Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Вопрос: Как в плане ФХД отражается уменьшение объемов финансирования в рамках деятельности по ОМС при межучрежденческих расчетах? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, август 2024 г.)

Медицинская организация (МО) работает в системе ОМС, в рамках территориальной программы возникают удержания межучрежденческих расходов в пользу другой МО. В какой строке плана ФХД можно отразить данные удержания? Первоначальный финансовый план, утвержденный протоколом тарифной комиссии, не изменен.

 

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

В рассматриваемой ситуации в плане ФХД отражается уменьшение плановых показателей по доходам по коду бюджетной классификации 130 и коду аналитики 132 (по подстатье 132 КОСГУ), если органом-учредителем предусмотрена детализация показателей плана по кодам КОСГУ.

 

Обоснование вывода:

Межучрежденческие расчеты - это расчеты между медицинскими организациями (далее - МО), находящимися в пределах территории одного субъекта РФ, которые возникают в случае, когда медицинская организация (МО-заказчик), в которую обратился застрахованный по программе ОМС гражданин для получения медицинской помощи (например, стационарное лечение по заболеванию в рамках программы ОМС), направляет гражданина (или его биологический материал) для проведения диагностических и/или лечебных процедур (например, для проведения лабораторных исследований) в другую медицинскую организацию (МО-исполнитель) в рамках оказания этой помощи. При этом стоимость диагностической/лабораторной или лечебной процедуры, проводимой МО-исполнителем, Тарифным соглашением субъекта РФ включена в тариф на медицинскую услугу, оказываемую МО-заказчиком (например, за законченный случай госпитализации).

Величина межучрежденческих расчетов у медицинских организаций бюджетной сферы (как у МО-заказчика, так и у МО-исполнителя) подлежит отражению в Плане ФХД организации.

Межучрежденческие расчеты могут осуществляться с использованием двух моделей организации оплаты медицинской помощи:

- через страховую медицинскую организацию, которая самостоятельно производит оплату медицинских услуг напрямую МО-исполнителю, фактически оказавшему услугу, параллельно уменьшая на сумму произведенной оплаты объем финансирования, предназначенного МО-заказчику. Таким образом, у МО-заказчика уменьшается "доходная" часть Плана ФХД;

- МО-заказчик самостоятельно перечисляет средства МО-исполнителю по заключенному договору. В этом случае у МО-заказчика увеличивается "расходная" часть плана ФХД.

У МО-исполнителя всегда увеличивается "доходная" часть Плана ФХД.

В рассматриваемом случае используется первая модель, расчеты между медицинскими организациями осуществляет страховая компания.

Медицинская организация, являющаяся учреждением бюджетной сферы, при составлении плана ФХД, а также при внесении в план ФХД изменений руководствуется Требованиями к составлению и утверждению плана ФХД (утверждены приказом Минфина России от 31.08.2018 N 186н, далее - Требования N 186н) и порядком, установленным органом-учредителем (смотрите п. 2, 4 Требований N 186н).

План ФХД составляется на основании обоснований (расчетов) плановых показателей поступлений и выплат (абзац 2 п. 8 Требований N 186н). В течение года показатели доходов и расходов, утвержденные на начало года, могут изменяться. Некоторые случаи изменений необходимо отразить в Плане ФХД. Например, показатели плана подлежат корректировке при изменении объемов планируемых поступлений (подп. б п. 12 Требований N 186н). В части поступлений средств ОМС следует отметить, что изменение объемов финансирования в течение года возможно:

- в случае корректировки предельного объема медицинской помощи, которую может оказать медицинская организация в соответствии с решением Комиссии по разработке ТПГГ (для организаций здравоохранения Ханты-Мансийского АО - Югра смотрите п. 5 Порядка внесения изменений в план ФХД.., утвержденного приказом Департамента здравоохранения Ханты-Мансийского АО - Югра от 26.02.2015 N 133). В данном случае основанием для внесения изменений является протокол Комиссии о корректировке объемов медицинской помощи и финансового обеспечения. В этом случае корректировке подлежат как натуральные показатели объема планируемой к оказанию помощи (например, количество случаев по КСГ, количество прикрепленных лиц), так и финансовые, т.е. объем финансового обеспечения планируемой к оказанию помощи;

- в случае возникновения межучрежденческих расчетов, когда производится "перемещение" финансовых средств путем уменьшения объема финансового обеспечения у МО-заказчика, направившего пациента для получения медицинской помощи в другую медорганизацию, и увеличение объема финансового обеспечения у МО-исполнителя (в части оказания медпомощи пациентам по направлениям другой медорганизации). Основанием для "перемещения" средств является акт форматно-логистического контроля (раздел "Межучрежденческие расчеты") со сведениями об оказанных пациентам в отчетном периоде медицинских услугах по каждой медицинской организации, оформившей направление (далее - акт ФЛК) (смотрите п. 1.4 Приложения 51 Тарифного соглашения в системе ОМС Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2024 год). В этом случае корректировке подлежит только финансовая составляющая планируемой к оказанию медицинской помощи.

По общим правилам, установленным в п. 8 Требований N 186н, при внесении изменений в плановые показатели (в т.ч. в связи с уменьшением объемов финансового обеспечения) одновременно уточняется плановый объем поступлений и выплат денежных средств.

Таким образом, в рассматриваемой ситуации на основании акта ФЛК учреждению следует уменьшить планируемый объем финансового обеспечения в рамках территориальной программы ОМС, отраженный в Плане ФХД, т.е. уменьшить показатели по доходам по коду бюджетной классификации 130 и коду аналитики 132 (по подстатье 132 КОСГУ), если в учреждении предусмотрена детализация по кодам КОСГУ*(1), и одновременно скорректировать показатели по расходам с учетом положений, определенных в п. 13 Требований N 186н.

Дополнительно отметим, что согласно п. 14 Требований N 186н внесение изменений в показатели плана ФХД по поступлениям и (или) выплатам должно формироваться путем внесения изменений в соответствующие обоснования (расчеты) плановых показателей, сформированные при составлении плана.

 

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Сизонова Ольга

 

Ответ прошел контроль качества

 

11 августа 2024 г.

 

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

 

-------------------------------------------------------------------------

*(1) По решению органа-учредителя показатели плана ФХД могут формироваться с дополнительной детализацией по кодам статей (подстатей) КОСГУ и (или) кодов иных аналитических показателей (п. 11 Требований N 168н).

 

Подробнее о Правовой поддержке компании "Гарант"