Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, (далее - Комиссия, Управление) в составе:
Председателя Комиссии:
<__>,
Членов Комиссии:
<__>;
<__>,
рассмотрев жалобу ООО "Ямал" на действия Комиссии по осуществлению закупок при осуществлении закупки способом электронного аукциона на поставку продуктов питания, начальная (максимальная) цена контракта - 1 747 392,85 рублей (извещение N 0190300000723001042), на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок Российской Федерации -www.zakupki.gov.ru (далее - Аукцион, Официальный сайт) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Комиссии по осуществлению закупок.
Заявитель считает, что действия Комиссии по осуществлению закупок противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Заказчик с доводами Заявителя не согласился, представил возражения и сообщил, что при проведении аукциона, действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение размещено в единой информационной системе в сфере закупок (далее -ЕИС) на Официальном сайте;
2) дата и время начала срока подачи заявок - 14.12.2023 15:34 (Мск+2);
3) дата и время окончания срока подачи заявок - 22.12.2023 08:00 (Мск+2);
4) дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги - 22.12.2023;
5) дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 26.12.2023;
Жалоба подана в соответствии с Законом о контрактной системе, с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.
Из жалобы Заявителя следует, что ООО "Ямал" была признана победителем. Цена по которой был выигран аукцион: 1 738 655,89 руб. была снижена на 15% до суммы: 1 477 857,51 руб. Заявитель не согласен с этой ценой в контракте, так как закупка была на продукты питания включая тропические фрукты (Бананы, мандарины, апельсины) которые не растут и не производятся на территории ЕАЭС. Заявителем были указаны реальные страны, где они растут и производятся (Эквадор, Марокко, Южная Африка). Невозможно поставить эти фрукты ЕАЭС, и это означает, что конкурент в своей заявке указал заведомо ложную информацию. Заказчик мог отклонить его на этапе запроса заявок.
В своих возражениях на жалобу Заказчик сообщил, что на участие в закупке поступили две заявки. Первый участник ООО "Ямал" предоставил заявку на поставку продуктов питания бананы страна происхождения - Эквадор, мандарины - Королевство Марокко, апельсины - Южная Африка. Второй участник Тазовское потребительское общество предоставил заявку на поставку продуктов питания бананы страна происхождения - Россия, мандарины - Россия, апельсины - Россия. Комиссией по определению поставщика 22.12.2023 года опубликован протокол подведения итогов электронного аукциона, где автоматически предложение победителя устанавливается с учетом применения Приказа Минфина России от 04.06.2018 года N 126н и цена участника, который предлагает продукцию из стран ЕАЭС снижается на 15%. В связи с чем предложенная цена победителя 1 738 655 рублей 89 копеек, с учетом применения приказа 126н составила 1 477 857 рублей 51 копеек.
Проанализировав материалы дела, доводы на жалобу, проведя, в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, внеплановую проверку соблюдения Заказчиком требований Закона о контрактной системе при осуществлении вышеуказанной закупки, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с пп. "а" п. 1 ч. 5 ст. 49 Закона о контрактной системе, не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона;
Согласно ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
2) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
3) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
4) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона);
5) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае установления в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
6) выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;
7) предусмотренных частью 6 статьи 45 настоящего Федерального закона;
8) выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке;
Согласно пп. "б" п. 1 ч. 5 ст. 49 Закона о контрактной системе на основании информации, содержащейся в протоколе подачи ценовых предложений, а также результатов рассмотрения, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, присваивают каждой заявке на участие в закупке, признанной соответствующей извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке возрастания минимального ценового предложения участника закупки, подавшего такую заявку (за исключением случая, предусмотренного пунктом 9 части 3 настоящей статьи, при котором порядковые номера заявкам участников закупки, подавших ценовые предложения после подачи ценового предложения, предусмотренного абзацем первым пункта 9 части 3 настоящей статьи, присваиваются в порядке убывания размера ценового предложения участника закупки), и с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, предметом закупки является поставка продуктов питания.
В соответствии со ч. 4 ст. 14 Закона о контрактной системе, Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
В соответствии с приказом Минфина России от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Приказ N126н), Заказчиком при проведении закупки установлены условия допуска товаров.
Пунктом 1.3 Приказа N 126н установлено, что при проведении аукциона контракт заключается по цене:
а) сниженной на 15 процентов в отношении товаров, указанных в приложении N 1, сниженной на 20 процентов в отношении товаров, указанных в приложении N 2 и закупаемых при реализации национальных проектов (программ), от предложенной победителем аукциона в случае, если заявка такого победителя содержит предложение о поставке товаров, указанных в Приложениях, страной происхождения хотя бы одного из которых является иностранное государство (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза);
б) предложенной победителем аукциона в случае, если заявка такого победителя содержит предложение о поставке товаров, указанных в Приложениях, и происходящих исключительно из государств - членов Евразийского экономического союза.
