Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Орловской области по контролю закупок (далее - Комиссия) в составе: председателя Комиссии Бочкова С.А., заместителя руководителя - начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти; членов Комиссии: Торшиной О.А., главного специалиста- эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти, Мацневой С.В., специалиста 1-го разряда отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти, в присутствии представителя администрации Свердловского района Орловской области (далее - Заказчик) Орловой Е.Е., в отсутствии представителя ООО "Трансстройсервис" (далее - Общество, Подрядчик), в присутствии гражданина (с его слов) - директора Общества Юсупова Д.К. (документов, подтверждающих его полномочия или удостоверяющего личность не представлено), рассмотрев с использованием сервиса видеоконференций TrueConf сведения о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со статьями 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей"))" (далее - Постановление N 1078),
У С Т А Н О В И Л А:
В Орловское УФАС России (далее - Управление) 10 сентября 2024 года от Заказчика поступило обращение о включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - РНП) информации об ООО "Трансстройсервис" (386331, Республика Ингушетия, район Малгобекский, с. Вежарий, ул. Мира, д. 14; ИНН: 0601027310, КПП: 060101001).
Заказчик сообщает, что ООО "Трансстройсервис" не исполнило контракт, заключенный по итогам электронного аукциона на выполнение работ по объекту ремонта: "Благоустройство площадок для сбора ТКО в д. Городище, д. Никуличи, д. Петрово и д. Новопетровка Свердловского района Орловской области" (Извещение N 0154300014123000035), в связи с чем было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Комиссия Управления рассмотрела поступившие сведения о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе), провела в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона внеплановую проверку и
установила
следующее. 29.12.2023 Заказчиком на официальном сайте было размещено Извещение N 0154300014123000035 о проведении электронного аукциона (далее - Аукцион). Начальная (максимальная) цена контракта - 782 048,00 рублей. На участие в Аукционе была подана 1 заявка, которая была признана соответствующей требованиям Извещения и допущена к участию в Аукционе - ООО "Трансстройсервис" (цена контракта - 782 048,00 рублей). 22.01.2024 между ООО "Трансстройсервис" и Заказчиком был заключен муниципальный контракт N 0154300014123000035-35/2024 (далее - Контракт).
В соответствии с пунктом 1.1. Контракта: "Подрядчик обязуется выполнить работы по объекту ремонта: "Благоустройство площадок для сбора ТКО в д. Городище, д. Никуличи, д. Петрово и д. Новопетровка Свердловского района Орловской области" (далее - Объект) в сроки, предусмотренные Контрактом, с учетом графика выполнения работ (приложение N 4 к Контракту), в соответствии с описанием объекта закупки (Приложение N2 к Контракту), локальным сметным расчётом (Приложение N 1 к Контракту), а Заказчик обязуется принять выполненные работы на условиях Контракта и оплатить их".
Согласно пункту 7.1 Контракта: "Сроки выполнения работ, предусмотренных настоящим Контрактом: Начало работ - 22.04.2024 г. Окончание работ 31.07.2024 г.". Вместе с тем, как следовало из пояснений представителя Заказчика, с 22 апреля 2024 года по 20 августа 2024 работы по разработке грунта с перемещением до 10 м. бульдозерами, устройству подстилающих и выравнивающих слоев оснований из песка, устройству оснований толщиной 15 см из щебня, по устройству покрытия горячими асфальтобетонными смесями асфальтоукладчиками, по установке ограждения на объекте не велись, отсутствовала техника и рабочие, что подтверждается претензиями о нарушении сроков и несоответствия хода выполнения работ по ремонту объекта: "Благоустройство площадок для сбора ТКО в д. Городище, д. Никуличи, д. Петрово и д. Новопетровка Свердловского района Орловской области" в рамках заключенного муниципального контракта N 0154300014123000035-35/2024 от 22.01.2024 года, направленными Подрядчику по средствам ЕИС. 10.07.2024 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, в связи с тем, что в срок до 10.07.2024 Подрядчик к выполнению работ не приступил, следовательно, Обществом были нарушены сроки выполнения работ, предусмотренные Контрактом. Частью 2 статьи 715 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК Российской Федерации), если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Таким образом, вышеуказанные обстоятельства для Заказчика явились основанием для одностороннего отказа от исполнения Контракта, поскольку изначально Заказчик был заинтересован в достижении определенного хозяйственного результата в установленный Контрактом срок, а Подрядчик не исполнял свои обязательства по Контракту.
В силу части 8 статьи 95 Закона, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно части 9 статьи 95 Закона, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом. Пунктами 10.3 - 10.4 Контракта предусмотрено: "10.3.
Расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. 10.4.
Заказчик и Подрядчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств".
