город Москва |
|
28 февраля 2017 г. |
Дело N А41-36651/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 февраля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 февраля 2017 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Дзюбы Д.И., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от заявителя: Тимофеев А.Э., доверенность от 15.12.2016; Хольнов А.И., протокол от 22.09.2015;
от заинтересованного лица: Москалева О.М., доверенность от 07.10.2016;
от третьих лиц: от Васильевой Н.Е.: Васильев А.И., доверенность от 12.08.2016; от Васильева А.И.: Васильев А.И., паспорт;
рассмотрев 21 февраля 2017 года в судебном заседании кассационную жалобу
заявителя - ТСЖ "ДУБКИ"
на решение от 15 сентября 2016 года
Арбитражного суда Московской области,
принятое судьей Голубковым П.А.,
на постановление от 17 ноября 2016 года
Десятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Марченковой Н.В., Диаковской Н.В., Шевченко Е.Е.,
по делу N А41-36651/16
по заявлению товарищества собственников жилья "ДУБКИ" (ОГРН: 1065047007816)
об оспаривании предписания
к Главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" (ОГРН: 1045003352261),
третьи лица: Васильева Наталья Евгеньевна, Васильев Анатолий Иванович,
УСТАНОВИЛ:
Товарищество собственников жилья "ДУБКИ" (далее - ТСЖ "ДУБКИ", товарищество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" (далее - Госжилинспекция Московской области, административный орган) об оспаривании предписания N 08ВХ/04-1644-35-2016 в части пунктов 1, 2, 3 и 5.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Васильева Наталья Евгеньевна, Васильев Анатолий Иванович
Решением Арбитражного суда Московской области от 15 сентября 2016 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 17 ноября 2016 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ТСЖ "ДУБКИ" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представители заявителя поддержали доводы кассационной жалобы.
Представители заинтересованного лица, третьего лица - Васильевой Н.Е. и третье лицо - Васильев А.И. возражали против удовлетворения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, согласно заявлению, в связи с обращением Васильева А.И. на основании распоряжения от 17.03.2016 N 08ВХ/04-1644-35-2016 заинтересованным лицом в отношении заявителя проведена внеплановая выездная проверка, по результатам которой составлен акт проверки от 11.04.2016.
При проведении проверки установлено, что ТСЖ "ДУБКИ" при начислении платы за отопление и горячее водоснабжение для жителей многоквартирного жилого дома по адресу: Московская область, г. Химки, ул. Лавочкина, д. 13, корп. 2 - допущены нарушения, выразившиеся в следующем:
1) неправомерном учете вероятных потерь тепла в коммуникационных трубопроводах;
2) неправомерном включении стоимости электричества, используемого в индивидуальном тепловом пункте (далее - ИТП);
3) неправомерном определении совокупного объема тепловой энергии потребленной не только на нужды д. 13 корп. 2, но и д. 13 корп. 1 и корп. 5 по указанному адресу;
4) отсутствии в платежных документах сведений об объеме оказанных услуг на общедомовые нужды и объеме потребления коммунальной услуги по отоплению.
В связи с указанными обстоятельствами ТСЖ "ДУБКИ" выдано предписание от 11.04.2016 N 08ВХ/04-1644-35-2016, в котором указано на необходимость в срок до 01.07.2016 устранить выявленные нарушения.
Не согласившись с данным предписанием в части пунктов 1, 2, 3 и 5, ТСЖ "ДУБКИ" обратилось в Арбитражный суд Московской области с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций, с учетом положений статей 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правомерно исходили из нижеследующего.
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, определены полномочия должностных лиц органов государственного жилищного надзора, которые вправе, в том числе: выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдению обязательных требований, в том числе об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого предписания несоответствия устава товарищества собственников жилья обязательным требованиям.
Постановлением Правительства Московской области от 19.11.2003 N 674/43 образованна Государственная жилищная инспекция Московской области.
