Заключение на проект федерального закона N 361783-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об инвестиционных фондах" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части совершенствования регулирования деятельности акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний, специализированных депозитариев и негосударственных пенсионных фондов, лицензирования указанной деятельности и контроля за ее осуществлением) (не действует)

Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по труду и социальной политике от 7 декабря 2006 г. N 3.2-106/13
"О проекте федерального закона N 361783-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об инвестиционных фондах" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

 

Рассмотрев проект федерального закона N 361783-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об инвестиционных фондах" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", внесенный депутатами Государственной Думы В.М. Резником и Л.В. Пирожниковой, в части внесения изменений в Федеральный закон от 7 мая 1998 года N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" (статья 2 законопроекта), Комитет Государственной Думы по труду и социальной политике отмечает следующее.

Законопроектом устанавливаются новые правила лицензирования негосударственных пенсионных фондов (далее - НПФ), вводятся механизмы внутреннего контроля деятельности НПФ, регулируются полномочия контрольных и надзорных органов в отношении должностных лиц НПФ.

Разделяя цели и задачи, продекларированные в пояснительной записке к указанному законопроекту, такие как усиление защиты прав и законных интересов лиц, инвестирующих свои сбережения в инвестиционные фонды и негосударственные пенсионные фонды, комитет считает необходимым обратить внимание на ряд существенных проблем, затрагивающих вопросы соблюдения прав участников и вкладчиков НПФ, а также застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию.

1. Подпунктом в) пункта 1 статьи 2 законопроекта вводится требование об организации внутреннего контроля НПФ за соответствием его деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, регулирующим указанную деятельность.

Для осуществления указанного контроля в штате фонда должен состоять контролер фонда или должно быть создано структурное подразделение - отдел внутреннего контроля фонда. Контролер (руководитель отдела внутреннего контроля) фонда должен быть подотчетен непосредственно совету фонда.

Советом фонда также должен быть утвержден и согласован с регулирующим органом документ, устанавливающий порядок осуществления внутреннего контроля.

Согласно законопроекту, контролер обязан будет сообщать о выявленных нарушениях членам совета фонда, а также уполномоченному федеральному органу. В то же время порядок, способ и очередность такого сообщения законопроектом не установлены. Не определяется также и соотношение полномочий данного органа с полномочиями ревизионной комиссии фонда, которая создается (часть третья статьи 28 Федерального закона "О негосударственных пенсионных фондах") для оперативного контроля за деятельностью исполнительного органа фонда.

Согласование порядка осуществления внутреннего контроля, кандидатуры на должность контролера производится при предоставлении лицензии. Негосударственные пенсионные фонды, которым уже предоставлена лицензия должны обеспечить соблюдение этих требований по истечении одного года со дня вступления в силу данного федерального закона.

Следует отметить, что предложенный порядок обеспечения независимости контролера от должностных лиц НПФ на деле может способствовать возникновению и реализации конфликта интересов.

Кроме того, статьей 36.25 Федерального закона от 07.05.1995 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" определено, что кодексы профессиональной этики управляющих компаний, специализированного депозитария и фондов должны соответствовать положениям Федерального закона от 24.07.2002 N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации". В соответствии с названным законом Правительством Российской Федерации принято постановление от 12.12.2004 N 770, которым утвержден типовой кодекс профессиональной этики и правила согласования кодексов с уполномоченным федеральным органом. Данный документ содержит основные положения о внутреннем контроле фонда.

В этой связи, законопроектом должны быть предусмотрены нормы о "взаимодействии" положений кодекса профессиональной этики и правил внутреннего контроля фонда.

Кроме того, не решен вопрос о порядке принятия и согласования с уполномоченным федеральным органом правил внутреннего контроля фондами, осуществляющими деятельность в настоящее время.

2. Законопроектом существенно изменен порядок лицензирования деятельности негосударственных пенсионных фондов.

Статьей 3 проекта лицензирование деятельности НПФ, управляющих кампаний и специализированных депозитариев выводится из сферы регулирования Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".

Соответственно, Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах" дополняется соответствующими положениями о составе представляемых для получения лицензии документов, содержании заявления, порядке принятия решения о предоставлении лицензии или об отказе, об основаниях отказа и о порядке уведомления (пункт 2 статьи 2 проекта).

Законопроектом также устанавливается новый порядок аннулирования лицензии. Стадии приостановления и возобновления лицензии исключаются. Лицензия НПФ аннулируется решением уполномоченного федерального органа.

При этом перечень оснований для аннулирования лицензии, содержащийся в законопроекте представляется необоснованно широким: лицензия аннулируется, в частности, в случае грубого нарушения фондом лицензионных требований, а именно, любого нарушения фондом требований к размещению средств пенсионных резервов; любого нарушения требований к раскрытию информации о деятельности фонда; любого нарушения требований к представлению отчетности фонда. Такая нечеткость в основаниях для применения столь серьезных мер дает основания федеральному уполномоченному органу для их произвольного толкования и применения, что может привести к нарушению прав застрахованных лиц.

