Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия Мурманского УФАС России) в составе:
Председателя Комиссии Мурманского УФАС России:
Калитиной Н.А. - заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
Членов Комиссии Мурманского УФАС России:
Неплюевой А.В. - заместителя начальника отдела контроля торгов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
Калининой А.А. - специалиста-эксперта отдела контроля торгов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
при участии представителей по доверенности:
Комитета по конкурентной политике Мурманской области - Базоевой Л.В.;
Государственного областного казенного учреждения по управлению автомобильными дорогами Мурманской области - Краутера В.Н., Конюховой Е.А., Ласточкина С.В.,
Общества с ограниченной ответственностью "Национальный центр информатизации" - Зубакова И.А., Иноземцева А.И.,
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Национальный центр информатизации" (далее - ООО "НЦИ", Заявитель, Общество) на действия Заказчика при проведении электронного аукциона "Поставка стационарных комплексов фото-видеофиксации нарушений правил дорожного движения" (номер извещения 0149200002323000899 ), в соответствии со статьёй 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
УСТАНОВИЛА:
09.03.2023 в Единой информационной системе в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещено извещение о проведении аукциона в электронной форме.
Организация, осуществляющая размещение: Комитет по конкурентной политике Мурманской области (далее - Комитет, Уполномоченный орган).
Заказчик: Государственное областное казенное учреждение по управлению автомобильными дорогами Мурманской области (далее- Мурманскавтодор).
Наименование объекта закупки: Поставка стационарных комплексов фото-видеофиксации нарушений правил дорожного движения.
Начальная (максимальная) цена контракта: 61 233 333,20 руб.
Заявитель обратился в Мурманское УФАС России с жалобой на действия Заказчика при проведении аукциона. Общество указывает на следующие нарушения, допущенные Заказчиками при формировании извещения о проведении закупки:
1. Заказчиком установлено необоснованное и излишнее требование о том, что внутри моноблока стационарного комплекса фото-видео фиксации нарушений правил дорожного движения должны быть размещены следующие элементы: сервисный вычислительный блок с OLED-дисплеем и модуль ИБП.
2. Заказчиком установлены избыточно сжатые и неисполнимые сроки выполнения полного объема работ (обязательств) сразу после заключения контракта.
3. Заказчиком установлено избыточное требование о рабочих условиях эксплуатации: минимальная температура окружающего воздуха - не выше -55°С, что ограничивает круг потенциальных поставщиков, ограничивая конкуренцию.
4. Заказчиком неправомерно установлен запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств в соответствии с Постановление Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N1236).
Заседание Комиссии Мурманского УФАС России начато 22 марта 2023 года в 14 часов 15 минут и продолжено после перерыва 23 марта 2023 года в 10 часов 00 мин. посредством сервиса веб-видеоконференцсвязи
Рассмотрев представленные документы, объяснения Заказчика, Уполномоченного органа, заслушав представителей Общества, Комиссия Мурманского УФАС России приходит к следующим выводам.
1) Согласно первому доводу Заявителя об установлении элементов: сервисного вычислительного блока с OLED-дисплеем и модулем ИБП.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик при описании объекта закупки указывает функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен использовать при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать электронные документы, в том числе описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно электронному документу "Описание объекта закупки (техническое задание)", размещенному в составе Извещения, стационарные комплексы фото-видео фиксации нарушений правил дорожного движения должны содержать модуль ИБП и сервисный вычислительный блок с ОLED-дисплеем.
В столбце 7 Технического задание "Обоснование необходимости использования характеристик, показателей, требований, условных обозначений и терминологии при описании объекта закупки (в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона, от 08.02.2017 N 145 и др.)" таблицы Заказчиком указано обоснование необходимости модуля ИБП и сервисный вычислительный блок с ОLED-дисплеем: "для обеспечения простоты монтажа/демонтажа и эксплуатации", что соответствует требованиям статьи 33 Закона о контрактной системе.
Таким образом, описание объекта закупки, в части установления технических характеристик к закупаемому товару, осуществлено Заказчиком в соответствии с Законом о контрактной системе, в связи с чем, довод заявителя не находит своего подтверждения.
