Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе:
в отсутствие представителей ООО "ЗемЭнергоЦентр" (далее также - Заявитель), Комитета по транспорту и дорожной инфраструктуре Республики Северная Осетия-Алания (далее - Заказчик, Комитет), надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения жалобы,
рассмотрев в порядке статей 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в том числе посредством видеоконференцсвязи жалобу ООО "ЗемЭнергоЦентр" на действия государственного заказчика - Комитета по транспорту и дорожной инфраструктуре Республики Северная Осетия-Алания при проведении открытого конкурса в электронной форме N0310200000323001331 на выполнение инженерных изысканий и осуществление подготовки проектной документации в целях строительства (реконструкции) объекта капитального строительства "Даргавс - Кобань" через "Кахтисар" на участке км 4+643 - км 6+443"(далее - Конкурс),
УСТАНОВИЛА:
19 мая 2023 года в Северо-Осетинское УФАС России поступила жалоба ООО "ЗемЭнергоЦентр" на действия государственного заказчика - Комитета по транспорту и дорожной инфраструктуре РСО-Алания при проведении Конкурса.
Заявитель считает, что Извещение о проведении рассматриваемого Аукциона не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, поскольку Заказчиком с учетом установленного законодательством порядка проведения закупки и заключения контракта установлены необоснованно сжатые сроки выполнения работ.
Согласно части 2 статьи 105 Закона о контрактной системе подача участником закупки жалобы на действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля (далее также - жалоба) в контрольный орган в сфере закупок допускается в период определения поставщика (подрядчика, исполнителя), но не позднее пяти дней со дня, следующего за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), подписания такого протокола (при проведении закрытого конкурса, закрытого аукциона), с учетом следующих особенностей:
1) жалоба на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) может быть подана до окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
2) жалоба на действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, совершенные после даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в закупке, может быть подана исключительно участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке;
Извещение о проведении спорной закупки было размещено 27.04.2023. Срок окончания подачи заявок определен 12.05.2023 в 12.00 часов. Жалоба была подана заявителем 19.05.2023.
Таким образом, с учетом положений части 2 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба ООО "ЗемЭнергоЦентр" не может быть рассмотрена в части обжалования положений извещения о проведении закупки, ввиду чего жалоба подлежит оставлению без рассмотрения.
Вместе с тем, Комиссией по результатам проведенной внеплановой проверки установлено следующее.
В соответствии с пунктом 17 частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее в том числе информацию о размере обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если требование обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств установлено в соответствии со статьей 96 закона).
Частью 6.1. статьи 96 Закона о контрактной системе определено, что заказчик вправе не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта в случаях, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации расчеты по контракту подлежат казначейскому сопровождению.
Согласно Извещению о проведении закупки, пункту 25 Сведений об осуществлении закупки, являющегося приложением к Извещению, а также пункту 9.1 проекта контракта, заказчиком требование об обеспечении исполнения контракта не установлено, в связи с тем, что заказчиком в извещении определено обязательное казначейское сопровождение расчетов по контракту.
Наряду с этим, частью 6.3 статьи 96 Закона о контрактной системе регламентирован порядок предоставления обеспечения исполнения контракта в случаях, если предложенные в заявке участника закупки цена, сумма цен единиц товара, работы, услуги снижены на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, начальной сумме цен единиц товара, работы, услуги. В соответствии с частью 1 статьи 37 Закона о контрактной системе если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, либо предложена сумма цен единиц товара, работы, услуги, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной суммы цен указанных единиц, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), но не менее чем десять процентов от начальной (максимальной) цены контракта или от цены заключаемого контракта (если контракт заключается по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона) и не менее размера аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
Таким образом, исходя из буквального толкования положений Закона о контрактной системе, участник закупки, с которым заключается контракт, предложивший цену контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, обязан до заключения контракта предоставить обеспечение исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в извещении об осуществлении закупки, а в случаях, если требование об обеспечении контракта не установлено - в размере 10 процентов от НМЦК. Аналогичная позиция изложена в письме Минфина России от 23.01.2023 N 24-06-06/4534.
