Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2025 год:
обзор постановления Правительства РФ от 27 декабря 2024 г. N 1940
январь 2025 г.
1. В рамках Программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи гражданам на 2025 год и плановый период 2026 и 2027 годов определена базовая программа ОМС на текущий 2025 год, принцип формирования которой оставлен без изменения.
Распределение ПГГ бесплатной медицинской помощи по источникам финансирования: ОМС и бюджет.
Вид медицинской помощи |
Программа государственной гарантии бесплатной медицинской помощи в РФ на текущий год |
|
Базовая программа ОМС |
За счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов |
|
1. Медицинская помощь, в т.ч. | ||
- Первичная медико-санитарная помощь; - Специализированная медицинская помощь; |
Заболевания и состояния, перечисленные в п. 6 ст. 35 Закона N 326-ФЗ: - болезни эндокринной, нервной, кровообращения и мочеполовой систем, костно-мышечной системы и соединительной ткани; - новообразования; - расстройства питания и нарушения обмена веществ; - болезни крови и кроветворных органов; - отдельные нарушения, вовлекающие иммунный механизм; - болезни глаза и его придаточного аппарата; - болезни уха и сосцевидного отростка; - болезни органов дыхания, пищеварения; - болезни кожи и подкожной клетчатки; - травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин; - и т.д. |
1. Социально-значимые заболевания: - психические расстройства и расстройства поведения; - наркология и употребление психоактивных веществ, - инфекционные и паразитные болезни, передаваемые половым путем, туберкулез, ВИЧ. 2. Медицинская помощь, предусмотренная федеральными законами для определенных категорий граждан, оказываемая в федеральных медицинских организациях. 3. Лечения граждан РФ за пределами территории РФ, направленных на такое лечение в порядке, установленном Минздравом России.
|
- в т.ч. по профилю "Акушерство и гинекология" |
применение вспомогательных репродуктивных технологий (экстракорпоральное оплодотворение) |
|
- консультация медицинского психолога |
По заболеваниям и (или) состояниям, включенных в программу ОМС: - пациентов из числа ветеранов боевых действий; - лиц, состоящих на диспансерном наблюдении; - женщин в период беременности, родов и послеродовой период |
|
- консультации врачей-психиатров, врачей-фтизиатров, врачей-наркологов |
нет |
1. При проведении профилактического медицинского осмотра обучающихся (среднего, профессионального и высшего образования) в целях раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ. 2. По заболеваниям, включенных в базовую программу ОМС. 3. Консультирование лиц, находящихся в стационарных организациях социального обслуживания, включая медицинскую помощь, оказываемую выездными психиатрическими бригадами. 4. Консультации врача-психотерапевта членам семьи пациента после его смерти в случае их обращения в медицинскую организацию. |
Высокотехнологичная медицинская помощь |
Виды помощи, включенные в программу ОМС и оказываемые в связи с заболеванием или состоянием, определенным программой ОМС, - раздел I Приложения 1 постановления Правительства РФ N 1940 |
Виды помощи, НЕ включенные в программу ОМС, но оказываемые в связи с заболеванием или состоянием, определенным программой ОМС, - раздел II Приложения 1 постановления Правительства РФ N 1940 |
Скорая медицинская помощь |
Помощь, включенная в программу ОМС и оказываемая в связи с заболеванием или состоянием, определенным программой ОМС |
1. Медицинская эвакуация, в т.ч. санитарно-авиационная. 2. Скорая, в т.ч. специализированная, мед. помощь не застрахованным по ОМС гражданам. 3. Скорая, в т.ч. специализированная, мед. помощь по заболеванием, состояниям, не включенным в программу ОМС. 4. Вызовы, оплата которых не предусмотрена ТП ОМС. |
Стоматологические услуги |
1. Терапия и парод онтология. 2. Хирургия. 3. Ортодонтическое лечение детей (исправление прикуса) |
Зубное протезирование отдельным категориям граждан в соответствии с законодательством РФ |
Проведение патолого- анатомических вскрытий (посмертные исследования внутренних органов и тканей умершего человека, новорожденных, а также мертворожденных и плодов) |
В случае смерти застрахованного лица при получении медицинской помощи в стационарных условиях (результат госпитализации) по поводу заболеваний и (или) состояний, включенных в базовую программу ОМС |
В случае смерти гражданина: - в мед. организации при оказании помощи в амбулаторных условиях и условиях дневного стационара, - вне медорганизации; - в стационаре при госпитализации по заболеванию, состоянию не включенному в программу ОМС |
Паллиативная медицинская помощь |
|
1. Оказываемая непосредственно пациенту: - амбулаторно, в том числе на дому; - выездными патронажными бригадами; - в дневном стационаре; - стационарно, включая койки паллиативной меди. помощи и койки сестринского ухода. 2. Консультации врачами-психотерапевтами членов семьи пациента, получающего паллиативную помощь, в случае их обращения в медицинскую организацию. |
2. Профилактическая помощь, в т.ч. | ||
Медицинские осмотры и диспансеризация, проводимые по инициативе застрахованного лица |
