Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ
от 6 февраля 2002 г. N 5971/01
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации рассмотрел протест заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на решение Арбитражного суда Приморского края от 16.02.01 по делу N А51-1672/00-11-11 и постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 07.05.01 по тому же делу.
Заслушав и обсудив доклад судьи, Президиум установил следующее.
Автономная некоммерческая организация "Морские лоцманы Находки" (далее - лоцманская организация) обратилась в Арбитражный суд Приморского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Судоходная компания "Дальэко-Плюс" (далее - судовладелец) о взыскании 10128 долларов 52 центов США задолженности по оплате лоцманских услуг за период с 10.03.99 по 07.02.2000.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, на стороне ответчика привлечена морская администрация порта Находка (далее - администрация).
Решением от 23.06.2000 иск удовлетворен в сумме 1739 долларов 61 цента, в остальной части иска отказано со ссылкой на неправильное определение истцом количества операций, выполненных им при оказании лоцманских услуг.
Постановлением апелляционной инстанции от 08.09.2000 решение отменено, в иске отказано, поскольку оплату за оказанные услуги истец вправе требовать от администрации, которая является заказчиком этих услуг. Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановлением от 14.11.2000 указанные судебные акты отменил в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права, дело передал на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела решением от 16.02.01 в иске отказано. Суд указал на то, что истец не обладает правом взимать лоцманский сбор, это право предоставлено администрации.
Обязательственные отношения, связанные с оказанием лоцманских услуг, возникли у ответчика не с истцом, а с администрацией. Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановлением от 07.05.01 решение оставил без изменения.
В протесте заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации предлагается решение Арбитражного суда Приморского края от 16.02.01 и постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 07.05.01 по настоящему делу отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Президиум считает, что протест подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, лоцманская организация была учреждена решением Совета межрегионального общественного объединения "Ассоциация морских лоцманов России" 25.11.97. Согласно уставу истца организация создана для обеспечения безопасного, своевременного и квалифицированного лоцманского обслуживания морских судов. Деятельность организации находится под специальным государственным контролем (со стороны капитана порта). Организация осуществляет предпринимательскую деятельность в соответствии с законодательством России только для тех целей и только в том объеме, для которых она создана. Прибыль, полученная организацией в результате осуществления предпринимательской деятельности, не распределяется между ее учредителями, а направляется на цели, ради которых создана организация (пункты 2.1, 2.4 устава).
Истцом была получена лицензия на осуществление лоцманской проводки.
В соответствии с Обязательными постановлениями по Находкинскому морскому торговому порту лоцманское обеспечение в порту, в том числе при перестановке и перешвартовке, является обязательным для всех судов, кроме судов, капитаны которых имеют разрешение капитана порта на право плавания без лоцмана.
Во исполнение Обязательных постановлений между лоцманской организацией и администрацией заключен договор от 27.12.97 N 2, в соответствии с которым истец на основании поданных заявок осуществляет лоцманские услуги судам в районе лоцманской проводки от приемного буя N 1 залива Находка до причалов порта Находка.
Согласно пунктам 2.1.7, 2.1.8 договора при взимании лоцманских сборов истец обязан соблюдать ставки, установленные Министерством экономики Российской Федерации, и использовать эти сборы на развитие и обеспечение своей деятельности. Договор не предусматривает права администрации на получение лоцманского сбора или какой-либо его части.
Как следует из материалов дела, в период с марта 1999 года по февраль 2000 года истец оказывал ответчику услуги по осуществлению лоцманской проводки судов. По утверждению истца, стоимость услуг составила 14076 долларов 40 центов США. Фактически ответчиком было оплачено 3947 долларов 88 центов США, недоплата составила 10128 долларов 52 цента США. Указанная задолженность явилась основанием для обращения с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении иска, суд сослался на то, что обязательственные отношения по оказанию лоцманских услуг возникли не между истцом и ответчиком, а между ответчиком и администрацией порта. При этом суд сослался на соглашения о порядке оплаты портовых сборов от 01.01.99 N 7/46 и от 01.01.2000 N 7-8, заключенные между администрацией порта и судовладельцем, в соответствии с которыми заявки на лоцманскую проводку судовладелец направлял администрации и имел перед ней обязательства по оплате портовых сборов. Проведение лоцманской проводки администрация поручала истцу как третьему лицу, что соответствует статье 313 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Лоцманская деятельность по проводке морских судов рассматривается российским законодательством как коммерческая деятельность, деятельность по оказанию услуг.
