Инвентаризация материальных ценностей (п.п. 625 - 632)

Раздел 1. Общие указания


586. Запасы материалов, предназначенных для основной деятельности, а также материалов для капитального ремонта арендованных зданий, учитываются на счете N 9400 "Хозяйственные материалы".

На счете N 9400 учитываются по ценам приобретения, включая расходы по заготовке и доставке на склад, запасы материальных ценностей до передачи их для использования по назначению, а именно:

а) материалы для текущего ремонта зданий, а также для капитального ремонта арендованных зданий;

б) запасные части к машинам (кроме счетных машин и автомашин), независимо от их стоимости; узлы и запчасти к счетным машинам и автомашинам стоимостью 2 руб. и выше;

в) автомобильные шины (покрышки, камеры и ободные ленты);

г) малоценные и быстроизнашивающиеся предметы до 2 руб. и инструменты;

д) спецодежда;

е) топливо, горючее, смазочные материалы;

ж) канцелярские принадлежности;

з) инкассаторские сумки для сбора денежной выручки, свинцовые пломбы;

и) стандартные и обыкновенные мешки для перевозки и хранения ценностей;

к) упаковочный материал;

л) материалы и приборы для оборудования сигнализации;

м) прочие материалы.

587. В аналитическом учете по балансовому счету N 9400, а также по счету 9310 лицевые счета группируются по субсчетам: а) на складе, б) у подотчетных лиц, в ремонте и переработке; в) временные приспособления и устройства на стройке (только по счету N 9310); г) в пути.

По субсчету "На складе" бухгалтерией ведется учет материалов в количественном и в ценностном выражении (по себестоимости) по каждому виду и сорту материальных ценностей на бланках 04098010.

Наряду с этим склад параллельно ведет сортовой количественный учет на карточках 04098002.

588. Во Внешторгбанке СССР и его учреждениях устанавливается номенклатура материалов, в которой вид и сорторазмер материалов обозначаются определенными номерами (шифром). Номер по номенклатуре является одновременно номером карточки на складе и входит составной частью в номер лицевого счета по балансовому счету N 9400 или 9310 (см. п.20 приложения 2).

589. По субсчету "На складе" счета N 9400 на одном лицевом счете с горючим учитывается также стоимость приобретенных талонов на бензин.

При выдаче водителям машин стоимость талонов списывается по кредиту субсчета "На складе" в дебет субсчета "У подотчетных лиц, в ремонте и переработке" по лицевому счету водителя.

590. Расходы по заготовке и доставке материалов (включая стоимость тары) относятся на увеличение стоимости тех материалов, к которым относятся эти расходы, с распределением по отдельным видам и сортам материалов пропорционально их основной стоимости. Эти накладные расходы записываются в те же сортовые карточки, в которых отражена сортовая стоимость материалов. В крупных учреждениях Внешторгбанка СССР допускается отнесение накладных расходов на отдельный лицевой счет с ежемесячным - в конце месяца - списанием на соответствующие счета расходов, падающих на использованные в течение этого месяца материалы.


Раздел 2. Порядок приемки и оприходования материалов


591. Для получения у поставщиков закупленных материальных ценностей на хозяйственные нужды во Внешторгбанке СССР и его учреждениях выдаются доверенности их работникам на бланках установленной формы за подписями руководителя и главного бухгалтера (или их заместителей) с приложением круглой печати.

При выдаче доверенности в корешке книжки доверенностей в бухгалтерии проставляется регистрационный номер. При этом в книжке, до начала выдачи из нее доверенностей, должны быть пронумерованы все листы.

Учреждения Внешторгбанка СССР, у которых получение товарно-материальных ценностей носит массовый характер, могут корешки в книжке доверенностей не заполнять, а регистрацию выданных доверенностей производить в журнале учета выданных доверенностей с заранее пронумерованными листами, содержащими следующие графы: номер доверенности, дата ее выдачи, срок действия доверенности, должность и фамилия лица, которому выдана доверенность, наименование поставщика, номер и дата наряда (счета, спецификации и другого заменяющего наряд документа) или извещения, расписка лица, получившего доверенность, отметки о выполнении поручений по выданной доверенности.

На последнем листе книжки доверенностей или журнала учета выданных доверенностей (до выдачи доверенностей) делается надпись за подписью главного бухгалтера: "В настоящей книжке (или настоящем журнале) пронумеровано .... листов". Количество листов указывается прописью.

Книжки доверенностей и журналы учета выданных доверенностей должны храниться у лица, ответственного за регистрацию доверенностей.

Не позднее следующего дня после истечения срока действия доверенности лицо, получившее доверенность, представляет в бухгалтерию документы о выполнении поручения либо возвращает неиспользованную доверенность.

Главный бухгалтер учреждения Внешторгбанка СССР следит за соблюдением правил оформления, выдачи и регистрации доверенностей, инструктирует лиц, получивших доверенность, о порядке представления бухгалтерии документов по выполненному поручению, осуществляет контроль за использованием доверенностей и оприходованием полученных по ним материальных ценностей на основании соответствующих документов (приемных актов и т.п.), следит за соблюдением сроков действия выданных доверенностей и своевременным возвратом их в случае неиспользования.

592. Получение грузов и посылок, прибывающих в адрес учреждения Внешторгбанка СССР, возлагается соответствующим приказом на определенного работника, с которым заключается договор о полной материальной ответственности (типовой текст договора приведен в приложении 21).

Указанному работнику для получения грузов с железнодорожных станций, пароходных пристаней и аэропортов выдается постоянная доверенность на определенный срок. Оприходование полученных доверенным лицом материальных ценностей контролируется бухгалтерией по товарно-транспортным или заменяющим их документам поставщиков. Постоянная доверенность на определенный срок может выдаваться на получение у предприятий связи посылок без объявленной ценности. Выданные постоянные доверенности также регистрируются в журнале, указанном в п.591, при этом вместо заполнения срока и других реквизитов, относящихся к разовым доверенностям, делается запись "постоянная".

