Управление Федеральной налоговой службы по г. Москве (далее - Управление) рассмотрев Ваше интернет-обращение от 27.03.2018 (вх. N 23414-зг от 27.03.2018), сообщает, что в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1173 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере применения контрольно-кассовой техники осуществляет Министерство финансов Российской Федерации.
Вместе с тем, считаем возможным отметить, что согласно пункту 1 статьи 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа" (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных Федеральным законом N 54-ФЗ.
В соответствии с пунктом 9 статьи 2 Федерального закона N 54-ФЗ ККТ не применяется при осуществлении расчетов с использованием электронного средства платежа без его предъявления между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1.2 Федерального закона N 54-ФЗ при осуществлении расчета пользователь обязан выдать кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе и (или) в случае предоставления покупателем (клиентом) пользователю до момента расчета абонентского номера либо адреса электронной почты направить кассовый чек или бланк строгой отчетности в электронной форме покупателю (клиенту) на предоставленные абонентский номер либо адрес электронной почты (при наличии технической возможности для передачи информации покупателю (клиенту) в электронной форме на адрес электронной почты).
Пунктом 5 статьи 1.2 Федерального закона N 54-ФЗ установлено, что пользователи при осуществлении расчетов с использованием электронных средств платежа, исключающих возможность непосредственного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем или уполномоченным им лицом, и применением устройств, подключенных к сети "Интернет" и обеспечивающих возможность дистанционного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем или уполномоченным им лицом при осуществлении этих расчетов, обязаны обеспечить передачу покупателю (клиенту) кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме на абонентский номер либо адрес электронной почты, указанные покупателем (клиентом) до совершения расчетов.
На основании положения статьи 1.1 Федерального закона N 54-ФЗ расчеты - это прием или выплата денежных средств с использованием наличных и (или) электронных средств платежа за реализуемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги.
В соответствии с пунктом 19 статьи 3 Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" электронное средство платежа - это средство и (или) способ, позволяющие клиенту оператора по переводу денежных средств составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов с использованием информационно-коммуникационных технологий, электронных носителей информации, в том числе платежных карт, а также иных технических устройств.
Также следует учитывать, что согласно позиции, содержащейся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 28.04.2017 N 03-01-15/26324, Федеральным законом N 54-ФЗ не предусмотрено исключений при осуществлении оплаты электронными средствами платежа через кредитную организацию, в том числе посредством платежного поручения.
Согласно пункту 9 статьи 7 Федерального закона N 290-ФЗ в случае, если организации или индивидуальные предприниматели в соответствии с Федеральным законом N 54-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона N 290-ФЗ) вправе не применять контрольно-кассовую технику, такое право сохраняется за ними до 01.07.2018.
На основании вышеизложенного, при оплате покупателем товара, работы, услуги посредством платежного поручения через кредитную организацию или систему дистанционного банковского обслуживания обязанность применения контрольно-кассовой техники у организации и индивидуального предпринимателя наступает после 01.07.2018.
По вопросу применения контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов посредством электронных средств платежа следует учитывать, что согласно пункту 3 статьи 16.1 Федерального закона от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" при оплате товаров (работ, услуг) путем перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов обязательства потребителя перед продавцом (исполнителем) по оплате товаров (работ, услуг) считаются исполненными в сумме, указанной в распоряжении о переводе денежных средств, с момента подтверждения его исполнения обслуживающей потребителя кредитной организацией.
Учитывая вышеизложенное, в случае, если оплата производится наличными денежными средствами и (или) с использованием средств, которые относятся к электронным средствам платежа, в том числе при оплате через кредитную организацию посредством платежного поручения, контрольно-кассовая техника организациями и индивидуальными предпринимателями применяется в общеустановленном порядке.
Пунктом 2 статьи 5 Федерального закона N 54-ФЗ предусмотрено, что пользователь контрольно-кассовой техники обязан выдавать (направлять) покупателям (клиентам) при осуществлении расчетов в момент оплаты товаров (работ, услуг) кассовые чеки или бланки строгой отчетности в случаях, предусмотренных Федеральным законом N 54-ФЗ.
По вопросу, связанному с осуществлением расчетов, следует учитывать, что пунктом 1 статьи 4.7 Федерального закона N 54-ФЗ определен обязательный перечень реквизитов, содержащихся на кассовом чеке (бланке строгой отчетности), в том числе признак расчета (получение средств от покупателя (клиента) - приход, возврат покупателю (клиенту) средств, полученных от него, - возврат прихода, выдача средств покупателю (клиенту) - расход, получение средств от покупателя (клиента), выданных ему, - возврат расхода), а также наименование товаров, работ, услуг (если объем и список услуг возможно определить в момент оплаты), платежа, выплаты, их количество, цена за единицу с учетом скидок и наценок, стоимость с учетом скидок и наценок, с указанием ставки налога на добавленную стоимость.
Вместе с тем, на основании пункта 4 статьи 4.1 Федерального закона N 54-ФЗ разработан приказ ФНС России от 21.03.2017 N ММВ-7-20/229@ "Об утверждении дополнительных реквизитов фискальных документов и форматов фискальных документов, обязательных к использованию", предусматривающий три версии форматов фискальных документов, а также соответствующие признаки способа расчета.
Таким образом, при приеме лома черных и цветных металлов от физических и (или) юридических лиц, расчеты осуществляются с применением контрольно-кассовой техники. При этом на кассовом чеке указывается признак расчета "расход" (тег 1131).
Кроме того, в соответствии со статьей 4 Федерального закона N 54 необходимо исключить возможность формирования (печати) кассового чека, кассового чека коррекции, содержащих сведения более чем об одном признаке расчета.
Следует учитывать, что Федеральный закон N 54-ФЗ не ограничивает использование одной контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов за реализацию товаров и при выплате денежных средств при приемке металлолома.
Управление обращает внимание, что за неприменение контрольно-кассовой техники в установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники случаях предусмотрена административная ответственность частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ и частью 3 статьи 14.5 КоАП РФ за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, в случае, если сумма расчетов, осуществленных без применения контрольно-кассовой техники, составила, в том числе в совокупности, один миллион рублей и более.
Административная ответственность за применение контрольно-кассовой техники с нарушением установленных законодательством Российской Федерации порядка и условий ее применения предусмотрена частью 4 статьи 14.5 КоАП РФ.
Дополнительно сообщаем, что информация о новом порядке применения контрольно-кассовой техники своевременно размещается на интернет-сайте ФНС России www.nalog.ru.
Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Управления не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. Направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации и не препятствует руководствоваться нормами законодательства в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Советник |
И.В. Шульга |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо УФНС России по г. Москве от 10 апреля 2018 г. N 17-26/2/074079@ "О разъяснении законодательства"
Текст письма опубликован в региональном выпуске газеты "Учет. Налоги. Право в Москве" от 18-24 сентября 2018 г. N 34