Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия, антимонопольный орган) в составе: Председатель Комиссии - заместитель руководителя управления Верзун Ю.Д., Члены комиссии: Заместитель начальника отдела контроля закупок Логинова Н.В., Ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок Назаров И.Г., с участием представителей заказчика: Администрации Казанского муниципального района Тюменской области (далее также - заказчик), Устичевой А.А. по доверенности N 01-01-27/5058 от 03.10.2024, Филипенко А.А. по доверенности N 01-01-27/5057 от 03.10.2024, Яркова Н.Н. по доверенности N 01-01- 27/5056 от 03.10.2024, в отсутствие подрядчика (исполнителя): индивидуального предпринимателя Галояна Сергея (далее также - подрядчик), извещенного надлежащим образом о дате и времени рассмотрения дела, рассмотрев в дистанционном режиме посредством плагина видеоконференции True Conf обращение Администрации Казанского муниципального района Тюменской области о внесении в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении индивидуального предпринимателя Галояна Сергея (далее также - подрядчик) и осуществив проверку факта одностороннего отказа от исполнения контракта заключенного по итогам электронного аукциона на ремонт автомобильных дорог местного значения Казанского муниципального района (реестровый номер извещения 0167300007424000029),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее - Тюменское УФАС России) поступило обращение Администрации Казанского муниципального района Тюменской области о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений в отношении индивидуального предпринимателя Галояна Сергея ввиду одностороннего отказа от исполнения контракта на ремонт автомобильных дорог местного значения Казанского муниципального района. Заказчиком представлены все предусмотренные Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ (далее также - Закон о контрактной системе) документы и сведения. Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков определен Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 (далее по тексту - Правила). Подпунктом "а" пункта 13 Правил предусмотрено, что не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта, а также проводит внеплановую проверку предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе. Индивидуальный предприниматель Галоян Сергей будучи извещенным надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, письменные возражения и документы, обосновывающие позицию по делу не представил. Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, исследовав и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия Тюменского УФАС России по результатам проведенной внеплановой проверки приходит к следующим выводам. 01.07.2024 между Администрацией Казанского муниципального района Тюменской области и индивидуальным предпринимателем Галояном Сергеем заключен муниципальный контракт N 2024.029 на ремонт автомобильных дорог местного значения Казанского муниципального района (реестровый номер контракта 3721800425324000048).
Пунктом 1.1 контракта предусмотрено, что в целях сохранности сети автомобильных дорог общего пользования местного значения Казанского района Тюменской области стороны заключили контракт, согласно которому подрядчик принимает на себя обязательства по ремонту автомобильных дорог местного значения Казанского муниципального района, а заказчик берет на себя обязательства принимать выполненные работы и обеспечивать их финансирование, в соответствии с условиями настоящего контракта. Пунктом 1.2 контракта предусмотрено, что технические, технологические характеристики работ, реализуемых в рамках настоящего контракта, определяются сметной документацией на объект. Пунктом 1.3 контракта предусмотрено, что в своей деятельности заказчик и подрядчик руководствуются законодательством Российской Федерации. Пунктом 1.4 контракта предусмотрено, что подрядчик обязуется в соответствии с контрактом завершить все работы и сдать в установленном порядке объект, соответствующий сметной документации, в эксплуатацию в сроки, установленные контрактом. Пунктом 1.8 контракта предусмотрено место выполнения работ: Тюменская область, Казанский район, п.Новоселезнево. Пунктом 2.1 контракта предусмотрено, что подрядчик обязуется выполнить на объекте работы по ремонту автомобильных дорог в сроки, предусмотренные контрактом, с учётом графика выполнения строительно-монтажных работ, в строгом соответствии со сметными расчётами стоимости работ по ремонту автомобильных дорог (приложение N3), перечнем нормативно-технической документации (приложение N 1), действующими в дорожной отрасли руководящими, нормативными, рекомендательными документами и правилами приемки работ. В установленные контрактом сроки сдать объект заказчику в состоянии, обеспечивающем безопасный пропуск нормативных нагрузок и безаварийную эксплуатацию объекта. Пунктом 2.4.3 контракта предусмотрено, что подрядчик не имеет права производить работы на объекте без схемы организации движения транспортных средств и пешеходов на период производства работ. В случае нарушения подрядчиком условий безопасности движения в зоне производства работ, заказчиком выполненные работы не принимаются и оплате не подлежат. Пунктом 3.1 контракта предусмотрено, что заказчик назначает своего представителя на объекте в лице заместителя главы района по ЖКХ, строительству, транспорту и связи, который от его имени ежемесячно осуществляет приемку предъявленных подрядчиком выполненных работ. Пунктом 3.2 контракта предусмотрено, что подрядчик за 3 (три) рабочих дня обязан известить заказчика о готовности к сдаче выполненных работ. Пунктом 3.3 контракта предусмотрено, что приемка выполненных работ осуществляется и оформляется в соответствии с нормативно-технической документацией, обязательной при выполнении работ с составлением соответствующих документов, в том числе на электронных носителях, с составлением актов освидетельствования ответственных конструкций и актов освидетельствования скрытых работ, с соблюдением требований ГОСТ 32756-2014, ГОСТ 32755-2014.
