Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия)
в отсутствие представителей Заказчика - ФГБУЗ "Новороссийский клинический центр медико-биологического агентства" МЗ КК (ходатайство вх. N15972-ЭП/24 от 26.04.2024 г.), в отсутствие представителей ООО "Донской торговый дом", рассмотрев жалобу ООО "Донской торговый дом" (далее - Заявитель) на действия Заказчика - ФГБУЗ "Новороссийский клинический центр медико-биологического агентства" МЗ КК при проведении электронного аукциона: "Изделия медицинские (Инструменты к генератору электрохирургическому ультразвуковому G11, инструменты и аппараты к медицинскому оборудованию Джонсон и Медтроник)" (извещение N0358100011224000074) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
Заявитель в жалобе указывает, что Заказчиком в "Описание объекта закупки" по позициям 1-4 установлено требование о поставке товаров, соответствующих товару конкретного производителя, что нарушает положения ст.33 Закона о контрактной системе.
Заказчиком предоставлены письменные пояснения. С доводами жалобы не согласен.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Заказчиком - ФГБУЗ "Новороссийский клинический центр медико-биологического агентства" МЗ КК проводился электронный аукцион: "Изделия медицинские (Инструменты к генератору электрохирургическому ультразвуковому G11, инструменты и аппараты к медицинскому оборудованию Джонсон и Медтроник)" (извещение N0358100011224000074).
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 000 000,00 руб.
В соответствии с п. 1) ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В силу ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются
-функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно разделу "Описание объекта закупки" Заказчику по позициям 1-4 требуются к поставке следующие товары с указанием характеристики совместимости :
- по позиции 1 и 2 "Рукоятка ультразвуковой хирургической системы для мягких тканей с ручным управлением, многоразового использования" (КТРУ 32.50.50.190-00001079), совместимость с генератором GEN11 и инструментами серии FOCUS и SYNERGY, имеющимся в ЛПУ;
- по позиции 3 и 4 "Насадка рукоятки ультразвуковой хирургической системы для мягких тканей, одноразового использования" (КТРУ 32.50.50.190-00000078) , совместимость с генератором GEN11 (имеющимся в ЛПУ) при помощи рукоятки и специального адаптера насадок "Гармоник".
Заявитель указывает, что "Описание объекта закупки" по позиции 1-4 содержит параметры, необоснованно ограничивающие количество участников закупки в части установления показателя совместимости к закупаемым изделиям с генератором GEN11, соответствующего товару единственного производителя - "Этикон Эндо-Серджери, Эл-Эл-Си".
В силу ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе, порядок формирования и ведения в ЕИС каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 утверждены "Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - правила формирования КТРУ) и "Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
Пунктом 1 постановления Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 (ред. от 27.03.2023) "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила) утверждены правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (КТРУ).
Пункт 4 Правил гласит, что Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением N 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения.
Согласно п.5 Правил Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона.
В соответствии с письмом Минфина России от 24 января 2022 г. N 24-03-08/4090 : "В соответствии с пунктом 5 Правил использования каталога заказчик вправе, за исключением случаев, определенных таким пунктом, указать в извещении об осуществлении закупки дополнительные характеристики товара, работы, услуги, которые не предусмотрены в позиции каталога. Учитывая изложенное, если описание (содержащее характеристики) объекта закупки не сформировано и не включено в позицию каталога: заказчик при использовании такой позиции каталога самостоятельно осуществляет описание объекта закупки в соответствии с положениями статьи 33 Закона N 44-ФЗ (самостоятельно устанавливает в извещении об осуществлении закупки все характеристики закупаемого товара, работы, услуги); предусмотренные пунктом 5 Правил использования каталога запреты на указание дополнительных характеристик не применяются."
Ввиду отсутствия в разделе "Описание товара, работы, услуги" КТРУ информации о характеристиках товара, работы, услуги, Заказчик сформировал извещение о проведении аукциона в электронной форме с учетом положений, предусмотренных пунктами 5 Правил, а также правил, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе.
Из смысла указанных норм ст.33 Закона о контрактной системе следует, что, если указанные требования к объекту закупки не нарушают прямых запретов, установленных в пункте 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, и направлены на определение потребностей заказчика, такие требования не могут быть признаны нарушающими требования законодательства.
Кроме того, в рамках Закона о контрактной системе Заказчику предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. При этом, из содержания вышеуказанных норм следует, что Заказчик должен описать объект закупки таким образом, чтобы установленные требования к закупаемым товарам, работам, услугам , с одной стороны, повысили шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, с другой стороны, не ограничивали количество участников закупки.
Заказчик пояснил, что закупаемый Заказчиком товар не является уникальным, на рынке медицинских товаров имеет свободное обращение, зарегистрирован в установленном порядке.
Описание объекта закупки сформировано Заказчиком таким образом, что совокупности установленных требований по указанными Заявителем позициям соответствуют товары разных производителей, в том числе, указанный Заявителем - "Этикон Эндо-Серджери, Эл-Эл-Си", РУ - NФСЗ 2011/11397.
1) Производитель ООО "Нейро-групп", РУ - NРЗН 2023/20546 от 07.07.2023 г. на медицинские изделия компании "Энджин Медикал Эквипмент Мануфактуринг (Шанхай) Корпорэйшн" EngineMed. Письмом производителя от 09.08.2023 г. б/н подтверждается возможность использования скальпелей одноразовых ультразвуковых и преобразователей на аппарате Harmonic Ethicon GEN 11.
2) Производитель "Рич Сёрджикал, Инк", РУ - NРЗН 2020/10213 от 10.11.2023 г. В инструкции по применению скальпелей ультразвуковых одноразовых от производителя указано на совместимость ультразвуковых скальпелей "Рич Сёрджикал, Инк" с генератором электрохирургическим, ультразвуковым G11, с Ethicon Endo-Surgery, LLC, 475 Сalle C, Guaynabo, Puerto Rico 00969, USA;
Также Заказчик пояснил, что в период отсутствия поставок продукции "Этикон Эндо-Серджери, Эл-Эл-Си", учреждение использовало продукцию "Иннолкон Медикал Текнолоджи (Сучжоу) Ко., которая также отвечает потребностям Заказчика и совместима с генератором GEN11.
Кроме того, руководство пользователя Генератора G11 (GEN 11) не содержит запрета на использование преобразователей и скальпелей, произведенных не компанией Этикон Эндо-Серджери, Эл-Эл-Си", в связи с чем, допускается использование устройств иных авторизованных производителей.
При описании объекта закупки Заказчиком не использованы указания на технологию производства, на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара, позволяющие идентифицировать товар конкретного производителя. Заказчиком указаны только необходимые функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики товара, отвечающие его потребностям.
При этом, Заявитель не представил доказательства соответствия установленных в Описании объекта закупки характеристик конкретному производителю.
Также не представлено доказательств и документов, подтверждающих, что указание Заказчиком при составлении описания объекта закупки характеристик, соответствующих потребности заказчика, повлекли каким-либо образом ограничение конкуренции и ущемили права и законные интересы Заявителя или иных лиц.
Запрос на разъяснение положений извещения о проведении закупки ООО "Донской торговый дом" не подавало.
Таким образом, описание объекта закупки не противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Комиссия, руководствуясь ч.1, ч.4 ст.105 и на основании ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Донской торговый дом" необоснованной.
2.Отменить приостановление определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение N0358100011224000074).
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 26 апреля 2024 г. N 410/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.05.2024