Отчет Контрольно-счетной палаты Воронежской области от 15 февраля 2018 г. N 2.19-2018 "О результатах контрольного мероприятия "Проверка законности и результативности использования средств, выделенных из областного бюджета и иных источников в 2017 году и текущем периоде 2018 года психоневрологическим диспансерам Воронежской области на оказание гражданам Воронежской области бесплатной медицинской помощи в рамках государственной программы Воронежской области "Развитие здравоохранения"

Отчет N 2.19-2018
о результатах контрольного мероприятия "Проверка законности и результативности использования средств, выделенных из областного бюджета и иных источников в 2017 году и текущем периоде 2018 года психоневрологическим диспансерам Воронежской области на оказание гражданам Воронежской области бесплатной медицинской помощи в рамках государственной программы Воронежской области "Развитие здравоохранения"

 

Утвержден
решением коллегии
Контрольно-счетной палаты
Воронежской области
от 15.02.2018 N 7(253)

 

Основание для проведения контрольного мероприятия: пункт 2.19 плана работы на 2018 год и распоряжение председателя Контрольно-счетной палаты Воронежской области от 11.05.2018 N 22.

Цель контрольного мероприятия: оценка законности и результативности использования средств, направленных на реализацию мероприятий по оказанию жителям Воронежской области специализированной медицинской помощи.

Перечень проверенных объектов и оформленных актов:

1. Казенное учреждение здравоохранения Воронежской области "Воронежский областной клинический психоневрологический диспансер" - акт N 2.19/1-2018 от 18.06.2018.

2. Казенное учреждение здравоохранения Воронежской области "Борисоглебский психоневрологический диспансер" (акт N 2.19/2-2018 от 08.06.2018).

Срок проведения контрольного мероприятия: с 14.05.2018 по 19.06.2018.

Вопросы контрольного мероприятия:

1. Ознакомление с нормативно-правовыми документами, регламентирующими деятельность учреждений.

2. Проверка соответствия деятельности учреждений целям и функциям, определенным их учредительными документами.

3. Анализ деятельности психоневрологических диспансеров в части:

- реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи за 2017 год;

- доступности оказания гражданам медицинской помощи.

4. Анализ достижения показателей (индикаторов) по основному мероприятию 2.4. "Совершенствование системы оказания медицинской помощи больным с психическими расстройствами и расстройствами поведения" подпрограммы 2 "Совершенствование оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи..." государственной программы Воронежской области "Развитие здравоохранения":

- "доля больных психическими расстройствами, повторно госпитализированных в течение года";

- "доля детей с расстройством аутистического спектра, впервые выявленных, к общему числу детей, стоящих на учете с РАС".

5. Проверка обоснованности и рациональности расходования средств на оплату труда. Достижение целевых показателей, установленных "дорожной картой" (распоряжение правительства Воронежской области от 28.02.2013 N 120-р). Проверка порядка формирования штатной численности учреждений.

6. Проверка порядка оказания платных услуг, в т.ч. проверка формирования цены.

7. Проверка расходования психоневрологическими диспансерами пенсий недееспособных граждан.

8. Проверка обоснованности и эффективности расходов на приобретение медикаментов, про

Информационный бюллетень Контрольно-счетной палаты Воронежской области N 1 (37), 2018 год продуктов питания, мягкого инвентаря и ГСМ.

9. Анализ дебиторской и кредиторской задолженности учреждений.

10. Проверка достоверности учета, наличия и эффективности использования имущества.

11. Проведение аудита в сфере закупок товаров (работ, услуг). Анализ исполнения поставщиками договорных обязательств по оказанию услуг, выполнению работ.

12. Проверка соблюдения требований антикоррупционного законодательства при использовании средств областного бюджета и имущества, находящегося в областной собственности.

13. Контроль исполнения представлений от 05.10.2012 N 05-600, от 12.12.2012 N 05-770, от 13.12.2012 N 05-780, направленных по результатам предыдущих проверок.

14. Анализ результативности внутреннего финансового контроля, проводимого департаментом здравоохранения Воронежской области.

 

В ходе проверки установлено следующее

 

В Воронежской области психиатрическую помощь населению оказывают два диспансера (КУЗ ВО "Воронежский областной клинический психоневрологический диспансер", КУЗ ВО "Борисоглебский психоневрологический диспансер"), психиатрические кабинеты в 31 районной больнице и ФГБУЗ "МСЧ - 33 ФМБА" (г. Нововоронеж).

Контрольным мероприятием охвачено 2 психоневрологических диспансера - КУЗ ВО "Воронежский областной клинический психоневрологический диспансер" и КУЗ ВО "Борисоглебский психоневрологический диспансер".

В настоящее время количество лиц, с психическими расстройствами и расстройствами поведения, состоящих под наблюдением в регионе составляет 60 826 человек. В разрезе проверенных учреждений: в КУЗ ВО "ВОКПНД" 25 458 человек, в КУЗ ВО "БПНД" - 1 780 человек.