Согласно статье 106 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации лоцманский сбор взимается с судов, пользующихся услугами лоцмана.
Таким образом, лоцманский сбор является платой за предоставленные лоцманом и полученные судовладельцем услуги по проводке судна.
Как следует из материалов дела, заявки на лоцманскую проводку судовладелец направлял в администрацию порта. В этих заявках содержались прямая просьба оказать лоцманские услуги и обязательство оплатить эти услуги, указаны наименование судов, время, когда услуги должны быть оказаны, место, куда лоцман должен провести судно. Следовательно, заявки содержали все существенные условия договора на оказание услуг по лоцманской проводке.
Поскольку в заявках судовладельца не указано, кому конкретно они адресованы, эти заявки следует оценивать как приглашение делать оферты (пункт 1 статьи 437 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Судовладелец направлял заявки в администрацию порта как в орган, посредством которого оферта может быть публично доведена до сведения лоцманских организаций, имеющих право оказывать эти услуги.
Материалы дела позволяют считать, что со стороны лоцманской организации были совершены действия, свидетельствующие о заключении договора об оказании лоцманских услуг. Так, в деле имеются лоцманские квитанции, выписки из судовых журналов о принятии лоцмана на борт, сведения о постановке судов к причалам.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о фактическом заключении договора между лоцманской организацией и судовладельцем в соответствии с пунктом 2 статьи 159 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Косвенным доказательством факта заключения договора является то обстоятельство, что никакая иная организация, кроме истца, не имела права оказывать лоцманские услуги в данном порту.
Таким образом, отношения лоцманской организации с судовладельцем следует рассматривать как договорные.
Содержащийся в судебных актах довод о возникновении обязательственных отношений по оказанию лоцманских услуг между администрацией порта и судовладельцем противоречит правовой природе лоцманского сбора, который является платой за предоставленные услуги.
Соглашения о порядке оплаты портовых сборов от 01.01.99 N 7/46 и от 01.01.2000 N 7-8, заключенные между администрацией и судовладельцем, не содержат обязательств администрации по лоцманской проводке судов.
Фактически администрация после получения заявки судовладельца только передавала ее лоцманской организации.
Необоснованной является ссылка суда кассационной инстанции на статью 313 Гражданского кодекса Российской Федерации. Суд оценил договор от 27.12.97 N 2, заключенный между администрацией и лоцманской организацией как договор, в рамках которого лоцманская организация приняла на себя обязательство оказывать лоцманские услуги судовладельцам вместо администрации, а потому не вправе требовать от судовладельцев уплаты лоцманского сбора.
Между тем указанный договор определяет порядок оказания лоцманских услуг и не содержит сведений о предоставлении этих услуг за администрацию. Содержание договора позволяет сделать вывод о том, что администрация не оспаривала право истца получать лоцманский сбор непосредственно от судовладельцев. Более того, администрация обязалась по представлению лоцманского командира применять санкции, предусмотренные Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации, к судам, нарушившим Обязательные постановления либо не оплатившим лоцманские услуги.
Нельзя согласиться также с доводом суда о том, что право взимания лоцманского сбора принадлежит исключительно администрации. Лоцманская служба утратила свою государственную принадлежность, поскольку право на оказание услуг по лоцманской проводке судов получили любые организации, имеющие соответствующую лицензию на лоцманскую деятельность. Статья 87 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации предусматривает наряду с государственной существование и негосударственной лоцманской службы. Негосударственные лоцманские службы строят свою деятельность на основе полной финансово-экономической самостоятельности и несут самостоятельную ответственность за результаты хозяйствования.
Таким образом, судебные акты по настоящему делу приняты судом без учета фактически сложившихся взаимоотношений сторон. Суд также неправильно применил нормы материального права. Поэтому оспариваемые судебные акты подлежат отмене на основании статьи 188 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело - направлению в суд первой инстанции для рассмотрения по существу заявленных требований.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 187 - 189 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:
решение Арбитражного суда Приморского края от 16.02.01 по делу N А51-1672/00-11-11 и постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 07.05.01 по тому же делу отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию Арбитражного суда Приморского края.
Председатель
Высшего Арбитражного
Суда Российской Федерации |
В.Ф.Яковлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 6 февраля 2002 г. N 5971/01
Текст постановления опубликован в "Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации", 2002 г., N 6