593. При получении груза доверенный работник банка тщательно проверяет соответствие количества прибывших мест и знаков маркировки на них количеству грузовых мест и знакам маркировки, указанным в транспортной накладной, состояние тары и упаковки прибывших мест (отсутствие повреждений, разрывов и других следов порчи, боя и пр., целостность внутренних швов и т.п.), наличие бирок и пломб с оттисками наименования отправителя, требует от железной дороги , пристани, аэропорта или почты проверки веса каждого полученного места и сверяет фактический вес с накладной, а также проверяет все остальные ее реквизиты с фактическими данными.

В тех случаях, когда при проверке грузов будут обнаружены повреждения вагонов, отсутствие на них пломб, повреждение тары, а также другие признаки, вызывающие сомнения в сохранности груза, работник банка обязан потребовать от транспортной организации проверки сохранности всего груза.

В случае обнаружения несоответствия между наименованием, весом или количеством мест груза в натуре и данными, указанными в перевозочном документе (транспортной накладной), повреждения или порчи груза и других обстоятельств, влекущих материальную ответственность транспорта и грузоотправителя, работник банка обязан потребовать от железной дороги или пристани составления коммерческого акта, а от аэропорта или почты - составления акта с участием представителя этих организаций. При составлении акта каждое место багажа или посылки перевешивается, вскрывается и его содержимое проверяется. На обнаруженное наличие составляется опись с указанием веса, количества и качества.

По недостачам и повреждениям груза, удостоверенным актами, Внешторгбанк СССР и его учреждения немедленно предъявляют претензии к железной дороге, пристани, аэропорту или почте.

При отклонении претензии или оставлении ее без ответа Внешторгбанк СССР и его учреждения, при наличии к тому оснований, предъявляют в установленном порядке иск.

594. Все поступающие во Внешторгбанк СССР и его учреждения материальные ценности принимаются ответственными за их хранение заведующим складом (кладовщиком) или другим работником, назначенным приказом руководителя. Обязанности и ответственность завскладом (кладовщика) указаны в приложении 22.

Ценные посылки с надписью "кц" (кассовые ценности) принимаются в порядке, установленном инструкцией о кассовой работе.

Приемка доставленных материалов производится заведующим складом (кладовщиком) немедленно по доставке при обязательном участии компетентного представителя общественности, назначенного руководителем учреждения Внешторгбанка СССР из числа лиц, утвержденных решением профсоюзной организации.

Участие представителя общественности не требуется при приемке материалов, приобретенных на месте и доставленных в открытом виде.

Для участия в приемке материалов должны выделяться лица, компетентные в вопросах определения количества, качества и комплектности поступающей продукции. Не могут быть выделены материально ответственные и подчиненные им лица, руководители учреждений Внешторгбанка СССР и их заместители, бухгалтеры, связанные с учетом, хранением, отпуском и приемкой материальных ценностей, работники юридической службы.

Срок полномочий представителей общественности устанавливается в пределах срока полномочий профсоюзного комитета.

Запрещается оставление доставленного груза без проверки на складе или другом хранилище, в которое возможен доступ других лиц без ведома лица, доставившего груз. Если приемка груза почему-либо не может быть осуществлена немедленно, доставленные материалы складируются в изолированное помещение, двери которого закрываются и опечатываются на два ключа, один из которых передается представителю администрации, а другой остается у лица, доставившего ключ.

Приемка доставленных на склад материальных ценностей производится по документам поставщика (товарно-транспортным или заменяющим их документам, накладным), переданным завскладом (кладовщику) из бухгалтерии сразу же после их регистрации, проверки и оформления оплаты, а в необходимых случаях отказа от акцепта. Завскладом (кладовщик) обязан своевременно сообщать бухгалтерии о недоставленных грузах. Бухгалтерия по данным регистрации товарно-транспортных или заменяющих их документов, полученных от поставщиков, наблюдает за поступлением и оприходованием материалов.

Если в документах поставщиков отсутствует подробная спецификация отгруженных материалов и они не могут быть использованы для приемки и оприходования материалов, а также при получении неотфактурованных грузов, составляется приемная накладная в двух экземплярах.

При приемке грузов проверяется количество и наименование доставленных мест, их упаковка, наличие бирок и пломб, какие оттиски имеются на пломбах, каждое место взвешивается и и полученный вес сверяется с весом, указанным на бирках и в железнодорожных накладных, почтовых квитанциях или других документах, а в отношении мест, по которым были составлены коммерческие акты, проверяется содержимое этих мест по актам.

После проверки количества мест, веса и состояния упаковки каждое место вскрывается и по находящейся внутри мест описи вложения (накладной) проверяется содержимое каждого места, а также соответствие указанных в отгрузочных документах данных о качестве и комплектности продукции фактическому качеству и комплектности ее. Отсутствие описи (накладной) при грузе отмечается в акте или приемной накладной.

В случае обнаружения недостачи все место или посылка вместе с тарой и упаковкой повторно взвешивается и проверяется.

Проверку материалов, прибывших в фабричной упаковке, комиссия производит с обязательным привлечением представителя посторонней незаинтересованной организации. Недостача материалов, прибывших в такой упаковке, и состояние упаковки особо отмечаются в акте, с приложением к нему фабричных бирок, маркировочных и упаковочных ярлыков, пломб и др.

О произведенной проверке делается отметка за подписями лиц, участвовавших в приемке материалов, на товарно-транспортных или заменяющих их документах поставщика или на приемной накладной. При установлении недостачи результаты проверки фиксируются в акте, при обнаружении несоответствия качества и комплектности поступившей продукции данным, указанным в сопроводительных документах, дальнейшая приемка продукции приостанавливается и составляется акт, в котором указывается количество осмотренной продукции и характер выявленных при приеме дефектов. К актам должны быть приложены все документы, относящиеся к данному грузу.

