медпункт, кабинеты врача, медсестры и санитарно-бытовые помещения обеспечиваются водопроводом (с подводкой горячей и холодной воды) и канализацией.

6.13. Кабины для переодевания (1 на 50 человек) устанавливаются на открытых площадках на пути следования к процедурным местам. Основания площадок бетонируются или выполняются из других материалов, легко поддающихся санитарной обработке и дезинфекции.

6.14. Души пресной воды (1 кабина на 75 человек) могут располагаться в пляжном павильоне или на открытых площадках. При расположении душей на открытых площадках они не ограждаются, основания бетонируются.

Для мытья ног должны быть предусмотрены отдельные мойки из расчета 1 на 50 человек.

6.15. Нагрев воды для душевой предусматривается от солнечных водонагревателей. Норма смешанной воды для взрослых - 20 л на 1 человека, для детей - 10 литров.

6.16. Питьевые фонтанчики (1 на 10 человек) устанавливаются рассредоточенно на удалении от процедурных мест (лежаков) не менее 5,0 метров.

6.17. Стоки от питьевых фонтанчиков, душевых и моек для ног допускается сбрасывать в ливневую канализацию.

6.18. Туалеты (одно очко на 50 человек) располагаются в пляжном павильоне. На пляжах туалеты должны располагаться вне зоны максимального заплеска воды.

6.19. Электроосвещение предусматривается во всех помещениях пляжного павильона. Наружное электроосвещение предусматривается в зоне обслуживания, на подъездных дорогах и подходах к пляжу.

6.20. Электросиловые подводки выполняются к электрооборудованию насосных станций и радиоузла.

6.21. Телефонной связью оборудуются: медицинский, дозиметрический и спасательный пункты, кабинеты врача и медсестры.

6.22. Радиоточки местного (городского) вещания устанавливаются из расчета слышимости на каждом процедурном месте.

6.23. Установка электрочасов предусматривается с таким расчетом, чтобы они просматривались с каждого процедурного места.

6.24. Информационные стенды прогнозирования погоды и дозиметрических данных устанавливаются на подходе к пляжу и в зоне обслуживания. Информация метеослужбы о прогнозе осуществляется через местное радиовещание и курортные газеты.

6.25. На территории пляжа рассредоточение устанавливаются урны для мусора (из расчета 1 урна на 50 человек). Для сбора мусора на территории вспомогательной зоны предусматриваются площадки сбора бытовых отходов с контейнерами, которые бетонируются и ограничиваются бортиком. К площадкам для контейнеров предусматривается автомобильный подъезд.

6.26. Территория пляжей должна быть благоустроена, озеленена (не менее 10% территории), иметь систему пешеходных дорожек, удобно связывающих здания, сооружения, секторы, площадки. Ширина и покрытия дорожек проектируются с учетом их назначения, интенсивности движения, климатических и местных условий.

6.27. Граница акватории обозначается буйками или поплавками, расположенными через 25-30 м. В секторе для купания больных, находящихся на лечении по режиму N 1, устанавливаются для отдыха на воде плотики через каждые 10 метров.

 

7. Санитарная охрана лечебного пляжа

 

7.1. Санитарная охрана лечебного пляжа, как и санитарная охрана всего курорта, должна быть направлена на сохранение основных свойств природных лечебных факторов, предохранение их от порчи, загрязнения и истощения.

7.2. Лечебный пляж в соответствии с "Положением о курортах" находится в 1-й зоне санитарной охраны курорта. На территории пляжа запрещается постоянное и временное проживание граждан, строительство объектов, производство земляных и других работ, не связанных с его эксплуатацией.

7.3. Район морского водопользования для лечебного пляжа по береговой протяженности определяется зоной фактического и перспективного развития курортного района (санатория), а в сторону моря расстоянием не менее двух морских миль (примерно 3,7 км).

7.4. I пояс зоны санитарной охраны акватории устанавливается с целью предотвращения превышения установленных нормативных показателей микробного и химического загрязнения воды в пределах района фактического и перспективного водопользования от организованных выпусков сточных вод. Границы этого пояса по береговой протяженности и в сторону моря должны устанавливаться в соответствии с действующими "Правилами охраны от загрязнения прибрежных вод морей".

