Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение к распоряжению
Правительства области
от 19 февраля 2018 года N 40-Пр
Стратегия
развития культуры на территории Саратовской области на период до 2030 года
I. Общие положения
Основания для принятия и утверждения Стратегии развития культуры на территории Саратовской области на период до 2030 года (далее - Стратегия) - положения нормативных правовых актов, в том числе положения и целевые показатели государственных программ.
Стратегия разработана с учетом Основ государственной культурной политики, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 года N 808 "Об утверждении Основ государственной культурной политики" (далее - Основы государственной культурной политики). Стратегия основывается на Конституции Российской Федерации, международных договорах, соглашениях и конвенциях, участницей которых является Российская Федерация, Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Основах государственной культурной политики, других документах стратегического планирования, разработанных в рамках целеполагания.
При разработке Стратегии учтены положения и целевые показатели государственных программ Саратовской области "Развитие культуры Саратовской области до 2020 года", "Развитие образования Саратовской области до 2020 года", "Развитие физической культуры, спорта, туризма и молодежной политики" на 2014-2020 годы".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Здесь и далее по тексту вместо "Развитие культуры Саратовской области до 2020 года" имеется в виду "Культура Саратовской области до 2020 года"
В Основах государственной культурной политики культура возведена в ранг национальных приоритетов и признана важнейшим фактором роста качества жизни и гармонизации общественных отношений, гарантом сохранения единого культурного пространства и территориальной целостности Российской Федерации.
Театральное искусство выполняет важную роль культурного просвещения, формирования социальной стабильности и гуманизации личности. Оно формирует интеллектуальные и нравственные качества, стимулирует творческие способности. Сегодня очень важно развивать, всемерно поддерживать интерес к театру, создавать условия для того, чтобы талантливые театральные проекты получали широкий резонанс не только в своем регионе, но и за его пределами. Государственная поддержка всегда много значит для театрального процесса, реализации творческих проектов. Саратовская область - признанный центр театрального искусства. Наш регион - один из семи регионов страны, имеющий театры всех жанров. В Саратовской области ежегодно оказывается содействие музыкальным и театральным коллективам в их развитии и поддержке гастрольной деятельности, поддерживается проведение крупных музыкальных и театральных конкурсов, фестивалей и проектов.
Саратовские учреждения культуры и искусства вносят большой вклад в отечественную культурную сокровищницу. В стране широко известны Собиновский музыкальный фестиваль, фестивали Г.Нейгауза, С.Кнушевицкого, Л.Руслановой и другие. Деятели культуры и искусства, студенты учебных заведений искусств становятся лауреатами многих российских и международных конкурсов.
II. Современное состояние и сценарии реализации Стратегии
1. Современное состояние и основные проблемы реализации культуры в сфере профессионального искусства и образования
За последние 27 лет (1990-2017 годы) в Саратовской области сеть государственных (муниципальных) учреждений культуры претерпела количественные изменения: количество театров выросло на 4 единицы (1990 год - 7 театров, 2016 год - 11 театров и 1 театрально-концертное учреждение), количество концертных организаций - также на 3 единицы (1990 год - 1 организация, 2016 год - 4 организации). За этот же период по Российской Федерации в целом количество театров увеличилось в 1,7 раза. В целом область по количественным показателям роста театров выглядит идентично российским.
За этот же период по Российской Федерации в целом количество музеев увеличилось в 2 раза. Также увеличилось почти в два раза и количество музеев в Саратовской области (1990 год - 11 музеев, 2017 год - 22 музея). Улучшает картину тот факт, что на территории нашего региона работает художественный музей им. А.Н.Радищева со своими филиалами в г. Балаково, г. Хвалынске, г. Энгельсе и двумя отделами музееведения (им. П.Кузнецова и В.Борисова-Мусатова). Однако показатели деятельности музея им. А.Н.Радищева в областных данных не учитываются.
В нашей области, так же как в целом по стране, сократилось количество культурно-досуговых центров (клубов) (1990 год - 1293 единицы, 2016 год - 942 единицы). Сократилось и количество библиотек (1990 год - 1048 единиц, 2016 год - 925 единиц).
