Рассмотрев обращения к Председателю Центрального банка Российской Федерации Э.С. Набиуллиной по вопросу об отнесении к виду игрового оборудования симуляторов игровых автоматов (биржевых терминалов) и к Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка А.Ю. Кузнецовой о содействии в решении вопроса об ограничении доступа несовершеннолетних детей к симуляторам игровых автоматов (биржевым терминалам), Законодательное Собрание Ямало-Ненецкого автономного округа постановляет:
1. Принять обращение к Председателю Центрального банка Российской Федерации Э.С. Набиуллиной по вопросу об отнесении к виду игрового оборудования симуляторов игровых автоматов (биржевых терминалов) (прилагается).
2. Принять обращение к Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка А.Ю. Кузнецовой о содействии в решении вопроса об ограничении доступа несовершеннолетних детей к симуляторам игровых автоматов (биржевым терминалам) (прилагается).
3. Направить настоящее Постановление и указанные обращения Председателю Центрального банка Российской Федерации Э.С. Набиуллиной, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка А.Ю. Кузнецовой, членам Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Ю.В. Неёлову, А.М. Ермакову, депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Г.П. Ледкову, В.А. Пушкарёву.
4. Предложить членам Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Ю.В. Неёлову, А.М. Ермакову, депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Г.П. Ледкову, В.А. Пушкарёву оказать содействие в рассмотрении обращений.
5. Предложить депутатам Тюменской областной Думы и Думы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры поддержать данные обращения.
6. Контроль за выполнением данного Постановления возложить на депутатов Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа Ивана Сергеевича Вершинина и Елену Геннадьевну Зленко.
7. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа |
С.М. Ямкин |
Обращение
к Председателю Центрального банка Российской Федерации Э.С. Набиуллиной по вопросу об отнесении к виду игрового оборудования симуляторов игровых автоматов (биржевых терминалов)
Уважаемая Эльвира Сахипзадовна!
На территории Ямало-Ненецкого автономного округа, а также на территории других субъектов РФ осуществляют свою деятельность терминалы так называемой электронной биржи под маркой "Trade box" и иными наименованиями. Они размещаются в продовольственных магазинах, в том числе в непосредственной близости от общеобразовательных школ, дошкольных учреждений, иных учреждений социальной сферы. По внешнему виду они ничем не отличаются от обычных игровых автоматов, данные терминалы снабжены купюроприемниками, процесс визуализации "игры на бирже" аналогичен работе игрового автомата. В адрес органов представительной и исполнительной власти Ямало-Ненецкого автономного округа неоднократно поступали жалобы от населения на работу данных терминалов. Со слов обратившихся, "клиентами" данных устройств зачастую становятся дети и пенсионеры. Представители правоохранительных органов по поступавшим жалобам проводили проверку деятельности указанных устройств, но не могут пресечь их деятельность в рамках действующего законодательства. Предприниматели, извлекающие выгоду от работы указанных терминалов, ссылаются на то, что механизм работы данных устройств не позволяет относить их деятельность к разновидности азартных игр. Это автоматы, которые устанавливаются брокерами (с лицензией) и позволяют каждому желающему сделать ставку на курс валют.
Изготовители данных терминалов позиционируют их как "производные финансовые инструменты", то есть это устройство, которое позволяет гражданам совершать срочные сделки, предусматривающие обязанность одной из сторон уплатить другой денежную сумму, размер которой оговорен сторонами такой сделки, в зависимости от изменения числового значения величины базисного актива такого производного финансового инструмента.
Есть все основания полагать, что создатели данного оборудования воспользовались пробелами в действующем законодательстве и таким образом уходят от ответственности за организацию азартных игр.
При этом сами поставщики данного оборудования не скрывают назначения данных терминалов, открыто обозначая данную деятельность именно азартной игрой. Предложения об использовании таких терминалов с целью извлечения прибыли широко представлены в информационно- телекоммуникационной сети Интернет.
Ранее Центральный Банк России уже проводил проверку в отношении отдельных фирм, которые фигурировали в подобной деятельности. После проведенной проверки у ряда брокерских организаций были отозваны лицензии на профессиональную деятельность. Однако предприниматели, занимающиеся данным видом деятельности, заключают договоры с другими аналогичными фирмами, и указанные терминалы беспрепятственно продолжают работать дальше.
