Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по собственности от 8 декабря 2006 г. N 3.9.-84/1
на проект федерального закона N 361783-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об инвестиционных фондах" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части совершенствования регулирования деятельности акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний, специализированных депозитариев и негосударственных пенсионных фондов, лицензирования указанной деятельности и контроля за ее осуществлением)
Рассмотрев проект федерального закона N 361783-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об инвестиционных фондах" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", внесенный депутатами Государственной Думы В.М. Резником и Л.B. Пирожниковой, Комитет Государственной Думы по собственности отмечает следующее.
Авторы отмечают, что законопроект направлен на совершенствование государственного регулирования деятельности акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний, специализированных депозитариев и негосударственных пенсионных фондов и государственного контроля за осуществлением указанной деятельности.
Целью законопроекта является усиление защиты прав и законных интересов лиц, инвестирующих свои сбережения в инвестиционные фонды и негосударственные пенсионные фонды, а также стимулирование венчурных инвестиций через инвестиционные фонды, акции (инвестиционные паи) которых предназначены для квалифицированных инвесторов.
Законопроектом устанавливаются детальные правила лицензирования деятельности акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний, специализированных депозитариев, негосударственных пенсионных фондов, с учетом специфики указанных видов деятельности.
Заявляется, что законопроектом непосредственно устанавливается порядок лицензирования деятельности акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний, специализированных депозитариев, негосударственных пенсионных фондов. В порядок включены лицензионные требования, требования к документам, представляемым для получения лицензии, срок их рассмотрения, основания отказа в предоставлении лицензии, порядок выдачи документа, подтверждающего наличие лицензии а также основания, порядок и сроки переоформления указанного документа.
Устанавливается условие предоставления лицензии на осуществление деятельности управляющих компаний и специализированных депозитариев соответствия финансового положения владельцев 5 или более процентов обыкновенных акций (долей в уставном капитале) лицензиата требованиям федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, а также наличие у указанных лиц надлежащей деловой репутации, критерии оценки которой устанавливаются нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти но рынку ценных бумаг.
В соответствии с пунктом 16 статьи 1 законопроекта предлагается дополнить Федеральный закон от 29.11.2001 N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах" статьей 55.3 устанавливающую полномочия федерального органа по рынку ценных бумаг во внесудебном порядке аннулировать лицензии профессиональных участников рынка ценных бумаг по аналогии с полномочием по внесудебному аннулированию лицензий профессиональных участников рынка ценных бумаг установленным пунктом 4 статьи 44 Федерального закона от 22.04.96 N 39-Ф3 "О рынке ценных бумаг".
Однако, полномочие по внесудебному аннулированию лицензии акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний специализированных депозитариев противоречит принципам осуществления государственного лицензионного контроля, нашедшим отражение в статье 13 Федерального закона от 08.06.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Согласно вышеназванной статье Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензирующие органы вправе обращаться в суд с заявлениями об аннулировании лицензий своих лицензиатов.
Предложенный Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" порядок аннулирования лицензии на основании решения суда основан на положениях статьи 10 Конституции РФ устанавливающей принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную и статьи 118 Конституции РФ определяющей, что правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.
Установление судебного порядка аннулирования лицензий в законодательстве о лицензировании, продиктовано политической волей государства, намерением обеспечить конституционность в деятельности органов исполнительной власти.
Органы исполнительной власти, поскольку решение об аннулировании лицензии основывается на нарушении лицензиатом законодательства, не вправе подменять собой судебные органы, самостоятельно осуществляя правосудие - принятие решений о наличии нарушений законодательства в действиях определенного лицензиата во внесудебном порядке, и таким образом, лишая данное лицо совокупности прав на защиту предоставляемых судебной процедурой.
Сомнительными представляются также положения законопроекта о лицензировании деятельности акционерного инвестиционного фонда.
Предоставление государственного разрешения на осуществление деятельности инвестиционного фонда могло бы быть оправданным в отсутствии договорных отношений между акционерным фондом и управляющей компанией и контроля специализированного депозитария за действиями соответствующей управляющей компании, в остальных случаях лицензирование деятельности акционерных инвестиционных фондов будет представлять собой избыточную функцию федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Вызывает сомнение предлагаемая законопроектом процедура обязательного согласования с федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг кандидатуры единоличного исполнительного органа (руководителя) акционерного инвестиционного фонда в установленном таким органом порядке, а также кандидатур руководителя, руководителя филиала и контролера (руководителя отдела внутреннего контроля) управляющей компании, специализированного депозитария, руководителя исполнительного органа, главного бухгалтера и контролера негосударственного пенсионного фонда.
