Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О прожиточном минимуме в Российской Федерации"
В соответствии со статьей 4 ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации устанавливается ежеквартально Правительством Российской Федерации. Однако Федеральный закон не прописал конкретные или предельные сроки установления величины прожиточного минимума, что несомненно следует расценивать как недостаток законодательного регулирования данного вопроса.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 664 от 07.09.2001 г. установлена величина прожиточного минимума в целом по Российской Федерации за I и II квартал 2001 года.
Т.о. получается, что только в III квартале установлена величина за I квартал. Несмотря на отсутствие сроков установления величины прожиточного минимума в Федеральном законе данную практику Правительства в части сроков установления величины прожиточного минимума нельзя считать правильной, да и законной. Если в Федеральном законе имеется предписание, что величина прожиточного минимума устанавливается ежеквартально, следовательно, Правительство должно своевременно решать данный вопрос и устанавливать величину прожиточного минимума последовательно за (на) каждый квартал, а не за два квартала сразу в конце третьего квартала.
Чтобы избежать в дальнейшем практики несвоевременного установления величины прожиточного минимума рассматриваемым проектом федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" предлагается установить предельный срок, до которого Правительство обязано установить величину прожиточного минимума на текущий квартал. Для этого предлагается пункт 2 статьи 4 изложить в новой редакции, где прописать, что величина прожиточного минимума устанавливается Правительством Российской Федерации на текущий квартал не позднее 1 числа второго месяца квартала, кроме этого предлагается установить, что сроки установления величины прожиточного минимума в субъектах Российской Федерации предусматриваются законами субъектов Российской Федерации.
Рассматриваемый законопроект призван решить еще одну задачу, она касается вопроса совместного ведения Российской Федерации и субъектов Федерации применительно к вопросу о прожиточном минимуме. Так, в соответствии с подпунктом "ж" статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы защиты семьи, материнства, отцовства и детства, социальной защиты, включая социальное обеспечение находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
Однако, на практике, как оказалось реализация вопросов совместного ведения порождает определенные проблемы. При решении данных вопросов речь должна идти о повышении эффективности консолидации государственной власти. Федеральный закон "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации" от 04.06.1999 года обозначил только направление обеспечение единого подхода на основе Конституции по вопросу о разграничении предметов ведения между центром и регионами. Проблема совместного ведения требует разрешения вопроса о разграничении полномочий Федеральных органов государственной власти и органов субъектов Федерации по вопросам совместного ведения. В Федеральном законе "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" данный подход реализован, однако, следует в Федеральном законе уточнить, что субъекты Федерации вправе принимать законы субъектов о прожиточном минимуме для обеспечения реального учета природно-климатических условий, национальных традиций и местных особенностей потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг основными социально-демографическими группами. Для этого проектом Федерального закона предлагается в пункте 4 статьи 3 Федерального закона уточнить, что потребительская корзина в субъектах Федерации устанавливается в соответствии с Федеральным законом "О прожиточном минимуме Российской Федерации" и в соответствии с законами субъектов Федерации.
Также предлагается сделать ссылку на закон субъекта Федерации и в пункте 2 статьи 4, где предусмотреть, что сроки установления величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации предусматриваются законами субъектов Российской Федерации. Правовых препятствий принятия рассматриваемого закона проекта нет. Принятие законопроекта не повлечет прямых финансовых затрат из бюджета. Данный законопроект позволит снять напряжение по срокам установления величины прожиточного минимума и обяжет Правительство решать данный вопрос своевременно и позволит устранить определенный пробел в полномочиях государственных органов власти субъектов Федерации по законодательному решению вопроса о прожиточном минимуме.
Законодательное собрание |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.