Письмо Банка России от 20 января 1995 г. N 14-95 "О практике кредитных аукционов и кредитовании на неотложные нужды"

Письмо ЦБР от 20 января 1995 г. N 14-95
"О практике кредитных аукционов и кредитовании на неотложные нужды"


Сводный экономический департамент Центрального банка Российской Федерации обобщил практику рефинансирования коммерческих банков в 1994 году и считатет необходимым довести до сведения главных территориальных управлений (национальных банков) следующее.

Центральный банк за 11 месяцев 1994 года провел 10 кредитных аукционов, из них 4 проведены децентрализованно (с суммой проданных кредитов 348,5 млрд.руб.) остальные централизованно в г. Москве (с суммой проданных кредитов 480 млрд.руб.) Почти все аукционы, за исключением июльского, проведены по американскому способу, июльский - по голландскому.

По решению Правительственной комиссии по вопросам кредитной политики на проведение кредитных аукционов выделен лимит централизованных кредитных ресурсов 1420 млрд.руб., фактически продано на 10 аукционах 829 млрд.руб., или 58,4% к лимиту. Удельный вес кредитов, предложенных для продажи на аукционах, в приросте централизованных кредитных ресурсов в I квартале составил 15,6%, во II квартале - 17,8%, в III квартале - 15,2%.

На первоначальной стадии децентрализованного проведения кредитных аукционов активность со стороны коммерческих банков и регионов была достаточно высокой. Число коммерческих банков, принявших участие а аукционах, колебалось от 223 до 295, а число регионов - от 45 до 71. Степень использования выделенного кредита составляла от 56 до 66%, а процент удовлетворения заявок достигал 87.

Начиная с июня 1994 г., Аукционным комитетом было принято решение о централизованном порядке проведения аукционов в г. Москве. Такой порядок проведения аукциона позволял расширить допуск банков к аукциону, не устанавливая минимальную сумму кредита для одного банка. При централизованном способе определяется единая аукционная ставка по всей стране предоставляется возможность всем банкам действовать на едином рынке на одних и тех же условиях.

Следует отметить достаточно высокую степень активности использования аукционого кредита банками Нижегородской, Калужской, Камчатской, Костромской, Курганской, Смоленской, Ивановской, Ульяновской, Ярославской областей, республик Татарстан, Калмыкия (Хальмг Тангч), Чувашия, Марий-эл, Красноярского и Приморского краев.

Однако банки Новгородской, Орловской, Псковской, Саратовской, Челябинской и Владимирской областей, республик Дагестан, Хакасия, Ингушетия, Еврейской автономной области ни разу не участвовали в проводимых централизованных кредитных аукционах.

В отдельных случаях при проведении кредитных аукционов рядом главных территориальных управлений (национальных банков) не соблюдались основные положения "Временного положения о кредитных аукционах Центрального банка Российской Федерации" от 15 февраля 1994 г. N 13-1/191, что приводило к дополнительным затратам рабочего времени и денежных средств на телефонные и телеграфные расходы.

Не всеми главными управлениями (национальными банками) выполняется указание телеграммы Центрального банка от 6 апреля 1994 г. N 300 о представлении данных о предварительной потребности в аукционных кредитах к 10 числу каждого месяца. Так, главные управления по Пензенской, Смоленской областям, национальные банки республик Кабардино-Балкария, Северная Осетия, Ингушения, Карачаево-Черкесия, не представили такие данные к 10 декабря, в ноябре не были своевременно представлены данные главными управлениями по Смоленской области, национальными банками республик Тува, Якутия, Ингушетия, в октябре - главными управлениями поТверской, Орловской иСаратовской областям, национальными банками по республикам Саха (Якутия), Северная Осетия, Тува, Чувашия.

Несмотря на неоднократные напоминания, не всеми главными территориальными управлениями (национальными банками) установлен должный контроль за правильным оформлением заявок, представляемых в Центральный банк для получения аукционных кредитов рефинансирования, не соблюдаются элементарные правила их заполнения. Заявки на участие в аукционе, направленные в адрес Сводного экономического департамента, нередко не содержат кодового слова, сообщенного телеграммой от 24 июня 1994 г. N 3003-К, поступают с длительными задержками, после многочисленных телефонных звонков. Более половины регионов представляют заявки на участие с нарушением установленных сроков, а также требующие дополнительных уточнений. Отдельные главные территориальные управления (национальные банки) слабо анализируют финансовое состояние коммерческих банков, подавших заявки на участие в аукционе, нарушают порядок определения суммы максимально допустимых объемов аукционного кредита для отдельных банков, не проверяют наличие залога.