Приемке подлежат все работы, являющиеся предметом оплаты по контракту, а также скрытые работы, освидетельствование которых в более поздний период невозможно по технологическим причинам. Пунктом 5.1 контракта предусмотрен график выполнения работ по объекту: Порядковый Наименование комплекса работ и (или) вида работ и (или) Сумма к Сроки номер части работ отдельного вида работ оплате, руб. оплаты комплекса комплекса вида работ и работ и (или) (или) части вида работ и работ (или) часть отдельного работ вида работ отдельного вида работ 1 2 3 4 Ремонт автомобильных дорог на площадке ИЖС- 5 в ЛСР N 01-01 (устройство посадочных площадок для маршрутных 2 185 667,74 соответствии автобусов), п. Новоселезнево Казанского района. с п 5.10. в Ремонт ул. Береговая с. Ильинка Казанского района (начало ЛСР N 01-02 1 008 811,18 соответствии работ). с п 5.10. в ЛСР N 01-03 Ремонт ул. Береговая с. Яровское Казанского района 1 871 992,70 соответствии с п 5.10. в Ремонт ул.25 Партсъезда с устройством остановочного ЛСР N 01-04 552 427,03 соответствии комплекса, п. Новоселезнево Казанского района. с п 5.10. в ЛСР N 01-05 Ремонт ул. Новая д. Песчаное Казанского района. 318 444,72 соответствии с п 5.10. в ЛСР N 01-06 Ремонт переулка 1 д. Копотилово Казанского района. 1 575 816,22 соответствии с п 5.10. в Ремонт ул. Садовая (дома N17-19) с устройством ЛСР N 01-07 115 850,86 соответствии водопропускной трубы, д. Копотилово Казанского района. с п 5.10. в Ремонт подхода от тротуара по ул. Ишимская с. Казанское ЛСР N 01-08 140 352,06 соответствии к остановочному комплексу (ул. Горького). с п 5.10. в ЛСР N 01-09 Ремонт пер. Кузнечный с. Дубынка Казанского района 1 714 880,58 соответствии с п 5.10. Ремонт ул Ишимская с. Казанское с устройством в ЛСР N 01-10 пешеходного тротуара между улицами Промышленная- 1 324 757,64 соответствии Снежная. с п 5.10. в Ремонт пешеходного тротуара у Новоселезневской СОШ по ЛСР N 01-11 47 398,04 соответствии ул. Ишимская п. Новоселезнево. с п 5.10. в Ремонт ул. Комсомольская с. Казанское в районе Казанской ЛСР N 01-12 416 811,14 соответствии СОШ, с устройством перильного ограждения. с п 5.10. в Ремонт ул. Ишимская с. Казанское в районе жилых домов ЛСР N 01-13 409 181,65 соответствии N 11А, 11Б. с п 5.10. в Ремонт ул. Ишимская (у жилого д. N52) с. Казанское ЛСР N 01-14 194 539,24 соответствии Казанского района с п 5.10. в Ремонт ул. Октябрьская (у жилого д. N31) с. Казанское ЛСР N 01-15 40 219,20 соответствии Казанского района. с п 5.10. в Ремонт ул. Береговая с устройством водопропускной трубы ЛСР N 01-16 115 516,00 соответствии (у жилого д. N9) с. Гагарье Казанского района. с п 5.10. ЛСР N 01-17 Ремонт ул. Ишимная (от д.N1 до д.N7) д. Шагалово 1 247 015,98 в Казанского района. соответствии с п 5.10. в ЛСР N 01-18 Ремонт ул. Зеленая с. Пешнево Казанского района. 