г. Томск |
Дело N 07АП-7459/08 |
"19" января 2009 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 14 января 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 января 2009 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего М.Х. Музыкантовой,
судей: Л.И.Ждановой, В.А.Журавлевой,
при ведении протокола судебного заседания судьей Л.И.Ждановой,
при участии в заседании:
от заявителя: Ермолаева А.Е.по доверенности N 33 от 08.04.2008 г.,
Архиповой Н.А. по доверенности N 32 от 07.04.2008 г.,
от ответчика: Карповой Е.П. по доверенности от 13.01.2008 г.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Сибирского Управления государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 10 ноября 2008 года
по делу N А27-11752/2008-5 (судья Обухова Г.П.)
по заявлению Сибирского Управления государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта к Обществу с ограниченной ответственностью "ЭКО ПЛЮС"
о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Сибирское управление государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - Управление, заявитель) обратилось с заявлением о привлечении Общества с ограниченной ответственностью "ЭКО ПЛЮС" (далее - ООО "ЭКО ПЛЮС", Общество) к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 10.11.2008 года заявителю отказано в удовлетворении требования.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Кемеровской области от 10.11.2008 года отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
В обоснование жалобы заявитель ссылается на то, что лицензия на эксплуатацию взрывоопасных производственных объектов не могла включать в себя погрузочно-разгрузочную деятельность на железнодорожном транспорте, так как данный вид деятельности подлежит самостоятельному лицензированию; выводы суда первой инстанции не соответствуют обстоятельствам дела.
Подробно доводы Управления изложены в апелляционной жалобе.
Представители заявителя в судебном заседании поддержали доводы апелляционной жалобы по изложенным в ней основаниям.
Представитель Общества возражала против доводов апелляционной жалобы, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу -без удовлетворения по основаниям, указанным в отзыве.
Выслушав пояснения представителей сторон, проверив материалы дела в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции находит решение суда первой инстанции не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что Сибирским управлением государственного железнодорожного надзора проведена проверка исполнения ООО "ЭКО ПЛЮС" законодательства о лицензировании.
В ходе проверки установлено, что Обществом в январе-сентябре 2008 года на железнодорожных путях необщего пользования по адресу: г. Киселевск, ул. Привольная, 2а, осуществлялась погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам, а именно разгрузка бензина моторного, неэтилированного и топлива дизельного, без соответствующей лицензии, что является нарушением статьи 17 Закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" N 128-ФЗ от 08.08.2001 г., Положения о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15.03.2006 года N 134. Результаты проверки отражены в акте N ОГ 21/13 от 10.09.2008 г.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления 10.09.2008 г. протокола об административном правонарушении, действия ООО "ЭКО ПЛЮС" квалифицированы по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ как осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии).
В соответствии с пунктом 70 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 года N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" погрузочно-разгрузочная деятельность на железнодорожном транспорте является видом деятельности, на осуществление которой требуется лицензия.
Названным законом виды деятельности не разграничиваются на основные и не основные, следовательно, для осуществления любого из перечисленных в статье 17 данного закона видов деятельности лицо должно получить соответствующую лицензию.
Положение о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.03.2006 г. N 134, определяет порядок лицензирования указанной деятельности на железнодорожном транспорте, в том числе на железнодорожных путях, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
В сфере погрузочно-разгрузочной деятельности лицензия получается как организациями железнодорожного транспорта, так и другими организациями, осуществляющими данный вид деятельности, в том числе на железнодорожных подъездных путях, не входящих в систему федерального железнодорожного транспорта. Лицензированию подлежит деятельность, осуществляемая ручным или механизированным способом, вне зависимости от состава погрузочно-разгрузочных работ, а также наличия у юридического лица или индивидуального предпринимателя погрузочно-разгрузочных сооружений и технических средств.
Согласно части 2 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно, влечет наложение административного штрафа.
В соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса РФ предпринимательской деятельностью признается самостоятельная, осуществляемая на своей страх и риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнение работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном порядке.
Таким образом, привлечение к административной ответственности в соответствии с частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ возможно в случае, если деятельность, осуществляемая без специального разрешения (лицензии) соответствует критериям, указанным в статье 2 Гражданского кодекса РФ.
Факт осуществления ООО "ЭКО ПЛЮС" своими силами и средствами разгрузки бензина моторного, неэтилированного и топлива дизельного без специального разрешения (лицензии) подтверждается материалами дела и не оспаривается Обществом. ООО "ЭКО ПЛЮС" также не отрицает, что погрузочно-разгрузочная деятельность на железнодорожном транспорте является элементом технологического цикла.
Под опасными грузами в соответствии с "Правилами безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом", утвержденных Постановлением Госгортехнадзора РФ от 16.08.1994 года N 50 (ред. от 20.06.2002 г.), понимаются вещества, материалы, изделия и опасные отходы, которые в силу присущих им свойств и особенностей могут при перевозке создать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести вред окружающей среде, привести к повреждению и (или) уничтожению материальных ценностей. Фракция пропан-бутановая, выгрузку которого осуществляло Общество, обладает всеми вышеперечисленными признаками, следовательно, относится к опасным грузам.
Федеральный закон о лицензировании регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности в соответствии с перечнем, предусмотренным частью 1 статьи 17 данного Закона.
При этом в силу статьи 4 вышеуказанного Закона к лицензируемым отнесены виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
Следовательно, при осуществлении деятельности, связанной с погрузочно-разгрузочными работами применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, наличие лицензии обязательно в силу подпункта 70 статьи 17 Федерального закона о лицензировании.