2) Согласно второму доводу Заявителя, Заказчиком установлены неисполнимые сроки выполнения полного объема работ.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию о сроке исполнения контракта (отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы).
Частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе установлено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается в том числе на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
В соответствии со статьей 190 ГК РФ установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.
Кроме того, в соответствии с пунктом 2 статьи 314 ГК РФ, срок исполнения обязательства считается неопределенным, если срок не указан в обязательстве, или отсутствует условие, позволяющее определить этот срок.
Следовательно, Заказчик вправе установить срок оплаты по договору в виде определенного периода времени.
Заказчиком в проекте контракта установлен срок поставки 15 календарных дней с даты заключения Контракта (пункт 3.1. проекта контракта).
По мнению Заявителя, производство и поставка приборов по заданным параметрам занимает значительно большее время.
Вместе с тем, объектом закупки является поставка стационарных комплексов фото-видеофиксации нарушений правил дорожного движения.
Как пояснил представитель Заказчика, представленный на рынке товар не является дефицитным и не требует длительного срока поставки Заказчику. На основании имеющегося опыта закупок аналогичного оборудования Заказчик считает, что установленный срок исполнения контракта является обоснованным и исполнимым.
Таким образом, нарушений требований законодательства о контрактной системе Заказчиком в части определения сроков исполнения контракта не установлено.
3) Заказчиком установлено избыточное требование о рабочих условиях эксплуатации: минимальная температура окружающего воздуха - не выше -55°С, что ограничивает круг потенциальных поставщиков, ограничивая конкуренцию.
Установлено, что оборудование закупается Заказчиком не только для использования на территории г. Мурманска, но также и на всей территории Мурманской области.
Согласно пункту 4.4.1. "ГОСТ 22261-94. Межгосударственный стандарт. Средства измерений электрических и магнитных величин. Общие технические условия" по согласованию между изготовителем и потребителем допускается изготовлять средства измерений для применения в более широком диапазоне рабочих температур и влажности, чем это нормировано для конкретной группы по таблице 2, указанного ГОСТа.
Заказчик пояснил, что оборудование эксплуатируется на открытом воздухе при значительно более низких температурах, чем это нормировано в Таблице 2 ГОСТ 22261-94 (-30°С). На территории Мурманской области температура может опускаться и до более низких значений (зафиксированный минимум -51°С).
В Таблице "Климатические параметры холодного периода года" раздела 3 "СП 131.13330.2020. Свод правил. Строительная климатология. СНиП 23-01-99" по Мурманской области зафиксированы следующие показатели:
Республика, край, автономный округ, область, пункт |
Температура воздуха наиболее холодных суток, °C, обеспеченностью |
Температура воздуха наиболее холодной пятидневки, °C, обеспеченностью |
Температура воздуха, °C, обеспеченностью 0,94 |
Температура воздуха, °C, обеспеченностью 0,94 |
Температура воздуха, °C, обеспеченностью 0,94 |
||
0,98 |
0,98 |
0,98 |
0,98 |
||||
Мурманская область |
|
|
|
|
|
|
|
Вайда-Губа |
-21 |
-19 |
-18 |
-16 |
-9 |
-27 |
5,5 |
Кандалакша |
-37 |
-35 |
-33 |
-30 |
-19 |
-44 |
8,8 |
Ковдор |
-39 |
-36 |
-35 |
-32 |
-19 |
-44 |
8,3 |
Краснощелье |
-42 |
-40 |
-37 |
-34 |
-20 |
-49 |
10,2 |
Ловозеро |
-42 |
-39 |
-37 |
-34 |
-18 |
-47 |
11,0 |
Мончегорск |
-41 |
-38 |
-35 |
-32 |
-17 |
-44 |
9,1 |
Мурманск |
-36 |
-33 |
-31 |
-28 |
-16 |
-39 |
6,5 |
Ниванкюль |
-43 |
-40 |
-38 |
-34 |
-17 |
-48 |
8,6 |
Пялица |
-32 |
-29 |
-29 |
-26 |
-16 |
-38 |
7,3 |
о. Сосновец |
-30 |
-27 |
-27 |
-24 |
-14 |
-35 |
5,7 |
Териберка |
-26 |
-24 |
-23 |
-21 |
-12 |
-32 |
6,0 |
Умба |
-37 |
-34 |
-32 |
-29 |
-17 |
-40 |
7,1 |
Исходя из данных таблицы, видно, что минимальная температура воздуха по Мурманской области может достигать -49°. Заказчик "с запасом" взял температуру ниже, так как указывает на непредсказуемость погодных условий.