Сокращение этих двух позиций обусловлено снижением численности населения, в том числе населения, проживающего в сельской местности, распространением домашних форм проведения досуга, развитием информационно-коммуникационных технологий, а также процессами оптимизации бюджетной сети в рамках проведения реформы бюджетного сектора.
Первым и важнейшим звеном в сложившейся отечественной трехуровневой системе подготовки кадров для отрасли "культура" являются детские школы искусств (далее - ДШИ). В Саратовской области, так же как и в целом по России, за последние 26 лет наблюдается тенденция к их снижению (1990 год - 98 школ, 2016 год - 89 школ). При этом численность обучающихся в ДШИ возросла на 8709 детей (1990 год - 20395 детей, 2016 год - 29104 ребенка). Последние 3 года численность обучающихся остается в среднем без существенных изменений (+/- 1-1,5 процента), что обеспечивает на начало 2016-2017 учебного года охват детей дополнительным образованием в сфере культуры области от общего числа обучающихся в образовательных организациях 9,4 процента. Учреждения такого типа работают во всех муниципальных районах и городских округах области. Из общего количества учащихся 119 человек входят в категорию лиц с ограниченными возможностями, что составляет 0,4 процента от общего контингента.
Как показывает практика, потребность в работе этих образовательных учреждений у населения области велика. Перед отраслью стоит задача, если не увеличивать сеть ДШИ в области, то сохранить уже существующие и всячески стимулировать их деятельность.
Несмотря на сокращение количества культурно-досуговых учреждений, число клубных формирований в них выросло за 26 лет в 1,6 раза (1990 год - 4874, 2016 год - 7790). В целом по России рост ниже, всего в 1,3 раза. Выросло в 1,8 раза число участников клубных формирований (1990 год - 59946 человек, 2016 год - 109269 человек). В России тот же рост ниже и составляет 1,3 раза.
Численность работников сферы культуры и искусства Саратовской области за 25 лет выросла идентично росту в таких же пропорциях в целом по России (1990 год - 12739 человек, 2015 год - 14584 человека). Выросло число работников, занятых в театрах, концертных организациях, детских школах искусств, музеях. Сократилось число работников, занятых в библиотеках, вследствие проведения оптимизации бюджетной сети, а также постепенного перехода ряда библиотек на электронные носители и начала формирования мультифункциональных центров, в которых обеспечивается доступ к книжным фондам в электронном виде.
При реализации Стратегии для достижения намеченной цели необходимо учитывать возможные макроэкономические, социальные, операционные и прочие риски. Важнейшими условиями успешной реализации Стратегии являются минимизация рисков, эффективный мониторинг выполнения намеченных мероприятий, принятие оперативных мер по корректировке ее приоритетных направлений и показателей.
По характеру влияния на ход и конечные результаты реализации Стратегии существенными являются нижеперечисленные риски.
Макроэкономические риски связаны с возможностью ухудшения внутренней и внешней конъюнктуры, снижением темпов роста национальной экономики, уровня инвестиционной активности, высокой инфляцией, кризисом банковской системы.
Творческие риски могут привести к нарушению сроков выполнения мероприятий и достижения запланированных результатов.
Проявление данных рисков может вызвать ужесточение бюджетных ограничений в сфере реализации Стратегии, сокращение финансирования программных мероприятий государственной программы Саратовской области "Развитие культуры Саратовской области до 2020 года (далее - Программа).
В рамках данной Стратегии минимизация указанных рисков возможна на основе регулярного мониторинга и оценки эффективности реализации мероприятий Программы, своевременной корректировки перечня мероприятий и показателей Стратегии.
Диспропорции в развитии культуры региона проявляются из-за различного уровня обеспеченности объектами культуры каждого из муниципальных образований и их финансирования, а также доступности культурных благ для широких слоев населения. Несмотря на то, что расходы на культуру и искусство в процентном отношении от консолидированного бюджета Саратовской области демонстрируют в последние годы тенденцию к увеличению (с 2,5 процента в 2010 году до 3,1 процента в 2015 году), муниципальные различия в обеспеченности и развитости инфраструктуры продолжают оставаться значительными.