В силу пунктов 1, 2, 3 части 12.1. статьи 95 Закона в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
- заказчик с использованием ЕИС формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в ЕИС;
- решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в ЕИС в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием ЕИС направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в ЕИС в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
- поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На основании вышеизложенного, в соответствии с пунктами 10.3 - 10.4 Контракта, частями 8 и 9 статьи 95 Закона, 10.07.2024 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от Контракта. 10.07.2024 Заказчик сформировал и разместил в ЕИС решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта. 10.07.2024 решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта поступило Подрядчику, что считается надлежащим уведомлением Подрядчика. Следовательно, Заказчиком соблюден порядок принятия решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта, направления его Подрядчику и размещения в ЕИС.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу части 14 статьи 95 Закона Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения. В ходе рассмотрения дела представитель Заказчика пояснил, что после получения решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта в течение десятидневного срока, установленного частью 14 статьи 95 Закона, от Подрядчика 22.07.2024 поступило письмо исх. N 64 в котором сообщалось: "ООО "Трансстройсервис" уведомляет Вас, что приступило к выполнению работ по муниципальному контракту N0154300014123000035- 35/2024 от 22.01.2024 г. "Благоустройство площадок для сбора ТКО в д. Городище, д. Никуличи, д. Петрово и д. Новопетровка Сверловского района Орловской области" без нарушения графика работ". В связи с тем, что Общество сообщило Заказчику о том, что оно приступило к выполнению работ, предусмотренных Контрактом 22.07.2024, то Заказчиком 22.07.2024 было принято решение об отмене решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта от 10.07.2024.
Также из пояснений представителя Заказчика следовало, что Общество в срок до 08.08.2024 к выполнению работ, предусмотренных Контрактом так и не приступило, о чем Подрядчику было направлено письмо исх. N 1716 от 08.08.2024, в котором Заказчик указывал, что по состоянию на 06.08.2024 Подрядчик не приступил к выполнению работ, рабочие и техника на объекте отсутствуют, работы не ведутся. Ответа на вышеуказанное письмо от Подрядчика в адрес Заказчика не поступило. В связи с вышеизложенным, 26.08.2024 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта. 27.08.2024 Заказчик сформировал и разместил в ЕИС решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта. 27.08.2024 решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта поступило Подрядчику, что считается надлежащим уведомлением Подрядчика. Следовательно, Заказчиком соблюден порядок принятия решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта, направления его Подрядчику и размещения в ЕИС.
В соответствии с частью 14 статьи 95 Закона заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта. В связи с тем, что Заказчиком ранее (10.07.2024) принималось решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по аналогичным основаниям (Подрядчик не приступил к выполнению работ, рабочие и техника на объекте отсутствуют, работы не ведутся), то у Заказчика отсутствовало право отменить решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта от 27.08.2024, в связи с тем, что основание для его принятия являлось повторным нарушением Подрядчиком условий заключенного Контракта.
Таким образом, решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта от 27.08.2024 N 1803 вступило в силу, и Контракт считается расторгнутым с 09.09.2024.
Следовательно, Заказчиком исполнены требования Закона в части порядка принятия решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Согласно части 2 статьи 104 Закона, в РНП включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов. Из части 4 статьи 104 Закона следует, что Заказчик направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в РНП в срок, предусмотренный частью 16 статьи 95 Закона.
В соответствии с частью 16 статьи 95 Закона Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в РНП. Во исполнение требований части 16 статьи 95 и части 4 статьи 104 Закона Заказчик 10.09.2024 направил в Управление обращение о включении информации в отношении ООО "Трансстройсервис" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Следовательно, Заказчиком в полной мере исполнены требования статьи 104 Закона относительно сроков направления в антимонопольный орган информации для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта. Уведомлением N 057/06/104-488/2024 о месте и времени рассмотрения сведений о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) от 11.09.2024 рассмотрение дела было назначено на 16.09.2024 на 09 часов 30 минут. Уведомление, а также информация о проведении внеплановой проверки в соответствии с подпунктом "г" пункта 9 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) 11.09.2024 размещены в ЕИС. При этом, в силу подпункта "д" пункта 9 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) такое уведомление считается надлежащим уведомлением Подрядчика о месте, дате и времени рассмотрения обращения, и проведении проверки. Вместе с тем, 11.09.2024 Уведомление также дополнительно было направлено на адреса электронной почты: harlamov.santila@yandex.ru.