3. Законопроектом устанавливается, что с момента, когда НПФ узнал или должен был узнать об аннулировании лицензии, не допускается заключение фондом пенсионных договоров, договоров об обязательном пенсионном страховании. В случае, если лицензия аннулирована за неоднократное или грубое нарушение законодательства, не допускается распоряжение пенсионными резервами и средствами пенсионных накоплений иначе, чем на то, чтобы в течение 3 месяцев с даты аннулирования лицензии надлежаще исполнить обязательства по пенсионным договорам и по договорам об обязательном пенсионном страховании. При этом не определено, что подразумевается под таким исполнением. В соответствии со статьей 3 ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" пенсионный договор - это соглашение между вкладчиком и фондом, в соответствии с которым вкладчик обязан уплачивать пенсионные взносы, а фонд обязуется уплачивать пенсию участникам.

Обращает также на себя внимание то, что данный законопроект впервые вводит в Федеральном законе "О негосударственных пенсионных фондах" возможность передачи выкупных сумм страховым организациям при ликвидации негосударственного пенсионного фонда по любым основаниям.

Кроме того, считаем необходимым включить в пункт 7 статьи 7.5. в число субъектов, получающих бесплатно выписки из реестра лицензии фондов Пенсионный фонд Российской Федерации.

4. Изменяется порядок оплаты расходов, связанных с деятельностью фонда.

В соответствии с вводимым в статью 8 новым пунктом 3 оплата расходов, связанных с обеспечением уставной деятельности фонда, производится из имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда, за исключением расходов, связанных с размещением средств пенсионных резервов и инвестированием средств пенсионных накоплений.

Оплата расходов, связанных с размещением средств пенсионных резервов и инвестированием средств пенсионных накоплений, производится соответственно из пенсионных резервов и средств пенсионных накоплений, за исключением оплаты услуг, оказываемых фонду специализированным депозитарием.

За счет чего оплачиваются услуги специализированного депозитария не определено.

5. Законопроектом вводится новая мера воздействия уполномоченного федерального органа. В случае неисполнения НПФ предписания уполномоченного федерального органа, неисполнения или ненадлежащего исполнения НПФ его запроса, воспрепятствования проведению проверки, нарушения порядка размещения пенсионных резервов и инвестирования пенсионных накоплений, отсутствия договора со специализированным депозитарием и нарушения порядка выплаты пенсий - запрет на проведение всех или части операций, связанных с осуществлением деятельности НПФ в части заключения новых пенсионных договоров или договоров об обязательном пенсионном страховании и создании профессиональных пенсионных систем. Указанный запрет может быть введен на срок, не превышающий 6 месяцев.

Полагаем, что предоставление уполномоченному федеральному органу права заблокировать деятельность фонда, вплоть до запрета выплаты назначенных пенсий нуждается в дополнительном обосновании, поскольку в данном случае могут быть нарушены права многих тысяч пенсионеров и застрахованных лиц.

Кроме того, в связи с дополнением статьи 34 новыми пунктами 5 и 6 необходимо дополнить указанную статью положением в части информирования Пенсионного фонда Российской Федерации о введении запрета на проведение НПФ операций.

6. Законопроектом вводится мера воздействия федерального уполномоченного органа на НПФ. Федеральный уполномоченный орган назначает своего представителя в НПФ в случае введения запрета на проведение операций, или аннулирования лицензии НПФ в связи с неоднократным в лечение года или грубым нарушением законодательства к которому отнесено любое нарушение порядка размещения пенсионных резервов, порядка раскрытия информации или порядка предоставления отчетности.

В период деятельности представителя федерального уполномоченного органа не допускается распоряжение имуществом НПФ без его согласия.

Данная норма нарушает основы гражданского законодательства, обременяя права собственника по распоряжению имуществом, а также закрепляет за федеральным уполномоченным органом не свойственные ему полномочия по управлению имуществом другого собственника, при этом никак не определяя степень ответственности должностного лица федерального уполномоченного органа и государства за возможный причиненный ущерб в результате такого управления.

7. Новацией, является назначение федеральным уполномоченным органом временной администрации НПФ в случае отказа НПФ в замене по требованию федерального уполномоченного органа лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа, или любого лица, являющегося членом коллегиального исполнительного органа.

Временная администрация осуществляет полномочия исполнительных органов фонда. Руководителем назначается работник федерального уполномоченного органа, относительно остальных работников временной администрации и финансирования их деятельности законопроектом не определено. Не определены также цели деятельности данного органа, его ответственность, правовое положение, полномочия.

Необходимо также отметить, что процедуры лицензирования фондов, управления имуществом НПФ и назначения должностных лиц НПФ, предлагаемые взамен действующих в настоящее время, создают новые коллизии и дестабилизируют не сформированный окончательно рынок негосударственного пенсионного обеспечения и обязательного пенсионного страхования.

Таким образом, предлагаемое внесение изменений в Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах" существенно расширяют полномочия федерального уполномоченного органа по регулированию негосударственных пенсионных фондов.

В связи с этим считаем целесообразным иметь официальный отзыв Правительства Российской Федерации на указанный законопроект.

Исходя из изложенного, Комитет Государственной Думы по труду и социальной политике может поддержать концепцию указанного законопроекта в части внесения изменений в Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах" при условии учета высказанных замечаний и предложений.

 

Председатель комитета

А.К. Исаев

 

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.