Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
Памятка по назначению и проведению судебных дорожно-транспортных экспертиз по гражданским делам
Повторно в настоящем бюллетене размещена для изучения Памятка по назначению и проведению судебных дорожно-транспортных экспертиз по гражданским делам, ранее опубликованная в бюллетене ГСК за 3 квартал 2017 года, в связи с тем, что судьями по-прежнему допускаются многочисленные ошибки при назначении таких экспертиз и при последующей оценке экспертных заключений.
При рассмотрении споров о взыскании ущерба, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия, взыскания страховых выплат (в том числе в порядке регресса и суброгации) возникают вопросы, связанные с исследованием обстоятельств дорожно-транспортного происшествия, в том числе с установлением самого факта происшествия, наличия у его участников технической возможности избежать столкновения, с определением размера ущерба, причинной связи между дорожно-транспортным происшествием и причинением ущерба.
Назначение автотовароведческих экспертиз необходимо в случаях:
- ответчик (страховая компания или физическое лицо) оспаривают отчет о стоимости восстановительного ремонта автомобиля истца, изготовленный по инициативе истца в досудебном порядке;
- неполнота и недостаточная ясность проведенных страховой компанией или истцом исследований восстановительного ремонта;
- наличие противоречий между двумя отчетами о стоимости восстановительного ремонта; и др.
Назначение автотехнических экспертиз необходимо в случаях:
- представление страховой компанией заключения специалиста о несоответствии объяснений участников ДТП обстоятельствам происшествия;
- несоответствие степени повреждений автомашин обстоятельствам происшествия;
- наличие ранее имеющихся страховых случаев, в результате которых зафиксированы одни и те же повреждения, и др.
По характеру исследуемых вопросов, предмета и объекта исследования дорожно-транспортные экспертизы можно разделить на следующие виды:
автотехническая экспертиза - направлена на исследование обстоятельств дорожно-транспортного происшествия в отношении действий его участников;
транспортно-трасологическая - направлена на исследование следов (повреждений) на транспортных средствах и месте дорожно-транспортного происшествия;
автотовароведческая - направлена на определение стоимости восстановительного ремонта транспортных средств, их остаточной стоимости, УТС;
технико-диагностическая экспертиза позволяет выявить влияние неисправностей транспортного средства на возникновение дорожно-транспортного происшествия;
автодорожная экспертиза позволяет определить техническое состояние дороги, дорожных обустройств и внешних условий на участке дорожно-транспортного происшествия.
Основные элементы подготовки экспертизы:
1) подготовка материалов для экспертного исследования;
2) формулирование вопросов, выносимых на разрешение эксперта;
3) выбор экспертного учреждения или подбор эксперта.
Вопросы, подлежащие выяснению у сторон при подготовке к экспертизе (товароведческая, автотехническая и др.)
1) В каком состоянии находится транспортное средство, участвующее в ДТП (восстановлено или нет).
2) Если автомобиль не восстановлен, то необходимо разъяснять сторонам, что в случае назначения экспертизы для ее проведения требуются автомобили, участвовавшие в ДТП, в невосстановленном виде.
3) Если восстановлен - разъяснить сторонам необходимость сохранения поврежденных деталей.
4) В случае если пострадавшие автомобили восстановлены, необходимо получить документы о его фактическом восстановлении.
5) Получить от сторон все имеющиеся фотоматериалы поврежденных автомобилей, места происшествия:
- выяснить велось ли фотографирование сотрудниками ГИБДД, выезжавшими на место происшествия;
- запросить в электронном виде фотографии, сделанные страховщиком при осмотре поврежденного ТС;
- запросить фотографии у оценщика, выполнявшего осмотр по договору с истцом;
- если автомобиль отремонтирован (относительно договора добровольного страхования) и представлялся страховой компании на осмотр в отремонтированном виде, то фотографии с данного осмотра;
- если довод страховой компании, что страховался один автомобиль, а на фотографиях истца к акту осмотра другой автомобиль, надо затребовать фотографии с осмотра при страховании;
- выяснить имелись ли записи с видеорегистраторов, запись должна быть предоставлена на электронном носителе в судебном заседании;
- то же самое относится к записям к стационарным камерам на зданиях ( ЖД вокзал, банки, магазины).