За недостачу материалов в местах с поврежденной упаковкой, если по этому основанию не был составлен акт при приемке груза или посылок, ответственность несет лицо, на которое было возложено получение и доставка груза, если в судебном порядке не будет доказана вина других лиц.

Если наличие поступивших материалов полностью соответствует данным товарно-транспортного или заменяющего его документа поставщика, то кладовщик на этом документе делает надпись "Материалы полностью приняты", проставляет дату и расписывается.

Одновременно на двух экземплярах документа поставщика против каждого вида (позиции) поступивших материалов на свободном месте проставляется чернилами установленный номенклатурный номер данного вида материалов.

Первый экземпляр документа поставщика с приложениями, включая акт о недостаче груза, если такой акт составлялся, направляется в бухгалтерию учреждения Внешторгбанка. Последняя проверяет таксировку в документе поставщика, а затем использует его в качестве мемориального ордера для записей по дебету счета N 9310 или 9400 и кредиту соответствующих счетов.

Если груз принят кладовщиком и оприходован по складскому учету на основании товарно-транспортного или заменяющего его документа поставщика, не содержащего таксировки, или по своей приемной накладной, то в бухгалтерии на основании сопровождающего груз документа либо приемной накладной производится таксировка материальных ценностей в соответствии с действующими прейскурантами или соответствующими договорными ценами с учетом стоимости тарифа и транспортных расходов. В этих случаях стоимость неотфактурованной поставки проводится по дебету счета N 9310 или счета N 9400 и кредиту счета N 9042 по лицевому счету поставщика. По получении счета последнего сумма, временно отнесенная на счет N 9042, переносится на соответствующий счет для расчета с поставщиком.

Второй экземпляр документа поставщика или приемной накладной после совершения по нему кладовщиком записей прихода по карточкам складского учета помещается в папку приходных документов кладовщика в хронологическом порядке вместе со вторым экземпляром акта о недостаче, если он составлялся.

Третий экземпляр акта о недостаче направляется поставщику вместе с претензией. К акту прилагаются копии: квитанции на оплату за взвешивание материалов на станции железной дороги, пристани, в аэропорту или справки предприятий связи, описи вложения, а также пломбы от тех мест, в которых обнаружены недостачи.

595. Материальную ответственность за сохранность инвентаря и материалов несут соответствующие должностные лица, назначенные руководителем учреждения Внешторгбанка СССР (см. п.645). С каждым из этих лиц должен быть заключен договор о материальной ответственности (приложение 21). Договоры хранятся в личных делах работников.


Раздел 3. Порядок отпуска и учета использования материалов


596. Отпуск со склада материалов и других предметов, учитываемых на счетах 9310 и 9400, производится по письменным требованиям. О лицах, которым предоставляется право подписывать эти требования и давать разрешения на отпуск материалов со склада, должен быть издан приказ по учреждению Внешторгбанка СССР. Копия приказа вместе с образцами подписей этих лиц передается завскладом (кладовщику) и работнику бухгалтерии, ведущему учет по счетам N 9310 и 9400.

Требования на материалы, стоимость которых подлежит отнесению на счета 9300, 9702 и 9710 должны иметь разрешительную визу распорядителя кредитов. Требования на канцелярские принадлежности могут быть завизированы должностным лицом, которому это право предоставлено в порядке передоверия. В таком случае распорядителем кредитов по смете в последующем порядке визируется ордер на проводку стоимости материалов по дебету счета 9710.

597. Требования на отпуск со склада товаров и других предметов составляются в трех экземплярах с указанием в них номенклатурных номеров, наименования (сорта), количества и назначения требуемых материальных ценностей.

На первых двух экземплярах требований отбирается расписка получателя материалов и они подписываются кладовщиком, отпустившим материалы. Второй экземпляр требования после списания выданных материалов в расход по карточкам складского учета кладовщик подшивает в хронологическом порядке в свою папку расходных документов, первый экземпляр направляется в бухгалтерию, а третий выдается на руки получателю материалов.

Если материалы высылаются или отпускаются другому учреждению Внешторгбанка СССР, требование составляется в четырех экземплярах, из которых один вкладывается в посылку, а два передаются в бухгалтерию, в том числе один экземпляр для приложения к дебетовому авизо по МФО или для приложения к товарному счету.

598. По получении от кладовщика первых экземпляров требований бухгалтерия учреждения Внешторгбанка СССР проставляет в них цены, по которым отпущены материалы, по которым отпущенные материалы были заприходованы и исчисляет их стоимость. Если какой-либо вид материалов приобретался по разным ценам, применяется средняя цена, определяемая путем деления общей стоимости остатка материалов по лицевому счету на количество единиц в остатке.

На общую сумму требований составляется мемориальный ордер для отражения расхода материалов в бухгалтерском учете. Контировка счетов бухгалтерского учета может проставляться на требованиях, и требования могут использоваться в качестве мемориальных ордеров.

Допускается регистрация требований в накопительных ведомостях за день, декаду или месяц. В этом случае мемориальный ордер выписывается на сумму накопительной ведомости в целом или контировка делается на этой ведомости, используемой в качестве мемориального ордера на списание материалов, с приложением требований.

599. В учреждениях Внешторгбанка СССР, где запасы материалов невелики, не имеется специального склада для их хранения и за сохранность материалов отвечают непосредственно использующие их лица, допускается применять упрощенный порядок учета хозяйственных материалов: складского учета не ведется, требования на отпуск материалов для использования не составляются, а вместо этого не реже одного раза в месяц, в конце месяца, составляется ведомость использованных материалов в соответствии с установленными нормами расхода или фактической потребности в материалах. Ведомость эта утверждается руководителем учреждения Внешторгбанка СССР, и на основании ее бухгалтерия списывает материалы в дебет соответствующих счетов по кредиту счета N 9400.