Мощность психоневрологических диспансеров по стационарным отделениям составляет - 1 730 коек (Воронежский диспансер рассчитан на 1 530 коек, Борисоглебский диспансер - на 200 коек), по дневным стационарам - 115 мест (на 100 и 15 мест соответственно), по амбулаторно-поликлиническим подразделениям - 387 посещений в смену (на 300 и 87 посещений).

Объемы услуг по видам и условиям оказания медицинской помощи в разрезе проверенных учреждений приведены в таблице 1:

 

таблица 1

 

Год

Наименование учреждений

Виды медицинской помощи

Стационарная помощь, количество госпитализаций

Амбулаторная помощь, кол-во посещений (в т.ч. дети)

Дневной стационар, количество госпитализаций

психиатрия

психиатрия-наркология

итого (в т.ч. дети)

2016

КУЗ ВО "ВОКПНД"

7 097

2 144

9 241

161 568 (40 701)

965

КУЗ ВО "БПНД"

867

1 120

1 987

16 550 (6 305)

122

Итого

7 964

3 264

11 228

178 118

1 087

2017

КУЗ ВО "ВОКПНД"

6 286

2 614

8 900 (757)

163 240 (38 754)

1 034

КУЗ ВО "БПНД"

844

1 051

1 895

15 795 (6 505)

125

Итого

7 130

3 665

10 795

179 035

1 159

1 кв. 2018

КУЗ ВО "ВОКПНД"

1 449

468

1 917 (149)

36 589 (8 186)

248

КУЗ ВО "БПНД"

190

263

453

3 908 (1 892)

32

Итого

1639

731

2 370

40 497

280

 

Из таблицы следует, что общее количество госпитализаций в круглосуточных стационарах в 2017 году по сравнению с 2016 годом сократилось на 3,9%. Напротив отмечается увеличение на 6,6% количества госпитализаций в дневных стационарах, а также объемов оказания амбулаторно-поликлинической помощи (на 0,5%).

Анализ работы койки дневного стационара показал, что в 2017 году в Воронежском диспансере она выше плановой на 8% (план 356 дней, факт - 385 дней), в Борисоглебском диспансере выполнена на 100,0% (план - 224 дня, факт - 224,1 дня). Фактическая работа койки по госпитализации взрослого населения в круглосуточном стационаре Воронежского диспансера составила 290,1 дня при плане 320 дней. Госпитализация в круглосуточный стационар детского населения осуществляется только в Воронежском диспансере - показатель работы койки в 2017 году составил 292,3 дня при плане 320 дней.

Выборочной проверкой соблюдения сроков ожидания оказания медицинской помощи, нарушений не выявлено - сроки ожидания на консультацию к врачам-специалистам не превышают 14 календарных дней со дня обращения пациента в медицинскую организацию, что соответствует требованиям ПГТ*(1). Фактически консультация осуществляется в день обращения.

Проверкой установлено, что в стационарных отделениях диспансеров площадь большинства палат не соответствует требованиям санитарных норм (не менее 6,0 кв. м на 1 чел.), что является нарушением ст. 24 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и п. 3.6 (приложение 1) СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность". В среднем на 1 человека в Воронежском диспансере приходится от 2,04 кв. м до 9,6 кв. м, в Борсоглебском диспансере от 2,7 кв. м до 4,3 кв. м.

С 2015 года (приказ КУЗ ВО "ВОКПНД" от 19.12.2014 N 575) в структуре детского диспансерного отделения КУЗ ВО "ВОКПНД в качестве специализированного участка осуществляется деятельность по оказанию специализированной амбулаторной психиатрической помощи детям с расстройствами аутистического спектра (далее РАС). В соответствии с приказом по учреждению от 12.11.2015 N 482 и Положением о кабинете расстройств аутистического спектра создана специализированная бригада в составе детского врача-психиатра, медицинского психолога, логопеда и социального работника, которая оказывает специализированную амбулаторную помощь детям (в возрасте до 15 полных лет) с РАС либо с риском их развития, осуществляет комплексные мероприятия по медицинской, психологической социальной, логопедической реабилитации. Прослеживается ежегодное увеличение количества детей с РАС. Так, в 2014 году на учете числилось 315 детей, в 2015 - 470, в 2016 - 601, в 2017 - 661, на 01.04.2018 - 701 ребенок (по сравнению с 2014 годом количество детей увеличилось более чем в 2 раза).

Наряду с этим, на лечении в Воронежском диспансере находятся пациенты, признанные судом недееспособными (в 2017 году - 97 пациентов, в 1 квартале 2018 года - 68 пациентов). В соответствии с нормами ст. 7 Закона РФ от 02.07.1992 N 3185-1*(2) их опекуном является КУЗ ВО "ВОКПНД" в лице главного врача. Согласно постановлению Министерства труда и социального развития РФ от 18.09.1997 N 45*(3) выплата пенсий недееспособным гражданам производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение по месту нахождения учреждения, путем перечисления сумм на счет учреждения, открытый в банке для хранения депозитных сумм. Приказом главного врача утверждено Положение об опекунском совете, которым определен порядок расходования пенсий недееспособных граждан.