Наблюдается переизбыток кадров в мегаполисах и их дефицит в нашей области. Кадровые проблемы в сфере культуры Саратовской области заключаются в нехватке преподавателей в образовательных организациях дополнительного образования детей, средних профессиональных образовательных организациях сферы культуры, артистов, дирижеров, хормейстеров, художественных руководителей и многих других работников творческих специальностей региона.
В Саратовской области в соответствии с социальными нормативами и нормами обеспеченности населения организациями культуры по их видам на уровне субъекта Российской Федерации имеется потребность в концертных залах, а также в увеличении числа зрительских мест в концертных организациях, что отвечает сложившейся общероссийской ситуации.
В Саратовской области обеспечивается доступ населения к культурным ценностям, нематериальному культурному наследию.
Растет количество музейных выставок и посещений музеев. Музейная сеть Саратовской области представлена 26 государственными и муниципальными музеями. В профильном составе преобладают краеведческие музеи, (их 15), художественных - 4, литературных - 3, исторических - 2, этнографический - 1.
За последние годы в Саратове созданы новые музеи - это Музей спортивной славы Саратовской области, истории Саратовской метрополии, театра юного зрителя и Саратовского цирка, музеи самоваров и саратовской гармоники. Знаменательным событием стало открытие Музея трудовой славы. Музеи обладают богатейшими собраниями. Ежегодно фонды музеев пополняются на 11-12 тыс. предметов. Количество музейных предметов, хранящихся в областных и муниципальных музеях, составляет 1026647 единиц. Большое значение для пополнения фондовых коллекций имеют экспедиции.
Областным музеем краеведения ежегодно проводятся археологические раскопки на Увекском городище.
Презентация музейного фонда области осуществляется не только в форме постоянных и временных экспозиций и выставок, но и на страницах каталогов, альбомов, книг, другой печатной продукции, а также в виртуальном пространстве современных цифровых технологий.
Важнейшим направлением деятельности является экспозиционно-выставочная работа, позволяющая знакомить людей с особенностями истории природы нашего края, богатейшими коллекциями музеев области и ведущих музеев России.
В культурно-образовательной деятельности музеи широко используют традиционные и инновационные формы и методы работы с посетителями. Уделяется серьезное внимание работе с молодежью, разрабатываются новые программы для посетителей с ограниченными возможностями.
На базе музеев работают школы, клубы, кружки, лектории патриотической, краеведческой, экологической, эстетической тематики.
Продвижению деятельности музеев способствует активное их участие в грантовой деятельности, что дает значительную финансовую поддержку музейным проектам.
Составной частью культурного наследия страны являются фонды библиотек области. Совокупный библиотечный фонд насчитывает около 15 млн. экземпляров. Услугами библиотек пользуются 43 процента населения. По охвату населения библиотечным обслуживанием Саратовская область занимает 33 место по Российской Федерации и 6 место по Приволжскому федеральному округу.
Повышению доступности и комфортности использования библиотечных ресурсов способствует перевод фондов в электронный вид. 45,3 процента библиотек области компьютеризированы, 38 процентов из них имеют доступ в Интернет. Библиотеки области осуществляют переход к электронным средствам обслуживания читателей. К ресурсам Национальной электронной библиотеки подключено 16 централизованных библиотечных систем области, государственное учреждение культуры "Областная универсальная научная библиотека", государственное учреждение культуры "Областная библиотека для детей и юношества им. А.С.Пушкина".
Развитию самодеятельного художественного творчества способствует проведение областных и районных смотров, конкурсов и фестивалей. В настоящее время 15 областных мероприятий стали традиционными. Это областные фестивали исполнителей народной песни "Что посеешь, то и пожнешь", конкурс эстрадной песни "Золотой микрофон", детского и юношеского художественного творчества "Звездный дождь", хореографического искусства "Здравствуй, мир!". Брэндом Саратовской области стал Всероссийский конкурс исполнителей народной песни им. Л.А.Руслановой. Жанровое разнообразие коллективов народного творчества представлено хоровыми, хореографическими, театральными, оркестровыми, фольклорными, коллективами изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Проведение традиционных фестивалей способствует ежегодному увеличению числа самодеятельных творческих коллективов и участников в них.