Пунктом 1 постановления Правительства Московской области от 12.09.2007 N 674/28 Государственная жилищная инспекция Московской области преобразована в центральный исполнительный орган государственной власти Московской области - Главное управление Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области".
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Московской области от 02.07.2013 N 485/27 утверждено Положение о Главном управлении Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области".
Госжилинспекция Московской области (должностные лица Госжилинспекции Московской области) в целях реализации полномочий имеет право давать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
На основании изложенного, кассационная коллегия считает, что суды пришли к правомерному выводу о том, что предписание выдано уполномоченным лицом в установленном законом порядке.
Согласно части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, в структуру платы за коммунальные услуги включены: плата за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение).
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 54 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (в редакции от 27.08.2012) (далее - Правила N 354), в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, расчет размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса (или ресурсов), использованного в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (далее - использованный при производстве коммунальный ресурс), и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс.
Объем использованного при производстве коммунального ресурса определяется по показаниям прибора учета, фиксирующего объем такого коммунального ресурса, а при его отсутствии - пропорционально расходам такого коммунального ресурса на производство тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
При этом общий объем (количество) произведенной исполнителем за расчетный период тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определяется по показаниям приборов учета, установленных на оборудовании, с использованием которого исполнителем была произведена коммунальная услуга по отоплению и (или) горячему водоснабжению, а при отсутствии таких приборов учета - как сумма объемов (количества) тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенных по показаниям индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии, которыми оборудованы жилые и нежилые помещения потребителей, объемов (количества) потребления тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенных в порядке, установленном настоящими Правилами для потребителей, жилые и нежилые помещения которых не оборудованы такими приборами учета, и объемов (количества) потребления тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на общедомовые нужды, определенных исходя из нормативов потребления горячей воды на общедомовые нужды и нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях горячего водоснабжения. Объем (количество) тепловой энергии, потребленной за расчетный период на нужды отопления многоквартирного дома или жилого дома, определяется с учетом положений пункта 42 (1) настоящих Правил.
При определении размера платы потребителя за коммунальную услугу по отоплению (при отсутствии централизованного теплоснабжения) объем использованного при производстве коммунального ресурса распределяется между всеми жилыми и нежилыми помещениями в многоквартирном доме пропорционально размеру общей площади принадлежащего (находящегося в пользовании) каждому потребителю жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с формулой 18 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Размер платы потребителя за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) определяется в соответствии с формулами 20 и 20 (1) приложения N 2 к настоящим Правилам как сумма 2 составляющих: произведение объема потребленной потребителем горячей воды, приготовленной исполнителем, и тарифа на холодную воду; произведение объема (количества) коммунального ресурса, использованного для подогрева холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и тарифа на коммунальный ресурс.
При этом объем (количество) коммунального ресурса определяется исходя из удельного расхода коммунального ресурса, использованного на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, в объеме, равном объему горячей воды, потребленной за расчетный период в жилом или нежилом помещении и на общедомовые нужды.
В плату за коммунальную услугу по отоплению и (или) горячему водоснабжению, произведенную исполнителем с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, не включаются расходы на содержание и ремонт такого оборудования.
Расходы на содержание и ремонт такого оборудования подлежат включению в плату за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
В целях отопления многоквартирного жилого дома по адресу: Московская область, г. Химки, ул. Лавочкина, д. 13, корп. 2, управление которым осуществляет товарищество, используется ИТП.
В указанном ИТП подогрев холодной воды для целей отопления осуществляется за счет теплообмена с горячей водой.
Указанный ИТП также используется для отопления иных близлежащих строений, собственники которых также являются членами товарищества.
Учитывая изложенное, суды пришли к правомерному выводу о том, что оспоренное предписание в части пунктов 1 - 3 полностью соответствует требованиям пункта 54 Правил N 354.
Довод заявителя о том, что порядок начисления платы определен собственниками многоквартирного дома на общем собрании 07.06.2013, а учет потребления коммунального ресурса соответствовал заключенным с ресурсоснабжающей организацией - ООО "ТСК Мосэнерго" обоснованно отклонен судом апелляционной инстанции в связи со следующим.