Протоколом заседания опекунского совета от 13.03.2018 N 1 утвержден месячный набор продуктов питания на одного недееспособного пациента, перечень приобретаемых средств личной гигиены, мягкого инвентаря и канцелярских принадлежностей.

В 2017 году расходы на приобретение продуктов питания и закупку средств личной гигиены составили 836,7 тыс. руб., в 1 квартале 2018 году - 355,2 тыс. руб.

В орган опеки и попечительства по месту жительства подопечного диспансер ежегодно представляет отчет в письменной форме о хранении, использовании и управлении его денежными средствами (пенсиями) с приложением копий документов в соответствии с п. 1 ст. 24 и п. 1 ст. 25 Федерального закона "Об опеке и попечительстве" от 24.04.2008 N 48-ФЗ и п. 2.7 постановления Министерства труда и социального развития РФ от 18.09.1997 N 45.

Выборочной проверкой расходования пенсий недееспособных граждан (проверено 10 чел.) нарушений не установлено.

Оценкой эффективности реализации мероприятия 2.4 "Совершенствование системы оказания медицинской помощи больным с психическими расстройствами и расстройствами поведения" подпрограммы 2 "Совершенствование оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, медицинской эвакуации" государственной программы Воронежской области "Развитие здравоохранения" является достижение показателей (индикаторов), которые выполнены:

- "доля больных психическими расстройствами, повторно госпитализированных в течение года, процентов" в 2017 году составила 20,8% при плане 21,0% и на 0,4 процентных пункта ниже к уровню 2016 года;

- "доля детей с РАС, впервые выявленных, к общему числу детей, стоящих на учете с РАС, процентов" в 2017 году составила 28,5% при плане - 25,0% и выше на 8,5% относительно 2016 года.

Наряду с этим, уменьшилось количество граждан с психическими расстройствами, состоящих под наблюдением с 64,1 тыс. человек в 2016 году до 60,5 тыс. человек на конец 2017 года. К уровню 2013 года (начало реализации Государственной программы Воронежской области "Развитие здравоохранения") сокращение составило 13,0% (численность на 01.01.2013 - 69,3 тыс. человек).

Кроме того, в 2017 году к уровню прошлого года увеличилась доля лиц снятых с наблюдения с выздоровлением или стойким улучшением. Если в 2016 году снято с наблюдения 12,7% от числа, состоящих на учете, то в 2017 году - 14,5%. Незначительное увеличение отмечается и в количестве больных переведенных из диспансерной группы в консультативную - 867 и 870 человек соответственно по годам.

 

Финансовое обеспечение и расходы учреждений

 

В проверяемом периоде финансовыми источниками учреждений являлись средства областного бюджета в рамках государственной программы (далее - ГП) "Развитие здравоохранения". Общий объем финансирования и фактические расходы за проверяемый период представлены в таблице 2:

 

таблица 2

 

Наименование учреждений

2017

1 квартал 2018

план

факт

план на год

факт

КУЗ ВО "ВОКПНД"

635 484,3

635 353,3

855 473,7

164 302,6

КУЗ ВО "БПНД"

83 744,6

83 664,2

107 372,7

18 821,8

Итого

719 228,9

719 017,5

962 846,4

183 124,4

 

Основная часть всех средств учреждения направлена на оплату труда с начислениями штатным сотрудникам (в КУЗ ВО "ВОКПНД" в 2017 году - 76,5%, в 1 квартале 2018 года - 84,8%, в КУЗ ВО "БПНД" - 79,3% и 85,7% соответственно по годам).

Остальные средства израсходованы учреждениями на оплату коммунальных услуг, на приобретение материальных запасов, на оплату работ, услуг по содержанию имущества. Расходы на оплату услуг связи, увеличение стоимости основных средств, прочие работы, услуги, прочие расходы составили менее 1%.

Выборочной проверкой расходования средств установлено, что учреждениями в 2017 году произведены расходы (по 10,0 тыс. руб. каждым) в результате уплаты штрафа за нарушение требований санитарных правил и нормативов, что является неэффективным расходованием средств областного бюджета (ст. 34 БК РФ).

Просроченной дебиторской и кредиторской задолженности в проверяемом периоде в учреждениях не числилось. Однако на 01.01.2018 года в КУЗ ВО "ВОКПНД" имелась кредиторская задолженность по оплате труда, о чем подробно отражено в разделе "Штатное расписание и оплата труда".

 

Штатное расписание и оплата труда

 

В проверяемом периоде штатные расписания учреждений в соответствии с уставами утверждались главными врачами по согласованию с учредителем и на момент проведения проверки составили: в Воронежском диспансере - 2 339,0 шт. ед. (в том числе 47,0 шт. ед. в отделении платных услуг), в Борисоглебском диспансере - 265,25 шт. ед. (в том числе 9,75 шт. ед. в отделении платных услуг). В обеих учреждениях имеются вакансии как медицинского, так и прочего персонала: 579,8 шт. ед. и 36,5 шт. ед. соответственно.

В целях заполнения вакансий учреждением ежемесячно предоставляется информация о наличии вакантных должностей в центры занятости населения, на сайт "trudvsem.ru" и на сайт ДЗ ВО.