600. На пришедшие в негодность части машин, кроме основных агрегатов автомобилей, указанных в п.604, подлежащие замене запасными частями, учитываемыми на счете N 9400, составляется акт за подписями шофера, механика или других лиц, уполномоченных руководителем учреждения банка на подписание акта. Акт утверждается руководителем учреждения, который одновременно делает на нем разрешительную надпись на выдачу запасных частей со склада.

Шофер или механик представляет кладовщику утвержденный акт вместе с деталями, пришедшими в негодность, при требовании на выдачу новых. Акт прилагается к первому экземпляру требования, направляемому кладовщиком после исполнения в бухгалтерию для проводки.

601. Не пригодные к дальнейшей эксплуатации узлы, приборы и другие детали автомобилей, счетных и других машин, замененные новыми, до их реализации в качестве лома или утиля, учитываются бухгалтерией внесистемно по их видам, по количеству или по весу, применительно к указаниям в приложении 6 (п.11). Если в числе замененных деталей имеются пригодные к восстановлению, то они учитываются в отдельной части книги внесистемного учета для контроля за их восстановлением. Восстановленные детали оцениваются применительно к прейскурантным ценам и в этой оценке приходуются по счету 9400 с отнесением в кредит счета N 9602, ст.7007.

602. Стоимость материалов, выданных под отчет, во временное пользование, а также в переработку, для реализации и т.д., списывается по кредиту субсчета "На складе" в дебет того же балансового счета по субсчету "У подотчетных лиц, в ремонте и переработке".

В аналитическом учете по этому субсчету открываются лицевые счета 04089010 лицам, получившим предметы для использования, или предприятиям, которым материалы сданы в переработку. Эти лицевые счета открываются отдельно на каждый вид материальных ценностей, шифр которых, а также номер, присвоенные подотчетному лицу или предприятию включается в номер лицевого счета согласно п.20 приложения 2. В заголовке лицевого счета указываются срок и условия использования выданных под отчет материальных ценностей.

По кредиту этого субсчета списывается на соответствующие счета (9300, 9410, 9702, 9710) стоимость использованных по назначению материалов согласно представленным документам. Стоимость возвращенных предметов, отремонтированных агрегатов и переработанных материалов приходуется по субсчету "На складе".

603. Стоимость запасных частей, подлежащих установке на автомобилях (кроме их основных агрегатов), пишущих, счетных и других машин, списывается со счета N 9400 в дебет счетов N 9702 или 9710 по соответствующим статьям и лицевым счетам. Запасные части к счетным машинам и автомашинам стоимостью ниже 2 руб. списываются по балансу учреждения Внешторгбанка СССР на счет N 9710 при их приобретении. В отдельной тетради ведется внесистемный учет расхода таких запасных частей и рассылки их подчиненным Внешторгбанку СССР учреждениям банка.

604. При замене основных агрегатов автомобилей - двигателей, коробок передач, передних и задних мостов, рулевых управлений в сборе, рам - выдача со склада новых агрегатов и прием на склад агрегатов, не пригодных для дальнейшей эксплуатации или требующих ремонта, оформляются на основании акта технического состояния автомобиля по типовой форме Авто-15 ЦСУ.

Указанные агрегаты при выдаче их со склада для установки на автомобили взамен изношенных или требующих ремонта списываются со счета N 9400 (субсчет "На складе") на счет N 9300. Одновременно снятые с автомобилей агрегаты приходуются по дебету счета N 9400 (субсчет "На складе") по отдельным лицевым счетам агрегатов, подлежащих ремонту в оценке, произведенной при снятии агрегата с автомобиля, при этом кредитуется лицевой счет по балансовому счету N 9300 в уменьшение затрат по капитальному ремонту автомобиля. Списание агрегатов со счета N 9400 без одновременного оприходования по этому счету замененных ими агрегатов, снятых с автомобилей, не допускается, за исключением случаев, когда снятые с автомобиля агрегаты пришли в полную негодность и ремонт их нецелесообразен. Учет и контроль за своевременностью и полнотой реализации пришедших в негодность агрегатов осуществляются в соответствии с указаниями п.11 приложения 6. Новые агрегаты, приобретаемые у торговых баз взамен изношенных, при капитальном ремонте автомобилей, на складе не приходуются, и их стоимость, входя в сумму затрат по капитальному ремонту, относится на счета капитальных вложений, минуя счет N 9400.

На основании актов о сдаче изношенных агрегатов в ремонт дебетуется счет 9400 (субсчет "У подотчетных лиц, в ремонте и переработке") и кредитуется тот же балансовый счет по лицевым счетам агрегатов, подлежащих ремонту (субсчет "На складе"). Стоимость ремонта агрегатов оплачивается с балансового счета N 9400 по тому же лицевому счету, на котором учитывается сданный в ремонт агрегат.

По получении агрегатов из ремонта они приходуются по балансовому счету 9400 по отдельным лицевым счетам отремонтированных агрегатов (субсчет "На складе").

605. Автомобильные шины, снятые с автомобилей за непригодностью для дальнейшей эксплуатации, но пригодные для восстановления и ремонта, приходуются по балансовому счету N 9400 в корреспонденции со счетом N 9702, ст.4801 по следующим ценам за единицу, исчисленным исходя из стоимости тонны старых шин, утвержденной Госпланом СССР 25 мая 1962 г. за номером 27-П:

при диаметре обода до 17 дм - 2 руб; при диаметре обода от 17 до 20 дм (вес шин до 105 кг) - 5 руб; при диаметре обода свыше 20 дм (весь шины 340 кг) - 17 руб.

Учет автошин, подлежащих восстановлению и ремонту, ведется на отдельных (по размерам шин) лицевых счетах балансового счета N 9400 (субсчет "На складе").

Не пригодные к восстановлению шины, подлежащие сдаче в переработку, учитываются внесистемно, в порядке, указанном в п.601, с отметкой в книге внесистемного учета прейскурантных цен шин, по которым они сдаются шиноремонтным заводам или организациям "Вторсырье".