1. Определенных групп взрослого населения (приказ Минздрава России от 27.04.2021 N 404н). 2. Несовершеннолетние граждане в связи с занятиями физической культурой и спортом. 3. Углубленная диспансеризация (COVID 19) |
1. Мероприятия, предусмотренных национальным календарем профилактических прививок. 2. Медицинские осмотры обучающихся (среднего, профессионального и высшего образования) в целях раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ. 3. Обследование донора, давшего письменное информированное добровольное согласие на изъятие своих органов и (или) тканей для трансплантации |
Диспансерное наблюдение |
Наблюдение по заболеваниям и состояниям, относимым к страховому случаю ОМС, в т.ч.: - онкологические больные, - пациенты с сахарным диабетом - сердечно-сосудистыми заболеваниями |
Наблюдение граждан, страдающих социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих. |
Медицинские осмотры беременных и новорожденных |
Аудиологический скрининг |
1. Пренатальная (дородовая) диагностика нарушений развития ребенка у беременных женщин: - неонатальный скрининг на 8 наследственных и врожденных заболеваний; - медико-генетические исследования. 2. Расширенный неонатальный скрининг. |
Проведение гражданам (застрахованным лицам) для освидетельствования военно-врачебной комиссией*(1) медицинских обследований и медицинской помощи при: - постановке на воинский учет; - призыве/поступлении на военную службу по контракту или приравненную к ней службу, - поступлении в военно- учебные заведения; - призыве на военные сборы; - направлении на альтернативную гражданскую службу |
1. По видам исследований, включенных в программу ОМС, по направлениям, выданным военно-врачебной комиссией. 2. Медицинская помощь, необходимая для постановки (подтверждения) диагноза по заболеваниям, включенным в программу ОМС. |
Проведение мед. обследования и обязательных диагностических исследований, необходимых военно-врачебной комиссии, финансирование которых, согласно программы госгарантий на текущий год, осуществляется за счет средств бюджета (например, заключения нарколога, фтизиатра и т.п.) |
Профилактические мероприятия |
1. Для выявления: болезней системы кровообращения и онкологических заболеваний, формирующих основные причины смертности населения. 2. Для выявления болезней эндокринной системы, органов пищеварения и других заболеваний 3. Для оценки репродуктивного здоровья женщин и мужчин. |
- |
Реабилитация |
Осуществляемая в медицинских организациях: - амбулаторно, - стационарно, - в условиях дневного стационара. |
Санаторно-курортное лечения отдельных категорий граждан в соответствии с законодательством РФ |
3. Лекарственное обеспечение | ||
Обеспечение лекарственными препаратами |
1. Осуществляемая в мед. организациях при заболеваниях и состояниях, включенных в программу ОМС: - амбулаторно, - стационарно, - в условиях дневного стационара |
1. При социально-значимых заболеваниях и состояниях: психиатрия; наркология; туберкулез; ВИЧ; инфекции, передаваемые половым путем. 2. При определенных диагнозах: гемофилия, муковисцидоз, гипофизарным нанизм, болезнь Гоше, злокачественное новообразование лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянный склероз, гемолитико-уремический синдром, юношеский артрит с системным началом, мукополисахаридоз I, II и VI типов, апластическая анемией неуточненная, наследственный дефицит факторов II (фибриногена), VII (лабильного), X (Стюарта - Прауэра). 3. После трансплантации органов и (или) тканей. 4. Отпускаемые в соответствии с законодательством РФ по рецептам врачей бесплатно или с 50% скидкой. |
в т.ч. - больных с гепатитом С |
2. в соответствии с клиническими рекомендациями при проведении лечения: - стационарно, - в условиях дневного стационара |
5. Лекарственные препараты, централизованно закупаемые Минздравом России, для больным с гепатитом С в сочетании с ВИЧ-инфекцией. |
- паллиативная помощь при организации поддержания функций органов и систем организма человека в домашних условиях, в т. ч. ветеранов боевых действий |
|
6. Лекарственные препараты, в т. ч. наркотические и психотропные, используемые при посещениях на дому. 7. Медицинские изделия по Перечню. 8 Продукты лечебного (энтерального) питания . |
- Национальный календарь профилактических прививок и прививок по эпидемическим показаниям |
|
9. Препараты для вакцинации. |
4. Иная деятельность | ||
Транспортировка |
|
Пациентов, страдающих хронической почечной недостаточностью, от места их фактического проживания до места получения мед. помощи, которая оказывается методом заместительной почечной терапии, и обратно |
Донорство и трансплантация |
|
Медицинская деятельность, связанная с донорством органов и тканей человека в целях трансплантации (пересадки). |
|
|
|
______________________________
*(1) Категория лиц, подлежащих освидетельствованию, перечень возможных обследований, осуществляемых в учреждениях здравоохранения, правила направления граждан (застрахованных лиц) за медицинской помощью в учреждения здравоохранения смотрите в постановлении Правительства РФ от 04.07.2013 N 565 "Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе".
