Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по контролю закупок (далее - Комиссия),
рассмотрев обращение (вх. N 14476/24) Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Пермского края "Пермский краевой онкологический диспансер" (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об индивидуальном предпринимателе Карпенко Алле Викторовне (далее - Поставщик) в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на поставку изделий медицинского назначения (Перчатки смотровые нитриловые) (изв. N 0356200005124000208),
УСТАНОВИЛА:
Уведомлением Пермского УФАС России (исх. N 10323/24 от 01.10.2024 г.) рассмотрение обращения было назначено на 02.10.2024 в 15:00 ч.
В ходе заседания Комиссии объявлен перерыв до 03.10.2024 г. с целью принятия решения.
Исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
В соответствии с извещением, Заказчиком проводился открытый аукцион в электронной форме на поставку изделий медицинского назначения (Перчатки смотровые нитриловые). Начальная (максимальная) цена контракта - 2 999 900,00 руб.
В соответствии с реестровой записью контракта N 2590500335024000290, 14.06.2024 г. между Заказчиком и Поставщиком был заключен контракт N 0356200005124000208 на поставку изделий медицинского назначения (Перчатки смотровые нитриловые) на сумму 2 999 999,00 руб. (далее - Контракт).
Согласно положениям раздела 1 Контракта:
1.1. Предметом Контракта является поставка изделий медицинского назначения (Перчатки смотровые нитриловые) (далее - товар);
1.2. Поставщик обязуется поставить товар, а Заказчик обязуется принять и оплатить поставленный товар;
1.3. Наименование, страна происхождения поставляемого товара указаны в Спецификации (Приложение N 1 к Контракту), требования к поставляемому товару установлены Техническим заданием (Приложение N 2 к Контракту), иными приложениями к настоящему Контракту, являющимися неотъемлемой частью настоящего Контракта.
1.4. Срок начала поставки товара: с даты заключения Контракта (срок начала поставки товара не может быть ранее даты заключения Контракта);
1.5. Срок окончания поставки товара: 30.06.2025 г.;
1.6. Поставка товара осуществляется по заявкам Заказчика в течение 10 рабочих дней с даты направления заявки. Заявка отправляется по электронной почте с адреса Заказчика: 3422219404@mail.ru. В заявке указывается наименование товара, размеры и количество по каждому размеру. Заявка направляется Заказчиком на адрес электронной почты Поставщика, указанный в Контракте.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
Согласно ст. 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
В силу ч. 1 ст. 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450).
В ч. 2 ст. 523 ГК РФ обозначено, что нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях:
- поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;
- неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Данное право Заказчика также предусмотрено положениями разделов 4 и 7 Контракта:
4.1.6. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации;
4.1.7. До принятия решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта Заказчик вправе провести экспертизу поставленного товара (партии товара) с привлечением экспертов, экспертных организаций;
7.6. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в следующих случаях:
7.6.1. по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа Сторон от исполнения отдельных видов обязательств.
Из материалов одностороннего отказа следует, что Поставщиком не исполнены обязательства, предусмотренные Контрактом.
На основании вышеуказанного, Заказчиком 17.09.2024 г. было сформировано и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" посредством использования единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС в сфере закупок) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о закупках решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о закупках, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Исходя из положений ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках датой надлежащего уведомления является 17.09.2024 г.
Согласно ч. 13 Закона о закупках решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 16 ст. 96 Закона о закупках заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным п. 1 ч. 10 ст. 104 Закона о закупках, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Таким образом, в силу ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, решение об одностороннем отказе вступило в силу 30.09.2024 г.
Информация о Поставщике была направлена в адрес Пермского УФАС России 30.09.2024 г. посредством функционала ЕИС в сфере закупок.
Комиссией установлено, что требования, обозначенные выше, Заказчиком соблюдены.
В материалах одностороннего отказа Заказчик сообщает следующее.
В соответствий с п. 1.6. Контракта поставка товара осуществляется по заявкам Заказчика в течение 10 рабочих дней с даты направления заявки.
05.08.2024 г. в адрес Поставщика Заказчиком была направлена заявка на поставку товара на сумму 455 960,00 руб., который подлежал поставке не позднее 19.08.2024 г.
Однако, товар по вышеуказанной заявке фактически поставлен не был.
Ввиду нарушения регламентированных Контрактом сроков поставки товара, Заказчик направил в адрес Поставщика претензию от 06.09.2024 г. N 01-04-1541 с требованием о незамедлительной поставке товара по заявке от 05.08.2024 г.
Тем не менее, по состоянию на дату принятия решения об одностороннем отказе товар не поставлен.
Заказчик при принятии решения об одностороннем отказе обращает внимание на то, что без поставки Товара не может оказывать медицинскую помощь.
На основании вышеизложенного, Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В дополнительных письменных пояснениях, представленных в адрес Комиссии, Заказчик сообщает следующее.
В связи с непоставкой товара по заявке, Поставщик уведомил Заказчика о том, что 05.06.2024 г. следователем следственного отдела по Петроградскому району ГСУ СК РФ по городу Санкт-Петербургу было возбуждено уголовное дело в отношении неустановленных лиц по признакам преступления, предусмотренного п. "а" ч. 2 ст. 238.1 УК РФ, а именно: незаконный сбыт недоброкачественных медицинских изделий в крупном размере.
