Пояснительная записка
к проекту Федерального закона "О внесении изменений в статьи 3.5 и 14.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и в статью 13.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления"
Законопроектом предлагается внести изменения в Федеральные законы: "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (статьи 3.5 и 14.26 дополнить положениями предусматривающей значительное увеличение административных штрафов налагаемых за нарушение правил обращения с ломом и отходами цветных и черных металлов и их отчуждения, безусловную конфискацию предметов административного правонарушения) и "Об отходах производства и потребления" (статью 13.1 дополнить нормой, предусматривающей имущественную ответственность для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по заготовке, переработке и реализации лома и отходов цветных и (или) черных металлов). В соответствии с изменениями в статью 13.1 - субъекты данного вида деятельности вправе осуществлять указанную деятельность только при наличии в собственности помещения и другого имущества, используемого в качестве средств производства, а для унитарных предприятий - на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а прием отходов от населения производить на безвозмездной основе. Введение названного ограничения согласуется с частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, поскольку направлено на защиту здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Цель законопроекта - снижение уровня криминализации вторичного рынка цветных и черных металлов. Значительное увеличение административных штрафов в отношении должностных и юридических лиц, введение имущественного ценза будет способствовать уменьшению количества краж, уходу с рынка тех участников, которые используют в своей работе "серые" и "черные" схемы, созданию условий для "прозрачного" ведения бизнеса, уменьшению экспортных потоков (в том числе "псевдоизделий"), пополнению федерального и местных бюджетов, за счет легализации деятельности приемных пунктов.
Существующие суммы административных штрафов (действуют с 04.07.2003) максимально наказывают физических лиц до 2500 руб., должностных лиц до 5000 руб., на юридических лиц до 100000 руб. и допускают возможность не конфискации предметов административных правонарушений.
Действующие в настоящее время документы нормативно-правовой базы в области обращения с ломом и отходами цветных и черных металлов:
Указ Президента РФ (N 616 от 31.03.2000) "О дополнительных мерах по обеспечению безопасного функционирования важнейших отраслей экономики" (от частных лиц принимать только то, что образуется в быту и подтверждается правом собственности);
ФЗ "Об отходах производства и потребления" 24 июня 1998 года N 89-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 29.12.2000 N 169-ФЗ, от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. 29.12.2004));
Постановление Правительства РФ от 23 июля 2002 г. N 552 "Об утверждении положения о лицензирования заготовки, переработки и реализации лома цветных металлов" (с изм., внесенными определением Верховного Суда РФ от 06.02.2003 N КАС 03-24)
Постановление Правительства РФ от 23 июля 2002 г. N 553 "Об утверждении положения о лицензировании заготовки, переработки и реализации лома черных металлов.
Постановление Правительства РФ от 11 мая 2001 г. N 370 "Об утверждение# правил обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения" (в ред. Постановлений Правительства РФ от 03.10.2002 N 731, от 01.02.2005 N 49, с изм., внесенными решением Верховного Суда РФ от 18.10.2001 N ГКПИ 2001-1207, 1238, 1262)
Постановление Правительства РФ от 11 мая 2001 г. N 369 "Об утверждении правил обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения" (в ред. Постановления Правительства РФ от 03.10.2002 N 731, с изм., внесенными решением Верховного Суда РФ от 14.04.2003 N ГКПИ 03-151) не смогли за последние 2-3 года снизить динамику роста числа правонарушений и объема причиненного ущерба как гражданам и юридическим лицам, так и государству.
По данным МВД РФ сфера заготовки, переработки и реализации лома и отходов цветных и черных металлов продолжает оставаться неблагополучной в плане нарушения законодательства, отмечается положительная динамика роста числа различных правонарушений. Наиболее неблагоприятная обстановка сложилась в Самарской и Воронежской областях (пресечена деятельность 37 незаконных пунктов приема в 2004 году, возбужденно 24 уголовных дела). В Орловской области за три года - рост числа краж черного лома с 21 до 164 случаев. В Пермской области рост числа преступлений связанных с хищением цветных металлов составил 17,8 процентов, административных нарушений выявлено 587 случаев, а штрафов наложено всего на 699,7 тысячи рублей. Проведение МВД РФ оперативно-профилактической операции "Грузы" (2004 год) выявлено 165 преступлений связанных с хищением металла, возбуждено 134 уголовных дела и что самое тревожное - выявлено 70 преступных групп. Кроме того, данный вид "бизнеса" стал интересен международным ОПТ (в частности из граждан России и Китая). Только по одной ОПТ выявленный ущерб составил 17 млн. долларов США.
В РАО "ЕЭС" за 2 года похищено более 20 тысяч километров проводов. Похожая картина криминализации данного вида бизнеса характерна для большинства регионов РФ. Произошедшее 25 мая 2005 года веерное отключение электричества в Москве, Московской, Тульской, Калужской, Рязанской областях показало насколько сегодняшнее существование человека зависит от энергообеспечения.
Об этом свидетельствует не только статистика МВД РФ, но и многочисленные обращения граждан и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, поступающие Президенту РФ, Правительству РФ, Федеральному Собранию РФ, в связи нарастающими объемами хищения цветных и черных металлов на объектах важнейших отраслей экономики, социальных объектах, что приводит к тяжелым экономическим и социальных последствиях и приводит к гибели людей.
Практика, принятая в Европе, в частности в Великобритании, показала, что безвозмездное принятие от населения бытовых отходов лома цветных и черных металлов - один из эффективных путей улучшения обстановки на этом рынке.
Разработчики законопроекта считают, что значительное увеличение административных штрафов (для должностных лиц 40000 руб. юридических - 1000000 руб.), безусловная конфискация предметов административного правонарушения и введение имущественного ценза для операторов данного сектора рынка - окажет влияние на декриминализацию данного сектора экономики.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту Федерального закона "О внесении изменений в статьи 3.5 и 14.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и в статью 13.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления"
Принятие и реализация федерального закона "О внесении изменений в статьи 3.5 и 14.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и в статью 13.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" не потребует материальных затрат и каких-либо расходов из федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статьи 3.5 и 14.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и в статью 13.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления"
В связи с принятием данного федерального закона потребуется внесение изменения в Постановление Правительства РФ от 23 июля 2002 г. N 552 "Об утверждении положения о лицензирования заготовки, переработки и реализации лома цветных металлов" (с изм., внесенными определением Верховного Суда РФ от 06.02.2003 N КАС 03-24) и Постановление Правительства РФ от 23 июля 2002 г. N 553 "Об утверждении положения о лицензировании заготовки, переработки и реализации лома черных металлов".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.