Порядок предоставления коммунальных услуг и расчет платы за них в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации определен Правилами N 354.
Названные нормы являются императивными, поэтому решением собрания собственников дома они не могут быть изменены.
Согласно отчетам потребления тепловой энергии (Ткал) всеми корпусами по улице Лавочкина д. 13 (размещены на официальном сайте ТСЖ: http://www.tsi-dubki.ru) к расчету платы по отоплению и ГВС принимается не объем тепловой энергии, зафиксированный прибором учета SA-94/2M N 024530, а объем, увеличенный на вероятные потери.
Согласно сравнительной таблице, на основании отчетов ТСЖ "ДУБКИ" по потреблению тепловой энергии при расчете платы за отопление и ГВС, объем тепловой энергии, зафиксированный указанным прибором учета, увеличен:
во втором полугодии 2012 года на 53,63 Гкал; в 2013 году на 101,67 Гкал; в 2014 года на 316,13 Гкал; за январь - февраль 2015 года на 5,46 Гкал, а согласно договору от 01.01.2014 N 247 объем потерь ТЭ подлежащий оплате составляет 44,7 Гкал за весь год.
Следовательно, довод заявителя о применении для расчетов платежей показания единого счетчика тепловой энергии является необоснованным.
В соответствии с нормами, установленными пункта 6 и 7 Правил N 354, предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется по устному или письменному договору, условия которых должны соответствовать этим правилам.
Согласно абзацу 2 пункта 54 Правил N 354, "объем использованного при производстве коммунального ресурса определяется исходя из показаний прибора учета, фиксирующего объем такого коммунального ресурса... При этом общий объем (количество) произведенной исполнителем (а не поставленной по договору) за расчетный период тепловой энергии на цели отопления или горячего водоснабжения рассчитывается по показаниям фиксирующих такие объемы приборов учета, установленных на оборудовании, с использованием которого исполнителем была произведена коммунальная услуга по отоплению или горячему водоснабжению...".
Многоквартирный жилой дом - корпус 2 дом 13 по улице Лавочкина, также как и все корпуса (кроме 5) "комплекса" оснащены общедомовыми многоканальными приборами учета произведенных исполнителем (ТСЖ "ДУБКИ") коммунальных услуг (отопление, ГВС), что подтверждено актами ввода этих приборов в эксплуатацию.
Ссылка заявителя на положения заключенных с поставщиком договоров поставки ТЭ и теплоносителя обоснованно признана судами несостоятельной, так как названные договоры противоречат требованиям статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункта 54 Правил N 354, признанных решением Верховного Суда Российской Федерации от 11.04.2014 N АКПИ14-98, не противоречащим закону и пункту 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно названным нормам условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иным правовым актом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации, договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом или иным правовым актом.
В соответствии со статьей 426, пунктом 4 статьи 539, статьей 548 Гражданского кодекса Российской Федерации, приобретение исполнителем (ТСЖ "ДУБКИ") у ресурсоснабжающей организации коммунальных ресурсов с целью обеспечения потребителя (собственников помещений) коммунальными услугами осуществляется на основании публичного договора энергоснабжения (ресурсоснабжения), при заключении и исполнении которого являются для сторон обязательными требования Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил N 354 и Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124).
В соответствии с подпунктом "г" пункта 21 названных Правил, в совокупном объеме коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, выделяется объем коммунального ресурса, использованного для предоставления коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям нежилых помещений, подлежащий оплате этими собственниками и пользователями.
Из этого следует, что учет потребленного жилыми помещениями коммунального ресурса при самостоятельном изготовлении коммунальной услуги (пункта 54 Правил N 354) должен осуществляться приборами, установленными на оборудовании, с использованием которого исполнителем (ТСЖ) была произведена коммунальная услуга по отоплению или горячему водоснабжению раздельно от потребленного коммунального ресурса нежилыми помещениями.