Данное предложение прямо противоречит нормам ст. 103 ГК Российской Федерации в части недопустимости ограничения гражданских прав указанных организаций на самостоятельное, свободное и беспрепятственное осуществление экономической деятельности.
Нормы пункта 9 статьи 1 законопроекта, дополняющие статью 38 Федерального закона "Об инвестиционных фондах" определением деловой репутации юридического лица, а также изменения, предлагаемые к статье 44 Федерального закона, наделяют федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг полномочием по установлению требований к деловой репутации лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа специализированного депозитария.
Вышеназванные положения законопроекта наделяют федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг избыточными функциями в нарушение норм законодательства Российской Федерации.
Согласно статье 152 Гражданского кодекса РФ решение любых вопросов, касающихся деловой репутации, как гражданина, так и юридического лица, относится к исключительной компетенции судов.
Предлагается ввести запрет на проведение всех или части предусмотренных проектом операций акционерного инвестиционного фонда, управляющей компании, лица, осуществляющего ведение реестра владельцев инвестиционных паев, агентов по выдаче, погашению и обмену инвестиционных паев (составляющих основное содержание их деятельности) на срок до 6 месяцев, а также операций негосударственного пенсионного фонда без ограничения сроком, в предусмотренных проектом случаях.
При этом предусматривается право федерального органа назначить своего представителя в акционерный инвестиционный фонд, управляющую компанию и специализированный депозитарий, без согласия которого они не вправе распоряжаться имуществом, находящимся в управлении, в случае введения указанного выше запрета или аннулирования лицензий указанных лиц.
Представляется, что вышеназванное изменение, допускающее осуществление лицензируемого в соответствии с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" вида деятельности лицом, не имеющим соответствующей лицензии, противоречит требованиям законодательства Российской Федерации о лицензировании.
Перечисленные положения законопроекта представляют собой не только отмеченное выше ограничение гражданских прав указанных организаций на самостоятельное, свободное и беспрепятственное осуществление экономической деятельности, но, главным образом, создают правовую основу для их произвольного толкования, поскольку предусмотренные законопроектом основания реализации перечисленных положений проекта во многих случаях являются недостаточно определенными и изложены с использованием необоснованно широких по смыслу формулировок.
Кроме того, согласно пункту 12 статьи 1 Проекта в статье 44 Федерального закона "Об инвестиционных фондах" предлагается передать полномочия федерального антимонопольного органа по осуществлению государственного контроля за приобретением активов или акций (долей в уставном капитале) финансовых организаций установленные статьями 16 - 19 Федерального закона от 23.06.99 N 117-ФЗ "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Вышеназванное изменение к Федеральному закону "Об инвестиционных фондах" будет способствовать излишнему дублированию одних и тех же функций в компетенции различных органов государственной власти и появлению у Федеральной службы по финансовым рынкам функций, не соответствующих целям и задачам создания данного государственного ведомства.
Предусмотренные законопроектом нормы о квалифицированных инвесторах и акциях, предусмотренных для квалифицированных инвесторов (по сути вводится закрытая подписки для института коллективного инвестирования) требуют дополнительной# осмысления и конкретизации.
В частности, законопроект не содержит норм, касающихся порядка и условий наделения определенного лица статусом квалифицированного инвестора, устанавливаемых законодательством Российской Федерации о рынке ценных бумаг.
Требуют дополнительной конкретизации также положения законопроекта, устанавливающие возможность лишения лица статуса квалифицированного инвестора, поскольку они не содержат четкого перечня оснований для принятия соответствующего решения и указания на то, что лишение статуса квалифицированного инвестора может осуществляться только судом, в случае, если основанием для лишения статуса квалифицированного инвестора предполагается считать определенный юридический факт или нарушение законодательства.
Таким образом, проект предусматривает существенное расширение полномочий федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, связанных с контролем и участием в деятельности акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний, специализированных депозитариев и негосударственных пенсионных фондов не соответствующим специфике деятельности на фондовом рынке, что крайне опасно в условиях отсутствия адекватных гражданских институтов.
Законопроект сохраняет недостатки действующего закона "Об инвестиционных фондах", поскольку не является проектом об инвестиционных фондах вообще, а по-прежнему регламентирует деятельность только двух видов таких фондов - паевых и совсем немного акционерных.
Законопроект нуждается в более тщательной правовой и лингвистической проработке.
На основании изложенного, Комитет по собственности рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона N 361784-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об инвестиционных фондах" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в первом чтении с учетом необходимости его серьезной доработки ко второму чтению.
Председатель Комитета |
П.С. Плескачевский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.