На этапе подготовки дела к судебном разбирательству необходимо:
1) запросить выплатное дело
2) запросить административный материал по факту ДТП.
3) ознакомится с первичными документами.
Состав первичной документации включает: протокол осмотра места ДТП; схему ДТП; справку о ДТП; объяснения участников происшествия и свидетелей; протокол контроля трезвости водителей, рапорт.
Анализ схемы ДТП является важным этапом подготовки к назначению дорожно-транспортной экспертизы.
Схема ДТП составляется инспектором ГИБДД с использованием измерительных инструментов, на основании данных осмотра места происшествия, показаний участников ДТП.
Для того, что бы дать анализ схемы ДТП необходимо знать, что должно быть в ней отражено.
Порядок ее составления был урегулирован Приказом МВД России от 02.03.2009 N 185 "Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения" (Окончание действия документа - 19.10.2017 г.) (утратил силу в связи с изданием Приказа МВД России от 23.08.2017 N 664)
В схеме должно быть отражено:
- место дорожно-транспортного происшествия (участок дороги, улицы, населенного пункта, территории или местности);
- ширина проезжей части, количество полос движения для каждого из направлений,
- наличие дорожной разметки и дорожных знаков, действие которых распространяется на участок дороги, где произошло дорожно-транспортное происшествие, а также технические средства регулирования дорожного движения; ограждения, островки безопасности, остановки общественного транспорта, тротуары, газоны, зеленые насаждения, строения (при их наличии);
- положение транспортных средств после дорожно-транспортного происшествия, следы торможения и волочения, расположение поврежденных деталей и осколков транспортных средств, груза, осыпи грязи с автомобилей и других предметов, относящихся к дорожно-транспортному происшествию, с их привязкой к стационарным объектам, дорожным и другим сооружениям, тротуарам, обочинам и иным элементам дороги;
- направление движения участников дорожно-транспортного происшествия до момента его наступления, место столкновения со слов каждого из участников дорожно-транспортного происшествия, очевидцев.
Дополнительные сведения, имеющие непосредственное значение для выяснения обстоятельств дорожно-транспортного происшествия и принятия объективного решения по делу, излагаются в рапорте.
До назначения экспертизы необходимо выяснить все обстоятельств ДТП, если они оспариваются, либо из документов неясны, путем допроса свидетелей, в том числе и сотрудников ГИБДД.
При опросе сторон (участников ДТП) необходимо установить (в зависимости от происшествия):
скорость движения;
на каком расстоянии опасность была обнаружена водителем;
на каком расстоянии он предпринял маневр (нажал на тормоз или и повернул руль), пытаясь предотвратить столкновение, сколько метров проехал после этого до непосредственного места происшествия и до остановки;
наличие в салоне автомобиля пассажиров (количество) и масса перевозимого груза и др.;
где произошло столкновение (соответствует ли место столкновения месту, отраженному на схеме);
какими элементами автомобили контактировали друг с другом;
траектория движения после контакта ТС (в какую сторону развернуло ТС, где остановилось ТС (на обочине, в кювете, на встречной полосе и др.), переворачивалось ли ТС и др.)
следы непосредственного контакта и вторичные деформации (если после основного столкновения был контакт, с каким либо предметом).
Допрашивая свидетелей, необходимо выяснять место нахождения свидетеля в момент происшествия.
Если страховые компании, ходатайствуя о назначении автотехнической (трасологической) экспертизы, заявляют о фальсификации страхового случая или инсценировки ДТП, то необходимо требовать от стороны, заявляющей такое ходатайство четких пояснений о том, какие обстоятельства дают основания полагать, что ДТП сфальсифицировано.