Однако эти требования закона и иных правовых актов, обязательных при заключении договоров о поставке коммунального ресурса сторонами не соблюдены.
При таких обстоятельствах ссылка на договоры теплоснабжения от 01.01.2013 N 247 и от 01.01 2014 необоснованна.
Объем потребляемых многоквартирным домом (корпус 2) коммунальных услуг по отоплению и ГВС определяется, как обоснованно указано в оспариваемом предписании общедомовым (корпус 2 дома 13) многоканальным прибором учета тепловой энергии ТС-5 00-0-6-3 N 05216, фиксирующим объем коммунальной услуги по отоплению жилых помещений и многоканальным прибором учета ТС-100-0-2-1 N 05186 - фиксирующим объем коммунальной услуги по отоплению нежилых помещений.
Кроме того в соответствии с пунктом 3.1.19 договора от 01.01.2014 ТСЖ "ДУБКИ" обязуется "в целях учета поставленной потребителю (в данном случае ТСЖ) тепловой энергии использовать коллективные (общедомовые), а также индивидуальные, общие (квартирные), комнатные приборы учета", а в соответствии с пунктом 3.1.32 передавать показания этих приборов учета для определения объема поданной в расчетном периоде тепловой энергии...".
В соответствии с пунктом 4.1 указанного договора, "объем поданной Ресурсоснабжающей организацией тепловой энергии в многоквартирные дома, оборудованные коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии (а не ресурса), определяется потребителем на основании показаний указанного прибора".
В соответствии с пунктом 4.3 этого же договора, "для определения объема (количества) поданной тепловой энергии потребитель в срок до 1 числа месяца, следующего за расчетным, передает в Ресурсоснабжающую организацию показания приборов учета тепловой энергии...".
В этой связи, названные договоры поставки тепловой энергии и теплоносителя вовсе не освобождают ТСЖ "ДУБКИ" от обязанности установки ОПУ на каждый корпус.
Утверждение заявителя о невозможности исполнения предписания административного органа в части производства расчета платы за отопление по корпусу 2 без совокупного объема тепловой энергии, потребленных корпусами 1 и 5, не основано на фактических обстоятельствах, противоречит материалам дела.
Согласно отчетам по потреблению тепла (Гкал) жилым комплексом, содержащим раздел "Расчет платы за отопление по корпусам многоквартирного жилого комплекса "Дубки" (размещены на официальном сайте ТСЖ: http://www.tsi-dubki.ru) в период 2012, 2013, 2014 годов и до ноября 2015 года указанный расчет производился по каждому корпусу отдельно.
С февраля 2014 года при расчете платы за отопление в нежилом корпусе 6 из общего объема потребленной ТЭ этим корпусом выделяется объем потребляемой ТЭ пользователем одного из помещений этого корпуса - Страховой компанией "РЕСО-гарантия".
Расчет платы за отопление в корпусе 2 в совокупном объеме с ТЭ потребляемой корпусами 1 (жилой дом) и 5 (нежилое помещение торгового назначения) стал осуществляться лишь с ноября 2015 года.
Ссылка заявителя о том, что корпус 2 дома 13 по улице Лавочкина является составной частью единого недвижимого комплекса и к нему должны применяться правила о неделимой вещи, правомерно признана судами как противоречащая нормам законодательства.
Закон не содержит понятия "многоквартирный жилой комплекс", тем более в форме "единого неделимого объекта недвижимости".
В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, даже многоквартирный жилой дом не является единым объектом недвижимости, тем более не может быть "единым объектом недвижимости" здания, принадлежащий разным собственникам и имеющим разноплановое назначение.
Статья 133.1 Гражданского кодекса Российской Федерации дает четкое определение единому недвижимому комплексу.
Из смысла указанной нормы следует, что взаимосвязанность между собой отдельных объектов недвижимости строительными конструкциями и инженерными коммуникациями, расположение их на едином земельном участке, огороженном общим забором, не являются основанием для признания этих объектов в качестве единого объекта недвижимости.