Проведение таких мероприятий позволяет повысить исполнительский уровень творческих коллективов, увеличить число участников в них и тем самым вовлечь население в интересный и творческий досуг. Каждый самодеятельный коллектив имеет возможность участвовать в региональных, всероссийских и международных фестивалях и конкурсах.
Несмотря на сокращение сети, наблюдается устойчивая тенденция роста мероприятий в сельских клубных учреждениях: ежегодно проводится около 200 тыс. мероприятий. Отрадным явлением в развитии самодеятельного творчества является рост количества коллективов, имеющих звание "Народный самодеятельный коллектив".
Коллективы со званием "Народный" - это плацдарм, который формирует политику культурной жизни не только своих районов, но и области, представляя свое творчество на региональных и всероссийских мероприятиях.
Успех деятельности клубных учреждений и творческих коллективов зависит от образовательного уровня, творческих способностей и опыта руководителей. В Саратовской области нет высшего учебного заведения, готовящего клубных работников, что отрицательно отражается на кадровой обеспеченности специалистами.
Государственное автономное учреждение культуры "Саратовский областной методический киновидеоцентр" реализует социально-воспитательные функции киноискусства через систему киноклубов и кинолекториев, семейные просмотры и другие социально значимые киномероприятия на киноустановках области.
Саратовские учреждения культуры и искусства вносят большой вклад в отечественную культурную сокровищницу. В стране широко известны Собиновский музыкальный фестиваль, фестивали Г.Нейгауза, С.Кнушевицкого, Л.Руслановой, О.Янковского. Деятели культуры и искусства, студенты отраслевых учебных заведений становятся лауреатами многих российских и международных конкурсов, лучшие спектакли театров регулярно участвуют в Российском театральном фестивале "Золотая Маска".
2. Современная модель культуры
На территории области разработана и реализуется государственная программа Саратовской области "Культура Саратовской области до 2020 года", в которой отражены цели и задачи отрасли. С учетом современных тенденций и Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 февраля 2016 года N 326-р, целевые показатели программы скорректированы.
В регионе реализуется ряд проектов в отрасли культуры под общим брендом "Саратовская область - центр культуры Поволжья".
Достойный вклад в культурную жизнь региона вносят муниципальные театры Саратовской области. С 2017 года реализуется проект "Поддержка творческой деятельности муниципальных театров в городах с численностью населения до 300 тыс. человек", в котором участвуют творческие коллективы 4 театров: Балаковского театра юного зрителя, Балашовского и Вольского драматических театров, Энгельсского областного театра оперетты. В рамках проекта представлено 7 театральных премьер. Реализация проекта позволит также улучшить материально-техническую базу театров. Реализация данного проекта будет продолжена в последующие годы.
Важнейшей составляющей качественного предоставления услуг в сфере культуры является укрепление материально-технической базы учреждений культурно-досугового типа в муниципальных районах области. Проект "Укрепление и развитие материально-технической базы муниципальных домов культуры" охватил в 2017 году 24 муниципальных района области и прошел по двум направлениям: приобретение светового и звукового оборудования, одежды сцены, музыкальных инструментов, кресел для зрительных залов; текущий ремонт зданий муниципальных учреждений культуры. Реализация проекта будет продолжена в 2018-2019 годах.
Завершено строительство Дома культуры в р.п. Дергачи. Торжественное открытие Дома культуры состоялось 11 мая 2017 года.
При поддержке Министерства культуры Российской Федерации Фондом кино на территории региона успешно реализуется программа субсидирования и технического переоснащения кинозалов: в 2017 году открыты модернизированные кинозалы в г. Петровске, г. Балаково, р.п. Александров Гай, г. Аркадаке. В 2018 году 6 кинозалов из 5 муниципальных образований области получат 30 млн рублей федеральных инвестиций на техническое переоснащение.
Ведутся работы по реализации проекта строительства Исторического парка "Россия - моя история". Цель проекта - создание дополнительных условий для изучения истории Отечества. Большое место в нем будет занимать местная экспозиция. Парк будет носить принципиально новую для музея концепцию, основанную на отказе от экспонатов как музейных предметов и переход на мультимедийную выставочную основу. Кроме того, наряду с музейной направленностью исторический парк будет иметь просветительскую и образовательную направленность.
