Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Вопрос: Возможно ли оплатить за счет средств фонда ОМС расходы на проведение работ по технической инвентаризации с определением физического износа и изготовлением технических паспортов объектов недвижимого имущества? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июль 2024 г.)

Возможно ли бюджетному учреждению здравоохранения оплатить за счет средств фонда ОМС расходы на проведение работ по технической инвентаризации с определением физического износа и изготовлением технических паспортов объектов недвижимого имущества?

Данные мероприятия необходимо провести с целью участия учреждения в федеральной программе, в рамках которой проводится капитальный ремонт объектов здравоохранения. Учреждение расположено в Самарской области.

 

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

По нашему мнению, расходование средств ОМС на указанные цели с большой долей вероятности может быть классифицировано контролирующими органами как нецелевое использование средств ОМС.

 

Обоснование вывода:

Техническая инвентаризация объектов недвижимости - это технические работы по осмотру, измерению, техническому описанию объектов, в т.ч. определению на конкретную дату назначения, фактического использования, состава, состояния и стоимости объекта.

Технический паспорт представляет собой документ, показывающий фактическое состояние объекта недвижимости, содержащий учетно-оценочные данные технической инвентаризации. Такой документ изготавливается специалистами БТИ после проведения обмеров здания, сооружения, помещений и обследования конструкций, и предназначен для информационного обеспечения компетентных органов, контроля в сфере градостроительной деятельности (например, при проведении работ по реконструкции, капитальному ремонту здания) или статистического учета (например, оформление арендных отношений).

Средства ОМС являются финансовым обеспечением государственных полномочий по организации оказания медицинской помощи. Они носят целевой характер и не могут быть использованы на иные цели (п. 5 ч. 2 ст. 20, ч. 2 ст. 28 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в РФ").

При оценке возможности использования учреждением средств ОМС в отношении указанных в вопросе расходов следует проанализировать:

- входят ли такие расходы в структуру тарифов на оплату медицинской помощи;

- требуются ли такие расходы для обеспечения медицинской деятельности учреждения, будут ли они направлены (непосредственно или косвенно) на оказание медицинских услуг по программе ОМС.

Структура тарифа на оплату медицинской помощи определяется в соответствии с п. 7 ст. 35 Закона N 326-ФЗ, методикой расчета тарифов на оплату медицинской помощи по ОМС, установленной разделом XII Правил обязательного медицинского страхования (утверждены приказом Минздрава РФ от 28.02.2019 N 108н, далее - Правила N 108н).

Учитывая, что медицинское учреждение находится на территории Самарской области, при анализе возможности использования учреждением средств ОМС также следует руководствоваться нормативными актами этого региона, в т.ч. Тарифным соглашением в системе обязательного медицинского страхования Самарской области на 2024 год от 22.01.2024 (далее - Тарифное соглашение).

В структуру тарифа на оплату медицинской помощи по ОМС включены расходы, целью которых является содержание объектов недвижимого имущества (смотрите п. 7 ст. 35 Закона N 326-ФЗ, подп. 2 п. 195 Правил N 108н, п. 3.1 Тарифного соглашения) и которые необходимы для обеспечения текущей медицинской деятельности организации в целом (п. 194 Правил N 108н). Указанные расходы могут быть детализированы по следующим группам затрат (п. 203 Правил N 108н):

- затраты на эксплуатацию системы охранной сигнализации и противопожарной безопасности;

- затраты на аренду недвижимого имущества;

- затраты на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается недвижимое имущество, закрепленное за медицинской организацией или приобретенное медицинской организацией за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, в том числе земельные участки;

- затраты на содержание прилегающих территорий в соответствии с санитарными правилами и нормами;

- прочие затраты на содержание недвижимого имущества.

Как видим, расходы, связанные с выполнением предписаний в градостроительной сфере или в области статистического учета, в детализации не поименованы. А относить затраты на техническую инвентаризацию к категории "прочие затраты на содержание недвижимого имущества", по нашему мнению, тоже сомнительно, поскольку целью получения актуального технического паспорта для медицинского учреждения является не оказание/предоставление медицинской помощи/услуг, а иная деятельность, например проведение капитальных работ по ремонту объекта недвижимости или получение дохода от аренды помещений.

Согласно п. 3.5 Тарифного соглашения осуществление расходов, не включенных в структуру тарифов на медицинскую помощь в системе ОМС, является нецелевым использованием средств ОМС.

Следовательно, рассматриваемые расходы с большой долей вероятности могут быть квалифицированы контролирующими органами как нецелевое использование средств ОМС. Косвенным подтверждением указанной позиции также может являться судебная практика. Так, например, суды определили, что расходы на изготовление технического паспорта напрямую связаны с вложениями капитального характера реконструируемого объекта и не входят в структуру тарифа на оплату медицинской помощи по ОМС (смотрите постановление Тринадцатого ААС от 03.02.2024 N 13АП-41894/23 по делу N А21-4053/2023, решение АС Калининградской области от 24.10.2023 по делу N А21-4053/2023).

Дополнительно отметим, что финансовое обеспечение расходов бюджетных учреждений здравоохранения, подведомственных Минздраву Самарской области, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи по ОМС, но необходимых медучреждению в целом, осуществляются за счет бюджетных ассигнований областного бюджета (смотрите раздел V Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Самарской области на 2024 год, утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 25.12.2023 N 1108).

 

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Сизонова Ольга

 

Ответ прошел контроль качества

 

26 июля 2024 г.

 

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

 

Подробнее о Правовой поддержке компании "Гарант"