606. При сдаче автомобильных шин для восстановления на шиноремонтные заводы с обменом на восстановленные стоимость сданных шин перечисляется с лицевых счетов автошин, подлежащих восстановлению и ремонту на лицевые счета автошин, переданных для восстановления, на том же балансовом счете 9400 (субсчет "У подотчетных лиц, в ремонте и переработке").

При получении восстановленных шин их стоимость, включая стоимость оплаченных ремонтных работ, перечисляется с лицевых счетов автошин, переданных для восстановления, на лицевые счета восстановленных шин на складе.

607. По субсчету "Временные приспособления и устройства на стройке" балансового счета N 9310 открываются карточки 04098010 на каждый предмет. С этого субсчета ежемесячно списываются на счет N 9300 суммы износа временных приспособлений и устройств, исходя из запланированного срока окончания строительства. По окончании года или окончании строительства стоимость учитываемых на этом субсчете предметов корректируется в соответствии с их фактическим состоянием, с отнесением разниц на счет N 9300 по соответствующим объектам капитальных работ.

608. По субсчету "В пути" ведется сборный лицевой счет стоимости материалов с отметками о дате списания против каждой дебетовой записи. По мере поступления и приемки прибывших материалов стоимость их перечисляется на субсчет "На складе".


Раздел 4. Учет бланков и канцелярских принадлежностей


609. Учреждения банка должны следить за тем, чтобы у них был постоянный неснижаемый квартальный запас бланков внутрибанковской документации. На бухгалтерии учреждений банка возлагается наблюдение за тем, чтобы бланки расходовались экономно и не создавалось излишних запасов.

610. Ежегодно подразделения и учреждения Внешторгбанка СССР представляют в Управление капитального строительства и материально-технического снабжения Внешторгбанка СССР к 20 апреля требовательные ведомости Внешторгбанка СССР на бланки внутрибанковской документации, а также указанные в п.611 бланки для клиентов.

В этих ведомостях указываются:

а) потребность бланков на год, исчисляемая исходя из количества бланков, фактически израсходованных в 1 квартале текущего года (остаток бланков на 1 января плюс количество, полученное в 1 квартале, минус остаток на 1 апреля), увеличенного в 4 раза с прибавлением 5 процентов на рост операций в следующем году;

б) остаток бланков на 1 апреля (за исключением бланков, полученных в счет заявок текущего года, не считая 1 квартала);

в) заявка на следующий год, исчисляемая исходя из потребности на год за вычетом остатка на 1 апреля, с прибавлением, в целях снижения неснижаемого квартального запаса, одной четвертой части потребности на год.

На основании полученных ведомостей Управление капитального строительства и материально-технического снабжения Внешторгбанка СССР составляет и высылает в типографию Госбанка СССР к 1 июня сводную требовательную ведомость. Изготовленные бланки рассылаются Управлением материально-технического снабжения Внешторгбанка СССР.

При изготовлении некоторых бланков на местах в требовательную ведомость на бланки централизованного снабжения включается заявка на потребное количество бумаги для изготовления бланков. В эту же требовательную ведомость включается заявка на бумагу и картон для канцелярских и хозяйственных нужд.

Кроме того, отделения Внешторгбанка СССР бланками форм Госбанка СССР, в том числе бланками лицевых счетов с защитной сеткой, авизо по МФО, а также бланками, изготовляемыми за счет банка для клиентов (по юридическому оформлению расчетных и текущих счетов, объявлений о взносе денег и т.д.), снабжаются чрез областные, краевые или республиканские конторы Госбанка СССР, которым предоставляются требовательные ведомости 1 и 2 Госбанка СССР, на операционные, учетные, плановые и отчетные бланки.

611. Отделения Внешторгбанка СССР, снабжаемые бланками централизованно, получают все бланки без оплаты их стоимости и не ведут учета этих бланков, за исключением внесистемного учета бланков авизо по МФО и бланков лицевых счетов с защитной сеткой (см. п.717-728).

Управление капитального строительства и материально-технического снабжения Внешторгбанка СССР стоимость рассылаемых бланков, в т.ч. бланков, изготавливаемых для клиентов за счет банка: инкассовых поручений для расчетов с соцстранами по экспортным операциям, инкассовых поручений на банки капстран, поручений клиентов на выдачу наличной иностранной валюты, на выдачу дорожных чеков, поручений на перевод средств за границу и других, относится в дебет счета N 9702, ст.3401. На эту же статью относятся также расходы по пересылке этих бланков. Стоимость бланков по кадровым вопросам, включая расходы по их отсылке, Управление капитального строительства и материально-технического снабжения Внешторгбанка СССР относит в дебет счета N 9710.

Учреждения банка, самостоятельно изготавливающие бланки, относят их стоимость на счет N 9710.

Стоимость бумаги, используемой ВЦ для составления лицевых счетов и других регистров учета, учреждениями банка относится на счет N 9702, ст.3401. На эту же статью относится и стоимость бумаги, используемой для печатания бухгалтерских журналов, сводных мемориальных ордеров и разного рода подсчетов на клавишных вычислительных машинах.

612. В отделениях Внешторгбанка СССР канцелярские принадлежности на счете 9400 могут не учитываться. В этих случаях стоимость канцелярских принадлежностей по мере приобретения относится на счет N 9710 и количественный учет их не ведется.

Наблюдение за сохранностью и правильным использованием по назначению бланков и канцелярских принадлежностей должно осуществляться главным бухгалтером учреждения банка или его заместителем.


Раздел 5. Учет мешков для перевозки и хранения ценностей


613. Мешки, используемые для перевозки ценностей, должны иметь штамп учреждения банка. Мешки, в которых отсылаются ценности, подлежат возврату отправителю.