Идет подготовка к проведению капитального ремонта и реконструкции государственного автономного учреждения культуры "Саратовский академический театр оперы и балета". Здание театра оперы и балета остро нуждается в проведении ремонтно-реставрационных работ, включающих в себя усиление фундамента и несущих конструкций, выполнение работ по восстановлению целостности здания, полную замену коммуникаций и инженерно-технических сетей, реставрацию фасада и внутренних помещений, реставрацию зрительного зала и оснащение его современным театрально-концертным оборудованием, проведение комплекса мероприятий по обеспечению доступности для инвалидов и маломобильных групп населения.
В начале года в государственном автономном учреждении культуры Саратовской области "Детское театрально-концертное учреждение" был дан старт крупномасштабному проекту - II Параду достижений народного творчества Саратовской области "Огней так много золотых...", его участниками стали более 50 тыс. коллективов и исполнителей из всех районов области. Проект предоставил уникальную возможность каждому району области представить лучшие самодеятельные творческие коллективы и исполнителей.
Один из последних проектов по выявлению одаренных детей каждого района стал смотр-конкурс "Новые имена Губернии" под патронатом Губернатора Саратовской области, который охватил свыше 25 тыс. учащихся более 80 детских школ искусств и музыкальных школ всех районов области.
В рамках празднования Дня города Саратова прошел очередной фестиваль исторической реконструкции "Один день из жизни средневекового города", в котором приняли участие 60 тыс. жителей и гостей Саратовской области. Завершением праздника стал первый этно-фолк фестиваль "Укек".
Международный телекинофестиваль документальной мелодрамы "Саратовские страдания" прошел в Саратове уже в четырнадцатый раз. Предварительно на участие в основном конкурсе документального кино было прислано 2 тыс. фильмов из более ста стран мира.
На 18 площадках Саратова и области состоялись мероприятия IV Открытого фестиваля-конкурса детского и юношеского кино "Киновертикаль". В конкурсной программе было заявлено 275 киноработ школьников и студентов. В конкурсную программу вошли 121 фильм из 26 регионов России, Белоруссии, Казахстана, Франции и Германии.
На сцене академического театра оперы и балета реализуется проект "Звезды мирового балета в Саратове", знакомящий жителей региона с выдающимися мастерами балетного искусства из разных стран мира и ведущих театров Российской Федерации.
Традиционным стало проведение в Хвалынске Фестиваля творчества "Хвалынские этюды К.С.Петрова-Водкина".
На базе Поволжского института управления имени П.А.Столыпина - филиала федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации" проведена пятая международная научно-практическая конференция "Искусство и власть". Одна из секций посвящалась вопросам художественного образования и 120-летию основания Саратовского художественного училище имени А.П.Боголюбова. В рамках конференции работала выставка "Диалоги с классикой", участниками которой стали 27 молодых художников, стипендиатов Министерства культуры Российской Федерации из 13 регионов России.
Реализация данных проектов способствует социально-экономическому развитию сферы культуры, обеспечению доступности учреждений культуры для населения региона, расширению возможностей для творческой самореализации жителей, а также раскрытию туристического потенциала Саратовской области.
3. Сценарии реализации Стратегии
При реализации стратегии предполагается три сценария ее реализации.
Инерционный - при котором сохраняются основные тенденций в культурной сфере на достигнутом уровне. Реализация данного сценария возможна при ограниченном бюджетном финансировании, сохраняющемся на уровне 2016-2017 годов и отсутствии дополнительного инвестирования. Достигнутый уровень развития культуры региона позволяет поддерживать культурный имидж Саратовской области и обеспечивать необходимые потребности потребителей услуг. Наряду с этим, материально-техническое оснащение учреждений культуры, особенно муниципальных, не позволят динамично развиваться и переходить к современным методам культурного обслуживания населения, создавать новые, современные постановки и концертные программы. Ограниченное финансирование не позволит библиотекам перейти в полном объеме к современным методам обслуживания населения, наряду с этим количество обслуживаемого населения сохранится на текущем уровне.
