Резолютивная часть постановления объявлена 16 августа 2011 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 августа 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гавриленко О.Л.,
судей Дубровского В.И., Глазыриной Т.Ю.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования "город Нижний Тагил" (далее - администрация) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 14.02.2011 по делу N А60-40568/2010 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2011 по тому же делу.
В судебном заседании приняли участие представители:
администрации - Черепанин М.А. (доверенность от 24.12.2009 N 50-3940);
негосударственного частного образовательного учреждения "Объединение детских садов НТМК" (ИНН: 6623044021, ОГРН: 1076600011091; далее - образовательное учреждение) - Салабаева М.В. (доверенность от 26.04.2011 N 12).
Образовательное учреждение обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением к администрации о взыскании задолженности за оказанные услуги в сумме 5 555 581 руб. 50 коп.
Решением суда от 14.02.2011 (судья Ефимов Д.В.) исковые требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2011 (судьи Голубцова Ю.А., Виноградова Л.Ф., Усцов Л.А.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе администрация просит указанные судебные акты отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, несоответствие выводов судов установленным фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Заявитель жалобы считает, что судами неверно квалифицированы отношения, фактически сложившиеся между администрацией и образовательным учреждением; спорный договор попадает под действие норм Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", поскольку предметом данного договора являлось именно оказание услуг, а не компенсация расходов, возникших у образовательного учреждения в связи с содержанием детей работников бюджетной сферы в детских садах; несоблюдение процедур размещения заказа при заключении договора влечет недействительность договора в соответствии со ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации как сделки несоответствующей закону; стоимость оказываемых услуг многократно превышает предельный размер расчетов наличными денежными средствами между юридическими лицами по одной сделке, следовательно, п. 14 ч. 2 ст. 55 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ не подлежит применению, спорный договор должен был заключаться на основании торгов конкурса или аукциона.
Заявитель жалобы ссылается на то, что поскольку недвижимое имущество было передано открытым акционерным обществом "НТМК" в муниципальную собственность по договору о безвозмездной передаче имущества от 02.12.2009 N 421-09, образовательное учреждение не имело возможности в отсутствие недвижимого имущества осуществлять оказание услуг; вывод судов о том, что ответчиком не представлено доказательств отсутствия у истца возможности оказания услуг, противоречит представленным в материалы дела письменным доказательствам.
Образовательным учреждением представлен отзыв на кассационную жалобу, в котором оно просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, ссылаясь на отсутствие оснований для их отмены.
Образовательное учреждение указывает на то, что в соответствии с постановлением главы города Нижний Тагил от 10.12.2008 N 1080 "Об оплате за содержание детей в муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования" возмещение затрат дошкольным образовательным учреждениям других форм собственности может осуществляться на основе договора между администрацией учреждения и администрацией города; договор оказания услуг от 01.01.2009 N 501-08 (ДN58/09) заключен в интересах отдельных граждан, состоящих в штате бюджетной организации, не преследует цели публичного характера и на него не могут распространяться положения Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"; при заключении указанного договора стороны не могли предусмотреть конкретную сумму договора, поскольку возмещение затрат должно было производится исходя из фактических затрат по содержанию детей работников бюджетной сферы.
По мнению образовательного учреждения, договор от 01.01.2009 N 501-08 (ДN58/09) в настоящее время исполнен образовательным учреждением полностью и признание его недействительной сделкой не приведет к восстановлению его имущественных интересов, так как приведение сторон в первоначальное положение с возвращением полученного по сделке невозможно.
Образовательное учреждение полагает, что фактически весь 2009 г. детские сады входили в состав истца и услуги, затраты по содержанию детей работников бюджетной сферы в данных детских садах оказывались истцом (оплата коммунальных услуг, закуп продуктов питания, выплата заработной платы работникам детских садов); образовательным учреждением в суды были представлены расчеты понесенных расходов и первичные документы, подтверждающие данные расходы.
Как следует из материалов дела и установлено судами, главой города Нижний Тагил издано постановление от 10.12.2008 N 1080 "Об оплате за содержание детей в муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования".
В соответствии с данным постановлением полное возмещение затрат за счет средств местного бюджета осуществляется родителям, работающим в бюджетной сфере, если их ребенок посещает муниципальное образовательное учреждение, частичное возмещение, если имеют льготу по договорной части оплаты. Возмещение затрат дошкольным образовательным учреждениям других форм собственности может осуществляться на основе договора между Администрацией учреждения и Администрацией города.