Вышеуказанным уведомлением ООО "Трансстройсервис" предлагалось представить надлежащим образом оформленные (заверенные) документы и информацию:
- доверенность, выданную полномочным лицом, а также иные документы, подтверждающие право участника на представление интересов в Орловском УФАС России;
- письменные объяснения о причинах неисполнения контракта, подтвержденные доказательствами;
- любые имеющиеся дополнительные доказательства и дополнительные пояснения по рассматриваемому вопросу (в том числе имеющуюся переписку с Заказчиком, а также документы, подтверждающие получение предоставленных сведений Заказчиком (направление, представленных документов и информации в адрес Заказчика)). В срок до 16.09.2024 документы и информация, запрошенные у Общества уведомлением N 057/06/104-488/2024 о месте и времени рассмотрения сведений о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) от 11.09.2024 в Управление не поступили. Вместе с тем, 16.09.2024 на рассмотрение дела прибыл гражданин, с его слов, Юсупов Джамалейл Курешович - директор ООО "Трасстройсервис", однако документов, удостоверяющих личность гражданина или документов, подтверждающих его полномочия на предоставления интересов Общества Комиссии Управления, представлено не было. В ходе рассмотрения дела гражданин, с его слов, Юсупов Джамалейл Курешович сообщил Комиссии Орловского УФАС России, что Общество приступило к выполнению работ, однако не смогло их выполнить в установленные Контрактом сроки по независящим от Общества обстоятельствам, вместе с тем, каких-либо документов, подтверждающих его доводы, представлено не было. В связи с вышеизложенным, Комиссия не находит достаточных оснований считать действия Общества добросовестным поведением и как следствие, отсутствие оснований для не включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений в отношении ООО "Трансстройсервис". Более того, в десятидневный срок (определенный частью 14 статьи 95 Закона), предусмотренный для устранения обстоятельств, послуживших основанием для принятия Заказчиком решений об одностороннем отказе от исполнения Контракта от 10.07.2024 и от 27.08.2024, ООО "Трансстройсервис" к выполнению работ так и не приступило; рабочие и техника на объекте отсутствовали; работы на объекте не велись. Обстоятельств препятствующих выполнению работ Подрядчиком не установлено. Орловское УФАС России отмечает, что в соответствии с положениями статьи 309 ГК Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Кроме того, что в своей заявке на участие в электронном аукционе ООО "Трансстройсервис" выразило согласие исполнить условия Контракта, указанные в извещении о проведении электронного аукциона. Приведенное свидетельствует о том, что Обществом были полностью приняты как установленные Заказчиком условия для заключения Контракта, так и правовые последствия, в том числе неблагоприятные, по невыполнению этих условий. Действуя в рамках заключения контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов на общественные социально - экономические цели, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта. Соответственно, принимая решение об участии в процедуре осуществления закупки и подавая заявку, участник должен осознавать возможность наступления для него неблагоприятных последствий в случае признания его победителем, заключения контракта и неисполнения заключенного контракта в дальнейшем. Подавая заявку на участие в Аукционе, ООО "Трансстройсервис" также выразило согласие на благоустройство площадок для сбора ТКО в д. Городище, д. Никуличи, д. Петрово и д. Новопетровка Свердловского района Орловской области, предусмотренное Контрактом, в соответствии с требованиями, указанными в извещение об осуществлении закупки, в том числе выразило согласие на сроки и условия исполнения Контракта. Кроме того, ООО "Трансстройсервис", заключая Контракт и приступая к выполнению комплекса работ, выступало как лицо, обладающее специальными познаниями и опытом в области оказания данных работ. При поставке товара и при прочих равных обстоятельствах риск наступления неблагоприятных последствий должен нести Участник закупки как профессиональный участник рынка в соответствующей области.
В соответствии со статьей 2 ГК Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Согласно части 1 статьи 401 ГК Российской Федерации, лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины, умысла или неосторожности, кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Кроме того, согласно пункту 3 статьи 401 ГК Российской Федерации если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств. ООО "Трансстройсервис" не были выполнены работы по благоустройству площадок для сбора ТКО в д. Городище, д. Никуличи, д. Петрово и д. Новопетровка Свердловского района Орловской области, предусмотренные Контрактом, в связи с чем, у Заказчика имелось достаточно оснований для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта. Доказательств, свидетельствующих о том, что односторонний отказ Заказчика от исполнения Контракта является недействительным, не соответствует требованиям гражданского законодательства, положениям статьи 95 Закона или условиям Контракта, в материалах дела не содержится. Принимая во внимание вышеизложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99, статьей 104, частью 1 статьи 112 Закона, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
Сведения, представленные Администрацией Свердловского района Орловской области в отношении ООО "Трансстройсервис" (386331, Республика Ингушетия, район Малгобекский, с. Вежарий, ул. Мира, д. 14; ИНН: 0601027310, КПП: 060101001; Юсупова Джамалейла Курешовича, ИНН 060104929620), в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) включить.
Дата события I Раздел Дата регистра- II Раздел III Раздел Общ ая Дата Регламенти Фактическ Итого ции Регламен Фактиче Итого Регламент Фактиче Итого итог вступлени рованная ая дата просро контроль- тированн ская дата просро ированный ская дата просрочк овая я решения дата направлен чка в ным ая дата приняти чка в срок изготовл а в днях прос Заказчика направлени ия днях органом приняти я днях изготовлен ения по III рочк в я заказчико по I я решения по II ия решения Разделу а в законную заказчиком м Раздел решения Раздел решения и и днях силу сведений в сведений у у размещени размеще (I+II контрольн я сведений ния +III ый орган в ЕИС сведений разд в ЕИС елы) 09.09.2024 11.09.2024 10.09.2024 10.09.2024 17.09.20 16.09.20 24 24 19.09.2024 18.09.20 24 Председатель комиссии С.А. Бочков Члены комиссии: О.А. Торшина С.В. Мацнева Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд в течение трех месяцев в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
2024-3752
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Орловской области от 16 сентября 2024 г. N РНП-57-104
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.09.2024