Инновационный - быстрое достижение качественно иного социального статуса культуры региона. Реализация данного сценария возможна при увеличении инвестиций, в том числе бюджетного финансирования отрасли. По данному сценарию уже на 1 этапе реализации будут достигнуты существенные изменения в отрасли. Предполагается что модернизация и ремонт зданий, укомплектование новейшим оборудованием учреждений культуры, приведет к переходу на новые формы обслуживания населения. Это позволит привлечь в отрасль молодых перспективных специалистов, что поднимет профессиональный уровень работников культуры.
Базовый - постепенное развитие имеющихся позитивных тенденций и постепенное преодоление существующих проблем. Данный сценарий реализации Стратегии наиболее предпочтителен для применения в Саратовской области. Для его реализации используется механизм бюджетирования, ориентированного на результат, и устанавливаются приоритеты поэтапного инвестирования.
III. Цели, задачи и приоритетные направления реализации Стратегии
В соответствии с Основами государственной культурной политики основными целями развития культуры на территории области являются:
1) формирование гармонично развитой личности;
2) укрепление единства российского общества посредством приоритетного культурного и гуманитарного развития;
3) укрепление гражданской идентичности;
4) создание условий для воспитания граждан;
5) сохранение исторического и культурного наследия и его использование для воспитания и образования;
6) передача из поколения в поколение традиционных для российского общества ценностей, норм, традиций и обычаев;
7) создание условий для реализации каждым человеком его творческого потенциала;
8) обеспечение гражданам доступа к знаниям, информации и культурным ценностям.
Реализация задач и основных направлений развития культуры на территории области планируется в следующих сферах деятельности:
1) культурное наследие народов Российской Федерации;
2) осуществление всех видов культурной деятельности и развитие связанных с ними индустрий;
3) гуманитарные науки;
4) русский язык, языки народов Российской Федерации и отечественная литература;
5) расширение и поддержка международных культурных и гуманитарных связей;
6) воспитание;
7) просвещение;
8) детское и молодежное движения;
9) формирование информационной среды, благоприятной для становления личности.
Приоритетными направлениями Стратегии являются:
1) активизация культурного потенциала территорий и сглаживание диспропорций;
2) повышение роли институтов гражданского общества как субъектов культурной политики;
3) повышение социального статуса семьи как общественного института, обеспечивающего воспитание человека и передачу из поколения в поколение традиционных для российской цивилизации ценностей и норм;
4) содействие формированию гармонично развитой личности, способной к активному участию в реализации культурной политики;
5) сохранение культурного наследия и создание условий для развития культуры.
В целях активизации культурного потенциала территорий и сглаживания диспропорций предусматривается:
1) выравнивание диспропорций в уровнях обеспеченности объектами культуры и условиях доступности культурных благ для широких слоев населения;
2) использование культурного и туристского потенциалов территорий, обладающих этнокультурным многообразием и спецификой;
3) брэндинг территорий и создание условий для развития внутреннего, въездного, в том числе познавательного, этнического и паломнического туризма;
4) разработка и реализация программ поддержки культурной инфраструктуры малых городов и сельских поселений, содействующих развитию городской и сельской культурной среды;
5) формирование чувства сопричастности территории для обеспечения укоренности и преемственности поколений;
6) обеспечение местного населения рабочими местами в сфере культуры, а также развитие народных промыслов и креативных индустрий;
7) гастрольная деятельность, направленная на выравнивание возможностей доступа жителей к культурным благам.
В целях повышения роли институтов гражданского общества как субъектов культурной политики предполагается:
1) повышение роли профессиональных союзов, ассоциаций и самоорганизаций профессиональных и творческих сообществ, общественных советов при органах государственной власти;
2) повышение роли экспертных советов и общественной экспертизы в процессе отбора и принятия решений по вопросам, относящимся к поддержке творческой деятельности;
3) дальнейшее совершенствование механизма поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций путем предоставления на конкурсной основе субсидий из регионального бюджета;
4) стимулирование и поощрение участия в культурной деятельности институтов гражданского общества, представляющих интересы и права объектов культурной политики;
5) использование инновационных информационных и коммуникационных технологий в целях повышения доступности культурных благ, объектов культурного наследия, продуктов творческих индустрий.