2. Высокотехнологичная медицинская помощь (ВМП):
Изменения коснутся всех трех групп ВМП: включенную в ОМС (раздел I), предоставляемую за счет средств бюджета (раздел II) и уникальных методов лечения (раздел III).
Причем как из ВМП I, так и из ВМП II некоторые наименования помощи будут исключены, но а некоторые добавлены.
Обратите внимание для ВМП I, в которой теперь определяется 88 видов (вместо прошлогодних 81) скорректирована доля заработной платы в составе норматива финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, устанавливаемая соответствующей ссылкой 4.
3. Размер подушевого норматива финансирования на 2025 год составит 27 597,5 руб., что на 17,1 % больше, чем был установлен на 2024 год:
1) Средние подушевые нормативы финансирования на оказание медицинской помощи в рамках ПГГ (без учета расходов федерального бюджета) составляют:
- за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов (в расчете на одного жителя) - 5 053,8 руб.
- за счет средств ОМС на финансирование базовой программы (в расчете на одно застрахованное лицо) - 22 543,7 руб.
2) Выделение дополнительных средств связано (см. Пояснительную записку к проекту постановления Правительства РФ "О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов", подготовленную Минздравом России):
- с увеличением объем планируемой медицинской помощи;
- с повышением оплаты труда работников медицинских учреждений в среднем на 13,2 %;
- индексом потребительских цен на закупаемые учреждениями товары, работы, услуги - в среднем увеличение составляет 4,5 %;
- с доиндексацией финансовых нормативов на 2025 год с учетом фактического роста среднемесячной начисленной заработной платы и потребительских цен в конце 2024 году против предусмотренных плановых показателей на начало 2024 года
При определении индекса роста среднемесячной заработной платы работников были использованы данные статистической формы N 62 "Сведения о ресурсном обеспечении и об оказании медицинской помощи населению" за 2023 год и I полугодие 2024 года.
4. Изменения и новые положения в определении нормативов финансирования в рамках программы ОМС:
а) норматив финансовых затрат по основным направлениям оказания медпомощи увеличен на заявленные 17,6 %. Это:
- скорая медицинская помощь,
- посещения по неотложной помощи,
- медико-санитарная помощь по обращениям в связи с заболеваниями;
- проведение отдельных диагностических/лабораторных исследований;
- специализированная медицинская помощь амбулаторная и в условиях круглосуточного стационара;
- медицинская реабилитация.
