Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок (далее по тексту - Комиссия) в составе:
*,
*,
*,
посредством использования интернет-видеоконференции, которая обеспечивает возможность участия сторон, в 15-00, при участии представителей:
- заказчика в лице Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Екатеринбургский клинический перинатальный центр" (ГБУЗ СО "ЕКПЦ") - *,
- уполномоченного органа в лице Департамента государственных закупок Свердловской области - *
- заявителя в лице ООО "Импромед" - *, *
рассмотрев жалобу ООО "Импромед" (вх. N 10173-ЭП/23 от 11.05.2023 г.) о нарушении заказчиком в лице ГБУЗ СО "ЕКПЦ" при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на систему ультразвуковой визуализации (извещение N 0162200011823000931), Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со статьей 99, 106 Закона о контрактной системе,
У С Т А Н О В И Л А:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступила жалоба ООО "Импромед" (вх. N 10173-ЭП/23 от 11.05.2023 г.) о нарушении заказчиком в лице ГБУЗ СО "ЕКПЦ" при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на систему ультразвуковой визуализации (извещение N 0162200011823000931), Закона о контрактной системе, соответствующая требованиям ст.105 Закона о контрактной системе.
В своей жалобе заявитель указал, что описание объекта закупки составлено заказчиком с нарушением действующего законодательства. Просил признать жалобу обоснованной.
Представители заказчика, уполномоченного органа с доводами, изложенными в жалобе, не согласились, просили признать жалобу необоснованной.
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном статьей 106 Закона о контрактной системе. Проведя анализ представленных материалов на рассмотрение жалобы, Комиссия пришла к следующим выводам.
28.04.2023 г. на официальном сайте опубликовано извещение о проведении электронного аукциона N 0162200011823000931 на систему ультразвуковой визуализации.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 13 655 060, 00 рублей.
Согласно ч. 1 ст. 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
На основании п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать, в том числе, описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила использования указанного каталога определены постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила, утв. постановлением Правительства РФ N 145).
Согласно пп. "б" п. 2 Правил, утв. постановлением Правительства РФ N 145 каталог используется заказчиками в целях:
б) описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Заказчики вправе применять информацию, которая включена в позицию каталога, с даты ее включения в каталог независимо от даты обязательного ее применения в соответствии с пунктом 18 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (п. 3 Правил, утв. постановлением Правительства РФ N 145).
В силу п. 4 Правил, утв. постановлением Правительства РФ N 145 заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
На основании пункта 5 Правил, утв. постановлением Правительства РФ N 145, заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 25(1) - 25(7) перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона.
В случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога) (п. 6 Правил, утв. постановлением Правительства РФ N 145).
Согласно п. 7 Правил, утв. постановлением Правительства РФ N 145 в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона. При проведении предусмотренных Федеральным законом электронных процедур, закрытых электронных процедур характеристики объекта закупки, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона, указываются с использованием единой информационной системы при формировании извещения об осуществлении закупки, приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 42, пунктом 1 части 1 статьи 75 Федерального закона соответственно.
В соответствии с извещением электронного аукциона объектом закупки является: "Система ультразвуковой визуализации".
К указанному электронному аукциону заказчик применил следующую позицию ОКПД2: 26.60.12.132 "Аппараты ультразвукового сканирования".
Таким образом, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями ст. 33 Закона о контрактной системе.
Согласно первому доводу жалобы, заказчик, осуществляя закупку товара "Система ультразвуковой визуализации", не указал соответствующий товару код КТРУ (код 26.60.12.132-00000037, код 26.60.12.132-00000036), а также установил дополнительные характеристики в противоречие требованиям пункта 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ N 145, Закона о контрактной системе.
Датой обязательного применения (01.03.2023 г.) обозначен срок начала использования новой версии кода КТРУ 26.60.12.132-00000037 (N 20), которой вносятся изменения в описание первоначальной редакции. Следовательно, на момент размещения извещения процедуры (28.04.2023 г.) рассматриваемая позиция являлась обязательной для применения, так как ее дата размещения 02.10.2020 г.
Датой обязательного применения (01.03.2023 г.) обозначен срок начала использования новой версии кода КТРУ 26.60.12.132-00000036 (N 5), которой вносятся изменения в описание первоначальной редакции. Следовательно, на момент размещения извещения процедуры (28.04.2023 г.) рассматриваемая позиция являлась обязательной для применения, так как ее дата размещения 02.10.2020 г.
Вместе с этим, поскольку закупаемый товар входит в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства РФ N 878, у заказчика на основании п. 5 Правил, утв. постановлением Правительства РФ N 145, отсутствует возможность применения в описании объекта закупки дополнительной информации, а также дополнительных потребительских свойств, в том числе функциональных, технических, качественных, эксплуатационных характеристик товара, не предусмотренных позицией КТРУ.
Представитель заказчика выразил мнение о необоснованности довода жалобы и пояснил, что при проведении закупки заказчик не имел возможности выбрать версию N 20 и N 5 позиции каталога по причине их недействительности вследствие включения версии N 21 и N 6 позиции каталога.
Описание объекта закупки было составлено в соответствии с требованиями ст. 33 Закона о контрактной системе, согласно ГОСТ Р 56327-2014 "Изделия медицинские электрические. Ультразвуковые аппараты экспертного класса. Технические требования для государственных закупок" и с обоснованием всех пунктов, составляющих для Заказчика клиническую ценность. В связи с вышеизложенным, Заказчик при описании объекта закупки руководствовался п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Комиссия поясняет, что в силу п. 18 Правил, утв. постановлением Правительства РФ N 145 информация, включаемая в позицию каталога в соответствии с подпунктом "а" пункта 10 настоящих Правил, подлежит применению со дня включения в каталог новой позиции каталога. При этом дата начала обязательного применения информации, предусмотренной подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 настоящих Правил, устанавливается уполномоченным органом не ранее 30 дней со дня включения в каталог новой позиции каталога.