Предпринимательская деятельность, связанная с осуществлением погрузочно-разгрузочной деятельности с опасными грузами, имеет значительную общественную опасность при возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
Бензин моторный, неэтилированный и топливо дизельное являются опасными грузами, которые, согласно статье 2 Федерального закона от 10.01.2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", в силу присущих им свойств при определенных условиях при перевозке, выполнении маневровых, погрузочно-разгрузочных работ и хранении могут стать причиной взрыва, пожара, химического или иного вида заражения либо повреждения технических средств, устройств, оборудования и других объектов железнодорожного транспорта и третьих лиц, а также причинения вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде.
Таким образом, осуществляя разгрузку бензина моторного, неэтилированного и топлива дизельного на железнодорожных путях необщего пользования, Общество осуществляет разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, на которую требуется соответствующая лицензия.
Вместе с тем Общество лицензии на указанный вид деятельности, как следует из материалов дела, не имеет.
Судом первой инстанции установлено, что разгрузочная деятельность ООО "ЭКО ПЛЮС" применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте направлена на обеспечение производственного процесса, конечной целью которого является реализация груза третьим лицам, то есть получение прибыли.
Как усматривается из железнодорожных транспортных накладных и не оспаривается Обществом, ООО "ЭКО ПЛЮС" является получателем груза, прибывшего для сторонних организации, и осуществляет его разгрузку, то есть оказывает услуги по получению груза на свой железнодорожный путь и по разгрузке данного груза третьим лицам. Следовательно, такая деятельность является предпринимательской и отсутствие лицензии на ее осуществление образует состав правонарушения, предусмотренный частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Имеющаяся у Общества лицензия N 39-ЭВ-001094 (ХЖ) от 23.11.2004 г. на "эксплуатацию взрывоопасных производственных объектов" не охватывает собой погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, поскольку она разрешает проведение работ на объектах, не имеющих отношения к железнодорожным путям.
Согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" организации, эксплуатирующие опасный производственный объект, обязаны иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензия - это специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.
Погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте подлежит лицензированию в соответствии с пунктом 70 статьи 17 Федерального закона N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Под перевозкой опасных грузов в Правилах безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом РД 15-7 3-94 понимается совокупность операций, которым подвергается груз в процессе его доставки от грузопроизводителя до грузополучателя и включает в себя: подготовку груза и транспортных средств, прием груза к перевозке, его погрузку в транспортное средство, оформление перевозочных документов, транспортировка груза, перегрузку (перевалку) груза с одного вида транспорта на другой, транзитное хранение груза и его выгрузку.
Согласно пункту 3.2.2 Правил безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом, утвержденных постановлением Госгортехнадзора РФ от 16.08.1994 года N 50, грузоотправители (грузополучатели) обязаны иметь лицензию на погрузочно-разгрузочную деятельность.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции считает неправильным вывод суда первой инстанции о том, что Обществу не требовалась лицензия на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте.
В соответствии с пунктом 3 статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежит выяснению виновность лица в его совершении.
Согласно положениям части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Из приведенных норм следует, что виновность юридического лица в совершении административного правонарушения определяется в зависимости от принятия им исчерпывающих мер по соблюдению требований действующего законодательства.
В материалах дела отсутствуют сведения о принятии Обществом исчерпывающих мер по соблюдению требований законодательства, направленного на обеспечение безопасности движения на железнодорожном транспорте
При таких обстоятельствах, действия ООО "ЭКО ПЛЮС" образуют состав вменяемого ему административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Довод Общества об отсутствии у заявителя правовых оснований на проведение проверки соблюдения законодательства и составления протокола об административном правонарушении был исследован судом первой инстанции и обоснованно отклонен.
В соответствии с абз. 1 части 3 статьи 28.3 КоАП РФ помимо случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 2, 3 и 4 статьи 14.1 Кодекса, вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности и контроль за соблюдением условий лицензий, в пределах компетенции соответствующего органа.
С учетом изложенного доводы ООО "ЭКО ПЛЮС" о неправомочности заявителя осуществлять проверки такого рода не основаны на нормах действующего законодательства.
Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения.
Из разъяснений, изложенных в пунктах 18 и 20 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 г. N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", следует, что установленные статьей 4.5 Кодекса сроки давности привлечения к административной ответственности не подлежат восстановлению, и в случае их пропуска суд принимает решение об отказе в привлечении к административной ответственности согласно части 2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. При рассмотрении дела после отмены судебного акта, которым было отказано в привлечении лица к административной ответственности, лицо не может быть привлечено к административной ответственности, если к моменту вынесения нового судебного акта истекли сроки давности, установленные статьей 4.5 КоАП РФ.
Как следует из материалов дела, к моменту рассмотрения дела апелляционной инстанцией двухмесячный срок давности привлечения к административной ответственности истек, что влечет отказ в удовлетворении заявления о привлечении ООО "ЭКО ПЛЮС" к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционной суд,
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 10 ноября 2008 года по делу N А27-11752/2008-5 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
М.Х. Музыкантова |
Судьи |
Л.И. Жданова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-11752/2008-5
Истец: Сибирское Управление государственного железнодорожного надзора
Ответчик: ООО "ЭКО ПЛЮС"
Хронология рассмотрения дела:
19.01.2009 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-7459/08