Комментарий к Федеральному закону от 02.07.2005 N 80-ФЗ
"О внесении изменений в Федеральный закон
"О лицензировании отдельных видов деятельности",
Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей при проведении
государственного контроля (надзора)"
и Кодекс Российской Федерации об административных
правонарушениях"
Федеральный закон от 02.07.2005 N 80-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности", Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Закон N 80-ФЗ) вступил в силу с 25 июля 2005 года, за исключением положений, для которых ст. 5 этого нормативного акта установлены иные сроки введения в действие.
Рассмотрим наиболее существенные изменения, внесенные в ряд нормативных актов Законом N 80-ФЗ.
1. Изменения, внесенные в Федеральный закон от 08.08.2001 N 128-ФЗ
"О лицензировании отдельных видов деятельности"
1.1. Уточнение понятия "лицензирование"
Прежде всего Законом N 80-ФЗ изменено само понятие "лицензирование", содержащееся в ст. 1 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 128-ФЗ). Так, лицензированием признаются не только мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением, возобновлением или прекращением действия лицензий, аннулированием лицензий, контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий, но и мероприятия, связанные с ведением реестров лицензий, а также с предоставлением в установленном порядке заинтересованным лицам сведений из реестров лицензий и иной информации о лицензировании.
Кроме того, из понятия "лицензирование" следует, что приостановление действия лицензии лицензирующим органом возможно только в случае административного приостановления деятельности лицензиатов за нарушение лицензионных требований и условий. Вышеуказанное изменение понятия "лицензирование" нашло свое отражение также в ст. 6 "Полномочия лицензирующих органов" Закона N 128-ФЗ и вступит в силу с 1 июня 2006 года, а в отношении деятельности инвестиционных фондов, деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами, деятельности специализированных депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, деятельности негосударственных пенсионных фондов по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию - с 1 января 2007 года.
С 1 июня 2006 года (и соответственно с 1 января 2007 года) лицензирующие органы будут не вправе аннулировать лицензии без обращения в суд. Прекращение действия лицензии будет осуществляться со дня внесения в единый государственный реестр юридических лиц или единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи о ликвидации юридического лица или прекращении его деятельности в результате реорганизации (за исключением реорганизации в форме преобразования или слияния при наличии на дату государственной регистрации правопреемника реорганизованных юридических лиц у каждого участвующего в слиянии юридического лица лицензии на один и тот же вид деятельности) либо прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя либо со дня окончания срока действия лицензии или принятия лицензирующим органом решения о досрочном прекращении действия лицензии на основании представленного в лицензирующий орган заявления в письменной форме лицензиата (правопреемника лицензиата - юридического лица) о прекращении им осуществления лицензируемого вида деятельности, а также со дня вступления в законную силу решения суда об аннулировании лицензии.
В соответствии с п. 2 ст. 6 Закона N 128-ФЗ (в ред. Закона N 80-ФЗ) лицензирующие органы формируют открытые и общедоступные государственные информационные ресурсы, содержащие сведения из реестров лицензий, положения о лицензировании конкретных видов деятельности, а также технические регламенты и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные требования к лицензируемым видам деятельности, за исключением случая, если в интересах сохранения государственной или служебной тайны свободный доступ к таким ресурсам в соответствии с законодательством Российской Федерации ограничен.
1.2. Изменение порядка предоставления лицензии
С июля 2005 года для получения лицензии соискатель лицензии вправе не только представить заявление и необходимые документы, но и направить вышеуказанные документы в соответствующий лицензирующий орган.
С внесением изменений в ст. 9 Закона N 128-ФЗ законодатель установил требования к представляемому (направляемому) в лицензирующие органы заявлению.
Так, для юридического лица в заявлении указываются не только наименование организации (причем должно быть приведено полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование), организационно-правовая форма юридического лица и место его нахождения, но и адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, которым намерен заниматься заявитель, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц.
