Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председатель Комиссии - М.А. Дударева, руководитель управления, члены Комиссии - А.А. Кириллова, начальник отдела, О.П. Чупрунова, главный специалист-эксперт (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу АО "ББ Груп" КГБУЗ "Таймырская межрайонная больница", при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Поставка медицинских изделий (пробирка вакуумная для взятия образцов крови ИВД)", размещенного на электронной площадке ООО ЭТП "Газпромбанк" (далее - оператор электронной площадки), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба АО "ББ Груп" на действия заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Поставка медицинских изделий (пробирка вакуумная для взятия образцов крови ИВД)", номер извещения N 0319200069423000021.
Существо жалобы: несоответствие извещения требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалоба подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 2 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), соответствует требованиям статьи 105 указанного закона, в связи с чем подлежит принятию к рассмотрению.
В адрес заказчика и подателя жалобы, оператора электронной площадки были направлены уведомления о содержании жалобы с информацией о месте и времени рассмотрения жалобы.
Заказчику было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы.
В назначенное время представители заказчика и подателя жалобы не явились, о дате, месте и времени извещены по адресам электронной почты, указанным в единой информационной системе (далее-ЕИС).
Из содержания жалобы следует, что, при формировании извещения об осуществлении закупки заказчиком были допущены нарушения законодательства о контрактной системе, а именно: Заказчик при составлении извещения о проведении закупки не установил условия допуска и ограничения в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 и Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 616.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные сторонами и размещенные на официальном сайте ЕИС в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью у заказчика были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Поставка инструментов и приспособлений применяемых в медицинских целях".
Согласно пункту 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 указанного Закона о контрактной системе.
Согласно части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
С целью реализации Правительство Российской Федерации было принято Постановление Правительства N102, из которого следуют ограничения и правила допуска отдельных видов медицинских изделий (включенные в перечни, установленные указанным постановлением), происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 05.02.2015 N102 утверждены:
- перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень N 1);
- перечень медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень N 2).
Из указанного следует, что Постановлением N 102 утверждены два перечня медицинских изделий, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд. При этом следует отметить, что в Перечень N 2 включены медицинские изделия одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков, происходящие из иностранных государств.
Согласно примечанию к перечню N1 Постановления Правительства N102: при применении указанного перечня следует руководствоваться как кодом в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2), так и наименованием вида медицинского изделия.
В соответствии с Правилами формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога, товаров, работ, услуг (далее - КТРУ) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 г. N145(далее - Правила) информация, включаемая в позицию каталога, подлежит применению со дня ее включения в каталог.
Согласно пункту 4 Правил КТРУ, при планировании и осуществлении закупок заказчики обязаны использовать информацию, включенную в позицию каталога.
Код позиции КТРУ формируется на каждую позицию каталога и представляет собой уникальный цифровой код на основе кода Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.
Проанализировав извещение о проведении закупки, Комиссия установила, что в разделе "Информация об объекте закупки" заказчиком указано медицинское изделие, требующееся к поставке: код КТРУ 32.50.50.000-00001342 (Пробирка для сбора образцов крови не вакуумная ИВД, с калия оскалатом и натрия фторнидом), код КТРУ 32.50.50.000-00001463 (Пробирка для сбора образцов крови не вакуумная ИВД, с активатором свертывания), код КТРУ 32.50.50.000-00002365(Пробирка вакуумная для взятия образцов крови ИВД, с натрия цитратом).
Проанализировав описание объекта закупки, включенное в состав извещения, и информацию, включенную в позицию вышеуказанных кодов КТРУ, Комиссия установила, что заказчиком выбраны коды КТРУ, соответствующие его потребностям.
При этом Комиссия отмечает, что на момент утверждения извещения о проведении закупки код ОКПД2 32.50.50.000 "изделия медицинские, в том числе хирургические, прочие" исключен. Вместе с тем Комиссия отмечает, что упразднение кода ОКПД2 не отменяет того факта, что заказчик приобретает товар, включенный в КТРУ, а значит, обязан использовать всю информацию, включенную в соответствующую позицию КТРУ. Определяющим фактором при принятии решения о применении позиции КТРУ является совпадение наименования и характеристик закупаемого товара с наименованием и характеристиками товара, указанного в позиции КТРУ.
Анализ общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности позволил Комиссии установить факт наличия в таком классификаторе кода 32.50.50.190 "изделия медицинские, в том числе хирургические, прочие, не включенные в другие группировки", что сопоставимо с наименованием кода ОКПД2 32.50.50.000. При этом код ОКПД2 32.50.50.190 введен тем же приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, каким исключен код ОКПД2 32.50.50.000.
Ввиду изложенного Комиссия полагает возможным прийти к выводу, что код ОКПД2 32.50.50.190 введен взамен кода 32.50.50.000 с оговоркой, что в него включаются изделия не включенные в другие группировки.
Кроме того, Комиссия установила, что Извещение о проведении электронного аукциона в разделе "Преимущества, требования к участникам" содержит следующие требования: ограничение допуска и условия допуска - Постановление Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее-Постановление Правительства N 102).
Комиссия принимает во внимание содержание Постановления Правительства N 102 и отмечает, что примененные Заказчиком позиции КТРУ не содержат указания на коды видов наименований медицинских изделий, входящих в Перечни, утвержденные Постановлением N 102 (что образовывало бы необходимость применять Постановление N 102).