7.5. II-й пояс зоны санитарной охраны акватории предназначается для предотвращения загрязнения воды района водопользования и I-го пояса зоны санитарной охраны со стороны моря от морских судов и промышленных объектов по добыче полезных ископаемых. Границы этого пояса определяются в сторону моря в соответствии с "Правилами охраны от загрязнения прибрежных вод морей" на расстоянии от 7 до 12 морских миль (примерно=22 км) от ближайшего берега.

7.6. Лечебный пляж на реках должен быть расположен не менее 500 м выше по течению от мест выпуска сточных вод, участков, используемых для хозяйственно-бытовых целей, стойбищ, водопоя скота.

7.7. В непроточных водоемах (озера, пруды, лиманы, водохранилища) площадью до 10 км2, используемых для организации лечебных пляжей, не допускается сброс сточных вод и разведение водоплавающей птицы.

 

8. Организация контроля за санитарным состоянием лечебных пляжей

 

8.1. Контроль за санитарным состоянием пляжа (водного объекта, береговой зоны, сооружений) проводится администрацией санатория (курорта), а также органами и учреждениями санитарно-эпидемиологической службы в установленном порядке (перед началом купального сезона и в период купального сезона).

8.2. При контроле за санитарным состоянием района лечебных пляжей необходимо оценивать следующие показатели:

механический состав грунтов;

соблюдение зонирования пляжа;

благоустройство и оборудование пляжа;

рекреационную нагрузку на пляж и водную поверхность;

режим санитарной уборки и очистки пляжа;

состав и качество воды и донных отложений по физическим, химическим и бактериологическим показателям;

состав почвы по химическим, бактериологическим и гельминтологическим показателям.

8.3. Показатели качества воды, донных отложений и почвы в районе лечебного пляжа должны отвечать требованиям, приведенным в приложениях N 9, 10. Эти требования распространяются на качество воды водотока в створе, расположенном в 1 километре выше зоны купания лечебного пляжа, а для непроточных водоемов (озера, водохранилища, моря) - в пределах от уреза воды до буйков и не менее 1 километра в обе стороны от границ лечебного пляжа.

8.4. Санитарно-бактериологический контроль качества воды лечебных пляжей должен осуществляться по следующим показателям: определение лактозоположительных кишечных палочек, патогенных энтеробактерий (сальмонелл, шигелл, патогенных эшерихий), энтеровирусов, стафилококков, грибов рода Кандида, парагемолитических вибрионов*(3); донных отложений - по наличию ЛКП.

8.4.1. Основными микробиологическими показателями являются индекс лактозоположительных кишечных палочек и индекс колифагов. Вода считается пригодной для купания при индексе ЛКП не более 5000, индексе колифага не более 1000.

8.4.2. В случае превышения допустимого числа ЛКП и колифагов, а также по эпидпоказаниям проводится определение дополнительных микробиологических показателей в воде и донных отложениях для выяснения источника и характера микробного загрязнения, проведения оздоровительных мероприятий или решения вопроса о закрытии пляжа. Дополнительными показателями фекального загрязнения и фактора риска острых кишечных инфекций являются Е. Coli, энтерококки, патогенные энтеробактерии, энтеровирусы, показатели загрязнения микрофлорой кожи и слизистых человека - стафилококки, грибы рода Кандида*(4).

8.5. Отбор проб воды лечебных пляжей для контрольных исследований проводится ежегодно перед началом купального сезона на расстоянии 1 км выше по течению от зоны купания на водотоках и на расстоянии 0,1-1,0 км в обе стороны от нее на водоемах и в море, а также в границах зоны купания; в период купального сезона не менее, чем в двух точках, выбранных в соответствии с характером, протяженностью и интенсивностью использования зон купания.

8.6. Частота отбора проб устанавливается в каждом конкретном случае органами санитарно-эпидемиологической службы, но не менее двух раз по всем санитарно-химическим и бактериологическим показателям до начала купального сезона, и не менее 2-х раз в месяц в период купального сезона. Для установления числа лактозоположительных кишечных палочек в период купального сезона пробы воды и донных отложений необходимо отбирать не менее 1 раза в неделю. Пробы воды и донных отложений отбирают до начала купания и в 12-14 часов, что позволит дифференцировать загрязнение за счет посторонних источников или самих купающихся, а также определить интенсивность процессов самоочищения.