Индивидуальный предприниматель обязан указать, наряду с фамилией, именем и (в случае, если имеется) отчеством, местом жительства, данными документа, удостоверяющего его личность, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, которым предприниматель намерен заниматься, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.
Учитывая, что в соответствии с изменениями, внесенными в Закон N 128-ФЗ, соискатели лицензии обязаны указывать адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, лицензиат обязан в соответствии с п. 5, которым дополнена ст. 9 Закона N 128-ФЗ, сообщить в лицензирующий орган об изменении сведений об адресах мест осуществления лицензируемого вида деятельности в срок не позднее чем через пятнадцать дней со дня такого изменения.
Кроме того, заявитель указывает в соответствии с п. 1 ст. 17 Закона N 128-ФЗ лицензируемый вид деятельности, который соискатель лицензии намерен осуществлять, а также ИНН и данные документа о постановке на учет в налоговом органе.
К заявлению о предоставлении лицензии должны быть приложены:
- копии учредительных документов (с представлением оригиналов в случае, если верность копий не засвидетельствована в нотариальном порядке) - для юридического лица;
- документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии;
- копии документов, перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности и которые свидетельствуют о наличии у соискателя лицензии возможности выполнения лицензионных требований и условий, в том числе документов, наличие которых при осуществлении лицензируемого вида деятельности предусмотрено федеральными законами.
Таким образом, ст. 9 Закона N 128-ФЗ (в ред. Закона N 80-ФЗ) не предусмотрена обязанность соискателя лицензии представлять в лицензирующий орган копии документа о государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя, копии свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, а также сведения о квалификации работников соискателя.
Лицензирующий орган также не вправе требовать от соискателя лицензии представления документов, не предусмотренных Законом N 128-ФЗ.
Заявление о предоставлении лицензии и прилагаемые к нему документы в день поступления в лицензирующий орган принимаются по описи, копия которой с отметкой о дате приема вышеуказанных заявления и документов направляется (вручается) соискателю лицензии.
Лицензирующий орган проверяет полноту и достоверность сведений о соискателе лицензии, содержащихся в представленных соискателем лицензии заявлении и документах, а также убеждается в возможности соискателя выполнять лицензионные требования и условия в порядке, предусмотренном ст. 12 Закона N 128-ФЗ. При этом необходимо отметить, что в ст. 12 Закона N 128-ФЗ (в ред. Закона N 80-ФЗ) законодатель прямо указал на то, что к отношениям, связанным с проведением лицензирующим органом проверки возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований, применяются положения Федерального закона от 08.08.2001 N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)".
В соответствии с изменениями, внесенными Законом N 80-ФЗ в п. 2 ст. 9 Закона N 128-ФЗ, лицензирующий орган принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии в срок, не превышающий сорока пяти (а не шестидесяти, как было ранее) дней со дня поступления заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов. Вышеуказанное решение оформляется соответствующим актом лицензирующего органа, то есть решение может оформляться не только приказом (в соответствии с прежней редакцией данной нормы Закона N 128-ФЗ), но и актом с иным наименованием.
Решение об отказе в предоставлении лицензии принимается лицензирующим органом в письменной форме в виде уведомления об отказе в предоставлении лицензии с указанием причин отказа, которое направляется (вручается) соискателю лицензии. При этом законодатель установил, что если причиной отказа является невозможность выполнения соискателем лицензии соответствующих требований и условий, то должны быть приведены реквизиты акта проверки возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий.
В соответствии с внесенными в п. 2 ст. 9 Закона N 128-ФЗ изменениями и дополнениями дубликат документа, подтверждающего наличие лицензии, предоставляется лицензиату на основании заявления в письменной форме. Кроме того, установлено право лицензиата на получение заверенных лицензирующим органом копий документа, подтверждающего наличие лицензии. Дубликат или копия подтверждающего наличие лицензии документа предоставляются лицензиату за плату в размере десяти рублей.
