В организации работает иностранный сотрудник - гражданин Республики Таджикистан. На основании международного соглашения он подлежит всем видам страхования.
В таком случае в РСВ по работнику применяется основной тариф по страховым взносам или отражается пониженный тариф в разделе, который заполняется для иностранцев по всем видам обязательного социального страхования?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В отношении сотрудников, являющихся гражданами Республики Таджикистан, положения п. 6.2 ст. 431 НК РФ применяться не должны. Страховые взносы уплачиваются в соответствии с положениями НК РФ, т.е. по единому тарифу (с уплатой на единый КБК) в общем порядке. В отношении таких сотрудников специальные листы РС заполняться не должны.
Обоснование вывода:
04 августа 2023 года вступил в силу Федеральный закон от 04.08.2023 N 427-ФЗ, который внес поправки в ст. 431 НК РФ. Эта статья была дополнена новым пунктом 6.2, предусматривающим норматив отчислений взносов с выплат иностранцам, застрахованным только по одному или двум из трех видов страхования. В соответствии с указанной нормой страховые взносы на выплаты в пользу таких физлиц теперь начисляются по отдельным нормативам по каждому виду страхования:
1) на ОПС - 72,8% от суммы страховых взносов, исчисленной по единому тарифу страховых взносов или от единого пониженного тарифа (при их применении);
2) на ОСС по ВНиМ - 8,9% от единого тарифа;
3) на ОМС - 18,3% от единого тарифа.
Причем новое положение распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2023.
Появление п. 6.2 ст. 431 НК РФ обусловлено следующим. С 1 января 2023 года страховые взносы, подлежащие уплате в бюджет, исчисляются с применением единого тарифа (п. 3 ст. 425 НК РФ). Ранее, как известно, действовали отдельные тарифы для страховых взносов на ОПС, ОМС и ОСС по ВНиМ. Вместе с тем в настоящее время у РФ заключен ряд международных договоров, в соответствии с которыми в отдельных случаях с выплат в пользу иностранных гражданам необходимо исчислять страховые взносы только по некоторым видам страхования. Так, например, граждане Китайской Народной Республики (КНР), не являющиеся ВКС, временно пребывающие на территории РФ и работающие по трудовым договорам, заключенным с российской организацией, в России:
- не являются застрахованными лицами по ОПС,
- но относятся к застрахованным лицам по ОСС по ВНиМ и ОМС*(1).
Изначально нормы НК РФ (в редакции 2023 года) не позволяли вычленить часть взносов, подлежащих уплате именно на ОМС, ОПС или ОСС по ВНиМ, из общего тарифа страховых взносов. Соответственно, вопрос уплаты с 1 января 2023 года страховых взносов на отдельные виды обязательного социального страхования с учетом положений международных договоров РФ относился к категории, не урегулированных законом. С введением в НК РФ п. 6.2 ст. 431 НК РФ эта проблема была решена.
Как видим, обязательным условием для применения п. 6.2 ст. 431 НК РФ является наличие соглашения о трудовой деятельности со страной, которую представляют иностранные работники, и наличие в этом соглашении положений, предусматривающих отдельные виды тарифов страховых взносов для разных видов социального страхования.
В настоящее время действует Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан о трудовой деятельности и защите прав граждан Российской Федерации в Республике Таджикистан и граждан Республики Таджикистан в Российской Федерации (Душанбе, 16 октября 2004 г.).
Согласно ч. 7 ст. 8 этого Соглашения вопросы социального страхования работников регулируются отдельным соглашением Сторон в области социального страхования. На данный момент таких соглашений не заключено. Также 15 апреля 1994 г. в Москве было подписано Соглашение о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов (далее - Соглашение), участником которого является и Республика Таджикистан.
В соответствии со ст. 10 Соглашения трудящиеся-мигранты пользуются социальным страхованием и социальным обеспечением (кроме пенсионного) в соответствии с действующим на территории Стороны трудоустройства законодательством, если иное не предусмотрено специальным соглашением.
Таким образом, в настоящее время с Республикой Таджикистан нет соглашений о трудовой деятельности, в соответствии с которым суммы страховых взносов с выплат работникам этой страны должны исчисляться отдельно по соответствующим видам (соответствующему виду) обязательного социального страхования.
В связи с этим в отношении сотрудников, являющихся гражданами Республики Таджикистан, положения п. 6.2 ст. 431 НК РФ применяться не должны. Страховые взносы уплачиваются в соответствии с положениями НК РФ, т.е. по единому тарифу (с уплатой на единый КБК) в общем порядке.
С введением правил исчисления страховых взносов плательщиками, производящими выплаты и иные вознаграждения в пользу физлиц, подлежащих в соответствии с международными договорами РФ отдельным видам обязательного социального страхования, были внесены изменения в форму Расчета по страховым взносам (далее - РСВ). Раздел 1 РСВ дополнен:
- подразделом 4 "Расчёт сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование с выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц, указанных в пункте 6.2 статьи 431 НК РФ";
- приложением 5 "Сведения в отношении физических лиц, с сумм выплат и иных вознаграждений которым исчислены страховые взносы в размере, установленном подпунктом 2 пункта 6.2 статьи 431 НК РФ".
Данные листы включаются в состав РСВ только плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, указанных в п. 6.2 ст. 431 НК РФ. Все остальные страхователи представляют РСВ без данных листов (п. 1.6(1) Порядка заполнения РСВ).
Соответственно, в отношении сотрудников, являющихся гражданами Республики Таджикистан, указанные листы РСВ заполняться не должны.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Лазукова Екатерина
Ответ прошел контроль качества
28 января 2024 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Соглашение между Правительством РФ и Правительством КНР о временной трудовой деятельности граждан РФ в КНР и граждан КНР в РФ от 03.11.2000, смотрите также письмо Минфина России от 06.09.2023 N 03-15-05/84938.
Аналогичные условия предусмотрены для граждан Вьетнама (смотрите п. 2 ст. 13 Соглашения между Правительством РФ и Правительством Социалистической Республики Вьетнам от 27.10.2008, п. 2 ст. 12 Соглашения между Правительством РФ и Правительством Китайской Народной Республики от 03.11.2000, письмо Минфина России от 06.09.2023 N 03-15-05/84938).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подробнее о Правовой поддержке компании "Гарант"