Согласно позиции КТРУ 26.60.12.132-00000037 "Система ультразвуковой визуализации универсальная, с питанием от сети" каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд датой обязательного применения является 29.04.2023 - Бессрочно (версия 21).
Согласно позиции КТРУ 26.60.12.132-00000036 "Система ультразвуковой визуализации универсальная, с питанием от сети" каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд датой обязательного применения является 29.04.2023 - Бессрочно (версия 6).
Вместе с тем, согласно сведениям, размещенным в единой информационной системы, извещение электронного аукциона N 0162200011823000931 опубликовано 28.04.2023 14:34 (МСК+2).
Комиссия констатирует, что обязательность применения заказчиком информации, содержащейся в позиции каталога, наступает с установленной в позиции каталога даты начала обязательного ее применения (п. 4 Правил, утв. постановлением Правительства РФ N 145). До наступления указанной даты заказчик вправе применить соответствующую информацию (п. 3 Правил, утв. постановлением Правительства РФ N 145).
При наличии обновленной редакции (версии) позиции каталога вне зависимости от даты начала ее обязательного применения предыдущая редакция (версия) не подлежит применению заказчиком, так как внесение соответствующих изменений в позиции каталога может быть обусловлено, в том числе, внесением изменений либо признанием утратившими силу отдельных нормативных правовых актов, документов о стандартизации, на основании которых формировалась позиция каталога.
Указанная позиция также отражена в письме Министерства финансов Российской Федерации от 25.04.2023 N 24-03-06 37712 "О рассмотрении обращения".
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что заказчиком правомерно осуществлено описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе без применения позиции КТРУ. Характеристики поставляемых товаров, указанные в описании объекта закупи, обоснованы и составлены в соответствии с ГОСТ.
Согласно второму доводу жалобы, заказчиком в нарушение требований законодательства о контрактной системе в извещении электронного аукциона сформированы требования к приобретаемому в рамках закупки товару, технические характеристики которого соответствуют только одному производителю, а именно: SAMSUNG MEDISON CO., LTD.
Возражая относительно указанного довода, представитель заказчика в ходе заседания Комиссии пояснила, согласно информации (анализу рынка) о сравнительных характеристиках новых машин и (или) оборудования, соответствующих требованиям заказчика, всеми указанными в жалобе техническими характеристиками обладают товары трех разных производителей, а именно: АО НПО Сканер, Samsung Medison, Philips.
Указанная информация также подтверждается полученными в ответ на Запрос о предоставлении ценовой информации N 1/2023 от 19.04.2023 коммерческими предложениями, в том числе от производителя АО НПО Сканер (N 326/2023 от 19.04.2023), оборудование которого включено в Реестр промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации (N реестровой записи N 2247UY2022, 3487\1\2022).
В целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы, Комиссией было решено объявить перерыв в рассмотрении жалобы, с целью предоставления возможности сторонам представить на заседание Комиссии информацию, подтверждающую позицию сторон.
После объявленного перерыва, представитель заказчика пояснила, что заказчиком были сделаны запросы о предоставлении информации на соответствие оборудования описанию объекта закупки российскому производителю АО "НПО "Сканер" N 392/01-05 от 16.05.2023, официальным представителям в Российской Федерации производителя САМСУНГ МЕДИСОН КО - ЗАО "МЕДИЭЙС" N 391/01-05 от 16.05.2023, производителя Филипс Ультрасаунд, Инк- ООО "Филипс" N 390/01-05 от 16.05.2023.
Согласно полученным ответам АО "НПО "Сканер" N 398-К/2023 от 16.05.2023, ЗАО "МЕДИЭЙС" N 298-К от 16.05.2023 оборудование двух производителей полностью соответствует описанию объекта закупки электронного аукциона N 0162200011823000931. Ответ от ООО "Филипс" не поступил.
Комиссия, выслушав позиции сторон, проанализировав Описание объекта закупки, являющегося приложением к извещению, изучив материалы дела, нарушений Закона о контрактной системе в действиях заказчика не усматривает. Также, Комиссия отмечает, что в соответствии с Описанием объекта закупки по каждому показателю характеристики товара присутствует обоснование использования такой характеристики.
Следует отметить, что согласно п. 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017, по общему правилу указание заказчиком в извещении особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
При формировании предмета закупки заказчик не обязан доказывать свою потребность в закупаемом товаре, а участники закупки не вправе в той или иной форме воздействовать на потребность заказчика, как не вправе определять и государственные нужды.
Заказчик не имеет возможности устанавливать требования к техническим характеристикам товара, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупки. Законодательство не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого товара в извещении о проведении закупки устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим на рынке типам, видам, моделям товара.
На основании вышеизложенного, данный довод жалобы признан Комиссией необоснованным.
Доказательств обратного Комиссии не представлено.
На основании вышеизложенного и руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ООО "Импромед" признать необоснованной.
2. В действиях заказчика в лице ГБУЗ СО "ЕКПЦ", уполномоченного органа в лице Департамента государственных закупок Свердловской области, его комиссии нарушений Закона о контрактной системе не выявлено.
3. Заказчику в лице ГБУЗ СО "ЕКПЦ", уполномоченному органу в лице Департамента государственных закупок Свердловской области, его комиссии предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии |
*
* |
|
*
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 17 мая 2023 г. N 066/06/106-1737/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.05.2023