IV. Целевые показатели реализации Стратегии
Настоящей Стратегией установлены цели, задачи и основные приоритеты развития культуры на территории Саратовской области до 2030 года, исходя из которых определены основные целевые показатели:
1. Количество обслуженного населения учреждениями сферы культуры, в том числе нестационарными формами и в электронном виде - с 10513,6 тыс. человек в 2016 году увеличится до 10631,8 тыс. человек в 2030 году.
2. Количество учреждений культуры (сетевых единиц) - сохранится не ниже уровня 2016 года 2027 единиц.
3. Доля учреждений культуры, находящихся в удовлетворительном состоянии - с 9,23 процента в 2016 году увеличится до 13 процентов в 2030 году.
4. Доля учреждений культуры, имеющих выход в Интернет - с 33 процентов в 2016 году увеличится до 70 процентов в 2030 году.
5. Доля детей, привлекаемых к участию в творческих мероприятиях - с 1,09 процента в 2016 году увеличится до 10 процентов в 2030 году.
6. Доля детей, привлекаемых к участию в творческих мероприятиях - с 6,5 процента в 2016 году увеличится до 9,8 процентов в 2030 году (при условии увеличения госзадания в учреждениях дополнительного образования).
7. Доля объектов культурного наследия, информация о которых внесена в электронную базу данных единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, в общем количестве объектов культурного наследия - с 0 процентов в 2016 году увеличится до 85 процентов в 2030 году.
8. Доля объектов культурного наследия, находящихся в удовлетворительном состоянии, в общем количестве объектов культурного наследия федерального, регионального и местного (муниципального) значения - с 6,5 процента в 2016 году увеличится до 12,92 процента к 2030 году.
Для успешной реализации Стратегии необходимо ежегодное проведение мониторинга ключевых показателей деятельности отрасли, анализ их достижения.
V. Механизмы реализации Стратегии
Основным механизмом реализации Стратегии является государственная программа Саратовской области "Культура Саратовской области до 2020 года", а также деятельность профессиональных союзов, общественных организаций и других организаций различных форм собственности.
Институтами развития культуры на территории Саратовской области выступают существующие и планируемые к созданию государственные и негосударственные, но поддерживаемые государством структуры, деятельность которых направлена на развитие культурной (в широком и узкоотраслевом понимании) инфраструктуры, привлечение корпоративных и частных инвестиций, преодоление инфраструктурных ограничений культурной сферы, выравнивание диспропорций развития, содействие в развитии государственно-частного партнерства.
Возможно появление новых региональных организаций и региональных отделений крупных общероссийских организаций, и движений, инициирующих общественно значимые, опирающиеся на традиционные духовные ценности культурные проекты.
Стратегию предполагается реализовать в 2 этапа:
1-й этап - 2018-2020 годы;
2-й этап - 2021-2030 годы.
Саратовская область является участником системы качественных и количественных показателей эффективности реализации Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года и федеральной информационно-аналитической системы мониторинга реализации государственной культурной политики.
Эффективно функционирует система кадрового потенциала на региональном уровне.
Принимаются программные меры по сглаживанию инфраструктурных диспропорций, развитию сельской культурной инфраструктуры. Создаются ресурсные и нормативно-правовые условия для развития креативной (творческой) индустрии.
VI. Ожидаемые результаты реализации Стратегии
Перечень показателей, планируемых к достижению в процессе реализации Стратегии.
В области профессионального искусства и образования:
1) обеспечить выравнивание условий доступности услуг для жителей малых городов и сельских территорий Саратовской области, а также качества оказываемых услуг с учетом нормативного уровня обеспеченности и модернизации инфраструктуры;
2) привести уровень обеспеченности организаций культуры в регионе в соответствие с социальными нормативами и нормами, составляющими около 80-90 процентов;
3) создать эффективный механизм привлечения в культуру региона частных инвестиций, в том числе в рамках государственно-частного партнерства;
4) обеспечить использование исторического и культурного наследия для воспитания и образования подрастающего поколения.
<< Назад |
||
Содержание Распоряжение Правительства Саратовской области от 19 февраля 2018 г. N 40-Пр "Об утверждении Стратегии развития культуры... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.