б) скорректированы планируемые финансовые затраты на медицинскую помощь, оказываемую в условиях дневного стационара в рамках программы ОМС - увеличение составило 12,4 %
Виды и условия оказания медицинской помощи |
2025 год |
Справочно: 2024 год |
||
Средние нормативы объема медицинской помощи |
Средние нормативы финансовых затрат |
Средние нормативы объема медицинской помощи |
Средние нормативы финансовых затрат |
|
В условиях дневных стационаров (первичная медико-санитарная помощь, специализированная медицинская помощь), за исключением медицинской реабилитации |
0,070124 |
31 341,3 |
0,073255 |
27 875,2 |
Обратите внимание на свои Территориальные программы госгарантий: с 2025 года субъекты РФ должны будут установить нормативы объема и финансового обеспечения медицинской помощи, оказываемой в условиях дневного стационара, раздельно:
- для первичной медико-санитарной помощи
- специализированной медицинской помощи
НО! увеличены средний норматив объема медицинской помощи по профилям "онкология" и "гепатит С", а вот норматив финансовых затрат по этим профилям уменьшен:
Профиль лечения |
2025 год |
Справочно: 2024 год |
||
Средние нормативы объема медицинской помощи |
Средние нормативы финансовых затрат |
Средние нормативы объема медицинской помощи |
Средние нормативы финансовых затрат |
|
онкология |
0,013842 |
76 759,30 |
0,011726 |
78 712,90 |
гепатит С |
0,000695 |
113 596,00 |
0,000277 |
142 711,10 |
в) дополнительно выделены нормативы объема медицинской помощи и нормативы финансовых по проведению диспансеризации для оценки репродуктивного здоровья женщин и мужчин
Вид наблюдения |
2025 год |
Справочно: 2024 год |
||
Средние нормативы объема медицинской помощи |
Средние нормативы финансовых затрат |
Средние нормативы объема медицинской помощи |
Средние нормативы финансовых затрат |
|
Диспансеризация (всего), |
0,432393 |
2 620,50 |
0,388591 |
2 735,20 |
в т.ч. углубленная |
0,050758 |
1 384,80 |
0,050758 |
1 177,40 |
Диспансеризация для оценки репродуктивного здоровья женщин и мужчин |
0,13468 |
1 842,70 |
- |
- |
Перераспределение средств ОМС, предусмотренных на профилактические мероприятия, в счет увеличения размера базового подушевого норматива финансирования на прикрепившихся лиц больше НЕ ДОПУСКАЕТСЯ.
г) установлены нормативы объема помощи и финансовых затрат на проведение ПЭТ-КТ и ОФЭКТ/КТ (в этом году это право дано было регионам) и школы сахарного диабета.
Вид наблюдения |
Средние нормативы объема медицинской помощи |
Средние нормативы финансовых затрат |
|
ПЭТ-КТ при онкологических заболеваниях |
0,002086 |
35 414,40 |
|
ОФЭКТ/КТ |
0,003622 |
4 859,60 |
|
Школа сахарного диабета |
0,005702 |
1 324,40 |
д) установлены нормативы объема медицинской помощи и нормативы финансовых затрат по отдельным видам операций по профилю "сердечно-сосудистая хирургия" в условиях круглосуточного стационара
Вид операции |
Средние нормативы объема медицинской помощи |
Средние нормативы финансовых затрат |
|
- стентирование коронарных артерий медицинскими организациями |
0,002327 |
193 720,90 |
|
- имплантацию частотно-адаптированного кардиостимулятора взрослым медицинскими организациями |
0,000430 |
254 744,60 |
|
- эндоваскулярную деструкцию дополнительных проводящих путей и аритмогенных зон сердца |
0,000378 |
306 509,20 |
е) ИСКЛЮЧЕНЫ нормативы на тестирование на выявление новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в связи со снижением уровня заболеваемости.
5. Структуры затрат медицинского учреждения в рамках программы ОМС:
1) Структура тарифа в рамках программы ОМС на 2025 год соответствует части 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ.
Также сохранена возможность закупки медицинских изделий, используемых для проведения медицинских вмешательств, лабораторных и инструментальных исследований, стоимостью до 1 млн руб. при отсутствии у медицинской организации не погашенной в течение 3 месяцев кредиторской задолженности за счет средств ОМС.
Перечень видов ВМП I содержит норматив финансовых затрат на единицу объема предоставления медицинской помощи с указанием допустимых расходов, которые соответствуют структуре тарифа, определенной нормой Закона N 326-ФЗ. НЕТ ограничения в 400 000 руб. на расходы по закупке основных средств.
2) Учитывая положения Пояснительной записки к проекту постановления Правительства РФ "О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов", в структуре расходов по видам медицинской помощи, оказанной за счет ОМС (в среднем):
- затраты на оплаты труда с начислениями составляют 75 %;
- все остальные расходы, включая затраты на приобретение лекарственных средств и расходных медицинских изделий - 25%.
3) Доля выплат по окладам в структуре фондов заработной платы медицинских работников федеральных медицинских организаций должна быть не ниже 50% без учета компенсационных выплат, сохранив при этом уровень заработной платы медицинских работников не ниже уровня заработной платы предшествующего года с учетом ее повышения в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
При оценке доли окладов в структуре зарплаты не учитываются выплаты, осуществляемые исходя из расчета среднего заработка.
Оценка доли оклада осуществляется учредителями медицинских организаций ежеквартально, а также по итогам за календарный год.
Рекомендовано в рамках ТПГГ установить аналогичное требование.
4) Как и в прошлом году оставлен контроль за возможным увеличением следующих расходов:
- оплату услуг связи,
- транспортных услуг,
- коммунальных услуг,
- работ и услуг по содержанию имущества,
- расходов на арендную плату за пользование имуществом,
- оплату программного обеспечения,
- прочих услуг и расходов.