Информация об укомплектованности диспансеров кадрами и укомплектованности по штатам по категориям медицинских работников отражена в таблице 3:

 

таблица 3

 

Категория персонала

Воронежский диспансер

Борисоглебский диспансер

2017 год

2018 год (1 кв.)

2017 год

2018 год (1 кв.)

Врачи: шт. ед. (по штатному расписанию)

299,75

299,75

25,25

25,25

- занято шт. ед.

264,3

259,3

25,25

18,75

- физические лица, чел

228

225

14

12

- укомплектованность по штатам, %

88,2

86,5

100

86,2

- укомплектованность кадрами, %

76,1

75,1

55,5

47,5

- коэффициент совместительства

1,2

1,1

1,8

1,6

Врачи-психиатры: шт. ед. (по штатному расписанию)

144,0

146,75

17,0

17,0

- занято шт. ед.

135,8

133,8

17,0

14,0

- физические лица, чел

136

136

10

8

- укомплектованность по штатам, %

94,3

91,2

100

82,3

- укомплектованность кадрами, %

94,4

92,7

58,8

47,1

- коэффициент совместительства

1,0

1,0

1,7

1,8

Средний медицинский персонал, шт. ед. (по штатному расписанию)

704,25

704,25

80,5

80,5

- занято шт. ед.

556,25

554,7

76,50

71,25

- физические лица, чел.

453

453

69

68

- укомплектованность по штатам, %

79,0

78,8

95,0

88,5

- укомплектованность кадрами, %

64,3

64,3

85,7

84,5

- коэффициент совместительства

1,2

1,2

1,1

1,1

Младший медицинский персонал, шт. ед. (по штатному расписанию)

775,25

775,25

93,25

92,25

- занято шт. ед.

591,0

583,25

93,25

84,0

- физические лица, чел.

442

443

78

82

- укомплектованность по штатам, %

76,2

75,2

100

91,1

- укомплектованность кадрами, %

57,0

57,1

83,6

88,9

- коэффициент совместительства

1,3

1,3

1,2

1,0

 

По представленным в таблице данным можно отметить, что укомплектованность врачами в Воронежском диспансере выше, чем в Борисоглебском диспансере на 27,6 процентных пункта (75,1% против 47,5%). Укомплектованность штатов врачами в обоих диспансерах высокая, но достигнута за счет совместительства (порядка 10% штатных единиц врачей в Воронежском и 60% - в Борисоглебском диспансерах заняты по внутреннему совместительству). А по среднему и младшему медицинскому персоналу в Борисоглебском диспансере укомплектованность кадрами и штатами выше, чем в Воронежском.

Выборочной проверкой вопроса формирования штатного расписания установлено, что в штатном расписании Воронежского диспансера на 2018 год в отделении амбулаторной судебно-психиатрической экспертизы числятся 2,5 шт. ед. должности "машинистка" с должностным окладом 6,5 тыс. руб., которые не предусмотрены приказом Минздрава России от 12.01.2017 N 3н (приложение N 2). Должности являются вакантными. Ранее (в 2015 - 2016 гг. и т.д.) указанные должности числились в штатном расписании учреждения на основании приказа Минздравсоцразвития РФ от 27.01.2006 N 39 "Об утверждении рекомендуемых штатных нормативов медицинского и иного персонала отделений судебно-психиатрической экспертизы государственных психиатрических учреждений". Однако приказом Минздрава России от 12.01.2017 N 3н, вступившим в действие с 14.03.2017, и которым диспансер руководствовался при составлении штатного расписания отделения амбулаторной судебно-психиатрической экспертизы на 2018 год, они не предусмотрены.

В Борисоглебском диспансере утвержденная штатная численность учреждения в количестве 265,25 шт. ед. не превышает норматив по разработочной ведомости (346,5 шт. ед.). В то же время, в разработочной ведомости имеется должность рентгенлаборанта (0,5 шт. ед.), которая предусмотрена приложением N 29 к приказу Минздравсоцразвития России от 17.05.2012 N 566н соответственно должностям врачей-рентгенологов. Однако в штатном расписании учреждения отсутствует должность врача-рентгенолога. Должность рентгенлаборанта не введена в штатное расписание учреждения. В то же время, ее наличие в разработочной ведомости является необоснованным и способствует завышению нормативной численности на 0,5 шт. ед.

Проверкой соответствия требований к профессиональной подготовке и квалификации сотрудников занимаемым должностям установлено, что в Воронежском диспансере при замещении 1,0 шт. ед. нарушались требования приказа Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 N 541н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей... в сфере здравоохранения" и приказов Министерства здравоохранения РФ от 20.12.2012 N 1183н "Об утверждении Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников" и от 08.10.2015 N 707н "Об утверждении Квалификационных требований... "Здравоохранение и медицинские науки".

Дополнительные расходы учреждения на оплату труда этого сотрудника с марта 2015 года составили 645,2 тыс. руб., в т.ч. страховые взносы 149,8 тыс. руб., что является неэффективным расходованием средств областного бюджета (ст. 34 БК РФ).

В ходе проверки нарушение устранено.

