Изменения, которые необходимо учесть при составлении Учетной политики - 2025 для государственного (муниципального) учреждения
Любая организация бюджетной сферы периодически должна анализировать положения своей учетной политики на предмет ее актуальности и необходимости внесения изменений. Мониторинг целесообразно осуществлять до конца текущего года, ведь изменение учетной политики осуществляется с начала отчетного года, если иное не обусловливается причиной такого изменения (ч. 7 ст. 8 Закона N 402-ФЗ, п. 13 Стандарта "Учетная политика, оценочные значения и ошибки", далее - Стандарт "Учетная политика").
В процессе деятельности учреждения могут возникать ситуации когда, на первый взгляд, корректировку учетной политики правильнее было бы оформить в течение отчетного года. Однако должностным лицам, ответственным за составление данного локального документа, следует здесь проявить предельное внимание. Объясняется это тем, что изменение учетной политики в течение года, не связанное с изменением действующего законодательства РФ в части ведения бюджетного (бухгалтерского) учета и составления отчетности государственными (муниципальными) учреждениями, производится только по согласованию с учредителем и с финансовым органом соответствующего публично-правового образования.
Изменения в учетную политику вносятся не тогда, когда захочется учреждению, а в случаях, поименованных в ч. 6 ст. 8 Закона N 402-ФЗ, п. 12 Стандарта "Учетная политика". Кроме того нужно различать понятия "изменения" и "дополнения" в учетную политику. Дополнения в учетную политику оформляются в соответствии с п. 14 Стандарта "Учетная политика".
В помощь учреждению на 2025 год для организации проверки действующей учетной политики подготовлен наш материал.
Рекомендуем:
Энциклопедия решений |
Обязательные изменения
Очередные изменения в учетную политику связаны с положениями приказа Минфина России от 15.04.2021 N 61н (далее - Приказ N 61н). Приказ N 61н утверждает унифицированные формы электронных документов бухгалтерского учета и Методические указания по их формированию и применению. Особенности применения новых форм в 2025 году нужно определить учетной политикой. Отдельные положения нужно скорректировать и дополнить.
С 2025 года действует обновленная бюджетная классификация. Это также может затронуть отдельные положения учетной политики.
Приказ N 61н | ||
Новшество |
Было |
Стало |
Обязательное применение электронных форм первичных документов из Приказа N 61н, для которых дата применения установлена с 01.01.2025: Инвентаризационная опись остатков на счетах учета денежных средств (ф. 0510464) Инвентаризационная опись (сличительная ведомость) бланков строгой отчетности и денежных документов (ф. 0510465) Инвентаризационная опись (сличительная ведомость) по объектам нефинансовых активов (ф. 0510466) Инвентаризационная ведомость наличных денежных средств (ф. 0510467) Инвентаризационная опись расчетов по поступлениям (ф. 0510468) |
Учетной политикой могло быть установлено более раннее применение указанных форм первичных документов |
Формы из Приказа N 61н применяют все учреждения в обязательном порядке. В случае отсутствия технической возможности данные формы формируются на бумажном носителе. В связи с этими обязательными новшествами нужно скорректировать положения учетной политики в части применения первичных документов из Приказа N 61н, для которых в обязательном порядке установлено применение с 01.01.2025 |
Извещение о начислении доходов (уточнении начисления) (ф. 0510432) - с 01.01.2025 прямо установлено для всех учреждений, что форма не применяется для начисления доходов от МБТ, субсидий, субвенций, иных МБТ |
Т. к. не было прямого запрета, то учетной политикой могло быть установлено применение Извещения (ф. 0510432) для начисления доходов от МБТ, субсидий, субвенций, иных МБТ |
Необходимо исключить из учетной политики положения по применению Извещения (ф. 0510432) для начисления доходов от МБТ, субсидий, субвенций, иных МБТ (если такие положения были) |
Решение об оценке стоимости имущества, отчуждаемого не в пользу организаций бюджетной сферы (ф. 0510442) - с 01.01.2025 для всех учреждений прямо установлено применение документа при определении справедливой стоимости дополнительно: - для имущества, выявленного в ходе проведения инвентаризации (излишки); - для имущества, полученного в результате демонтажа (ликвидации); - в случае безвозмездного поступления имущества от иных организаций (иных правообладателей), за исключением организаций бюджетной сферы |
Ранее учетной политикой могли быть предусмотрены дополнительные случаи оформления Решения (ф. 0510442), для которых документ прямо не был предусмотрен. Либо могло быть предусмотрено оформление иных документов |
Необходимо исключить из учетной политики положения по применению Решения (ф. 0510442) или других документов для ситуаций, для которых теперь прямо установлено применение Решения (ф. 0510442) |