2 852 890,21 соответствии с п 5.10. в Ремонт ул. Комсомольская с. Казанское, с устройством авто ЛСР N 01-19 244 108,09 соответствии павильона, остановка "Космос". с п 5.10. в Ремонт ул. Комсомольская с. Казанское, с устройством ЛСР N 01-20 826 062,43 соответствии автопавильона, (NN д.68,70). с п 5.10. в Ремонт ул. Ленина, п. Новоселезнево. с устройством ЛСР N 01-21 244 073,04 соответствии автопавильона, ( д.108). с п 5.10. в ЛСР N 01-22 Ремонт ул. Ишимская с. Казанское (дома 26-32). 852 592,18 соответствии с п 5.10. Ремонт (организация пешеходных переходов на в ЛСР N 01-23 искусственных неровностях на автомобильной дороге) ул. 244 733,96 соответствии Пушкина, вблизи домовладений NN 18, 54, с. Казанское. с п 5.10. в Ремонт ул. Интернациональная, д. Большие Ярки ЛСР N 01-24 1 662 288,31 соответствии Казанского района. с п 5.10. в Ремонт переулка Интернационального, д. Большие Ярки ЛСР N 01-25 825 063,78 соответствии Казанского района. с п 5.10. в Ремонт ул. Набережная, п. Новоселезнево Казанского ЛСР N 01-26 2 022 084,22 соответствии района. с п 5.10. в ЛСР N 01-27 Ремонт ул. Северная с. Казанского (замена автопавильона). 247 421,58 соответствии с п 5.10. в Ремонт автомобильной парковки (детский сад "Ивушка", п. ЛСР N 01-28 285 796,78 соответствии Новоселезнево Казанского района. с п 5.10. в Ремонт ул. Ишимская с. Казанское в районе жилого ЛСР N 01-29 72 305,92 соответствии домаN8. с п 5.10. в ЛСР N 01-30 Ремонт ул. Ленина с. Яровское в районе жилого дома N43. 121 001,50 соответствии с п 5.10. в Ремонт пер. Пушкина с. Казанское с устройством ЛСР N 01-31 115 598,51 соответствии водопропускной трубы. с п 5.10. в Ремонт ул. Усадьба, с. Пешнево Казанского района ЛСР N 01-32 226 897,68 соответствии (разворотная площадка). с п 5.10. в ЛСР N 01-33 Ремонт ул. Пушкина с. Казанское(от д. N58 до д.N60) 661 337,44 соответствии с п 5.10. в Ремонт ул. Новая с. Пешнево Казанского района с ЛСР N 01-34 41 185,49 соответствии устройством водопропускной трубы. с п 5.10. в Ремонт улиц Мелиораторов, 40 лет Победы, Кирова с. ЛСР N 01-35 471 816,54 соответствии Казанское (3 разворотных площадки). с п 5.10. в Ремонт ул. Береговая д. Ельцово Казанского района с ЛСР N 01-36 834 524,11 соответствии устройством остановочного комплекса. с п 5.10. в Ремонт ул. Коммунаров д. Заречка Казанского района с ЛСР N 01-37 834 524,11 соответствии устройством остановочного комплекса. с п 5.10. в Ремонт подхода от тротуара по ул. Ишимская с. Казанское ЛСР N 01-38 140 352,06 соответствии к остановочному комплексу (ММС). с п 5.10. в ЛСР N 01-39 Ремонт ул. 8е Марта д. Шадринка Казанского района. 3 068 182,97 соответствии с п 5.10. Итого по объекту 30 174 522,89 Пунктом 8.1 контракта предусмотрено, что настоящий контракт вступает в силу с момента заключения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и действует до полного исполнения сторонами обязательств. Пунктом 11.1 контракта предусмотрен срок начала и окончания работ определяется в соответствии с "Графиком выполнения строительно-монтажных работ" (раздел 11.1. настоящего контракта). Начало работ: с момента заключения муниципального контракта. Окончание работ: 31.10.2024.