Особую тревогу вызывает деятельность данных устройств в непосредственной близости от образовательных учреждений, на что неоднократно жаловались родители ямальских школьников. Данная деятельность может негативно влиять на подрастающее поколение, формируя зависимость от азартных игр и подталкивая к противоправным действиям. По информации, представленной Главным управлением экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, действуют более 10 подобных устройств (г. Салехард, г. Ноябрьск, г. Новый Уренгой).
Возможно следует рассмотреть принятие специализированного законопроекта о создании саморегулируемой финансовой организации, членство в которой будет обязательно для брокеров, которые будут иметь лицензии на операции с производными финансовыми инструментами. В этом случае сами брокеры будут разрабатывать требования для новых участников данного рынка, что сделает данное лицензирование более избирательным.
В своей деятельности предприниматели ссылаются на Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" N 39-ФЗ от 22 апреля 1996 года, а также на Указание Банка России N 3565-У от 16 февраля 2015 года "О видах производных финансовых инструментов", согласно которому базовыми активами производных финансовых инструментов могут являться: ценные бумаги, товары, валюта, процентные ставки, уровень инфляции, официальная статистическая информация, физические, биологические и (или) химические показатели окружающей среды.
Также возможным решением указанной проблемы может быть законодательный запрет на визуализацию процесса заключения указанных сделок. Именно визуализация процесса привлекает к данным терминалам социально незащищенные слои населения: несовершеннолетних, граждан пожилого возраста.
На основании изложенного в целях защиты нравственности и здоровья детей, их положительного эмоционально-личностного развития и общественной безопасности предлагается Центральному Банку России выйти с инициативой в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации об установлении законодательством Российской Федерации ограничения деятельности таких устройств и их аналогов, а также установить административную ответственность за несоблюдение таких ограничений.
Обращение
к Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка А.Ю. Кузнецовой о содействии в решении вопроса об ограничении доступа несовершеннолетних детей к симуляторам игровых автоматов (биржевым терминалам)
Уважаемая Анна Юрьевна!
Законодательное Собрание Ямало-Ненецкого автономного округа обеспокоено ситуацией, связанной с доступом несовершеннолетних детей к терминалам так называемой электронной биржи под маркой "Trade box" и иными наименованиями.
Изготовители данных терминалов позиционируют их как "производные финансовые инструменты", которые позволяют гражданам совершать срочные сделки, предусматривающие обязанность одной из сторон уплатить другой денежную сумму, размер которой определяется в зависимости от изменения числового значения величины базисного актива такого производного финансового инструмента. Предложения об использовании таких терминалов с целью извлечения прибыли широко представлены в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
При этом сами поставщики данного оборудования не скрывают назначения данных терминалов, открыто обозначая данную деятельность азартной игрой.
Терминалы, как правило, размещаются в общедоступных местах в непосредственной близости от общеобразовательных организаций и по внешнему виду ничем не отличаются от обычных игровых автоматов, они снабжены купюроприемниками, процесс визуализации "игры на бирже" аналогичен работе игрового автомата. В результате "клиентами" данных устройств зачастую становятся несовершеннолетние дети.
Представители правоохранительных органов по поступающим жалобам проводят проверку деятельности указанных устройств, но не могут пресечь их деятельность в рамках действующего законодательства, так как механизм работы терминалов не позволяет относить их деятельность к разновидности азартных игр.
Свободный доступ несовершеннолетних детей к таким терминалам может негативно влиять на подрастающее поколение, формируя зависимость от азартных игр, способствуя совершению противоправных действий.
С целью содействия интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей просим Вас обратить внимание на данную проблему, изучить ее в масштабах Российской Федерации и оказать помощь в решении вопроса об ограничении доступа несовершеннолетних детей к симуляторам игровых автоматов (биржевым терминалам).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 мая 2017 г. N 918 "Об обращениях к Председателю Центрального банка Российской Федерации Э.С. Набиуллиной по вопросу об отнесении к виду игрового оборудования симуляторов игровых автоматов (биржевых терминалов) и к Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка А.Ю. Кузнецовой о содействии в решении вопроса об ограничении доступа несовершеннолетних детей к симуляторам игровых автоматов (биржевым терминалам)"
Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия
Текст постановления опубликован в "Ведомостях Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа", май 2017 г., N 4-3