Акт о приеме-передаче нефинансовых активов (ф. 0510448) - с 01.01.2025 для всех учреждений прямо установлено дополнительно применение документа при оприходовании материальных ценностей, созданных (полученных) в результате ремонта, реконструкции, модернизации объектов нефинансовых активов, ликвидации (демонтажа, утилизации) |
Ранее учетной политикой могли быть предусмотрены дополнительные случаи оформления Акта (ф. 0510448), для которых документ прямо не был предусмотрен. Либо могло быть предусмотрено оформление иных документов |
Необходимо исключить из учетной политики положения по применению Акта (ф. 0510448) или других документов для ситуаций, для которых теперь прямо установлено применение Акта (ф. 0510448) |
Решение о признании объектов нефинансовых активов (ф. 0510441) оформляется, в частности, по завершении формирования капитальных вложений в основное средство для принятия объекта к учету |
- |
Целесообразно предусмотреть учетной политикой случаи и основания принятия к учету основных средств без оформления Решения (ф. 510441) |
Материальные запасы могут быть списаны при выдаче согласно установленному нормативу на основании Требования-накладной (ф. 0510451) |
- |
Учетной политикой следует предусмотреть случаи списания материальных запасов на основании Требования-накладной (ф. 0510451) |
Другие изменения | ||
Инструкциями по ведению учета не предусмотрен порядок перевода на счет 21 основных средств до 10 000 рублей с начисленной амортизацией, поступивших безвозмездно от других учреждений. Поэтому в учетной политике целесообразно предусмотреть вариант, что при поступлении таких основных средства амортизация продолжает учитываться в порядке, предусмотренном передающей стороной. Если учредитель, ГРБС и (или) финансовый орган согласуют для таких ситуаций корреспонденции по списанию ранее начисленной амортизации и отнесению основных средств на 21 счет, то предусмотреть этот вариант |
Вопрос не был урегулирован и ранее |
Необходимо проверить актуальность соответствующих положений в учетной политике и при необходимости согласовать их с учредителем, ГРБС и (или) финансовым органом (см. образец) |
В настоящее время контрольными соотношениями предусмотрена проверка увязки вида поступающих и выбывающих нефинансовых активов в случае безвозмездных передач между организациями бюджетной сферы |
Ранее такая сверка между бюджетными (автономными), а также между бюджетными (автономными) и казенными учреждениями не проводилась |
Проверить, нет ли в учетной политике положений, которые не учитывали возможность такой сверки и скорректировать при необходимости |
Также напомним, что при формировании учетной политики в целях ведения бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений не позднее 1 июля 2024 года нужно было учесть измененные положения следующих федеральных стандартов бухгалтерского учета:
- "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора", утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 N 256н (далее - Стандарт "Концептуальные основы"). Изменения внесены приказом Минфина России от 13.09.2023 N 143н;
- "Учетная политика, оценочные значения и ошибки" (далее - Стандарт "Учетная политика"). Изменения внесены приказом Минфина России от 13.09.2023 N 144н.
Новшество |
Было |
Стало |
Необходимо актуализировать график документооборота согласно требованиям, установленным в Приложении N 2 к Стандарту "Учетная политика, оценочные значения и ошибки" |
График документооборота составлялся без специальных требований, установленных нормативно |
График документооборота следует составлять с учетом установленных нормативно требований (см. образец) |
Необходимо разработать правила документооборота с учетом требований, установленных в Приложении N 2 к Стандарту "Учетная политика, оценочные значения и ошибки" |
Ранее правила документооборота могли быть включены в основной приказ об утверждении учетной политики |
Сейчас целесообразно выделить правила документооборота в качестве отдельного приложения к учетной политике. При этом есть установленные нормативно требования к правилам (см. образец) |
Необходимо актуализировать порядок проведения инвентаризации и положение об инвентаризационной комиссии согласно требованиям, установленным в Приложении N 2 к Стандарту "Учетная политика, оценочные значения и ошибки" |
Ранее не было специальных требований для организаций бюджетной сферы |
Порядок проведения инвентаризации и положение об инвентаризационной комиссии следует составлять с учетом установленных нормативно требований (см. образцы) |
Необходимо помнить, что учреждению надо не только внести соответствующие изменения и (или) дополнения в учетную политику, но и в последующем учесть их при составлении и представлении бюджетной (бухгалтерской отчетности).