На ФФОМС возложена обязанность контроля за уровнем перечисленных расходов. В случае выявления повышения их доли в структуре затрат по сравнению с аналогичным периодом 2024 года с одновременным снижением доли оплаты труда медицинских работников ФФОМС информирует о таком повышении Минздрав РФ и соответствующий исполнительный орган субъекта РФ в целях выявления рисков влияния такого превышения на уровень оплаты труда медицинских работников медицинских организаций.
6. Новые ограничения по оплате:
а) медицинские организации, оказывающие несколько видов медицинской помощи, не вправе перераспределять средства ОМС, предназначенные для оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, и использовать их на предоставление других видов медицинской помощи;
б) средства НСЗ ТФОМС могут с 2025 года направляться медицинскими организациями на возмещение расходов за предоставленную медицинскую помощь по видам и условиям ее оказания в части объемов медицинской помощи, превышающих установленные им комиссией по разработке ТП ОМС.
7. Использование средств НСЗ на оплату сверх объемов оказанной медицинской помощи/услуг.
Средства НСЗ ТФОМС могут направляться на возмещение расходов за предоставленную медицинскую помощь по видам и условиям ее оказания в части объемов медицинской помощи, превышающих установленные комиссией по разработке территориальной программы ОМС.
8. Правила ежемесячного авансирования медицинских организаций, участвующих в программе ОМС сохранены, т.е. оставлена возможность запрашивать по заявке авансирование в размере более одной двенадцатой распределенного годового объема, но не более суммы затрат на приобретение основных средств и материальных запасов за счет средств обязательного медицинского страхования в 2024 году.
9. Критерии доступности и качества медицинской помощи.
1) Уточнен для федеральных организаций показатель доли объема средств, направленных на оказание специализированной, в т. ч. ВМП, медицинской помощи с коэффициентом относительной затратоемкости, равным 2 и более, в общем объеме средств, направленных на оказание специализированной, в т. ч. ВМП, медицинской помощи:
- для образовательных организаций высшего образования, осуществляющих оказание медицинской помощи в 2025 - 2027 годах, не менее 65%;
- для остальных федеральных медицинских организаций в 2025 году - не менее 75%, в 2026 - 2027 годах - не менее 80% (за исключением федеральных медицинских организаций, являющихся единственными медицинскими организациями в конкретном населенном пункте и имеющих прикрепленное население).
2) Уточнены федеральные проекты, устанавливающие требования к значениям критериев доступности и качества медицинской помощи:
- "Продолжительная и активная жизнь";
- "Здоровье для каждого".
3) Определено 28 показателей критериев качества медицинской помощи. В сравнении с 2024 годом исключен критерий "охват диспансерным наблюдением граждан, состоящих на учете в медицинской организации с диагнозом "бронхиальная астма", процентов в год".
4) Критерии доступности медицинской помощи дополнены следующими показателями:
- число случаев лечения в стационарных условиях на одну занятую должность врача медицинского подразделения, оказывающего специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь;
- оперативная активность на одну занятую должность врача хирургической специальности.
10. Определен Порядок оказания медицинской помощи отдельным категориям ветеранов боевых действий.
1) Оказания медицинской помощи в рамках Программы осуществляется во внеочередном порядке.
2) Интересы участника СВО может представлять Государственный фонд поддержки участников специальной военной операции "Защитники Отечества"
3) Участники СВО могут выбирать медицинскую организацию для получения первичной медико-санитарной помощи. Медицинская организация обязана организовать оказание первичной медико-санитарной помощи во внеочередном порядке. Руководитель медицинской организации может выделять фиксированное время и даты приема участников СВО в целях прохождения ими диспансеризации и диспансерного наблюдения.
В случае невозможности прибытия участника СВО в медорганизацию организуется выезд медицинской бригады, оснащенной необходимыми медицинскими изделиями для проведения соответствующих обследований.
4) На всех этапах оказания медицинской помощи участник специальной военной операции имеет право на консультирование медицинским психологом как при самостоятельном обращении, так и по направлению лечащего врача.
5) ФФОМС ведет отдельный учет случаев оказания медицинской помощи участникам СВО в разрезе условий и форм ее оказания, а также учет таких пациентов, получивших медицинскую реабилитацию с учетом ее этапности.
Более подробнее смотрите специальный раздел ПГГ.
Наталья Андреева
Руководитель практики "Медицина: экономика, финансы, учет" компании "Гарант",
профессиональный бухгалтер, член ИПБ России
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.