Согласно описанию объекта закупки (Приложение к извещению об осуществлении закупки) Заказчиком установлены функциональные, технические, эксплуатационные и количественные характеристики закупаемого товара.
Из Протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 22.12.2023 NИЭА1 следует, что Комиссия по осуществлению закупок рассмотрев заявки на участие в закупке, информацию и документы на соответствие извещению об осуществлении закупки приняла решение о соответствии всех поданных участниками закупки заявок.
Комиссией, у электронной площадки, истребованы заявки участников закупки.
В ходе изучения заявок участников установлено, что участник закупки, заявке которой присвоен номер N 107 (Тазовское потребительское общество) в своей заявке указал предлагаемый им к поставке товар страной происхождения которого является "Российская Федерация", при этом указал функциональные, технические, эксплуатационные и количественные характеристики товара в полном соответствии с потребностью Заказчика.
Из довода жалобы следует, что участник (заявка N 107) предоставил не достоверную информацию в составе заявки, поскольку часть предлагаемого Заказчику товара, не производится на территории РФ.
Учитывая изложенное, на заседании Комиссии было установлено, что заявка участника N 107 (Тазовское потребительское общество) содержит недостоверную информацию о стране происхождения товара, в связи с чем должна быть отклонена Комиссией по осуществлению закупок.
Также Комиссия отмечает, что принятое решение Комиссией по осуществлению закупок о допуске заявки N 107 (Тазовское потребительское общество) повлекло негативные последствия для победителя (Заявителя) данного аукциона в виде снижения предложенной им цены на 15 процентов.
Учитывая изложенное, действия Комиссии по осуществлению закупок, принявшей решение о соответствии заявки N 107 участника требованиям извещения о проведении закупки, нарушают требования пп. "а" п. 1 ч. 5 ст. 49 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения по части 2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Довод заявителя нашел свое подтверждение и является обоснованным.
Данная правовая позиция подтверждается решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 29.08.2022 постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2022 по делу N А81-7978/2022, решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 30.01.2023 по делу N А81-11985/2022,
Таким образом Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России считает, что нарушение требований Закона о контрактной системе, допущенное Комиссией по осуществлению закупок, является существенным и повлияло на результаты электронного аукциона. Следовательно, данное нарушение необходимо устранить при повторном рассмотрении заявок, в связи с чем имеются основания для выдачи предписания.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Ямал" на действия Комиссии по осуществлению закупок при осуществлении закупки способом электронного аукциона на поставку продуктов питания, начальная (максимальная) цена контракта - 1 747 392,85 рублей (извещение N 0190300000723001042) обоснованной.
2. Признать в действиях Комиссии по осуществлению закупок нарушение пп. "а" п. 1 ч. 5 ст. 49 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Комиссии по осуществлению закупок предписание об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
5. Обязать Заказчика, Уполномоченного органа обеспечить уведомление членов Комиссии по осуществлению закупок (извещение N 0190300000723001042) о необходимо представить в срок до 26.01.2024 в адрес Ямало-Ненецкого УФАС России следующие надлежащим образом заверенные копии документов:
- паспортные данные должностного лица (страницы с 2 по 6);
- информацию о фактическом месте проживании;
- адрес электронной почты должностного лица (для уведомлений);
- приказ о назначения на должность;
- должностную инструкцию;
- справку о доходах в форме 2-НДФЛ;
- объяснения должностного лица;
- приказ о создании и составе комиссии по осуществлению закупок;
- иную информацию и документы, которые могут иметь значение для рассмотрения дела.
Составление протоколов об административном правонарушении по части 2 статьи 7.30 КоАП РФ по вышеуказанному факту в отношении должностных лиц -назначается на 29.01.2024 в 15 час. 30 мин., по адресу: ЯНАО, г. Салехард, ул. Губкина, 13, каб. 23 (зал заседаний).
В случае невозможности обеспечить явку на составление протокола об административном правонарушении должностным лицам необходимо уведомить об этом Ямало-Ненецкое УФАС России факс (34922) 3-47-08; e-mail: to89@fas.gov.ru).
Председатель Комиссии: <__>
Члены Комиссии: <__>
<__>
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 16 января 2023 г. N 089/06/51-5/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.01.2024