Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Изменения, которые необходимо учесть при составлении Учетной политики - 2025 для государственного (муниципального) учреждения (подготовлено экспертами компании "Гарант")

Изменения, которые необходимо учесть при составлении Учетной политики - 2025 для государственного (муниципального) учреждения

 

Любая организация бюджетной сферы периодически должна анализировать положения своей учетной политики на предмет ее актуальности и необходимости внесения изменений. Мониторинг целесообразно осуществлять до конца текущего года, ведь изменение учетной политики осуществляется с начала отчетного года, если иное не обусловливается причиной такого изменения (ч. 7 ст. 8 Закона N 402-ФЗ, п. 13 Стандарта "Учетная политика, оценочные значения и ошибки", далее - Стандарт "Учетная политика").

В процессе деятельности учреждения могут возникать ситуации когда, на первый взгляд, корректировку учетной политики правильнее было бы оформить в течение отчетного года. Однако должностным лицам, ответственным за составление данного локального документа, следует здесь проявить предельное внимание. Объясняется это тем, что изменение учетной политики в течение года, не связанное с изменением действующего законодательства РФ в части ведения бюджетного (бухгалтерского) учета и составления отчетности государственными (муниципальными) учреждениями, производится только по согласованию с учредителем и с финансовым органом соответствующего публично-правового образования.

Изменения в учетную политику вносятся не тогда, когда захочется учреждению, а в случаях, поименованных в ч. 6 ст. 8 Закона N 402-ФЗ, п. 12 Стандарта "Учетная политика". Кроме того нужно различать понятия "изменения" и "дополнения" в учетную политику. Дополнения в учетную политику оформляются в соответствии с п. 14 Стандарта "Учетная политика".

В помощь учреждению на 2025 год для организации проверки действующей учетной политики подготовлен наш материал.

Рекомендуем:

Энциклопедия решений

Учетная политика (для бюджетной сферы)

 

Обязательные изменения

 

Очередные изменения в учетную политику связаны с положениями приказа Минфина России от 15.04.2021 N 61н (далее - Приказ N 61н). Приказ N 61н утверждает унифицированные формы электронных документов бухгалтерского учета и Методические указания по их формированию и применению. Особенности применения новых форм в 2025 году нужно определить учетной политикой. Отдельные положения нужно скорректировать и дополнить.

С 2025 года действует обновленная бюджетная классификация. Это также может затронуть отдельные положения учетной политики.

 

Приказ N 61н

Новшество

Было

Стало

Обязательное применение электронных форм первичных документов из Приказа N 61н, для которых дата применения установлена с 01.01.2025:

Инвентаризационная опись остатков на счетах учета денежных средств (ф. 0510464)

Инвентаризационная опись (сличительная ведомость) бланков строгой отчетности и денежных документов (ф. 0510465)

Инвентаризационная опись (сличительная ведомость) по объектам нефинансовых активов (ф. 0510466)

Инвентаризационная ведомость наличных денежных средств (ф. 0510467)

Инвентаризационная опись расчетов по поступлениям (ф. 0510468)

Учетной политикой могло быть установлено более раннее применение указанных форм первичных документов

Формы из Приказа N 61н применяют все учреждения в обязательном порядке. В случае отсутствия технической возможности данные формы формируются на бумажном носителе. В связи с этими обязательными новшествами нужно скорректировать положения учетной политики в части применения первичных документов из Приказа N 61н, для которых в обязательном порядке установлено применение с 01.01.2025

Извещение о начислении доходов (уточнении начисления) (ф. 0510432) - с 01.01.2025 прямо установлено для всех учреждений, что форма не применяется для начисления доходов от МБТ, субсидий, субвенций, иных МБТ

Т. к. не было прямого запрета, то учетной политикой могло быть установлено применение Извещения (ф. 0510432) для начисления доходов от МБТ, субсидий, субвенций, иных МБТ

Необходимо исключить из учетной политики положения по применению Извещения (ф. 0510432) для начисления доходов от МБТ, субсидий, субвенций, иных МБТ (если такие положения были)

Решение об оценке стоимости имущества, отчуждаемого не в пользу организаций бюджетной сферы (ф. 0510442) - с 01.01.2025 для всех учреждений прямо установлено применение документа при определении справедливой стоимости дополнительно:

- для имущества, выявленного в ходе проведения инвентаризации (излишки);

- для имущества, полученного в результате демонтажа (ликвидации);

- в случае безвозмездного поступления имущества от иных организаций (иных правообладателей), за исключением организаций бюджетной сферы

Ранее учетной политикой могли быть предусмотрены дополнительные случаи оформления Решения (ф. 0510442), для которых документ прямо не был предусмотрен. Либо могло быть предусмотрено оформление иных документов

Необходимо исключить из учетной политики положения по применению Решения (ф. 0510442) или других документов для ситуаций, для которых теперь прямо установлено применение Решения (ф. 0510442)

Акт о приеме-передаче нефинансовых активов (ф. 0510448) - с 01.01.2025 для всех учреждений прямо установлено дополнительно применение документа при оприходовании материальных ценностей, созданных (полученных) в результате ремонта, реконструкции, модернизации объектов нефинансовых активов, ликвидации (демонтажа, утилизации)

Ранее учетной политикой могли быть предусмотрены дополнительные случаи оформления Акта (ф. 0510448), для которых документ прямо не был предусмотрен. Либо могло быть предусмотрено оформление иных документов

Необходимо исключить из учетной политики положения по применению Акта (ф. 0510448) или других документов для ситуаций, для которых теперь прямо установлено применение Акта (ф. 0510448)

Решение о признании объектов нефинансовых активов (ф. 0510441) оформляется, в частности, по завершении формирования капитальных вложений в основное средство для принятия объекта к учету

-

Целесообразно предусмотреть учетной политикой случаи и основания принятия к учету основных средств без оформления Решения (ф. 510441)

Материальные запасы могут быть списаны при выдаче согласно установленному нормативу на основании Требования-накладной (ф. 0510451)

-

Учетной политикой следует предусмотреть случаи списания материальных запасов на основании Требования-накладной (ф. 0510451)

Другие изменения

Инструкциями по ведению учета не предусмотрен порядок перевода на счет 21 основных средств до 10 000 рублей с начисленной амортизацией, поступивших безвозмездно от других учреждений.

Поэтому в учетной политике целесообразно предусмотреть вариант, что при поступлении таких основных средства амортизация продолжает учитываться в порядке, предусмотренном передающей стороной. Если учредитель, ГРБС и (или) финансовый орган согласуют для таких ситуаций корреспонденции по списанию ранее начисленной амортизации и отнесению основных средств на 21 счет, то предусмотреть этот вариант

Вопрос не был урегулирован и ранее

Необходимо проверить актуальность соответствующих положений в учетной политике и при необходимости согласовать их с учредителем, ГРБС и (или) финансовым органом (см. образец)

В настоящее время контрольными соотношениями предусмотрена проверка увязки вида поступающих и выбывающих нефинансовых активов в случае безвозмездных передач между организациями бюджетной сферы

Ранее такая сверка между бюджетными (автономными), а также между бюджетными (автономными) и казенными учреждениями не проводилась

Проверить, нет ли в учетной политике положений, которые не учитывали возможность такой сверки и скорректировать при необходимости

 

Также напомним, что при формировании учетной политики в целях ведения бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений не позднее 1 июля 2024 года нужно было учесть измененные положения следующих федеральных стандартов бухгалтерского учета:

"Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора", утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 N 256н (далее - Стандарт "Концептуальные основы"). Изменения внесены приказом Минфина России от 13.09.2023 N 143н;

- "Учетная политика, оценочные значения и ошибки" (далее - Стандарт "Учетная политика"). Изменения внесены приказом Минфина России от 13.09.2023 N 144н.