8.7. Санитарно-бактериологическая оценка почвы лечебных пляжей проводится по следующим показателям: определение лактозоположительных кишечных палочек и клостридиум перфрингенс. Количество лактозоположительных кишечных палочек не более 1 в 1,0 почвы свидетельствует об отсутствии патогенных бактерий. В случае превышения допустимого числа ЛКП и по эпидпоказаниям проводится определение дополнительных микробиологических показателей: Е. Coli, энтерококков, грибов рода Кандида, а также патогенных бактерий.

8.8. Контрольные исследования проб почвы пляжей проводятся по всем санитарно-химическим и санитарно-бактериологическим показателям 3 раза в год: весной, летом и осенью, а также по эпидпоказаниям (приложение 10).

Пробы почвы следует отбирать: вокруг возможных источников загрязнения, в местах наибольшего скопления людей и в теневых павильонах. Пробы отбираются в 4-х точках конвертообразно на участке 25 м2 с последующим составлением среднего образца.

8.9. Контроль за состоянием поверхности дна проводят ежегодно перед началом купального сезона (промер и водолазный осмотр поверхности дна с одновременным удалением стекла, железа и других предметов).

8.10. Территория пляжа должна убираться ежедневно после закрытия пляжа. Пляж необходимо периодически выравнивать с рыхлением верхнего слоя.

8.11. Уровень шума на лечебных пляжах не должен превышать 45 дбА в дневное время суток и кратковременно (в течение 1 мин) не более 80 дбА.

8.12. Администрация курорта (санатория), в ведении которой находится лечебный пляж, перед сезоном должна получить заключение СЭС о санитарно-эпидемиологическом благополучии береговой территории и воды и разрешение на их использование в лечебно-оздоровительных целях.

 

Заместитель Главного
государственного санитарного
врача СССР

А.И. Заиченко

 

26 декабря 1985 г.

N 4060-85

 

Согласовано

 

Начальник Главного управления
лечебно-профилактической помощи
МЗ СССР

А.М. Москвичев

 

20 декабря 1985 г.

 

______________________________

*(1) Зона купания на детских пляжах должна иметь песчаное, гравийное или галечное дно с пологим уклоном tg альфа = не более 0,02.

*(2) Максимальное расстояние от уреза воды до буйков устанавливается в каждом конкретном случае постановлением местных органов по техническим условиям спасательной службы.

*(3) Определение парагемолитических вибрионов проводится по эпидпоказаниям в воде морских пляжей, допустимое количество - 1000 в 1 дм3.

*(4) Сигнальное значение для регламентации нагрузки на пляже имеет количество стафилококков 100. Е. Coli и энтерококка 2000 в 1 дм3, грибов рода Кандида 50 в 1 дм3.

 

Санитарные правила предназначены для органов, предприятий и организаций, занимающихся устройством, оборудованием и эксплуатацией лечебных пляжей, а также для санитарных врачей, осуществляющих государственный санитарный надзор за лечебными пляжами.

Правила определяют санитарно-гигиенические, инженерно-технические, геологические и физико-географические требования к участку суши и к зоне водного объекта (акватории пляжа). Приведена классификация лечебных пляжей по характеру грунта и по степени благоустройства и оборудованию. Установлены минимально допустимые нормы площади пляжа на 1 место в зависимости от вида лечебного пляжа.

При проектировании и эксплуатации пляжей, кроме Санитарных правил, необходимо руководствоваться требованиями СНиПов (ВСН) и других действующих нормативных документов, перечень которых содержится в приложении к Санитарным правилам.


Лечебные пляжи. Санитарные правила устройства, оборудования и эксплуатации (утв. Заместителем Главного государственного санитарного врача СССР 26 декабря 1985 г. N 4060-85)


Текст санитарных правил опубликован в Сборнике важнейших официальных материалов по санитарным и противоэпидемическим вопросам: В 7-ми тт. / Под общ. ред. к.м.н. В.М. Подольского. Т. 2: В 2-х чч.: Санитарные правила и нормы (СанПин), гигиенические нормативы и перечень методических указаний и рекомендаций по коммунальной гигиене. Ч. 2. - М.: МП "Рарог", 1992