Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 23 октября 2008 г. N 07АП-5991/08 (ключевые темы: размещение отходов - лицензирование - опасные отходы - отходы производства и потребления - обращение с отходами)

Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда
от 23 октября 2008 г. N 07АП-5991/08

 

г. Томск

Дело N 07АП-5991/08

 

Резолютивная часть постановления объявлена 22.10.2008 года.

Полный текст постановления изготовлен 23.10.2008 года

 

Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего А.В. Солодилова,

судей Е.А. Залевской, С.А. Зенкова

при ведении протокола судебного заседания судьей Е.А. Залевской,

при участии:

от заявителя: без участия,

от заинтересованного лица: Е.Е. Киселева по доверенности от 29.11.2007; И.Х Каргатьева по доверенности от 12.08.2008,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального территориального управления технологического и экологического надзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Сибирскому федеральному округу на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 18.08.2008 по делу N А45-9303/2008-60/215 (судья О.М. Васютина)

по заявлению Института катализа им. Г.К.Борескова Сибирского отделения Российской академии наук к Межрегиональному территориальному управлению технологического и экологического надзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Сибирскому федеральному округу о признании незаконным решения от 07.04.2008 N 756,

УСТАНОВИЛ:

Институт катализа им. Г.К. Борескова Сибирского отделения Российской академии наук (далее - заявитель, Институт) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Межрегионального территориального управления технологического и экологического надзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Сибирскому федеральному округу (далее - Ростехнадзор) об отказе в установлении лимитов на размещение отходов от 07.04.2008 N 756.

Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 18.08.2008 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, Ростехнадзор обратился в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и отказать в удовлетворении заявления Института о признании незаконным решения Ростехнадзора об отказе в установлении лимитов на размещение отходов от 07.04.2008, считая решение суда незаконным и необоснованным, так как оно вынесено с нарушением норм материального права и содержит выводы, которые не соответствуют обстоятельствам дела.

В обоснование апелляционной жалобы ее податель ссылается на то, что судом неверно истолковано Положение о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов (утв. постановлением Правительства РФ от 26.08.2006 N 524). Вывод суда о неосуществлении заявителем лицензируемых видов деятельности опровергается документами заявителя.

Подробно доводы Общества изложены в апелляционной жалобе.

В судебном заседании представители Ростехнадзора поддержали доводы апелляционной жалобы.

Институт в отзыве на апелляционную жалобу возражает против доводов апелляционной жалобы, считая решение суда первой инстанции законным, обоснованным и не подлежащим отмене, считает, что в апелляционной жалобе подателем не представлено доказательств, ставящих под сомнение обоснованность и законность решения Арбитражного суда Новосибирской области от 18.08.2008. Просит рассмотреть дело в отсутствии своего представителя.

Письменный отзыв заявителя приобщен к материалам дела.

В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей заявителя.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей Ростехнадзора, проверив законность и обоснованность решения в порядке ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд считает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.

Как следует из материалов дела, Институт катализа им. Г.К. Борескова Сибирского отделения Российской академии наук 1 апреля 2008 года обратился в Межрегиональное территориальное управление технологического и экологического надзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Сибирскому федеральному округу с заявлением об установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

К заявлению были приложены документы, предусмотренные пунктом 7 Правил разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2000 N 461.

Решением от 07.04.2008 N 756 заявителю отказано в установлении лимитов на размещение отходов, в связи с непредставлением лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, так как при рассмотрении проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение выявлен вид лицензируемой деятельности по размещению (временное хранение) опасных отходов.

Полагая, что указанное решение не соответствует действующему законодательству, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Руководствуясь статьями 1,9,11,18 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", статьей 17 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", Правилами разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2000 N 461, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что деятельность при обращении с опасными отходами не является для Института самостоятельным видом деятельности, подлежащей лицензированию, а признаки предпринимательской деятельности в виде получения доходов от деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов в деятельности Института не установлены. С учетом этого суд удовлетворил заявленные требования.

Апелляционный суд полагает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела, дал им надлежащую правовую оценку и обосновал свои выводы нормами законодательства.

Из материалов дела видно и установлено судом, что Институт, является некоммерческой организацией - научным учреждением. В соответствии с п. 3.1. Устава учреждения целью его деятельности является выполнение фундаментальных научных исследований и прикладных разработок. В силу п. 3.2. Устава основными видами деятельности научного учреждения является: научная (научно-исследовательская) деятельность; научно-техническая деятельность; экспериментальные разработки; научно-образовательная деятельность по подготовке высококвалифицированных кадров; издательская деятельность; инновационная деятельность; деятельность по инфраструктурному обеспечению.

В процессе уставной деятельности Института образуются отходы, относящиеся к 1-5 классам опасности. Институтом осуществляется их передача соответствующим лицензируемым организациям, непосредственно занимающимся деятельностью по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов. Данные обстоятельства подтверждаются, имеющимися в деле договорами, сведениями о транспортных организациях, а также осуществляющих утилизацию опасных отходов.

Согласно статье 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления.