 

Новшество

Было

Стало

Необходимо актуализировать график документооборота согласно требованиям, установленным в Приложении N 2 к Стандарту "Учетная политика, оценочные значения и ошибки"

График документооборота составлялся без специальных требований, установленных нормативно

График документооборота следует составлять с учетом установленных нормативно требований (см. образец)

Необходимо разработать правила документооборота с учетом требований, установленных в Приложении N 2 к Стандарту "Учетная политика, оценочные значения и ошибки"

Ранее правила документооборота могли быть включены в основной приказ об утверждении учетной политики

Сейчас целесообразно выделить правила документооборота в качестве отдельного приложения к учетной политике. При этом есть установленные нормативно требования к правилам (см. образец)

Необходимо актуализировать порядок проведения инвентаризации и положение об инвентаризационной комиссии согласно требованиям, установленным в Приложении N 2 к Стандарту "Учетная политика, оценочные значения и ошибки"

Ранее не было специальных требований для организаций бюджетной сферы

Порядок проведения инвентаризации и положение об инвентаризационной комиссии следует составлять с учетом установленных нормативно требований (см. образцы)

Необходимо помнить, что учреждению надо не только внести соответствующие изменения и (или) дополнения в учетную политику, но и в последующем учесть их при составлении и представлении бюджетной (бухгалтерской отчетности).

 

Необязательные изменения (что можно учесть в учетной политике дополнительно)

 

Учетной политикой нужно урегулировать те нюансы бухгалтерского учета, которые не урегулированы законодательно. Поэтому учетную политику следует постоянно совершенствовать и дополнять. Это может быть связано с:

- формированием или утверждением новых правил (способов) ведения учета;

- кардинальной сменой условий хозяйственной деятельности (к примеру, с реорганизацией);

- изменением возложенных на учреждение полномочий, выполняемых им функций.

Таким образом, положения учетной политики регулярно проверяются и при необходимости вносятся изменения (дополнения) в:

- рабочий план счетов;

- график документооборота;

- перечень форм первичных документов, регистров бухгалтерского учета;

- иные разделы и приложения к учетной политике.

Перечислим ряд дополнений, которые дополнительно внесены в шаблоны учетной политики:

 

Дополнительные положения

Кто применяет

Казенные учреждения

Бюджетные/автономные учреждения

Названия разделов учетной политики унифицированы согласно наименованиям обязательных элементов учетной политики, утв. положениями п. 9 Стандарта "Учетная политика"

 

 

Внесен перечень балансовых счетов, показатели которых не подлежат инвентаризации

см. образец

см. образец

Дополнены варианты расчета величины чистых активов для целей раскрытия пояснений в бухгалтерской отчетности

см. образец

см. образец

Добавлен выбор периодичности формирования Сведений об изменении остатков валюты баланса (ф.ф. 0503173, 0503773) при выявлении и отражении в учете ошибок прошлых лет

см. образец

см. образец

Предусмотрен вариант перевода основных средств в материальные запасы и наоборот

см. образец

см. образец

Включен порядок распределения прочих расходов по формированию стоимости нефинансовых активов между разными объектами при их приобретении. Для материальных запасов это прямо установлено стандартом, в целом по нефинансовым активам порядка нет

см. образец

см. образец

Предусмотрена форма Дефектной ведомости и определено ее использование, в частности, для планирования закупок в целях проведения ремонтов силами учреждения

см. образец

см. образец

Предусмотрен порядок учета программ для ЭВМ, полученных на безвозмездной основе по сублицензионному договору от организаций бюджетной сферы

см. образец

см. образец

Включен порядок признания и уточнения стоимости прав пользования по договорам аренды (безвозмездного пользования), заключенным на неопределенный срок

см. образец

см. образец

Добавлен порядок определения и уточнению размера ущерба и ответственных лиц при выявлении краж, недостач имущества

см. образец

см. образец

Предусмотрен бухгалтерские записи для урегулирования установленной пересортицы на счетах аналитического учета 205 ХХ

см. образец

см. образец

Предусмотрен порядок расчета расходов будущих периодов для признания в составе расходов текущего года по правам пользования нематериальными активами

см. образец

см. образец

Предусмотрен вариант учета БСО на счете 03 по балансовой стоимости их приобретения

см. образец

см. образец

Предусмотрено применение Накладной на отпуск материальных ценностей на сторону (ф. 0510458) при передаче в аренду (безвозмездное пользование) основных средств, учтенных на счете 21

см. образец

см. образец

Предусмотрено применение Накладной на отпуск материальных ценностей на сторону (ф. 0510458) в целях отражения информации о переданном в аренду (безвозмездное пользование) имущества на счете 25 (26)

см. образец

см. образец

 

 

Изменения, которые необходимо учесть при составлении Учетной политики - 2025 для государственного (муниципального) учреждения

 

Подготовлено экспертами компании "Гарант"