В соответствии с названной нормой единым объектом недвижимости может быть признана совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, либо расположенных на одном земельном участке, если в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь.
Корпусы 3, 4, 5 и 6 дома 13 по улице Лавочкина, являющиеся нежилыми зданиями, не имеют единого с жилыми корпусами (N 1 и N 2) назначения.
Все названные объекты физически и технологически не связаны, так как имеют различное социально-бытовое назначение, являются отдельно стоящими зданиями, имеют собственные свободные доступы (входы, выходы), самостоятельную транспортную доступность, лишь частично (корпус N 3) связан конструктивно с корпусами N 1 и N 2 подземной частью.
Все эти объекты в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрированы самостоятельно (отдельно друг от друга) и имеют своих собственников.
Ссылка заявителя на положения устава ТСЖ "ДУБКИ" также обоснованно отклонена судами в связи со следующим.
В соответствии с положениями статей 135 и 136 Жилищного кодекса Российской Федерации, товариществом собственников жилья признается объединение собственников помещений в многоквартирном доме или в нескольких многоквартирных домах для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме (домах).
Многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме.
Из этого следует, что собственники помещений в корпусах N N 3 - 6 не могут объединяться в товарищество собственников жилья, поскольку эти объекты не являются жилыми, а поэтому собственники этих зданий не имеют права на общее имущество иных зданий, тем более жилых, и не могут принимать участие в совместном его управлении.
Договор на поставку тепловой энергии, заключенный ТСЖ "ДУБКИ" с ресурсоснабжающей организацией содержит сведения о поставке ее именно в многоквартирные жилые дома (пункт 1.1 договора от 01.01 2014 N 247, приложения 1 и 2 к указанному договору).
Сведений о наличии иных потребителей, кроме жилых домов, договор не содержит.
В соответствии с пунктом 4.14 названного договора, ТСЖ должно производить расчеты с субпотребителями по заключенным с ними договорам.
Кроме того, пункт 4.11 названного договора обязывает ТСЖ, как потребителя тепловой энергии (это следует из положений подпункта "г" пункта 21 Правил N 124) вести раздельный учет потребления тепловой энергии нежилыми помещениями многоквартирного жилого дома, которая подлежит оплате собственниками этих помещений.
Утверждение ТСЖ "ДУБКИ" о едином неделимом жилом комплексе противоречит и положениям Правил N 354, поскольку названные правила регламентируют правоотношения в сфере предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, понятие которых дано в ранее упомянутом постановлении Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов")" и к каковым корпуса 3-6 не относятся.
Доводы заявителя о том, что суды не верно применили положения пункта 54 постановления Правительства N 354 и исключили из платы за отопление, размер потребленной энергии для нужд услуги отопления и ГВС, отклонены в связи со следующим.
ТСЖ "ДУБКИ", являясь исполнителем коммунальных услуг по ГВС и отоплению, осуществляет начисление платежей на основании решения общего собрания от 10.03.2011, протокол N 18.
Согласно названному решению общего собрания плата за отопление увеличивается:
- "на стоимость электроэнергии ЦТП и ВНС (годовой объем электропотребления распределяется пропорционально площади, находящейся в собственности);
- на стоимость тепловой энергии, использованной на подогрев холодной воды для нужд ГВС превышающей стоимость тепловой энергии использованной для нужд ГВС в соответствии с тарифами и нормативами, установленными Главой городского округа Химки (распределяется пропорционально площади, находящейся в собственности)".
Этим же решением установлено, расчет платы за ГВС производит по тарифам и нормативам, установленным постановлением Администрации городского округа Химки.
Этот порядок начисления платежей по ГВС и отоплению, сохранялся до момента обращения с заявлением в суд (письма ТСЖ от 21.04.2015 N 1077, от 23.10.2014) и как указывалось ранее, не соответствует положениям статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункта 54 Правил N 354.