Проверкой заключения трудовых договоров (проверено 15 договоров) нарушений не установлено.

В проверяемом периоде оплата труда работников учреждений осуществлялась в соответствии с Коллективными договорами, Положениями об оплате труда работников диспансеров.

Выборочной проверкой начисления и выплаты заработной платы сотрудникам Воронежского и Борисоглебского диспансеров нарушений не установлено.

Сведения о средней заработной плате персонала проверенных диспансеров за 2017 год и 1 квартал 2018 года представлены в таблице 4:

 

таблица 4

 

Категория персонала

Воронежский диспансер

Борисоглебский диспансер

2017 год

за 1 кв. 2018

2017 год

за 1 квартал 2018

АУП

92,9

81,0

55,7

54,3

Врачи и работники, имеющие высшее мед. (фармацевтическое) и иное образование, предоставляющие медицинские услуги

36,3

54,3

34,6

54,6

Средний медицинский персонал

20,7

27,2

21,3

27,4

Младший медицинский персонал

14,1

27,2

12,9

27,3

Прочий

18,2

19,6

16,1

16,6

Средняя по учреждению

21,8

31,8

18,8

27,6

 

Проверкой установлено, что по состоянию на 01.01.2018 у Воронежского диспансера числилась кредиторская задолженность по оплате труда в сумме 2 744,7 тыс. руб. и по уплате страховых взносов - 1 267,9 тыс. руб. Кредиторская задолженность в указанной сумме отражена в годовой бухгалтерской отчетности КУЗ ВО "ВОКПНД" за 2017 год в форме (0503169) "Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности" (кредиторская задолженность). В соответствии со ст. 161 БК РФ финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ и на основании бюджетной сметы, утверждаемой учредителем на соответствующий финансовый год.

Сведения об утвержденной бюджетной сметой сумме на оплату труда с начислениями в 2017 году представлены в таблице 5:

 

таблица 5

 

(тыс. руб.)

КР

Первоначально утвержденная сумма согласно бюджетной смете

Уточненная сумма согласно бюджетной смете

Выделенные лимиты

Сумма фактически начисленной оплаты труда

Сумма фактически выплаченной оплаты труда

Кредитор, задолженность на 01.01.18

211

348 000,3

371 458,4

371 458,4

375 455,3

372 710,6

2 744,7

213

108 604,9

114 616,1

114 616,1

116 197,4

114 929,5

1 267,9

 

456 605,2

486 074,5

486 074,5

491 652,7

487 640,1*

4 012,6

 

______________________________

* В том числе, средства в сумме 1 565,6 тыс. руб., восстановленные федеральным казенным учреждением "Военный комиссариат Воронежской области" согласно постановлению Правительства РФ от 01.12.2004 N 704 "О порядке компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами РФ в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"*(4).

По данным таблицы можно отметить, что в нарушение п. 3 ст. 219 БК РФ учреждение в 2017 году приняло бюджетные обязательства на оплату труда сотрудников и уплату страховых взносов сверх доведенных до него лимитов бюджетных обязательств в общей сумме 4 012,6 тыс. руб., в том числе: оплата труда - 2 744,7 тыс. руб. и страховые взносы - 1 267,9 тыс. руб.

Стоит отметить, что в соответствии с п. 4.6 Коллективного договора КУЗ ВО "ВОКПНД" на 2017 - 2019 гг. окончательный расчет по оплате труда производится 14 числа месяца, следующего за отчетным. Фактически погашение кредиторской задолженности осуществлено 12.01.2018 года за счет средств областного бюджета, выделенных на 2018 год, что противоречит ст. 6 БК РФ, согласно которой лимиты бюджетных обязательств - это объем прав в денежном выражении на принятие казенным учреждением бюджетных обязательств и их исполнение в текущем финансовом году.

В связи с неисполнением главным врачом КУЗ ВО "ВОКПНД" по его вине возложенных на него трудовых обязанностей работодателем - ДЗ ВО применено дисциплинарное взыскание в виде выговора (приказ ДЗ ВО от 11.01.2018). Выплаты стимулирующего характера за февраль, марта, апрель 2018 главному врачу не осуществляются.

Проверкой установлено, что увеличение фонда оплаты труда, повлекшее образование кредиторской задолженности, помимо увеличения среднегодовой численности врачей на 7,5 чел. (прием на работу врачей-интернов по целевому набору, выход на работу в течение 2017 года врачей из декретного отпуска) обусловлено увеличением в 2017 году в сравнении с 2016 годом по приказам главного врача КУЗ ВО "ВОКПНД" выплат стимулирующего характера по результатам оценки интенсивности и трудовой деятельности (коэффициента результативности) как медицинскому, так и прочему персоналу.

В ходе проверки проведен анализ фактически сложившегося фонда оплаты труда за 2017 год.

Необходимо отметить, что 24.10.2016 всем казенным учреждениям здравоохранения департаментом здравоохранения направлено по электронной почте письмо (исх. N 81-11/7525) в котором указано, что распределение средств областного бюджета на 2017 год осуществлять в пределах финансирования, предусмотренного учреждению на 2016 год. По оплате труда сообщено, что "распределение средств на заработную плату и начисления на заработную плату осуществлять не выше уровня 2016 года".