Во исполнение указанного постановления образовательным учреждением (исполнитель) и администрацией (заказчик) заключен договор от 01.01.2009 N 501-08(ДN58/09), по условиям которого заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя обязательства по содержанию детей работников бюджетной сферы в детских садах образовательного учреждения (п. п. 1.1 договора).
В соответствии с п. 2.2. договора от 01.01.2009 N 501-08 (ДN58/09) заказчик обязался своевременно возмещать исполнителю расходы на содержание одного детоместа, исходя из среднего размера расходов на текущее содержание учреждения согласно постановлению от 10.12.2008 N 1080.
Пунктом 3.1. договора предусмотрено, что исполнитель ежемесячно выставляет счета-фактуры по содержанию детомест.
Согласно п. 3.2. договора от 01.01.2009 N 501-08 (ДN58/09) ориентировочная сумма возмещения расходов на 2009 г. составляет 19 460 000 рублей.
Образовательное учреждение, выполняя обязательства по договору от 01.01.2009 N 501-08 (ДN58/09), осуществляло содержание детей работников бюджетной сферы в детских садах, что подтверждается имеющимися в материалах дела табелями учета ежедневной посещаемости детей и уплаты родительских взносов за 2009 год, списками сотрудников бюджетных организаций, дети которых посещают детские сады образовательного учреждения (по организациям), актами выполненных работ, подписанными сторонами без замечаний, а также счетами-фактурами от 31.03.2009 N 2001/1 на сумму 5 382 341 руб. 20 коп., от 30.06.2009 N 2001/2 на сумму 5 516 022 руб., от 30.09.2009 N 2001/3 на сумму 5 363 002 руб. 50 коп., от 31.10.2009 N 2001-10 на сумму 1 833 344 руб. 90 коп., от 30.11.2009 N 2001-11 на сумму 1 881 710 руб. 10 коп., от 31.12.2009 N 2001-12 на сумму 1 866 619 руб. 70 коп., от 31.01.2010 N 2001-01/12 на сумму 3 840 руб. 60 коп. (корректировка к счету за декабрь 2009), от 28.02.2010 N 2001-02/12 на сумму 22 252 руб. 60 коп. (корректировка к счету за декабрь 2009).
По расчету истца размер возмещения за спорный период составил 21 816 947 руб. 20 коп.
Платежными поручениями от 02.12.2009 N 614 на сумму 5 382 341 руб. 20 коп., от 09.06.2010 N 264 на сумму 2 235 000 руб., от 07.07.2010 N 309 на сумму 8 644 000 руб., от 09.08.2010 N 335 на сумму 24 руб. 50 коп. администрация частично возместила образовательному учреждению понесенные расходы.
Ненадлежащее исполнение администрацией обязательств по возмещению расходов в сумме 5 555 581 руб. 50 коп., связанных с содержанием детей в детских садах, послужило основанием для обращения образовательного учреждения в арбитражный суд с соответствующим иском.
Суды удовлетворили исковые требования, исходя из отсутствия в материалах дела доказательств возмещения ответчиком понесенных истцом расходов в сумме 5 555 581 руб. 50 коп. При этом суд апелляционной инстанции указал, что между сторонами возникли правоотношения по компенсации понесенных образовательным учреждением расходов в порядке, установленном законодательством.
Выводы суда апелляционной инстанции являются правильными, соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Согласно п. 11 ч. 1 ст. 15, п. 13 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территориях муниципального района и городского округа, а также организация содержания детей в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях с учетом установленных федеральных гарантий относятся к вопросам местного значения.
В силу п. 2 ст. 52.1 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" размер родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, не может превышать 20% затрат на содержание ребенка в соответствующем образовательном учреждении, а с родителей (законных представителей), имеющих трех и более несовершеннолетних детей, - 10% указанных затрат. За содержание детей с ограниченными возможностями здоровья, посещающих государственные и муниципальные образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования, а также детей с туберкулезной интоксикацией, находящихся в указанных образовательных учреждениях, родительская плата не взимается.
Статья 8 закона Свердловской области от 23.10.1995 N 28-ОЗ "О защите прав ребенка" предусматривает, что для воспитания детей дошкольного возраста в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных организаций. Отношения между дошкольными образовательными организациями и родителями (лицами, их заменяющими) регулируются договором. Родительская плата не может превышать 20% общих расходов организации на содержание ребенка. Остальные затраты в пределах установленных нормативов возмещаются за счет местного бюджета, если родители (лица, их заменяющие) работают в бюджетной сфере и ребенок посещает муниципальную дошкольную образовательную организацию. Если родители ребенка (лица их заменяющие) работают во внебюджетной сфере, условия оплаты содержания их детей определяются коллективным договором.