Пунктом 6.2.1 ГОСТа Р 57144-2016 "Специальные технические средства, работающие в автоматическом режиме и имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи, для обеспечения контроля за дорожным движением. Общие технические требования" предусмотрено, что значения влияющих величин, характеризующих климатические и механические воздействия в рабочих условиях применения и предельных условиях транспортирования технических средств автоматической фотовидеофиксации, должны соответствовать требованиям ГОСТ 22261 и устанавливаться в ТЗ, ТУ и/или СТО на конкретные технические средства автоматической фотовидеофиксации.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Заказчиком требования к техническим характеристикам товара установлены в соответствии с требованиями пункта 2 части 1 и части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Довод подателя жалобы об установлении неправомерного диапазона температуры окружающей среды и показателя относительной влажности воздуха, является необоснованным.
4) Согласно четвертому доводу жалобы, в извещении об осуществлении закупки Мурманскавтодором неправомерно установлен запрет на основании Постановления N1236.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Пунктом 2 Постановления N1236 установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - реестр евразийского программного обеспечения), а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением следующих случаев:
а) в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - реестр российского программного обеспечения) и реестре евразийского программного обеспечения отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;
б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 2(1) Постановления N1236 для целей реализации установленного запрета под программным обеспечением понимают программное обеспечение и (или) права на него вследствие выполненных контрактных обязательств на поставку, техническое обслуживание персональных электронных вычислительных машин, устройств терминального доступа, серверного обслуживания и иных средств вычислительной техники, на которых программное обеспечение подлежит установке в результате исполнения контракта.
Согласно письму ФАС России от 30.12.2022 N ПИ/118987/22 "О рассмотрении обращения" (вместе с Письмом Минцифры России от 15.12.2022 N П11-2-05-106-94501) следует, что если в документации о закупке установлено, что в рамках исполнения контракта на осуществление закупок камер видеонаблюдения необходимо установить программное обеспечение, то запрет, установленный постановлением N 1236, распространяется на такую закупку.
Техническим заданием, проектом контракта не предусмотрена необходимость установки программного обеспечения и передачи прав на него или расширение ранее предоставленного объема прав вследствие выполнения контрактных обязательств.
Программное обеспечение не является объектом закупки и не подлежит установке в результате исполнения контракта, то есть не подпадает под признаки программного обеспечения, указанные в пункте 2(1) Постановления N1236, в целях применения пункта 2 Постановления N1236.
Таким образом, при осуществлении закупки на поставку стационарных комплексов фото-видеофиксации нарушений правил дорожного движения Мурманскавтодором неправомерно установил запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств в соответствии с Постановлением N1236.
Таким образом, довод Заявителя признается обоснованным.
На основании вышеизложенного, Комиссия Мурманского УФАС приходит к выводу неправомерности действий Заказчика. В действиях Мурманскавтодора установлены нарушения части 3 статьи 14 и пункта 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, Комиссия Мурманского УФАС России, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Национальный центр информатизации" на действия Государственного областного казенного учреждения по управлению автомобильными дорогами Мурманской области при проведении электронного аукциона "Поставка стационарных комплексов фото-видеофиксации нарушений правил дорожного движения" (0149200002323000899) частично обоснованной.
2. Признать Государственное областное казенное учреждение по управлению автомобильными дорогами Мурманской области нарушившим часть 3 статьи 14 и пункт 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать предписание.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии
Мурманского УФАС России: Н.А. Калитина
Члены комиссии
Мурманского УФАС России: А.В. Неплюева
А.А. Калинина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области от 23 марта 2023 г. N 051/06/106-154/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.03.2023