Статьёй 309 Гражданского кодекса РФ (далее также - ГК РФ) предусмотрено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Статьёй 310 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Пунктом 1 статьи 702 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его. Пунктом 1 статьи 708 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. Подпунктом 2 пункта 2 статьи 450 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора. 16.09.2024 заказчиком в адрес подрядчика направлена претензия исх.N 01-01- 27/4762 согласно которой, Администрация Казанского муниципального района информирует подрядчика о необходимости исполнения муниципального контракта N 2024.029 в части объекта: "Ремонт автомобильных дорог местного значения в сроки, определенные контрактом. 19.09.2024 заказчиком составлен акт N б/н проверки выполнения работ на объекте, согласно которому, в результате осмотра объектов производства работ установлено, что до настоящего времени подрядчик приступил в июне 2024 года к работам на одном объекте - ремонт ул. 8 Марта, д. Шадринка, Казанского района. Выполнено киркование земляного полотна улицы, далее работы не производятся. На остальных объектах подрядчик не приступил к выполнению работ. Есть основание полагать, что подрядчик не выполнил работы в срок установленный муниципальным контрактом N 2024.029, до 31.10.2024.
Заказчик руководствуясь статьёй 95 Закона о контрактной системе, пунктом 8.5 контракта принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Комиссия Тюменского УФАС России полагает, что у заказчика в данном случае имелись достаточные правовые основания для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта. Комиссией Тюменского УФАС России в рамках проведенной проверки исследован вопрос относительно соблюдения процедуры расторжения контракта, регламентированной положениями Закона о контрактной системе. Частью 14 статьи 34 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 26 статьи 95 настоящего Федерального закона. Пунктом 8.5 контракта предусмотрено, что стороны вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом. Процедура расторжения контракта (договора) в одностороннем порядке регламентируется статьёй 95 Закона о контрактной системе. Частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней, с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Закон о контрактной системе предоставляет право, а в некоторых случаях, вменяет в обязанность заказчику принять решение об отмене ранее принятого решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (например, часть 14 статьи 95 Закона о контрактной системе). 20.09.2024 заказчиком в ЕИС в сфере закупок по реестровому номеру контракта размещено решение об одностороннем отказе N 01-01-27/4843 от исполнения контракта: Статьёй 191 ГК РФ предусмотрено, что течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало. Статьёй 193 ГК РФ предусмотрено, что если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день. Письмом ФАС России от 14.03.2018 N РП/16764/18 "О рассмотрении обращения" разъяснено, что если первым днем начала исчисления срока, установленного частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, будет день, следующий за днем надлежащего уведомления поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта. Следовательно, на одиннадцатый день с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта контракт считается расторгнутым. Частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта. Поскольку датой надлежащего уведомления ИП Галояна Сергея об одностороннем отказе от исполнения контракта является 20.09.2024, следовательно, во исполнение части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, письма ФАС России от 14.03.2018 N РП/16764/18 датой вступления в законную силу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта является 01.10.2024.
