Письмо Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 14 марта 2008 г. N 537-12 "По вопросу лицензирования медицинской деятельности"

Письмо Министерства здравоохранения и социального развития РФ
от 14 марта 2008 г. N 537-12
"По вопросу лицензирования медицинской деятельности"

 

Правовой департамент Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, рассмотрев письмо Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 05.02.2008 N 01-3659/08 по вопросу лицензирования медицинской деятельности, сообщает следующее.

1. По вопросу лицензирования медицинской деятельности муниципальных и частных организаций, не относящихся к системе здравоохранения.

Согласно статье 5 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 к полномочиям федеральных органов государственной власти в области охраны здоровья граждан относится лицензирование отдельных видов деятельности в сфере здравоохранения, за исключением лицензирования видов деятельности, переданного в соответствии с частью первой статьи 5.1 Основ для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 5.1 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 лицензирование медицинской деятельности организаций муниципальной и частной систем здравоохранения (за исключением деятельности по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи) относится к полномочиям Российской Федерации в области охраны здоровья граждан, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 13 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 к муниципальной системе здравоохранения относятся органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление управления в сфере здравоохранения, а также находящиеся в муниципальной собственности медицинские, фармацевтические и аптечные организации, которые являются юридическими лицами.

Таким образом, статьей 13 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 установлен исчерпывающий перечень видов организаций, входящих в муниципальную систему здравоохранения.

В связи с этим органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют полномочия по лицензированию только тех организаций муниципальной системы здравоохранения, которые имеют статус медицинских, фармацевтических и аптечных организаций и являются юридическими лицами.

Иные организации, находящиеся в муниципальной собственности и осуществляющие медицинскую деятельность, но не являющиеся при этом медицинскими, фармацевтическими и аптечными организациями (например, дома престарелых, дома ребенка, приюты и т.д.), исходя из положений статей 5, 5.1 и 13 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1, должны лицензироваться Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития и ее территориальными органами.

Согласно статье 14 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 к частной системе здравоохранения относятся лечебно-профилактические и аптечные учреждения, имущество которых находится в частной собственности, а также лица, занимающиеся частной медицинской практикой и частной фармацевтической деятельностью.

В частную систему здравоохранения входят медицинские и другие организации, создаваемые и финансируемые юридическими и физическими лицами. Данная норма позволяет относить к частной системе здравоохранения частные организации иного профиля, например, образовательные, социальные и другие, осуществляющие медицинскую деятельность.

Учитывая изложенное, все частные организации, как медицинские, так и иного профиля, осуществляющие медицинскую деятельность, по нашему мнению, должны лицензироваться органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

2. По вопросу лицензирования медицинских организаций, находящихся в ведении ОАО "Российские железные дороги".

В соответствии со статьей 50 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо, созданное в форме хозяйственного общества, является коммерческой организацией.

Согласно статье 213 Гражданского кодекса Российской Федерации коммерческие и некоммерческие организации, кроме государственных и муниципальных предприятий, а также учреждений, являются собственниками имущества, переданного им в качестве вкладов (взносов) их учредителями (участниками, членами), а также имущества, приобретенного этими юридическими лицами по иным основаниям.

Таким образом, собственником медицинских организаций, подведомственных ОАО "РЖД", является ОАО "РЖД", при этом Российская Федерация является собственником акций ОАО "РЖД", но не его имущества.

В связи с этим, медицинские организации, находящиеся в ведении ОАО "РЖД", в соответствии со статьей 14 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 относятся к частной системе здравоохранения и, соответственно, как отмечено выше, согласно статье 5.1 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 должны лицензироваться органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

3. По вопросу лицензирования филиалов юридических лиц, осуществляющих медицинскую деятельность.

В соответствии со статьей 55 Гражданского кодекса Российской Федерации представительства и филиалы не являются самостоятельными юридическими лицами и наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом, действуя на основании утвержденных им положений.

Согласно статье 2 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензия представляет собой специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

Таким образом, действующее федеральное законодательство не допускает возможности получения отдельной лицензии филиалом или представительством юридического лица.

Необходимо также отметить, что в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена лицензирующим органом субъекта Российской Федерации, может осуществляться на территориях иных субъектов Российской Федерации при условии уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Ввиду изложенного заявление о предоставлении лицензии на осуществление медицинской деятельности при лицензировании филиалов, находящихся в других субъектах Российской Федерации, подается соискателем лицензии в лицензирующий орган по месту нахождения юридического лица.

При этом согласно статье 54 Гражданского кодекса Российской Федерации место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации.

Таким образом, заявление о предоставлении лицензии на осуществление медицинской деятельности при лицензировании филиалов, находящихся в других субъектах Российской Федерации, подается соискателем лицензии в лицензирующий орган по месту его государственной регистрации с последующим уведомлением лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

 

Директор
Правового департамента

С.Ф. Вельмяйкин

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Даны разъяснения по вопросу лицензирования медицинской деятельности отдельных видов медицинских организаций, а также филиалов юридических лиц.

Указано, что органы государственной власти субъектов РФ уполномочены лицензировать медицинскую деятельность организаций муниципальной и частной систем здравоохранения (за исключением деятельности по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи).

К муниципальной системе здравоохранения относятся только те организации, которые находятся в муниципальной собственности, являются юридическими лицами и имеют статус медицинских, фармацевтических и аптечных организаций. Следовательно, медицинская деятельность иных организаций, находящихся в муниципальной собственности, но не являющихся медицинскими, фармацевтическими или аптечными организациями (деятельность домов для престарелых, домов ребенка, приютов и т.д.), лицензируется Росздравнадзором и территориальными органами Росздравнадзора.

В частную систему здравоохранения входят медицинские и другие организации, создаваемые и финансируемые юридическими и физическими лицами, то есть к частной системе здравоохранения могут относиться частные организации иного профиля, осуществляющие медицинскую деятельность (в том числе образовательные, социальные). Соответственно, медицинская деятельность всех частных организаций, независимо от их профиля, должна лицензироваться органами государственной власти субъектов РФ.

Собственником медицинских организаций, подведомственных ОАО "РЖД", является ОАО "РЖД", а не РФ. В силу этого указанные медицинские организации относятся к частной системе здравоохранения, поэтому их деятельность должна лицензироваться органами государственной власти субъектов РФ.

Возможность получения отдельной лицензии филиалом или представительством юридического лица законодательством не предусмотрена. В то же время деятельность, лицензия на которую предоставлена лицензирующим органом субъекта РФ, может осуществляться в иных субъектах РФ, если лицензиат уведомит лицензирующие органы соответствующих субъектов РФ. Заявление о предоставлении лицензии на осуществление медицинской деятельности филиалов, находящихся в других субъектах РФ, подается соискателем лицензии в лицензирующий орган по месту своей государственной регистрации.


Письмо Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 14 марта 2008 г. N 537-12 "По вопросу лицензирования медицинской деятельности"


Текст письма опубликован в журнале "Здравоохранение", 2008 г., N 8, в приложении к журналу "Главврач", 2009 г., N 3 (Мониторинг законодательства по лицензированию медицинской деятельности в России)