Согласно п. 6, которым дополнена ст. 9 Закона N 128-ФЗ и который вступил в силу с 3 октября 2005 года, в отношении отдельных видов деятельности, лицензирование которых осуществляется в целях защиты имущественных прав и законных интересов граждан, предусмотрена возможность применения упрощенного порядка лицензирования. При этом порядок лицензирования (общий или упрощенный) либо возврат к применяемому ранее порядку лицензирования выбирается соискателем лицензии или лицензиатом самостоятельно. В п. 6 ст. 9 Закона N 128-ФЗ устанавливаются порядок представления соискателями лицензии, а также лицензиатами заявлений о применении упрощенного порядка лицензирования, условия, при которых допускается упрощенный порядок лицензирования, а также виды деятельности, в отношении которых допускается упрощенный порядок лицензирования.
Статья 9 Закона N 128-ФЗ дополнена вступившим в силу с 3 октября 2005 года п. 7, в соответствии с которым осуществляется взаимодействие лицензирующих органов и федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (налогового органа), посредством направления лицензирующим органом в течение пяти рабочих дней со дня принятия им решения о предоставлении лицензии, переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, приостановлении действия лицензии при получении сведений о вступлении в законную силу решения суда об административном приостановлении деятельности лицензиата за нарушение лицензионных требований и условий, возобновлении или прекращении действия лицензии, а также со дня вступления в законную силу решения суда об аннулировании лицензии копии документа, подтверждающего принятие соответствующего решения, с сопроводительным письмом в налоговый орган по месту нахождения (месту жительства) соискателя лицензии или лицензиата.
В решении о предоставлении лицензии и в документе, подтверждающем наличие лицензии, в соответствии в изменениями, внесенными Законом N 80-ФЗ в ст. 10 Закона N 128-ФЗ, приводятся в том числе адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, а также лицензируемый вид деятельности (с указанием выполняемых работ и оказываемых услуг при осуществлении видов деятельности, отраженных в п. 2 ст. 17 Закона N 128-ФЗ), что ранее законодательством не требовалось.
В соответствии с новой редакцией п. 2 и 3 ст. 10 Закона N 128-ФЗ законодатель установил, что документ, подтверждающий наличие лицензии, оформляется на бланке соответствующего лицензирующего органа в двух экземплярах, один из которых направляется (вручается) соискателю лицензии, другой хранится в лицензионном деле лицензиата. При этом лицензионное дело состоит из документов, представляемых соискателем (лицензиатом), а также актов, принимаемых лицензирующим органом в отношении лицензиата, и подлежит хранению в лицензирующем органе в установленном порядке.
В соответствии с п. 1 ст. 11 Закона N 128-ФЗ (в ред. Закона N 80-ФЗ) требование о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, дополнено случаем изменения адресов мест осуществления лицензируемого вида деятельности юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.
Законодателем также установлено, что в случае реорганизации юридических лиц в форме слияния при наличии на дату государственной регистрации правопреемника реорганизованных юридических лиц у каждого участвующего в слиянии юридического лица лицензии на один и тот же вид деятельности такой правопреемник вправе подать заявление о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, в порядке, предусмотренном ст. 11 Закона N 128-ФЗ.
Новая редакция п. 1 ст. 11 Закона N 128-ФЗ предусматривает также возможность отказа в переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, в случае представления лицензиатом или его правопреемником неполных либо недостоверных сведений. При этом уведомление об отказе в переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, направляется (вручается) лицензиату или его правопреемнику в письменной форме с указанием причин отказа.