Комиссия считает также необходимым отметить, что правовое регулирование положений пункта 17 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе не ограничивается лишь отражением в извещении о закупке информации о размере обеспечения исполнения контракта в случаях, когда в соответствии со статьей 96 Закона о контрактной системе такое требование установлено Заказчиком в извещении, и в целом направлено на исполнение обязанности по установлению в извещении о закупке порядка предоставления обеспечения исполнения контракта, в том числе при наступлении условий, предусмотренных частью 1 статьи 37 Закона о контрактной системе.
Иное означало бы нарушение принципа открытости и прозрачности, установленного в статье 7 Закона о контрактной системе в той части, в которой это может вводить в заблуждение победителя конкурса относительно отсутствия обязанности соблюдения антидемпинговых норм и привести к негативным для него последствиям в виде признания его уклонившимся от заключения контракта.
Кроме того, в силу части 30 статьи 34 Закона о контрактной системе если заказчиком в соответствии с частью 1 статьи 96 Закона о контрактной системе установлено требование обеспечения исполнения контракта, в контракт включается обязательство поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае отзыва в соответствии с законодательством Российской Федерации у банка, предоставившего независимую гарантию в качестве обеспечения исполнения контракта, лицензии на осуществление банковских операций предоставить новое обеспечение исполнения контракта не позднее одного месяца со дня надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) о необходимости предоставить соответствующее обеспечение. Размер такого обеспечения может быть уменьшен в порядке и случаях, которые предусмотрены частями 7, 7.1, 7.2 и 7.3 статьи 96 Закона о контрактной системе. За каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного настоящей частью, начисляется пеня в размере, определенном в порядке, установленном в соответствии с частью 7 настоящей статьи.
Так, Заказчиком в абзаце 2 пункта 8.9 проекта контракта установлено, что за каждый день просрочки исполнения Подрядчиком обязательства предоставить новое обеспечение исполнения контракта (в случае отзыва в соответствии с законодательством Российской Федерации у банка, предоставившего независимую гарантию в качестве обеспечения исполнения контракта, лицензии на осуществление банковских операций) начисляется пеня в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта (отдельного этапа исполнения контракта), уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом (соответствующим отдельным этапом исполнения контракта) и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления пени.
Таким образом, в отсутствие установленного Заказчиком требования об обеспечении исполнения контракта, Комиссия считает абзац 2 пункта 8.9 проекта контракта несоответствующим Закону о контрактной системе, предполагающим применение необоснованной меры ответственности к участнику закупки, с которым заключается контракт.
На основании вышеизложенного действия Заказчика нарушают требования части 1 статьи 42, а также части 30 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Указанные действия заказчика образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", пунктами 3.35, 3.36 Административного регламента, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Жалобу ООО "ЗемЭнергоЦентр" на действия государственного заказчика - Комитета по транспорту и дорожной инфраструктуре Республики Северная Осетия-Алания (Республика Северная Осетия - Алания, г.Владикавказ, ул.Фрунзе, д.24) при проведении открытого конкурса в электронной форме N0310200000323001331 на выполнение инженерных изысканий и осуществление подготовки проектной документации в целях строительства (реконструкции) объекта капитального строительства "Даргавс - Кобань" через "Кахтисар" на участке км 4+643 - км 6+443" оставить без рассмотрения.
2. Признать Заказчика нарушившим требования части 1 статьи 42, части 30 статьи 34 Закона о контрактной системе
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнение предписание об устранении выявленных нарушений путем внесения изменений в извещение о закупке.
4. Передать материалы дела N107-05/23 в отдел контроля закупок Северо-Осетинского УФАС России для решения вопроса о привлечении должностных лиц Комитета по транспорту и дорожной инфраструктуре Республики Северная Осетия-Алания, виновных в совершении выявленных нарушений, к административной ответственности.
Согласно части 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 26 мая 2023 г. N А107-05/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.05.2023