Проверка показала, что согласно первоначально утвержденной учредителем 09.01.2017 бюджетной смете на 2017 год расходы на оплату труда утверждены на уровне 2016 года и составили 348 000,3 тыс. руб.

За 9 месяцев 2017 года фактический фонд оплаты труда (ФОТ) сложился в сумме 268 779,7 тыс. руб. или 77,2% от утвержденной сметы на 2017 год и 104,1% фактически сложившегося ФОТ за 9 месяцев 2016 года.

В сравнении с аналогичным периодом 2016 года за 9 месяцев 2017 произошло увеличение средней заработной платы по всем категориям работников и в среднем по учреждению. Несмотря на указания ДЗ ВО "о начислении заработной платы в 2017 году не выше уровня 2016 года", общее превышение ФОТ за 9 месяцев 2017 в сравнении с аналогичным периодом 2016 года составило 10 532,8 тыс. руб.

Проверкой установлено, что основным фактором, способствующим увеличению ФОТ и средней заработной платы персонала, является повышение выплат стимулирующего характера по результатам оценки интенсивности и трудовой деятельности (коэффициента результативности (КР). Всего с января по сентябрь 2017 по 16 приказам главного врача увеличен КР в сравнении с 2016 годом 37 сотрудникам (18 врачам и 19 - прочему персоналу). Повышение КР осуществлялось от 10% до 270% к должностному окладу. В положении о выплатах стимулирующего характера КР не ограничен верхними значениями. Приказы согласованы с заместителем главного врача по кадрам, начальником планово-экономического отдела, главным бухгалтером и ведущим юрисконсультом диспансера.

Необходимо отметить, что 17.11.2017 учреждениям, подведомственным ДЗ ВО, в электронной форме направлен для исполнения приказ от 31.10.2017 N 2202 (письмо исх. N 21- 12/6482), согласно которому всем главным врачам медицинских организаций необходимо обеспечить с 1 октября 2017 года следующий темп роста заработной платы по категориям работников:

- врачи и работники медицинских организаций, имеющие высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование - на 28,6% к уровню средней заработной платы 2016 года, сложившейся в учреждении, что составляет 42 256,0 руб.;

- средний медицинский персонал - на 10,7% к уровню средней заработной платы 2016 года, что составляет 21 480,7 руб.;

- младший медицинский персонал - на 54,5% к уровню средней заработной платы 2016 года, что составляет 18 534,0 руб.

Для этих целей учреждению 17.10.2017 выделены дополнительные бюджетные ассигнования в общей сумме 29 442,8 тыс. руб. на оплату труда и начисления (бюджетная смета на 2017 год уточнена учредителем 29.12.2017), что соответствует расчету учреждения на выделение дополнительных денежных средств в сумме 29 442,8 тыс. руб., предоставленному учреждением в ДЗ ВО 25.09.2017 по электронной почте. Дополнительно выделенные бюджетные ассигнования позволили достигнуть в октябре - декабре 2017 года значение доведенных показателей по темпу роста заработной платы всех категорий медицинских работников. Однако обязательства по выплате заработной платы сотрудникам за декабрь 2017 года в сумме 2 744,7 тыс. руб. и перечислению страховых взносов в сумме 1 267,9 тыс. руб. учреждением в 2017 году не исполнены, что привело к образованию на конец года кредиторской задолженности.

Ответственность за расходованием фонда заработной платы возложена на начальника планово-экономического отдела диспансера (п. 9 должностной инструкции от 29.10.2012 N 194, утвержденной главным врачом диспансера).

Следует отметить, что в январе - мае 2018 года размер выплат стимулирующего характера по результатам оценки интенсивности и трудовой деятельности (коэффициента результативности) остался на прежнем уровне, что не исключает возникновения кредиторской задолженности на 01.01.2019.

 

Приносящая доход деятельность

 

В соответствии с уставом учреждения вправе заниматься приносящей доход деятельностью (оказание медицинских услуг на платной основе, услуг по предоставлению в аренду части помещений и размещению на технических этажах и конструктивных элементах зданий антенн, предоставление коммунальных услуг, перевозка грузов и пассажиров и др.).

Количество штатных сотрудников отделения платных услуг в Воронежском диспансере составляет 47,0 шт. ед., из которых 29,3 шт. ед. вакантны, в Борисоглебском - 9,75 шт. ед. (4,5 шт. ед. вакантны). Фактически оказание платных медицинских услуг штатными сотрудниками отделения осуществляется в основное рабочее время, специалистами других подразделений - в основное рабочее время в порядке совмещения должностей.

Проверкой установлено, что в Борисоглебском диспансере в нарушение ч. 1 - 3 ст. 60.2 ТК РФ и п. 4.4.1 Положения об оплате труда работников КУЗ ВО "БПНД" на 2018 год оказание платных медицинских услуг штатными специалистами других подразделений осуществляется без письменного согласия работника на выполнение дополнительной работы.