Основаниями для удовлетворения такого ходатайства могут являться следующие обстоятельства:
- несоответствие степени повреждений автомашин (например, на одном автомобиле имеется всего лишь царапина на левой стороне двери, а у другого автомобиля разбит весь правый бок, и т.д.);
- заключение специалиста о локализации, характере повреждений, которые не могли возникнуть в результате указанного ДТП;
- наличие ранее имеющихся страховых случаев, в результате которых зафиксированы одни и те же повреждения; несоответствие местности, где совершено ДТП, произведенным замерам, показаниям сотрудников ГИБДД, оформлявших происшествие, схеме ДТП и повреждениям автомобиля;
- часто встречаются объяснения водителей, в которых они описывают столкновение (как правило, незначительное) с ТС, после которого их автомобиль изменяет траекторию движения и совершает второе, значительно большее по последствиям ДТП (наезд на столб, опрокидывание, и т.д.). В этом случае следует внимательно изучить следы от первого контактирования на соответствие по форме, высоте с выступающими элементами взаимодействовавшего ТС. Если другого ТС - участника ДТП нет, то надо указать эксперту на необходимость проведения сравнения с аналогичным по марке ТС. Кроме того, не надо забывать об окраске ТС. При столкновении всегда остаются следы наслоения, отслоения краски и возможно (при наличии двух ТС) провести экспертизу по установлению принадлежности лакокрасочного покрытия ТС.
При ДТП без участия других транспортных средств (перебегала дорогу собака и водитель не справился с управлением) необходимо обратить внимание на соответствие описанного водителем вида ДТП имеющимся следам (на схеме ДТП, на фотографиях с места ДТП).
Так, если водитель утверждает, что имело место опрокидывание, то необходимо обратить внимание на наличие повреждений на выступающих элементах (боковых зеркалах, молдингах, крыше и др.).
Таким образом, в распоряжение эксперта должны быть предоставлены следующие документы (в зависимости от вида назначенной экспертизы):
- материалы административной проверки по факту дорожно-транспортного происшествия, подлинники (или надлежащим образом заверенные копии).- фотоснимки (видеосъемка), запечатлевшие обстановку места происшествия;
- фотоматериалы осмотра поврежденных ТС;
- акты осмотра поврежденного транспортного средства с заключениями о стоимости, изготовленные независимыми оценщиками по инициативе потерпевшего и страховых компаний;
Обязательному выяснению подлежат вопросы о возможности предоставления ТС эксперту и состоянии транспортных средств, участвовавших в дорожно-транспортном происшествии (отремонтированы или находятся в том же состоянии в котором были после ДТП).
Для назначения автотехнической экспертизы могут потребоваться также:
- сведения об организации движения в места ДТП (линии разметки, дорожные знаки и их расположение);
- сведения о продолжительности работы фаз светофоров;
- справка метеослужбы о состоянии погоды в период расследуемого ДТП;
Направляемые в распоряжение эксперта материалы должны быть перечислены в определении о назначении экспертизы. При этом следует учитывать, что эксперту не могут быть представлены материалы, не приобщенные к делу в установленном ГПК РФ порядке.
Суд вправе выяснить у эксперта, какие документы необходимы для проведения экспертизы. Эксперт не вправе сам собирать документы, выяснять вне судебного разбирательства какие-либо вопросы у лиц, участвующих по делу. Эти действия производит суд, назначивший экспертизу, по запросу эксперта.
Формулирование вопросов, выносимых на разрешение эксперта, - это один из элементов подготовки экспертизы.
Общие требования, которым должны отвечать вопросы, выносимые на разрешение экспертов, следующие:
- четкость формулировки;
- соответствие компетенции эксперта;
- соответствие реальным научно-техническим возможностям.
В соответствии с ст. 79 ГПК РФ суд должен разъяснить лицам, участвующим в деле их право предоставлять вопросы и предоставить возможность для составления вопросов. При представлении вопросов эксперту в письменном виде они приобщаются к материалам дела, если вопросы заданы в устной форме, они должны быть занесены в протокол судебного заседания. Вопросы, представленные лицами, участвующими в деле, оглашаются в судебном заседании, могут быть уточнены у представившего их лица.