Мешки для перевозки и хранения ценностей учитываются по заготовительной стоимости на счете N 9400, на котором открываются следующие лицевые счета на бланках 04098010:

а) обыкновенные мешки на складе;

б) обыкновенные мешки в эксплуатации;

в) стандартные мешки на складе;

г) стандартные мешки в эксплуатации.

На складе могут храниться только мешки, не бывшие в эксплуатации.

614. Мешки, находящиеся в эксплуатации, должны храниться под ответственность заведующего кассой (старшего кассира) или одного из ответственных работников по назначению руководителя учреждения банка.

Лицевые счета подпунктов "б" и "г" открываются на имя кассового работника, ответственного за сохранность мешков, который учитывает их внесистемно в книге по следующей форме:

-------------------------------------------------------------------------
Дата  |    Приход      |   Расход    | Дата |    Остаток       | Подпись
      |----------------+-------------| воз- |------------------+---------
записи|от кого  |кол-во|кому  |кол-во| врата| в на-|в пу-|всего| кассов.
      |поступило|      |выдано|      |      | личии| ти  |     | работн.
------+---------+------+------+------+------+------+-----+-----+---------
  1   |    2    |  3   |  4   |  5   |  6   |  7   |  8  |  9  |  10
------+---------+------+------+------+------+------+-----+-----+---------
      |         |      |      |      |      |      |     |     |

Для учета мешков каждого вида в этой книге отводятся отдельные листы.

615. При пересылке ценностей из Внешторгбанка СССР в отделения и обратно на стоимость мешков никаких бухгалтерских записей не делается. От работника, принявшего мешки для отправки, отбирается расписка, на основании которой в указанной выше книге делается запись по колонкам 1,4 и 5 и изменением остатка в колонках 7 и 8 (без изменения общего остатка мешков в колонке 9).

Мешки должны быть возвращены отправителям. При этом возвращается полученная ранее расписка и одновременно в книге делается запись по колонкам 1,2 и 3, отмечается дата возврата в колонке 6 и выводятся новые остатки в колонках 7 и 8.

Если учреждение банка-получатель командирует для получения ценностей своего работника и снабжает его своими мешками, аналогичный указанному выше порядок учета мешков в пути применяется учреждением банка-получателем.

Если учреждение банка не может по каким-либо причинам немедленно вернуть полученные им мешки, у банка-отправителя должно быть запрошено разрешение на задержку мешков. Последнее либо устанавливает срок возврата мешков, либо отдебетовывает через МФО балансовую стоимость отправленных мешков банку-получателю.

616. За утерю мешков для перевозки ценностей по небрежности или халатности с лиц, на ответственности которых они находились, взыскивается стоимость мешков по государственным розничным ценам.

617. Мешки, пришедшие в негодность для перевозки и хранения ценностей, отсортировываются и хранятся в кладовой отдельно от годных мешков.

Непригодность мешков определяется комиссией в составе руководителя, главного бухгалтера и старшего кассира учреждения банка с составлением акта за подписями этих лиц. В акте указываются количество и стоимость изношенных мешков по их видам с отметкой о степени изношенности.

В крупных учреждениях банка в эту комиссию вместо руководителя учреждения банка и главного бухгалтера могут быть включены их заместители.

618. Мешки, признанные негодными для перевозки и хранения ценностей, могут быть реставрированы или использованы для хозяйственных нужд банка. Мешки, подлежащие реставрации, выдаются из кассы под временную расписку (без списания их стоимости со счета N 9400) и учитываются до возвращения в книге внесистемного учета мешковой тары на отдельных листах. Мешки, которые не могут быть реставрированы и использованы для хозяйственных нужд банка, подлежат реализации государственным, кооперативным или общественным организациям.

По мере реализации или передачи для использования на хозяйственные нужды банка мешков, не годных для перевозки и хранения ценностей, стоимость этих мешков списывается со счета N 9400 по лицевым счетам подпунктов "б" и "г" и относится на счет N 9702, ст.3201. Одновременно эти мешки списываются в расход по книге внесистемного учета.

На сумму, вырученную за проданные мешки, дебетуется счет N 0300 или расчетный (текущий) счет покупателя и кредитуется счет N 9602, ст.7007. Стоимость мешков, переданных для использования на хозяйственные нужды банка, определенная с учетом их изношенности, проводится по дебету счета 9710 и кредиту счета N 9602, ст.7007.

619. Не реже одного раза в квартал бухгалтерия учреждения банка сверяет количество мешков, находящихся в эксплуатации, по данным книги внесистемного учета по колонке 9 с данными лицевых счетов подпунктов "б" и "г" балансового счета N 9400, о чем делается пометка на соответствующем лицевом счете.

620. Каждое учреждение банка должно вести в количественном выражении отдельный внесистемный учет запаса мешков для хранения и перевозки металлической монеты.

Учет этот возлагается на заведующего кассой (ст. кассира) или на одного из кассовых работников по назначению руководителя учреждения банка и ведется в книге внесистемного учета мешковой тары (п.614), в которой для этой цели отводятся отдельные листы.

Записи в книге совершаются:

по приходу - по получении учреждениями банка мешков с металлической монетой;

по расходу - при отправке мешков с металлической монетой из одного учреждения банка в другое, а также при реализации или сдаче мешков в утиль, негодных для перевозки и хранения металлической монеты.

Не реже одного раза в полугодие производится проверка наличия мешков для перевозки и хранения металлической монеты с данными книги внесистемного учета мешковой тары.

О произведенной проверке делается запись в книге учета мешковой тары за подписями заведующего кассой (ст.кассира) и кассира, ответственного за хранение мешков.

За недостачу мешков для перевозки и хранения металлической монеты с лиц, на ответственности которых они находятся, взыскивается их стоимость с зачислением взысканных сумм на ст.7007 счета N 9602.