Общая сумма полученных учреждениями доходов представлена в таблице 6:

 

таблица 6

 

Наименование периода

Воронежский диспансер, тыс. руб.

Борисоглебский диспансер, тыс. руб.

2017 год

71 913,6

2 844,4

1 квартал 2018

19 764,1

826,0

Всего:

91 677,7

3 670,4

 

В проверяемом периоде наибольший объем доходов в Воронежском диспансере (50%) получен от проведения обязательного медицинского освидетельствования водителей транспортных средств всех категорий, в Борисоглебском - от проведения профилактических медицинских осмотров (37%).

В соответствии с уставом, полученные доходы от оказания платных медицинских услуг и прочие доходы в полном объеме перечислены в областной бюджет.

Арендная плата перечислялась арендаторами непосредственно в областной бюджет.

Выборочной проверкой порядка и условий предоставления платных медицинских и других услуг, формирования цен (тарифов) на услуги нарушений не установлено.

В проверяемом периоде на приобретение продуктов питания направлено 55 974,7 тыс. руб. или 6,2% всех расходов учреждений, в том числе в 2017 году - 50 289,5 тыс. руб. (7,0%), в 1 квартале 2018 год - 5 685,2 тыс. руб. (3,1%).

Выборочной инвентаризацией продуктов питания на складах диспансеров излишков и недостач продуктов питания не выявлено. Нарушений в расходовании средств не установлено.

Расходы диспансеров на приобретение медикаментов в 2017 году составили 33 102,0 тыс. руб. или 4,6% всех расходов учреждений, в 1 квартале 2018 года - 4 108,9 тыс. руб. или 2,2%.

Общая потребность в медикаментах формируется аптеками учреждений на полугодие по заявкам отделений с учетом текущих остатков, в соответствии с утвержденными сметами.

Приобретение медикаментов диспансерами осуществлялось в основном путем проведения совместных аукционов и составило в Воронежском диспансере 70,2% всех закупок, в Борисоглебском диспансере 83,8%; путем запроса котировок приобретено 19,0% и 14,9%, соответственно учреждениям, закупки у единственного поставщика - 7,1% и 1,3%. Основная часть расходов по подстатье "медикаменты" учреждениями расходуется на приобретение лекарственных препаратов для лечения граждан в дневных и круглосуточных стационарах (65,5% - Воронежский диспансер, 69,5% - Борисоглебский диспансер).

Определение начальной (максимальной) цены на медикаменты осуществлялось в соответствии с методическими рекомендациями по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком, утвержденными приказом Минэкономразвития от 02.10.2013 N 567*(5). Выборочной проверкой нарушений не установлено.

В ходе контрольного мероприятия проведен сравнительный анализ цен на отдельные лекарственные препараты (зуклопентиксол, флупентиксол, хлорпромазин и кветиапин в различных формах выпуска), закупаемые диспансером в 2017 году, с ценами других регионов (Липецкая, Белгородская и Тамбовская области), завышений не выявлено.

Выборочной проверкой учета, списания и хранения лекарственных средств и изделий медицинского назначения нарушений не установлено.

В ходе проверки проведена выборочная инвентаризация медикаментов в аптеках, детских отделениях, процедурных кабинетах в результате которой недостач, излишков, а также лекарственных средств с истекшими сроками годности не выявлено.

Расходы на приобретение мягкого инвентаря производились в 2017 году КУЗ ВО "ВОКПНД" и составили 1 389,0 тыс. руб.

Анализ обеспеченности диспансеров основными видами мягкого инвентаря в соответствии с нормами, утвержденными приказом Минздрава СССР от 15.09.1988 N 710*(6) показал, что пациенты диспансеров в целом обеспечены мягким инвентарем

 

Проверка достоверности учета, наличия и эффективности использования государственного имущества

 

Для обеспечения уставной деятельности приказами департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области (ДИЗО ВО) за диспансерами на праве оперативного управления закреплено государственное имущество Воронежской области.

На 01.01.2018 стоимость основных средств (111 объектов недвижимого имущества, медицинское, компьютерное оборудование, автотранспортные средства, хозяйственный инвентарь, мебель), числящихся в бухгалтерском учете учреждений, составила 603 765,9 тыс. руб.

На основании приказов ДИЗО ВО в постоянное (бессрочное) пользование учреждению предоставлены 12 земельных участков (Воронежский диспансер - 10, Борисоглебский диспансер - 2). Право постоянного (бессрочного) пользования зарегистрировано в соответствии с действующим законодательством.

В балансовом учете учреждений числятся 51 транспортное средство: легковые и грузовые автомобили, автобусы, тракторы.

Выборочной проверкой заполнения путевых листов*(7), списания топлива*(8), а также соблюдения методических рекомендаций по обеспечению безопасности дорожного движения*(9) нарушений не установлено.

При проведении выборочной сверки фактического пробега используемых автомобилей (показаний одометров) с данными путевых листов расхождений не установлено.

 

Проверка соблюдения действующего законодательства в сфере закупок товаров, работ и услуг

 

В проверяемом периоде закупки осуществлялись в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ).

При выборочной проверке порядка формирования, утверждения и ведения планов-графиков закупок, опубликованных на официальном сайте (www.zakupki.gov.ru), нарушений не установлено.

