Что будет, если не обновить к 1 июля 2024 г. Порядок инвентаризации? Ответы - в методичке Минфина
(обзор письма Минфина России от 01.07.2024 N 02-06-06/61122)
7 августа 2024 г.
О том, что все организации бюджетной сферы должны обновить свои порядки проведения инвентаризации, утверждаемые в рамках учетной политики, до 1 июля 2024 года, мы начали говорить еще в 2023 году. Прошло уже более месяца с этой важной даты, и мы не сомневаемся, что ваши порядки проведения инвентаризации соответствуют Общим требованиям к инвентаризации.
Но все-таки, что же будет, если этого не сделать? Ответ на этот вопрос дает Минфин России в новых Методических рекомендациях к Общим требованиям к организации инвентаризации активов и обязательств. Итак, если учетная политика, принятая до 1 января 2024 года, не уточнена с учетом положений Общих требований к инвентаризации по состоянию на 1 июля 2024 года, то ее положения подлежат применению в части, не противоречащей положениям Общих требований к инвентаризации. Иными словами, инвентаризация должна быть организована согласно нормам Общих требований к инвентаризации вне зависимости от того, что написано в "необновленном" порядке проведения инвентаризации в части его положений, противоречащих Общим требованиям. В противном случае можно будет говорить, что инвентаризация проводится вне установленных законодательством требований и ее результаты могут быть поставлены под сомнение.
Например, Общими требованиями к инвентаризации предусмотрено, что срок проведения годовой инвентаризации не может быть ранее 1 октября. Соблюдать эту норму нужно, даже если в порядке инвентаризации указано иное. А лучше всего - привести Порядки проведения инвентаризации в соответствие с Общими требованиями. Тем более, что дополнение (изменение) порядка проведения инвентаризации активов и обязательств в связи с установлением дополнительных случаев проведения инвентаризации и/или расширением перечня объектов инвентаризации не считается изменением учетной политики, и как следствие, не приводит к ретроспективному пересчету показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Также Минфин России обратил внимание на важные моменты, касающиеся Порядка проведения инвентаризации, ее документального оформления и отражения результатов в учете. В их числе последовательность действий при организации и проведении инвентаризации, а также схема оформления первичными документами инвентаризации НФА, которые помогают структурировать Порядок инвентаризации, не упустив ни одного важного шага.
1. Этапы организации и проведения инвентаризации.
Методические рекомендации выделяют последовательность следующих действий/этапов, которые проходит учреждение в части проведения инвентаризации:
1) утверждение в рамках учетной политики Порядка проведения инвентаризации;
2) создание инвентаризационной комиссии с учетом утвержденного положения о комиссии;
3) формирование Решения о проведении инвентаризации (ф. 0510439), Изменения решения о проведении инвентаризации (ф. 0510447);
4) представление комиссии первичных учетных документов (при необходимости);
5) проверка фактического наличия объекта инвентаризации (активов, обязательств);
6) оформление результатов инвентаризации (Инвентаризационных описей, Акта о результатах инвентаризации (ф. 0510463)).
2. Схема оформления первичными учетными документами инвентаризации НФА.
Во-первых, учетная политика должна содержать Порядок проведения инвентаризации НФА как на балансовых, так и на забалансовых счетах.
Во-вторых, до начала проведения инвентаризации оформляются Решение о проведении инвентаризации (ф. 0510439) и, при необходимости, Изменение решения о проведении инвентаризации (ф. 0510447). Причем внесение изменений в Решение (ф. 0510439) допускается строго до начала проведения инвентаризации.
Далее в учреждении оформляется Инвентаризационная опись (сличительная ведомость) по объектам НФА (ф. 0510466). На ее основании - Акт о результатах инвентаризации (ф. 0510463).
Обратите внимание: на основании инвентаризационных описей и актов о результатах инвентаризации корреспонденции в бухгалтерском учете не формируются.
Соответственно, если по результатам инвентаризации выявлены излишки, то на основании Акта (ф. 0510463) оформляется Акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0510448), а в части НФА, не соответствующих понятию "актив", формируется Решение о прекращении признания активами объектов нефинансовых активов (ф. 0510440).
В свою очередь, за выявленной недостачей следует служебное разбирательство и при наличии оснований по возмещению ущерба выбытие утраченного имущества отражается с признанием задолженности виновных и/или иных лиц и оценочных значений ожидаемых поступлений от возмещения ущерба.
3. Отражение в учете излишков и недостач НФА.
Если в результате инвентаризации выявлены излишки материальных ценностей, в отношении которых подтвердить государственную (муниципальную) собственность не представляется возможным, то они принимаются на хранение и отражаются на забалансовом счете 02 "Материальные ценности на хранении".
При выявлении по результатам инвентаризации недостач до момента установления виновного лица информация отражается по дебету счета 0 209 00 000 "Расчеты по ущербу и иным доходам" в корреспонденции с кредитом счета 0 401 40 172 "Доходы от операций с активами" за ответственным лицом, за которым учитывались материальные ценности.
4. Проведение инвентаризации по объектам НФА не реже 1 раза в 3 года.
Специалисты финансового ведомства указывают, что проведение годовой инвентаризации не реже одного раза в три года возможно в отношении объектов НФА по группе синтетического учета "иное движимое имущество".
5. Инвентаризация и внутренний контроль.
Инвентаризация проводится в качестве контрольного действия в рамках внутреннего контроля. Внутренний финансовый аудит нацелен на подготовку предложений по организации внутреннего финансового контроля. Учитывая взаимосвязь целей внутреннего финансового аудита с инвентаризацией, решение о сроках, порядке, способах инвентаризации следует принимать с учетом оценки в рамках внутреннего финансового аудита надежности и полноты осуществляемых полномочий:
- по оформлению первичными учетными документами всей совокупности хозяйственных операций, проведенных с материальными ценностями в текущем году;
- по своевременному предоставлению первичных учетных документов в бухгалтерскую службу для отражения фактов хозяйственной жизни в бюджетном учете (с учетом сроков составления и представления бюджетной отчетности).
Обратите внимание: если учреждение передало полномочия по ведению учета и составлению, представлению отчетности иной организации (ЦБ), то внутренний контроль осуществляется учреждением и организацией (ЦБ) в соответствии с положениями о разграничении ответственности, установленными решением (соглашением, договором) о передаче полномочий с учетом положений графика документооборота и/или порядка взаимодействия учреждения и организации (ЦБ).
Тема: Учетная политика, Бухучет