Информация об изменениях:

Письмом Внешторгбанка СССР от 2 июля 1987 г. N 1 в абзац девятый пункта 620 Характеристики счетов внесены изменения

См. текст абзаца в предыдущей редакции


Стоимость брезентовых мешков, полученных В/О "Союзинрасчет" от Управления по эксплуатации административных зданий и используемых для отправки ценностей, относится на счет N 9702, ст.3201. Одновременно мешковая тара приходуется В/О "Союзинрасчет" в книге внесистемного учета мешковой тары по форме, приведенной в п.614, которую ведет кассовый работник, ответственный за сохранность мешков, и списывается по мере выдачи мешков на основании служебной записки, подписанной начальником указанного всесоюзного объединения или его заместителем. Правильность записей в книге внесистемного учета мешковой тары по оприходованию и списанию мешковой тары раз в декаду проверяется главным бухгалтером объединения или его заместителем, который в подтверждение указанной проверки расписывается в книге внесистемного учета. При этом количество отправленных за границу мешков определяется по описям (спискам) отосланных ценностей, заверенных организациями, принявшими от Внешторгбанка СССР ценности для отправки.


Раздел 6. Учет инкассаторских сумок для сбора выручки


621. Инкассаторские сумки для сбора денежной выручки, приобретаемые учреждениями Внешторгбанка СССР с оплатой их стоимости, учитываются на счете 9400 в двух лицевых счетах 04098010:

а) инкассаторские сумки на складе;

б) инкассаторские сумки в эксплуатации.

При выдаче сумок со склада их стоимость списывается с лицевого счета "Инкассаторские сумки на складе" и относится на лицевой счет "Инкассаторские сумки в эксплуатации".

В кассе пересчета принятые сумки учитываются внесистемно по количеству на карточках 04098002.

Не реже одного раза в квартал бухгалтерия учреждения Внешторгбанка СССР сверяет количество сумок, числящихся на балансовом счете N 9400 по лицевому счету "Инкассаторские сумки в эксплуатации", с данными карточек кассы пересчета.

622. На пришедшие в негодность инкассаторские сумки по мере их накопления, но не реже одного раза в год комиссией в составе руководителя, главного бухгалтера и зав. кассой учреждения Внешторгбанка СССР составляется акт с указанием в нем общего числа изношенных сумок с перечислением их номеров. После утверждения акта руководителем учреждения банка стоимость пришедших в негодность сумок списывается по средней цене со счета 9400 по лицевому счету "Инкассаторские сумки в эксплуатации" в дебет счета 9702, ст.3201. Списанные с баланса за непригодностью инкассаторские сумки учитываются учреждениями банка в книге внесистемного учета имущества, списанного с баланса в порядке, указанном в приложении 6.

Суммы, вырученные за сданные в утиль замки от изношенных инкассаторских сумок и ветхие брезентовые мешочки от сумок, зачисляются в кредит счета 9602, ст.7007 "Прочие доходы".

623. Расходы по ремонту и реставрации мешков для хранения и перевозки ценностей и инкассаторских сумок для сбора денежной выручки, принадлежащих Внешторгбанку СССР, относятся на балансовый счет N 9702, ст.3201.

624. Инкассаторские сумки, получаемые бесплатно от учреждений Госбанка СССР, бухгалтерскому учету не подлежат, а учитываются в кассе пересчета внесистемно по количеству на карточках 04098002 отдельно от инкассаторских сумок, принадлежащих учреждениям Внешторгбанка СССР. По мере их износа сумки сдаются обратно в учреждения Госбанка СССР для обмена на новые.


Глава VI. Инвентаризация материальных ценностей


625. Ежеквартально по состоянию на 1 апреля, 1 июля и 1 октября бухгалтерия учреждения Внешторгбанка СССР производит сверку количественных остатков отдельных видов материалов (счета 9310 и 9400) по карточкам 04098010 с данными складского учета по карточкам 04098002. Проверка материальных ценностей, числящихся на счетах N 9319 и 9400, производится каждый квартал выборочно по отдельным наиболее ценным предметам, по усмотрению руководителя учреждения Внешторгбанка СССР.

626. Ежегодно по состоянию на 1 декабря производится полная проверка наличия (инвентаризация) основных средств, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, учитываемых на счетах N 9200, 9210 и 9420, за исключением зданий, сооружений и других неподвижных объектов, которые подвергаются инвентаризации один раз в три года.

Инвентаризация всех материальных ценностей в обязательном порядке проводится в случае смены материально ответственных лиц - на день приемки-передачи дел, а также при установлении фактов краж, ограблений, хищений, злоупотреблений, порчи ценностей, после пожара или стихийных бедствий - немедленно после установления таких фактов.

627. Контроль за организацией проведения инвентаризации возлагается на постоянно действующую комиссию учреждения Внешторгбанка СССР, образованную в соответствии с указаниями, изложенными в приложении 6.

Указанная постоянно действующая комиссия:

проводит профилактическую работу по обеспечению сохранности ценностей;

организует проведение инвентаризаций и осуществляет инструктаж членов рабочей инвентаризационной комиссии;

осуществляет контрольные проверки правильности проведения инвентаризации;

рассматривает объяснения, полученные от лиц, допустивших недостачу или порчу ценностей, а также другие нарушения, и дает предложения о порядке регулирования выявленных излишков, недостач и потерь от порчи ценностей.

628. Для непосредственного проведения инвентаризации создается рабочая комиссия (в крупных учреждениях Внешторгбанка СССР может быть создано несколько таких комиссий) в составе представителя руководителя учреждения Внешторгбанка СССР, назначившего инвентаризацию (председатель комиссии), и специалистов: инженера, механика, экономиста, работника бухгалтерской службы и др.

В состав комиссии должны включаться опытные работники, хорошо знающие инвентаризуемые ценности и первичный учет. В отделениях Внешторгбанка СССР инвентаризация может проводится членами постоянно действующей инвентаризационной комиссии.