В связи с этим, Поставщик не может осуществлять свою предпринимательскую деятельность.
В частности, органами предварительного следствия был выдан запрет Поставщику на пользование своим расчетным банковским счетом, что препятствует исполнению своих обязательств по вышеуказанному контракту, а товар был изъят.
Заказчик отмечает, что в соответствии с постановлением о возбуждении уголовного дела и принятии его к производству от 05.06.2024 г., приложенным Поставщиком к ответу на претензию, уголовное дело возбуждено в отношении неустановленных лиц из которого невозможно установить процессуальный статус Поставщика по данному делу и факта применения к Поставщику меры пресечения в виде запрета определенных действий.
Также Заказчик полагает необходимым отметить, что в соответствии с реестровой записью контракта N 2590500335024000290 Контракт был заключен после вынесения должностным лицом постановления о возбуждении уголовного дела и принятии его к производству от 05.06.2024 г, на которое ссылается Поставщик.
Со стороны Поставщика в адрес Заказчика доказательств, свидетельствующих об уважительности причин непоставки товара, в частности, постановлений: о привлечении Поставщика в качестве подозреваемого/обвиняемого, производстве обыска/выемки, применении в отношении Поставщика меры пресечения в виде запрета определенных действий представлено не было.
Комиссия отмечает, что в соответствии с пп. 2, 3 ст. 401 ГК РФ, отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство. Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Доказательств, свидетельствующих об уважительности причин, либо об отсутствии вины в своих действиях, свидетельствующих о добросовестном исполнении условий контракта, Поставщик в адрес Комиссии не представил.
Доказательств, свидетельствующих о том, что Поставщиком предпринимались все зависящие от него действия, направленные на исполнение условий по Контракту также представлено не было.
В соответствии с информацией, размещенной в ЕИС в сфере закупок, сведения о Поставщике ранее уже были включены в реестр недобросовестных поставщиков 8 раз.
Стоит отметить, что Поставщик осуществляет свою деятельность самостоятельно, на свой страх и риск, вследствие чего, принимая участие в закупке, должен был осознавать возможность наступления закономерных последствий ненадлежащего исполнения Контракта.
Комиссия отмечает, что Поставщик подавая заявку на участие в электронном аукционе, согласился со всеми изложенными в документации и Контракте требованиями Заказчика.
Также Комиссия обращает внимание на то, что участник закупки, принимая решение об участии в процедуре закупки и подавая заявку на участие в закупки, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, а именно включение сведений об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков, в случае совершения им действий (бездействий), нарушающих требования законодательства Российской Федерации о закупках на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с пп. 1, 2, 3 ч. 1 ст. 1 Закона о закупках настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся планирования закупок товаров, работ, услуг; определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 ст. 15 Закона о закупках.
Согласно п. 2 ст. 3 Закона о закупках определение поставщика (подрядчика, исполнителя) - совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных настоящим Федеральным законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта.
В п. 3 названной статьи обозначено, что закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - закупка) - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.
Из указанного следует, что целью осуществления закупки является удовлетворение, в данном случае, государственной нужды.
Поставщик нарушает права Заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке и, как следствие, нарушается обеспечение публичных интересов в этих правоотношениях. Указанные обстоятельства, с учетом социальной значимости объекта закупки, свидетельствуют о нарушении прав Заказчика и причинения вреда общественным интересам.
По смыслу Закона о закупках, включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков, по сути, является санкцией за недобросовестное поведение поставщика (исполнителя, подрядчика).
Таким образом, поскольку, необходимым условием является наличие в представленных материалах фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя), то размещение сведений об участнике размещения заказа в реестр недобросовестных поставщиков осуществляется лишь в случае, если в результате проведенной проверки выявит обстоятельства, свидетельствующие о направленности действий участника на несоблюдение условий контракта, то есть о его недобросовестном поведении.
Комиссия отмечает, что при принятии решения о включении победителя закупки в реестр недобросовестных поставщиков, антимонопольный орган не ограничивается формальной констатацией, а в рамках выполнения возложенной на него функции выясняет все обстоятельства, определяет вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решает вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения участника аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение.
С учетом конкретных обстоятельств дела Комиссия полагает, что в действиях Поставщика имеет место быть недобросовестное поведение или злонамеренное неисполнение обязательств, предусмотренных Контрактом.
В соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона о закупках в недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение обращения на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность Поставщика, с учетом социальной значимости закупки, обстоятельств данного конкретного дела, пришла к выводу о том, что бездействие Поставщика свидетельствует о недобросовестности участника закупки, и, как следствие, сведения об Поставщике подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
При этом, Комиссия отмечает, что само по себе включение в реестр недобросовестных поставщиков не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу Поставщика, не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности, не препятствует осуществлению обычной хозяйственной деятельности.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Включить сведения об индивидуальном предпринимателе Карпенко Алле Викторовне (143005, Московская область, Одинцово, Можайское шоссе, 100А, 317, ИНН 503212388401) в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 года;
2. Датой включения сведений об индивидуальном предпринимателе Карпенко Алле Викторовне в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте ЕИС.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 3 октября 2024 г. N РНП-59-418
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.10.2024