В соответствии с постановлением главы города Нижний Тагил от 10.12.2008 данным N 1080 "Об оплате за содержание детей в муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования"полное возмещение затрат за счет средств местного бюджета осуществляется родителям, работающим в бюджетной сфере, если их ребенок посещает муниципальное образовательное учреждение, частичное возмещение, если имеют льготу по договорной части оплаты. Возмещение затрат дошкольным образовательным учреждениям других форм собственности может осуществляться на основе договора между Администрацией учреждения и Администрацией города.
Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями (ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства (ст. 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Суды на основании исследования и правовой оценки имеющихся в деле доказательств, сделали правильные выводы о том, что условия договора от 01.01.2009 N 501-08 (ДN58/09) закону не противоречат; согласно п. 2.2. указанного договора администрация обязалась своевременно возмещать образовательному учреждению расходы на содержание одного детоместа, исходя из среднего размера расходов на текущее содержание учреждения согласно постановлению Главы города Нижний Тагил от 10.12.2008 N 1080; образовательное учреждение выполнило обязательства по договору от 01.01.2009 N 501-08 (ДN58/09), осуществляло содержание детей работников бюджетной сферы в детских садах НЧОУ "ОДС НТМК", что подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами.
Поскольку администрацией в нарушение ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено доказательств исполнения обязанности по возмещению расходов в сумме 5 555 581 руб. 50 коп., суды правомерно признали исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Оснований для переоценки выводов, сделанных судами, а также имеющихся в деле доказательств у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Довод заявителя жалобы о том, что спорный договор попадает под действие норм Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", подлежит отклонению, поскольку между сторонами возникли правоотношения по компенсации понесенных образовательным учреждением расходов в порядке, установленном законодательством, которые отношениями в рамках муниципального контракта не являются.
Ссылка администрации на отсутствие у нее обязанности по возмещению расходов истца в связи с передачей недвижимого имущества детских дошкольных учреждений во исполнение договора о безвозмездной передаче имущества от 02.12.2009 N 421-09, заключенного между открытым акционерным обществом "НТМК" и администрацией города Нижний Тагил, правомерно отклонена судами, поскольку факт передачи имущества иному лицу не свидетельствует о невозможности содержания детей в дошкольном учреждении. Кроме того, следует учесть, что передача имущества состоялась в декабре 2009, задолженность взыскивается за 2009 год.
Нормы материального права применены судом апелляционной инстанции по отношению к установленным им обстоятельствам правильно, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным в соответствии с требованиями, определенными ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
Иные доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению, так как они направлены на переоценку выводов судов, а также имеющихся в деле доказательств, были предметом рассмотрения судов и им дана надлежащая правовая оценка.
С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы у суда кассационной инстанции не имеется.
Руководствуясь ст. 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 14.02.2011 по делу N А60-40568/2010 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2011 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального образования "город Нижний Тагил" - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Л. Гавриленко |
Судьи |
В.И. Дубровский |
|
Т.Ю. Глазырина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды на основании исследования и правовой оценки имеющихся в деле доказательств, сделали правильные выводы о том, что условия договора от 01.01.2009 N 501-08 (ДN58/09) закону не противоречат; согласно п. 2.2. указанного договора администрация обязалась своевременно возмещать образовательному учреждению расходы на содержание одного детоместа, исходя из среднего размера расходов на текущее содержание учреждения согласно постановлению Главы города Нижний Тагил от 10.12.2008 N 1080; образовательное учреждение выполнило обязательства по договору от 01.01.2009 N 501-08 (ДN58/09), осуществляло содержание детей работников бюджетной сферы в детских садах НЧОУ "ОДС НТМК", что подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами.
...
Довод заявителя жалобы о том, что спорный договор попадает под действие норм Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", подлежит отклонению, поскольку между сторонами возникли правоотношения по компенсации понесенных образовательным учреждением расходов в порядке, установленном законодательством, которые отношениями в рамках муниципального контракта не являются."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 18 августа 2011 г. N Ф09-5089/11 по делу N А60-40568/2010
Текст постановления официально опубликован не был
Хронология рассмотрения дела:
13.05.2011 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-3263/11