Рабочая инвентаризационная комиссия:

осуществляет инвентаризацию ценностей в местах хранения; совместно с бухгалтерией участвует в определении результатов инвентаризации и разрабатывает предложения по зачету недостач и излишков;

вносит предложения по вопросам упорядочения приема, хранения и отпуска товарно-материальных ценностей, улучшения учета и контроля за их сохранностью, а также о реализации сверхнормативных и неиспользуемых материальных ценностей.

Рабочая инвентаризационная комиссия проверяет наличие и состояние материальных ценностей, составляет описи оказавшихся в наличии предметов и сверяет их с данными учета.

Проверка фактических остатков производится при обязательном участии материально ответственных лиц (завхоза, завскладом, кладовщика).

Описи подписываются всеми членами рабочей инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами.

По ценностям, при инвентаризации которых выявлены отклонения от учетных данных, составляются сличительные ведомости, в которых отражаются результаты инвентаризации, т.е. расхождения между показателями по данным бухгалтерского учета и данными инвентаризационных описей (актов).

629. Результаты инвентаризации, а также результаты проверки состояния складского хозяйства и обеспечения сохранности товарно-материальных ценностей оформляются протоколом.

При наличии неиспользуемых и неполноценных товарно-материальных ценностей в протоколе указывается время их завоза, состояние ценностей на момент инвентаризации и причины понижения их качества. На такие товарно-материальные ценности составляются отдельные инвентаризационные описи, а сами ценности размещаются в местах хранения обособленно.

На ценности, пришедшие в негодность, составляется отдельная инвентаризационная опись. В протоколе комиссии они отмечаются отдельно, причем указываются причины порчи их и виновные в этом лица.

В протоколе комиссия отражает свои выводы по результатам инвентаризации ценностей и дает предложения по устранению выявленных недостатков, зачету недостач и излишков, а также списанию недостач. По окончании инвентаризации все материалы по ней и протокол комиссии передаются на рассмотрение постоянно действующей комиссии.

630. При инвентаризации основных средств до начала ее проведения проверяется наличие и состояние инвентарных карточке, книг или описей, а также наличие документов на основные средства, сданные или принятые в аренду, на хранение и во временное пользование. Непосредственно при инвентаризации комиссия производит осмотр объектов в натуре и заносит в инвентаризационные описи полное их наименование, инвентарные номера и другие основные реквизиты.

На основные средства, не пригодные к эксплуатации не подлежащие восстановлению, составляется акт в порядке, изложенном в приложении 6.

Одновременно с инвентаризацией собственных средств проверяются и арендованные основные средства. Описи арендованных объектов составляются отдельно по каждому арендодателю. В них, кроме установленных сведений, указывается также наименование арендодателя и срок аренды. Один экземпляр инвентаризационной описи арендованных основных средств высылается арендодателю.

Инвентаризация товарно-материальных ценностей, находящихся в пути, отгруженных, не оплаченных в срок покупателями, находящихся на складах других организаций, заключается в тщательной проверке обоснованности числящихся на соответствующих счетах сумм.

На счетах учета этих ценностей могут оставаться только суммы, подтвержденные надлежаще оформленными документами: по находящимися в пути - платежными требованиями поставщиков или другими заменяющими их документами; по отгруженным - копиями предъявленных покупателями товарно-транспортных или других заменяющих их документов и копиями платежных требований и т.п.

Предварительно должна быть произведена сверка этих счетов с другими корреспондирующими счетами.

Инвентаризационные описи составляются отдельно на материальные ценности, находящиеся в пути, отгруженные, не оплаченные в срок покупателями и находящиеся на складах других организаций.

631. Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, находящиеся в эксплуатации, инвентаризуются по месту их нахождения и лицам, на ответственном хранении которых они находятся. Инвентаризация проводится путем осмотра каждого предмета. В инвентаризационные описи малоценные и быстроизнашивающиеся предметы заносятся по наименованиям в соответствии с номенклатурой, принятой в бухгалтерском учете.

В описях указывается первоначальная стоимость предметов.

На малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, пришедшие в негодность и не списанные, рабочей инвентаризационной комиссией составляются акты по форме приложения 20.

632. По окончании инвентаризации постоянно действующая комиссия проверяет правильность оформления материалов (инвентаризационных описей и протокола), представленных рабочей комиссией, и свои заключения, предложения по результатам инвентаризации отражает в протоколе.

Протокол заседания постоянно действующей комиссии утверждается руководителем учреждения Внешторгбанка СССР не позднее 10 дней после окончания инвентаризации. Руководитель учреждения Внешторгбанка СССР обязан немедленно принять меры к устранению причин возникновения выявленных недостатков, к обеспечению сохранности социалистической собственности, а также потребовать от соответствующих должностных лиц объяснений причин образования недостач и излишков материальных ценностей и принять меры по их использованию или реализации.

После утверждения протокола руководителем учреждения Внешторгбанка СССР стоимость недостающих материалов списывается согласно указаниям главы 8. Стоимость излишних материалов зачисляется в кредит балансового счета 9602, ст.7007. Стоимость материалов, пришедших в негодность, взыскивается с виновных или списывается в установленном порядке в убыток на счет 9800, ст.2 или 3.


Информация об изменениях:

Письмом Внешторгбанка СССР от 2 июля 1987 г. N 1 в абзац четвертый пункта 632 Характеристики счетов внесены изменения

См. текст абзаца в предыдущей редакции


Если при инвентаризации окажутся предметы, не числящиеся на балансе, они оцениваются рабочей инвентаризационной комиссией по ценам госторговли и принимаются на баланс: предметы стоимостью 100 руб. и выше - по дебету счета 9210 и кредиту счета N 0130; предметы стоимостью от 2 до 100 руб. - по дебету счета N 9420 и кредиту счета N 0120 по лицевому счету фонда покрытия износа малоценных и быстроизнашивающихся предметов.

Результаты инвентаризации отражаются в учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация; результаты годовой инвентаризаций - в декабре месяце или заключительными оборотами.


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.