В ряде главных управлений (национальных банков) не обеспечивается своевременный возврат выданных кредитных ресурсов. Так, через счет просроченных ссуд взыскано аукционных кредитов на сумму 21,1 млрд руб., или 3% к сумме кредитов.

В национальных банках республик Коми, Бурятия, Удмуртия погашение аукционных кредитов через счет просроченных ссуд принимает систематический характер. Национальный банк Республики Алтай аукционные кредиты, выданные в августе и октябре т.г., почти в полной сумме погасил через счет просроченных ссуд. Национальный банк Республики Коми через счет просроченных ссуд гасит от 25 до 39% кредитов, Республики Бурятия - до 25%.

Допускаются случаи, когда выделенные регионам кредитные ресурсы не используются и возвращаются в Центральный банк. Имеют место случаи досрочного погашения полученных кредитов, что является нарушением "Временного положения о кредитных аукционах".

При проведении июльского аукциона не был использован кредит главным управлением Краснодарского края в сумме 1,5 млрд руб., при проведении кредитного аукциона 28 октября 1994 года не были использованы ресурсы Главным управлением по Белгородской области - 0,7 млрд руб., Иркутской - -2,0 млрд руб., Краснодарскому краю - 1,5 млрд руб., Приморскому краю - - 3,5 млрд руб., Главными управлениями по г. Москве, Московской области и Центральным операционным управлением допускалось предоставление кредитных заявок на выделение аукционных кредитов на крупные суммы без последующего оформления кредита.

Главные территориальные управления недостаточно оперативны в деле своевременного заключения кредитных договоров с коммерческими банками, что также снижает эффективность проводимых аукционов. Так, при установленном сроке заключения кредитных договоров в течение двух рабочих дней после получения от центрального банка перечня коммерческих банков, которым предоставлен кредит, Главное управление Центрального банка по Магаданской области заключило кредитный договор с коммерческим банком " Магаданвнешторгбанк" лишь на пятый рабочий день, с коммерческим банком "Колымский" - на шестой. Аналогичные недостатки имеют место и по другим главным территориальным управлениям.

Неблагополучно обстоит дело с получением письменных подтверждений заявок коммерческих банков, принявших участие в кредитных аукционах, а также подтверждений спиской коммерческих банков, с которыми заключены кредитные договоры


По кредитам на неотложные нужды


Кредитные ресурсы на неотложные нужды направляются, как правило, на нужды промышленности, социального и жилищного комплексов, приобретение медикаментов, канцелярских товаров и другие неотложные нужды предприятий и организаций. Особой привлекательностью этих кредитов является их мобильность. Ресурсы, выделенные на один год, могут быть выданы на более короткие сроки с последующим переоформлением сумм кредитов другим предприятиям.

Всего за 1994 год по решениям Правительственной комиссии по вопросам кредитной политики было выделено кредитов на неотложные нужды на сумму 1500 млрд рублей.

В то же время из подлежащих погашению за 9 месяцев 650,4 млрд руб. погашено через счет просроченных ссуд 48,3 млрд руб., или 7,4%. При этом 15% этих кредитов не имеют источников погашения в ближайшее время. Возвратность таких кредитов значительно хуже, чем аукционных.

Территориальные управления Центрального банка в Вологодской, Волгоградской, Самарсокй, Саратовской областях, республик Башкортостан, Бурятия, Карелия и другие имеют просроченную задолженность по ссудам длительностью более 4 месяцев.

Имеют место случаи, когда кредиты, выданные на нужды, являющиеся объектом кредитования республиканских программ, при появлении соответствующих ресурсов не погашаются, а по наступлении предельного срока вносятся на счет просроченных ссуд. Значительные ресурсы вынесены на счет просроченных ссуд по причине выдачи их на предельные сроки банкам, заведомо не имеющих источников их погашения. Выдача кредитов без учета платежеспособности банков-заемщиков и кредитуемых предприятий приводит к постоянным просьбам о пролонгации таких кредитов.

Обращая внимание на имеющие место недостатки при выдаче аукционных кредитов и кредитов на неотложные нужды, просим обеспечить повышение уровня экономической работы при решении вопросов о предоставлении кредитов.


Заместитель Председателя
Центрального банка
Российской Федерации

В.И. Соловов


20.01.95



Письмо Банка России от 20 января 1995 г. N 14-95 "О практике кредитных аукционов и кредитовании на неотложные нужды"


Текст письма опубликован в газете "Бизнес и банки", N 6, 1995 г., в "Финансовой газете", N 4, 1995 г.


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.