Согласно пункту 1 статьи 18 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 N 89-ФЗ (далее - Закон об отходах производства и потребления) в целях обеспечения охраны окружающей природной среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение определяет Правительство Российской Федерации (пункт 4 названной статьи Закона).

В целях реализации статьи 18 Закона об отходах производства и потребления Правительство Российской Федерации постановлением от 16.06.2000 N 461 утвердило Правила разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее - Правила).

В силу пунктов 4 и 5 Правил юридические лица, приступающие к осуществлению деятельности в области обращения с отходами или осуществляющие такую деятельность, разрабатывают и представляют на утверждение проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

На основании пункта 7 Правил для утверждения лимитов на размещение отходов индивидуальные предприниматели и юридические лица представляют в территориальные органы Министерства природных ресурсов Российской Федерации заявление; копию лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов; проект расчета нормативов образования отходов и лимитов на их размещение по форме, установленной Министерством природных ресурсов Российской Федерации; свидетельство о регистрации объекта размещения отходов в государственном реестре объектов размещения отходов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

Применительно к деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению опасных отходов обязательность наличия такой лицензии установлена в статье 9 Закона об отходах производства и потребления и подпункте 74 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".

Под размещением отходов в силу статьи 1 Закона об отходах производства и потребления понимается их хранение (временное содержание для последующего захоронения) и захоронение (изоляция отходов в специальных хранилищах). Хранение отходов происходит исключительно в специально оборудованных сооружениях - объектах размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище и пр.). Такие объекты заносятся в государственный реестр (пункт 6 статьи 12 указанного Закона), находятся на балансе предприятия или арендуются и эксплуатируются им.

Анализ названных правовых норм в системном толковании с положениями пункта 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации позволяет прийти к выводу о том, что для получения Учреждением лицензии последнее должно было не только осуществлять деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию и размещению опасных отходов, но наряду с этим также извлекать систематическую прибыль от этой деятельности.

Кроме того, в соответствии с пунктом 4.6 ГОСТа Р51769-2001 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Документирование и регулирование деятельности по обращению с отходами производства и потребления", введенному в действие с 01.01.2002 Постановлением Госстандарта России от 28.06.2001 N 251-ст, лицензии выдаются на осуществление такого вида деятельности по обращению с отходами, в результате которого юридическое или физическое лицо, ее осуществляющее, получает прибыль (транспортирование, переработка, складирование, захоронение, уничтожение отходов и т.п.).

Пунктом 4.2.1 ГОСТ 30773-2001 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Этапы технологического цикла. Основные положения" накопление отходов отнесено ко второму этапу технологического цикла отходов, которому предшествует только их появление, а хранение и удаление - к завершающим этапам цикла, которые осуществляются после их транспортировки и складирования. Кроме того, в проекте лимитов на размещение отходов в одном из разделов указываются места хранения отходов, а в другом - объекты их размещения.

Таким образом судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что деятельность Института не связана ни с одним из видов деятельности по обращению с отходами, подлежащих лицензированию в соответствии с пунктом 74 статьи 17 Закона о лицензировании, поскольку заявитель не осуществляет ни сбор отходов, ни их использование, транспортировку и обезвреживание. Институт не осуществляет и размещения отходов, так как в соответствии со статьей 1 Закона N 89-ФЗ под размещением отходов понимается их хранение и захоронение. При этом понятие хранения отходов законодатель определяет как их содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения обезвреживания или использования. В свою очередь захоронением является их изоляция в специальных хранилищах. В процессе деятельности, осуществляемой Институтом, имеет место образование отходов для временного размещения с последующей передачей их специализированным организациям (например: ртутные лампы, жидкие органические отходы), однако такая деятельность лицензированию не подлежит.

В силу вышеизложенного, довод апелляционной жалобы о том, что судом неверно истолковано Положение о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов (утв. постановлением Правительства РФ от 26.08.2006 N 524), судом апелляционной инстанции отклоняется как необоснованный.

Судом апелляционной инстанции также отклоняются остальные доводы апелляционной жалобы как не нашедшие своего подтверждения в материалах дела.

Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба не содержит, в силу чего удовлетворению не подлежит.

При таких обстоятельствах Седьмой арбитражный апелляционный суд считает, что решение суда первой инстанции постановлено законно и обоснованно, каких - либо нарушений процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену решения суда в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не допущено.

Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, пунктом 1 статьи 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд,

ПОСТАНОВИЛ

Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 18.08.2008 по делу N А45-9303/2008-60/215 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Межрегионального территориального управления технологического и экологического надзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Сибирскому федеральному округу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.

 

Председательствующий

А.В. Солодилов

 

Судьи

Е.А. Залевская
С.А. Зенков

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Номер дела в первой инстанции: А45-9303/2008-60/215


Истец: Институт катализа им. Г.К. Борескова СОРАН

Ответчик: Межрегиональное территориальное управление технологического и экологического надзора Федеральной службы по экологическому,технологическому и атомному надзору по СФО


Хронология рассмотрения дела:


23.10.2008 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-5991/08