Важно отметить, что заказчиком не допущено сокращения установленного Законом о контрактной системе, срока вступления в законную силу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, следовательно, процедура расторжения контракта заказчиком соблюдена. То обстоятельство, что в решении заказчика об одностороннем отказе содержится ссылка о расторжении контракта с момента получения уведомления, не отменяет то обстоятельство, что заказчиком полностью соблюден десятидневный пресекательный срок вступления в законную силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта. Обращение заказчика о включении в РНП сведений в отношении ИП Галояна Сергея поступило в Тюменское УФАС России после вступления в законную силу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, следовательно, порядок направления заказчиком обращения о включении в РНП в контрольный орган в сфере закупок также полностью соблюден. Необходимо отметить, что ИП Галоян Сергей подавая заявку на участие в закупке, согласился со всеми изложенными в извещении об осуществлении закупки требованиями заказчика. Исполнитель по контракту принимает на себя соответствующие обязанности, предусмотренные действующим законодательством, в том числе, Законом о контрактной системе и обязан знать требования этого законодательства (в том числе, в части, касающейся своевременного и качественного исполнения условий контракта). По общему правилу контракт прекращается полным и качественным исполнением обязательств каждой из сторон. Под полным исполнением обязательств понимается исполнение обязательств: в полном объеме, в установленный срок, надлежащими субъектами. При этом, односторонний отказ от исполнения контракта возможен при наличии факта нарушения условий контракта одной из сторон, при этом нарушение должно иметь существенный характер. Пунктом 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса РФ" предусмотрено, что оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное. Комиссия Тюменского УФАС России не усматривает какого-либо предвзятого отношения к приемке работ у исполнителя поскольку: Во-первых, заказчик в данном случае исходил из необходимости достижения результативности обеспечения муниципальных нужд (статья 12 Закона о контрактной системе), что указывает на заинтересованность заказчика в исполнении подрядчиком контракта; Во-вторых, невозможность подрядчика (исполнителя) исполнить обязательства по контракту в требуемом объеме с надлежащим качеством, не может указывать на добросовестность, учитывая, что подрядчик (исполнитель) был ознакомлен с условиями технического задания, подавал заявку на участие в закупке, подписал контракт на условиях указанных в техническом задании, а следовательно, добровольно принял на себя обязательства по надлежащему исполнению условий контракта в установленный срок; В-третьих, документы подтверждающие возникновение непреодолимой силы, которые не позволили исполнить обязательства по контракту в установленный срок, в материалы дела не представлены; В-четвертых, Комиссией Тюменского УФАС России по результатам изучения материалов дела не установлено, что заказчик своими действиями препятствовал подрядчику надлежащим образом исполнять обязательства по контракту, а именно, не допускал на объект производства работ, не выходил на связь с подрядчиком. Наоборот, материалы дела содержат переписку как заказчика, так и подрядчика, то есть, заказчик фактически выходил на связь с подрядчиком. Действия подрядчика (исполнителя), выразившиеся в неисполнении в полном объеме условий контракта с надлежащим качеством, привели к нарушению права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) по цене и срокам исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке. Невыполнение в данном случае победителем закупки условий контракта, приводит к нарушению интересов не только заказчика, но и публичных интересов, которые обеспечиваются единой и обязательной процедурой определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков). Однозначных, бесспорных доказательств, свидетельствующих о том, что неисполнение контракта произошло по вине заказчика, ввиду нарушения последним со своей стороны условий контракта в материалы дела не представлено. Не все действия подрядчика (исполнителя) могут быть признаны направленными на надлежащее исполнение контракта. Определение действий подрядчика (исполнителя) в качестве надлежащих связывается именно с результатом выполненной работы, то есть с полностью выполненными работами по объекту, которые выполнены прежде всего с надлежащим качеством, полном отсутствии замечаний, а не с действиями предшествующими достижению результата работы. В материалах дела отсутствует какое-либо документальное подтверждение факта приемки заказчиком выполненных работ в полном объеме с надлежащим качеством. Итоговый акт приемки полностью выполненных работ и сдачи объекта, подписанный заказчиком и поставщиком в ЕИС в сфере закупок отсутствует. В свою очередь, часть 14 статьи 95 Закона о контрактной системе является правовым основанием для отмены заказчиком ранее принятого решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, и вменяется в обязанность заказчика, поскольку данная норма закона подлежит применению исключительно в случае, если подрядчиком (исполнителем) полностью устранены нарушения условий контракта послужившие основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта. Комиссией Тюменского УФАС России установлено, что в десятидневный срок, предусмотренный частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, в