Совокупный годовой объем закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона N 44-ФЗ (закупки до 100 тыс. руб.) не превысил двух миллионов руб.

Экономия средств учреждений в процессе осуществления закупок (снижение начальной максимальной цены контрактов относительно цены заключенных договоров) в 2017 году составила 9 609,5 тыс. руб., за 1 квартал 2018 года - 4 624,7 тыс. руб. (КУЗ ВО "ВОКПНД" - 8 879,4 тыс. руб. и 4 107,7 тыс. руб., КУЗ ВО "БПНД - 730,1 тыс. руб. и 517,0 тыс. руб.).

Выборочной проверкой исполнения поставщиками и подрядчиками договорных обязательств нарушений не установлено.

Внутренний финансовый контроль проводился департаментом здравоохранения Воронежской области в 2017 году и текущем периоде 2018 года в КУЗ ВО "ВОКПНД" (акты от 30.03.2017 N 6-ПА-2017, от 26.12.2017 б/н, от 22.05.2018 N 7-ВА-2018 и от 13.06.2018 N б/н). Проверками отмечены нарушения при осуществлении медицинской деятельности, приобретении лекарственных препаратов, при оформлении договоров на оказание платных медицинских услуг, а также превышение плана по фонду заработной платы в 2017 году и др. Настоящей проверкой установлено, что часть нарушений учреждением устранена. Однако нарушения БК РФ отмечены как в 2017, так и в 1 квартале 2018 года.

Контрольно-счетной палатой Воронежской области проводились контрольные мероприятия в КУЗ ВО "ВОКПНД" и КУЗ ВО "БПНД" в 2012 году (акты проверок от 19.09.2012 N 46-2012, от 03.12.2012 N 80/1-2012 и от 03.12.2012 N 80/2-2012). Все пункты направленных по результатам проверок представлений выполнены за исключением двух (КУЗ ВО "ВОКПНД"). В апреле 2018 года неиспользуемое нежилое здание исключено из перечня ОС, закрепленных за КУЗ ВО "ВОКПНД". В мае 2018 года диспансером в ДИЗО ВО направлено обращение о необходимости проведения кадастровых работ по разделу земельного участка. Кроме того, в апреле 2018 года зарегистрировано право собственности Воронежской области на трансформаторную подстанцию (п. Орловка). Ведется работа по формированию пакета документов на передачу трансформаторной подстанции в оперативное управление диспансера (средства на изготовление инвентаризационной справки предусмотрены на 4 квартал).

 

Выводы

 

Результаты контрольного мероприятия показали, что деятельность учреждений соответствует целям их создания - обеспечение населения Воронежской области квалифицированной специализированной медицинской помощью.

Вместе с тем, в ходе контрольного мероприятия отмечены нарушения БК РФ в части принятия бюджетных обязательств сверх доведенных лимитов, отдельные факты неэффективного расходования средств областного бюджета, а также отдельные нарушения ТК РФ.

 

Предложения

 

В целях устранения выявленных нарушений и недостатков направить представления в адрес проверенных учреждений и информационное письмо в департамент здравоохранения Воронежской области.

 

______________________________

*(1) Постановление Правительства Воронежской обл. от 28.12.2017 N 1090 "О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов на территории Воронежской области".

*(2) Закон Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" от 02.07.1992 N 3185-1 (с изм.).

*(3) Постановление Министерства труда и социального развития РФ от 18.09.1997 N 45 "Об утверждении разъяснения "О перечислении пенсии лицам, находящимся в психиатрическом учреждении".

*(4) Федеральный Закон "О воинской обязанности и военной службе" от 28.03.1998 N 53.

*(5) Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 2.10.2013 N 567 "Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)".

*(6) Приказ М3 СССР от 15.09.1988 N 710 "Об утверждении табелей оснащения мягким инвентарем больниц, диспансеров, родильных домов, медико-санитарных частей, поликлиник, амбулаторий".

*(7) Приказ Минтранса РФ от 18.09.2008 N 152 "Об утверждении обязательных реквизитов и порядке заполнения путевых листов".

*(8) Распоряжение Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р "О введении в действие методических рекомендаций "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте".

*(9) Письмо Минздрава РФ от 21.08.2003 N 2510/9468-03-32 "О предрейсовых медицинских осмотрах водителей транспортных средств" (вместе с Методическими рекомендациями "Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения").

 

Аудитор

Е.М. Тараканова

 

Старший инспектор инспекции
по контролю расходов на социальную сферу,
доходов и расходов бюджета ТФОМС

О.В. Эпштейн

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Отчет N 2.19-2018 о результатах контрольного мероприятия "Проверка законности и результативности использования средств, выделенных из областного бюджета и иных источников в 2017 году и текущем периоде 2018 года психоневрологическим диспансерам Воронежской области на оказание гражданам Воронежской области бесплатной медицинской помощи в рамках государственной программы Воронежской области "Развитие здравоохранения"


Текст отчета размещен на официальном сайте Контрольно-счетной палаты Воронежской области http://ksp-vrn.ru