Ввиду изложенного Комиссия полагает возможным прийти к выводу, что код ОКПД2 32.50.50.190 введен взамен кода 32.50.50.000 с оговоркой, что в него включаются изделия не включенные в другие группировки.
Учитывая, что к поставке требуются не просто пробирки вакуумные для взятия образцов крови, а пробирки вакуумные для взятия образцов крови ИВД с калием оксалатом и натрием фторидом, с лития гепарином, натрия цитратом, активатором свертывания (то есть содержащая в себе определенный реагент), а также тот факт, что компетентный орган определил, что товарам "Пробирка для сбора образцов крови не вакуумная ИВД, с калия оскалатом и натрия фторнидом", "Пробирка для сбора образцов крови не вакуумная ИВД, с активатором свертывания", "Пробирка вакуумная для взятия образцов крови ИВД, с натрия цитратом" соответствует код ОКПД2, включающий в себя изделия медицинские, в том числе хирургические, прочие (поскольку соответствующие позиции КТРУ имеют код 32.50.50.000-00001133, 32.50.50.000-00001350, 32.50.50.000-00001483), Комиссия приходит к выводу, что заказчику требуются к поставке изделия медицинские, в том числе хирургические, прочие, не включенные в другие группировки и код ОКПД2 применен заказчиком обоснованно.
При этом установленный код ОКПД2 не входит в Перечни, утвержденные Постановлением N 102 (что образовывало бы необходимость применять Постановление N 102).
Кроме того Комиссия отмечает, что тот факт, что Перечень N1 содержит позицию "32.50.13.190 - <_> емкости для взятия, хранения и транспортировки биологических проб для выполнения клинических лабораторных исследований, включая пробирки вакуумные для взятия венозной крови, пробирки для взятия капиллярной крови <_>" не свидетельствует о том, что заказчику надлежало применить Постановлением N 102 в рамках рассматриваемой закупки, во-первых, как уже отмечалось выше Постановление N 102 применяется при наличии совпадения кода ОКПД2 и наименования вида закупаемого медицинского изделия с указанными в ПеречнеN1, во-вторых, что также уже было отмечено выше, товар "пробирка с реагентом" не равноприменим с товаром "пробирка без реагента" (что также свидетельствует о несовпадении (невзаимозаменяемости, различности) наименований таких изделий).
Таким образом, заказчиком верно не применены при составления извещения положения Постановления Правительства N102, ввиду чего данный довод Комиссия признает необоснованным.
Относительно довода подателя жалобы о необходимости применения при формировании извещения положений Постановления Правительства N616, Комиссия отмечает следующее.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства N 616 установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд по перечню согласно приложению.
С учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что при закупке товара с кодом ОКПД2 32.50.50.000 (код ОКПД2 32.50.50.190) по общему правилу включен в приложение Постановления Правительства N 616.
При этом пунктом 12 Постановления Правительства N 616 установлено, что для целей соблюдения запретов, установленных пунктами 1 и 2 Постановления Правительства N 616, не могут быть предметом одного контракта (одного лота) промышленные товары, включенные в перечень и не включенные в него (за исключением закупок промышленных товаров по государственному оборонному заказу).
Комиссия, проведя анализ приложения Постановления Правительства N 616 и извещения проведения закупки, установила, что в рамках проведения закупки в один лот включены наименования, которые включены в Перечень Постановления Правительства N 616 и не включены в Перечень Постановления Правительства N 616, что является нарушением требований пункта 12 Постановления Правительства N 616, а именно: код позиции 32.50.50.000-00002365, имеющий НКМИ 293540 включен в Перечень Постановления Правительства N 616, в то время как другие коды позиций не включены в Перечень Постановления Правительства N 616.
С учётом изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что Заказчиком в одну закупку объединены товары, которые с учетом требований Постановления Правительства N 616 должны быть разделены. Однако подпунктом "б" пунктом 3 Постановления Правительства N 616 установлено, что указанные в пунктах 1 и 2 Постановления Правительства N 616 запреты не применяются в случаях закупки одной единицы товара, стоимость которой не превышает 300 тыс. рублей, и закупки совокупности таких товаров, суммарная стоимость которых составляет менее 1 млн. рублей (за исключением закупок товаров, указанных в пунктах 28, 50, 142, 145 и 147 перечня Постановления Правительства N 616).
Таким образом, Комиссия установила, что Извещение о проведении закупки содержит код позиции КТРУ 32.50.50.000-00002351 (НКМИ 293540) включенный в Перечень Постановления Правительства N 616 с указанием стоимости 64 452,00 руб. и не содержит указания на ограничение в порядке Постановления Правительства N 616, что соответствует вышеуказанным требованиям.
Ввиду изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что Заказчиком правомерно не установлено требование применения положений Постановления Правительства N 616.
В результате рассмотрения жалобы, проведенной внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Красноярского УФАС России решила признать жалобу АО "ББ Груп" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
М.А. Дударева |
|
|
Члены Комиссии |
А.А. Кириллова |
|
О.П. Чупрунова
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 3 апреля 2023 г. N 024/06/105-865/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.04.2023