В соответствии с пунктом 54 Правил N 354 (абзац 1), расчет платы за отопление и ГВС осуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса, использованного при производстве коммунальной услуги по отоплению и ГВС.
В состав общего имущества многоквартирного дома входят теплообменники, обеспечивающие нагрев воды для нужд отопления и ГВС с использованием тепловой энергии. Электрическая энергия для подогрева теплоносителя не используется. Это обстоятельство подтверждается договорами от 01.01.2013 N 247 и от 01.01.2014 с ООО "ТСК Мосэнерго" и от 15.07.2013 N 80018489 с ОАО "Мосэнергосбыт".
Согласно пункту 1.1 договора N 247 и пункту 1.3 договора N 80018489, ООО "ТСК Мосэнерго" поставляет тепловую энергию для целей обеспечения потребителем (ТСЖ) коммунальными услугами по отоплению и ГВС, а ОАО "Мосэнергосбыт" поставляет электрическую энергию для целей обеспечения коммунальной услугой по электроснабжению.
Из этого следует, что электрическая энергия для обеспечения коммунальной услуги по отоплению и ГВС не используется, а используется тепловая энергия.
Формула N 20 приложения 2 к Правилам N 354 содержит прямое указание, что при определении размера платежей учитывается коммунальный ресурс, используемый для подогрева воды.
Электрическая энергия, используемая для освещения ИТП, обеспечения работы водонасосной станции относится к эксплуатационным расходам, обеспечивающим функционирование общего имущества многоквартирного дома.
При этом потребляемая электроэнергия не используется на цели подогрева воды для отопления и ГВС, а насосная станция, кроме прочего, обеспечивает подачу и холодной воды для нужд ХВС, что противоречит положениям абзаца 5 пункта 54 Правил N 354 и распоряжению Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области от 09.12.2014 N 162 РВ.
Ссылка ТСЖ "ДУБКИ" на не невозможность исполнить пункт 5 оспариваемого предписания, обоснованно отклонена судами в связи со следующим.
Согласно предписанию ТСЖ "Дубки" обязано:
- в платежных документах указывать объем потребления электроэнергии на общедомовые нужды;
- в платежных документах указывать объем коммунальной услуги по отоплению в Гкал, а не в квадратных метрах, как это делается сейчас.
Названное требование жилищной инспекции полностью соответствует требованиям статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил N 354, постановлению Правительства Московской области от 27.12.2013 N 1161/57.
Таким образом, кассационная коллегия считает, что суды пришли к правомерному выводу о том, что у административного органа имелись необходимые и достаточные основания для выдачи оспоренного предписания, процедура проведения проверки и выдачи предписания соблюдена.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм материального права судебной коллегией отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 15 сентября 2016 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 17 ноября 2016 года по делу N А41-36651/16 оставить без изменения, кассационную жалобу ТСЖ "ДУБКИ" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
Д.И. Дзюба |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Электрическая энергия, используемая для освещения ИТП, обеспечения работы водонасосной станции относится к эксплуатационным расходам, обеспечивающим функционирование общего имущества многоквартирного дома.
При этом потребляемая электроэнергия не используется на цели подогрева воды для отопления и ГВС, а насосная станция, кроме прочего, обеспечивает подачу и холодной воды для нужд ХВС, что противоречит положениям абзаца 5 пункта 54 Правил N 354 и распоряжению Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области от 09.12.2014 N 162 РВ.
...
Согласно предписанию ТСЖ "Дубки" обязано:
- в платежных документах указывать объем потребления электроэнергии на общедомовые нужды;
- в платежных документах указывать объем коммунальной услуги по отоплению в Гкал, а не в квадратных метрах, как это делается сейчас.
Названное требование жилищной инспекции полностью соответствует требованиям статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил N 354, постановлению Правительства Московской области от 27.12.2013 N 1161/57."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 28 февраля 2017 г. N Ф05-1016/17 по делу N А41-36651/2016