Письмо Управления МНС по г. Москве от 20 июля 2001 г. N 03-12/33431
Вопрос: В ходе выездной налоговой проверки налоговые органы столкнулись со следующей ситуацией.
Российская организация приобретает в Казахстане нефтегазовое сырье и передает его в переработку другой российской организации.
Полученный в результате переработки продукт затем обменивается на аналогичный продукт, но более высокого качества, с целью дальнейшей его реализации на экспорт. По результатам бартерной сделки организация имеет убыток, так как себестоимость обмениваемого продукта выше стоимости получаемого взамен продукта.
Поскольку ст. 40 Налогового кодекса РФ налоговым органам предоставлено право контроля цен по бартерным операциям, можно ли считать подтверждением рыночной цены получаемого в обмен продукта справку, выданную организацией - поставщиком данного продукта?
Ответ: Согласно ст. 567 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) по договору мены каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороны один товар в обмен на другой.
Если законом или договором мены не предусмотрено иное, право собственности на обмениваемые товары переходит к сторонам, выступающим по договору мены в качестве покупателей, одновременно после исполнения обязательств передать соответствующие товары обеими сторонами.
Статьей 568 ГК РФ установлено, что если из договора мены не вытекает иное, товары, подлежащие обмену, предполагаются равноценными, а расходы на их передачу и принятие осуществляются в каждом случае той стороной, которая несет соответствующие обязанности.
К договору мены применяются соответственно правила о купле-продаже, если это не противоречит правилам главы 31 ГК РФ "Мена" и существу мены. При этом каждая из сторон признается продавцом товара, который она обязуется передать, и покупателем товара, который она обязуется принять в обмен.
Таким образом, предприятие, реализующее продукцию (работы, услуги) по договору мены, является одновременно продавцом и покупателем.
Формирование выручки от реализации продукции (работ, услуг) по договорам мены в бухгалтерском учете с 1 января 2000 г. осуществляется в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Доходы организации" (ПБУ 9/99), утвержденным приказом Минфина России от 06.05.99 N 32н.
В соответствии с п. 6.3 ПБУ 9/99 выручка по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, принимается к бухгалтерскому учету по стоимости товаров (ценностей), полученных или подлежащих получению организацией. Стоимость товаров (ценностей), полученных или подлежащих получению организацией, устанавливают исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных товаров (ценностей).
При невозможности установить стоимость товаров (ценностей), полученных организацией, величина поступления и (или) дебиторской задолженности определяется стоимостью продукции (товаров), переданной или подлежащей передаче организацией. Стоимость продукции (товаров), переданной или подлежащей передаче организацией, устанавливается исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах организация обычно определяет выручку в отношении аналогичной продукции (товаров).
Пунктом 10 Положения по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов (ПБУ 5/98), утвержденного приказом Минфина России от 15.06.98 N 25н, установлено, что фактическая себестоимость материально-производственных запасов, приобретенных по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, определяется исходя из стоимости товаров (ценностей), переданных или подлежащих передаче организацией. Стоимость товаров (ценностей), переданных или подлежащих передаче, устанавливается исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных товаров (ценностей).
Согласно п. 2 ст. 40 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы вправе контролировать правильность применения цен по сделкам по товарообменным (бартерным) операциям.
В случае, если цены товаров (работ, услуг), примененные сторонами сделки, отклоняются в сторону повышения или в сторону понижения более чем на 20 процентов от рыночной цены идентичных (однородных) товаров (работ, услуг), налоговый орган вправе вынести мотивированное решение о доначислении налога и пени, рассчитанных таким образом, как если бы результаты этой сделки были оценены исходя из применения рыночных цен на соответствующие товары (работы, услуги).
Рыночной ценой товара (работы, услуги) признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии - однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях.
При определении и признании рыночной цены товара (работы, услуги) используются официальные источники информации о рыночных ценах на товары (работы, услуги) и биржевых котировках.
Источниками информации о рыночных ценах могут быть признаны:
- официальная информация о биржевых котировках (состоявшихся сделках) на ближайшей к месту нахождения (месту жительства продавца (покупателя) бирже, а при отсутствии сделок на указанной бирже либо при реализации (приобретении) на другой бирже - информация о биржевых котировках, состоявшихся сделках на этой другой бирже или информация о международных биржевых котировках;
- информация о рыночных ценах, опубликованная в печатных изданиях или доведенная до сведения общественности средствами массовой информации;
- информация государственных органов по статистике и органов, регулирующих ценообразование.
Оценка рыночной цены на продукцию может быть осуществлена в соответствии с Федеральным законом от 29.07.98 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" оценщиком, получившим лицензию в установленном порядке.
Кроме того, при определении рыночных цен товара (работы, услуги) учитывается информация о заключенных на момент реализации этого товара (работы, услуги) сделках с идентичными (однородными) товарами (работами, услугами) в сопоставимых условиях. В частности, учитываются такие условия сделок, как количество (объем) поставляемых товаров, сроки исполнения обязательств, условия платежей, обычно применяемые в сделках данного вида, а также иные разумные условия, которые могут оказывать влияние на цены.
Исходя из вышеизложенного, при решении вопроса о соответствии рыночным ценам цен реализованных и полученных товарно-материальных ценностей по договору мены следует руководствоваться требованиями ст. 40 Налогового кодекса Российской Федерации и запросить информацию о ценах из независимых источников (биржа, органы статистики и пр.), а также проследить цены, примененные проверяемой организацией, по сделкам с идентичными (однородными) товарами в сопоставимых условиях. Справка, представленная партнером проверяемой организации, не может быть учтена как информация о рыночных ценах из независимых источников.
Заместитель руководителя Управления |
А.А. Глинкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Управления МНС по г. Москве от 20 июля 2001 г. N 03-12/33431
Текст письма опубликован в газете "Московский налоговый курьер", N 19, 2001 г.