течение которого, подрядчиком (исполнителем) должно быть устранено нарушение условий муниципального контракта, подрядчик не устранил нарушение условий муниципального контракта. В разделе "исполнение контракта" официального сайта ЕИС в сфере закупок по реестровому номеру контракта установлено, что стоимость исполненных подрядчиком (исполнителем) обязательств не указана. Комиссия Тюменского УФАС России руководствуется представленными в материалы дела документами, по результатам изучения представленного отчета Комиссия Тюменского УФАС России находит подтвержденным юридический факт существенного нарушения подрядчиком условий заключенного муниципального контракта. Комиссией Тюменского УФАС России не установлено какого-либо нарушения условий муниципального контракта со стороны заказчика, либо предвзятого отношения заказчика к приемке выполненных работ у подрядчика. Частью 1 статьи 101 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчик обязан осуществлять контроль за исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта в соответствии с законодательством Российской Федерации. Комиссия Тюменского УФАС России отмечает, что требования части 13 статьи 95, части 1 статьи 101 Закона о контрактной системе, по сути предусматривают специальную норму о пресекательном десятидневном сроке, в течение которого, поставщик (подрядчик, исполнитель) обязан со своей стороны устранить ранее выявленные заказчиком нарушения условий муниципального контракта. Статьёй 401 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса РФ об ответственности за нарушение обязательств", требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях. Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий. Не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей. Пунктом 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства РФ" предусмотрено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в следующих случаях:
а) выявлены нарушения заказчиком, установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
- принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
- надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика. Вместе с тем, Комиссией Тюменского УФАС России не установлено вышеперечисленных обстоятельств, что лишает возможности Комиссию Тюменского УФАС России принять решение об отказе во включении информации в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Как ранее отмечалось, результативность обеспечения муниципальных нужд (статья 12 Закона о контрактной системе) а также удовлетворение муниципальных нужд связывается с достижением результата исполнения муниципального контракта (то есть, в полном объеме с надлежащим качеством), в рассматриваемом случае заказчик пояснил, что требуемый результат исполнения контракта не достигнут. Вместе с тем, отсутствие у исполнителя необходимых финансовых ресурсов для исполнения условий контракта не является обстоятельством непреодолимой силы. Кроме того, участник закупки самостоятельно подает ценовое предложение в аукционном зале оператора электронной площадки и несет за него полную ответственность. В заседании Комиссии Тюменского УФАС России представитель заказчика обратил внимание, что в конце сентября 2024 года индивидуальный предприниматель был на личном приеме в Администрации Казанского муниципального района и обещал приступить к выполнению работ, вместе с тем, подрядчик к выполнению работ на объектах не приступил. Отсутствие результата полностью выполненных работ с надлежащим качеством привело к отсутствию выполнения ремонта автомобильных дорог местного значения. Учитывая, что факт существенного нарушения условий муниципального контракта подтвержден (по состоянию на дату принятия и вступления в законную силу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, ранее указанные заказчиком нарушения условий контракта не устранены подрядчиком в полном объеме), преждевременность в принятии заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта Комиссией Тюменского УФАС России не установлена, обстоятельства непреодолимой силы, а также обстоятельства того, что заказчик своими действиями препятствовал подрядчику (исполнителю) исполнить обязательства по контракту Комиссией Тюменского УФАС России не установлены, заказчиком соблюдена процедура расторжения контракта в одностороннем порядке, и как следствие, Комиссия Тюменского УФАС России полагает, что имеются достаточные правовые основания для включения в РНП сведений в отношении индивидуального предпринимателя Галояна Сергея. В связи с изложенным, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99, статьи 104 Закона о контрактной системе и Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, Комиссия Тюменского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Сведения в отношении индивидуального предпринимателя Галояна Сергея (ИНН 720513643961) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) включить сроком на два года.
2. Датой включения сведений в отношении индивидуального предпринимателя Галояна Сергея в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте ЕИС в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru.
В соответствии с частью 11 статьи 104 Закона о контрактной системе, настоящее решение может быть оспорено в арбитражном суде. Председатель комиссии: Ю.Д. Верзун Члены комиссии: Н.В. Логинова И.Г. Назаров
2024-7858
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 4 октября 2024 г. N РНП-72-173/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.10.2024