Суд рассматривает все представленные вопросы, исключает из них те, которые не относятся к делу или выходят за пределы компетенции эксперта, формирует вопросы по своей инициативе. Сформулированные вопросы указываются судом в резолютивной части определения. В том случае, если суд отклоняет, вопросы, представленные лицами, участвующими в деле, он должен привести мотивы отклонения в мотивировочной части определения.
При составлении вопросов целесообразно прибегать к консультациям конкретных экспертов. Это даст возможность грамотно и четко поставить вопросы.
Вопросы, поставленные на разрешение эксперта, не должны носить правового характера (например, как должен был действовать водитель в соответствии с ПДД РФ, какими пунктами Правил дорожного движения должен был руководствоваться водитель, усматривается ли в действиях водителей несоответствие Правилам дорожного движения?)
Вопросы о наличии или отсутствии вины являются компетенцией суда.
Вопросы, подлежащие включению в определение суда о назначении дорожно-транспортной экспертизы, следует формулировать с учетом конкретных обстоятельств по делу, требующих доказывания и входящих в предмет доказывания по делу.
Так, при назначении автотехнической экспертизы возможна постановка следующих вопросов:
- с какой скоростью двигалось транспортное средство до начала торможения, с учетом характера и длины следов торможения? Какова величина тормозного, остановочного пути;
- на каком удалении находилось транспортное средство от места столкновения или в момент возникновения опасности;
- имел ли водитель транспортного средства техническую возможность избежать столкновения?
- на каком расстоянии от края пересекаемой проезжей части дороги находилось транспортное средство в момент смены разрешающего сигнала светофора на запрещающий сигнал?
- установить сигнал светофора, который был включен для транспортного средства в момент, когда оно находилось на расстоянии, указанном в исходных данных, от линии установки входного светофора на перекрестке? (когда имеется видеозапись, сведения о режиме работы светофорного объекта)
- имел ли водитель возможность остановиться, не выезжая на проезжую часть пересекаемой дороги, с момента загорания ему запрещающего сигнала светофора?
- кто из участников ДТП раньше выехал на проезжую часть перекрестка (если ДТП произошло в границах перекрестка)?
При проведении транспортно-трасологической экспертизы:
- какими частями контактировали транспортные средства при столкновении;
- каково было положение транспортных средств в момент их столкновения;
- каковы траектории (направления движения) и характер движения транспортных средств до и после столкновения;
- где относительно границ проезжей части находится место столкновения транспортных средств;
- каков механизм столкновения транспортных средств;
- каков угол взаимного расположения транспортных средств в момент столкновения;
- каков механизм образования повреждений транспортных средств;
- могли ли данные повреждения возникнуть в результате рассматриваемого дорожно-транспортного происшествия?
При проведении автотовароведческой экспертизы:
- какова действительная стоимость восстановительного ремонта транспортного средства с учетом повреждений, зафиксированных в ......
- какова стоимости транспортного средства до ДТП, либо его остаточная стоимость;
- какова величина утраты товарной стоимости.
При назначении автотовароведческих экспертизы не всегда учитывается, что размер расходов на восстановительный ремонт определяется в зависимости от характера спора.
Так, по спорам о взыскании страхового возмещения по договорам ОСАГО размер расходов на восстановительный ремонт определяется с учетом региональных цен и с учетом износа деталей, подлежащих замене при восстановительном ремонте транспортного средства.
В случае полной гибели - в размере действительной стоимости автомобиля на дату дорожно-транспортного происшествия.
По спорам, вытекающим из договоров добровольного страхования, размер расходов на восстановительный ремонт определяется в соответствии с условиями договора (с износом, без износа, по ценам официального дилера и др.)
Предложенный перечень вопросов не является исчерпывающим. Судья с учетом конкретных обстоятельств по делу вправе поставить и иные вопросы, разрешение которых отнесено к его компетенции.
<< Назад |
||
Содержание Бюллетень судебной коллегии по гражданским делам Липецкого областного суда (четвертый квартал 2018 года) |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.