Необязательные изменения (что можно учесть в учетной политике дополнительно)
Учетной политикой нужно урегулировать те нюансы бухгалтерского учета, которые не урегулированы законодательно. Поэтому учетную политику следует постоянно совершенствовать и дополнять. Это может быть связано с:
- формированием или утверждением новых правил (способов) ведения учета;
- кардинальной сменой условий хозяйственной деятельности (к примеру, с реорганизацией);
- изменением возложенных на учреждение полномочий, выполняемых им функций.
Таким образом, положения учетной политики регулярно проверяются и при необходимости вносятся изменения (дополнения) в:
- рабочий план счетов;
- график документооборота;
- перечень форм первичных документов, регистров бухгалтерского учета;
- иные разделы и приложения к учетной политике.
Перечислим ряд дополнений, которые дополнительно внесены в шаблоны учетной политики:
Дополнительные положения |
Кто применяет |
|
Казенные учреждения |
Бюджетные/автономные учреждения |
|
Названия разделов учетной политики унифицированы согласно наименованиям обязательных элементов учетной политики, утв. положениями п. 9 Стандарта "Учетная политика" |
|
|
Внесен перечень балансовых счетов, показатели которых не подлежат инвентаризации |
см. образец |
см. образец |
Дополнены варианты расчета величины чистых активов для целей раскрытия пояснений в бухгалтерской отчетности |
см. образец |
см. образец |
Добавлен выбор периодичности формирования Сведений об изменении остатков валюты баланса (ф.ф. 0503173, 0503773) при выявлении и отражении в учете ошибок прошлых лет |
см. образец |
см. образец |
Предусмотрен вариант перевода основных средств в материальные запасы и наоборот |
см. образец |
см. образец |
Включен порядок распределения прочих расходов по формированию стоимости нефинансовых активов между разными объектами при их приобретении. Для материальных запасов это прямо установлено стандартом, в целом по нефинансовым активам порядка нет |
см. образец |
см. образец |
Предусмотрена форма Дефектной ведомости и определено ее использование, в частности, для планирования закупок в целях проведения ремонтов силами учреждения |
см. образец |
см. образец |
Предусмотрен порядок учета программ для ЭВМ, полученных на безвозмездной основе по сублицензионному договору от организаций бюджетной сферы |
см. образец |
см. образец |
Включен порядок признания и уточнения стоимости прав пользования по договорам аренды (безвозмездного пользования), заключенным на неопределенный срок |
см. образец |
см. образец |
Добавлен порядок определения и уточнению размера ущерба и ответственных лиц при выявлении краж, недостач имущества |
см. образец |
см. образец |
Предусмотрен бухгалтерские записи для урегулирования установленной пересортицы на счетах аналитического учета 205 ХХ |
см. образец |
см. образец |
Предусмотрен порядок расчета расходов будущих периодов для признания в составе расходов текущего года по правам пользования нематериальными активами |
см. образец |
см. образец |
Предусмотрен вариант учета БСО на счете 03 по балансовой стоимости их приобретения |
см. образец |
см. образец |
Предусмотрено применение Накладной на отпуск материальных ценностей на сторону (ф. 0510458) при передаче в аренду (безвозмездное пользование) основных средств, учтенных на счете 21 |
см. образец |
см. образец |
Предусмотрено применение Накладной на отпуск материальных ценностей на сторону (ф. 0510458) в целях отражения информации о переданном в аренду (безвозмездное пользование) имущества на счете 25 (26) |
см. образец |
см. образец |
Изменения, которые необходимо учесть при составлении Учетной политики - 2025 для государственного (муниципального) учреждения
Подготовлено экспертами компании "Гарант"