1.3. Лицензионный контроль
В соответствии со ст. 12 Закона N 128-ФЗ (в ред. Закона N 80-ФЗ) устанавливаются цели проведения лицензионного контроля, способы его проведения. В этой же статье Закона N 128-ФЗ содержится указание на то, что к отношениям, связанным с проведением лицензирующим органом проверки возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий и проверки соблюдения лицензиатом данных требований и условий при осуществлении лицензируемого вида деятельности, применяются положения Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)". При этом необходимо отметить, что применительно к деятельности инвестиционных фондов, деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами, деятельности специализированных депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, деятельности негосударственных пенсионных фондов по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию изменение, внесенное в ст. 12 Закона N 128-ФЗ, вступит в силу с 1 января 2007 года.
1.4. Приостановление действия лицензии и аннулирование лицензии
В соответствии с изменениями, внесенными Законом N 80-ФЗ в ст. 13 Закона N 128-ФЗ и вступающими в силу с 1 июня 2006 года, в отношении деятельности инвестиционных фондов, деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами, деятельности специализированных депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, деятельности негосударственных пенсионных фондов по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию лицензирующий орган не вправе самостоятельно приостанавливать действие лицензии. Приостановление действия лицензии осуществляется лицензирующим органом в течение суток со дня вступления в законную силу решения судьи об административном приостановлении деятельности лицензиата за нарушение лицензионных требований и условий, на срок административного приостановления деятельности лицензиата.
Аннулирование лицензии осуществляется также по решению суда на основании рассмотрения заявления лицензирующего органа. Аннулирование лицензии лицензирующим органом Законом N 128-ФЗ не предусмотрено.
Пунктом 3 ст. 13 Закона N 128-ФЗ установлен срок, с которого действие лицензии прекращается.
1.5. Ведение реестров лицензий
В соответствии с изменениями, внесенными Законом N 80-ФЗ в п. 1 ст. 14 Закона N 128-ФЗ, в реестре лицензий, который ведут лицензирующие органы, должны быть указаны в том числе основание и срок применения приостановления, возобновления, аннулирования лицензии, основание и срок применения упрощенного порядка лицензирования; сведения об адресах мест осуществления лицензируемого вида деятельности; сведения о выдаче документа, подтверждающего наличие лицензии; основание и дата прекращения действия лицензии. Законодателем установлен также срок внесения записи в реестр лицензий лицензирующим органом - в течение трех дней со дня наступления события, с которым связано внесение записи.
1.6. Лицензируемые виды деятельности
В соответствии с Законом N 80-ФЗ изменения внесены и в п. 1 ст. 17 Закона N 128-ФЗ, в соответствии с которым устанавливаются виды деятельности, подлежащие лицензированию (см. извлечения из комментируемого Закона).
1.7. Ответственность должностных лиц лицензирующих органов при
осуществлении конкретных видов деятельности
В соответствии со ст. 17.1, введенной Законом N 80-ФЗ в текст Закона N 128-ФЗ, должностные лица лицензирующих органов в случае ненадлежащего исполнения своих обязанностей при осуществлении лицензирования конкретных видов деятельности и в случае совершения противоправных действий (бездействия) несут ответственность согласно законодательству Российской Федерации.
1.8. Переходные положения
В переходные положения, содержащиеся в ст. 18 Закона N 128-ФЗ, внесены изменения и дополнения, в том числе определены виды деятельности, лицензирование которых прекращается с 1 января 2006 года, с 1 января 2007 года, а также со дня вступления в силу технических регламентов, устанавливающих обязательные требования к лицензируемым видам деятельности (см. извлечения из комментируемого Закона).
2. Изменение иных законодательных актов
В соответствии с изменениями, внесенными Законом N 80-ФЗ в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)", проведение лицензионного контроля исключено из перечня отношений, к которым не применяется данный Закон.
Изменения внесены и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, статьи которого дополнены положениями, предусматривающими ответственность за грубое нарушение условий, предусмотренных разрешением (лицензией).
С.И. Федченко,
советник налоговой службы I ранга
"Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров", N 11, ноябрь 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров"
Учредитель: ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации ПИ N 77-9771
Адрес редакции журнала: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1
www.nalvest.ru