г. Томск |
Дело N 07АП-6166/08 |
05 ноября 2008 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 31 октября 2008 г.
Полный текст постановления изготовлен 05 ноября 2008 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Ждановой Л.И.
судей Журавлевой В.А., Усаниной Н.А.
при ведении протокола судебного заседания судьей Журавлевой В.А.
при участии:
от заявителя: без участия (извещен)
от ответчика: Асютина Н.С. по доверенности от 28.10.2008г. (до 21.12.2008г.)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Топаз"
на решение Арбитражного суда Алтайского края от 08.09.2008г.
по делу N А03-8737/2008/10 (судья Дружинина Н.М.)
по заявлению Сибирского управления государственного железнодорожного надзора
к обществу с ограниченной ответственностью "Топаз"
о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ
УСТАНОВИЛ:
Сибирское управление государственного железнодорожного надзора обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о привлечении ООО "Топаз" (далее по тексту - Общество) к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.
Решением арбитражного суда Алтайского края от 08.09.2008г. заявление Сибирского управления государственного железнодорожного надзора удовлетворены, ООО "Топаз" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "Топаз" обратилось в арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям:
- несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, нарушение судом норм материального права: у ООО "Топаз" имеется лицензия от 05.12.2006г., дающая право на эксплуатацию взрывоопасных объектов, к лицензии имеется приложение N ЭВ-63-000381 (ЖК) от 05.12.2006г., в которой отражаются принципы эксплуатации взрывоопасных объектов. При наличии такой лицензии и в частности погрузочно-разгрузочные работы ГСМ на железнодорожном транспорте, в общем смысле лицензией охватываются.
В судебном заседании представитель апеллянта поддержал доводы апелляционной жалобы по изложенным в ней основаниям, дополнив, что погрузочно-разгрузочные работы осуществлялись сторонними организациями, однако доказательств этого представить не может.
В судебное заседание апелляционной инстанции Сибирское управление государственного железнодорожного надзора не явилось, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения дела (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о надлежащем извещении), явку представителя не обеспечило, отзыва на апелляционную жалобу в порядке ст. 262 АПК РФ не представило.
В порядке ч. 1 ст. 266, ч.1, ч.3 ст. 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившегося лица.
Проверив материалы дела в порядке ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя ООО "Топаз", суд апелляционной инстанции находит решение суда первой инстанции не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Материалами дела установлено, что 07 августа 2008 г. заместителем начальника отдела надзора за опасными грузами и чрезвычайными ситуациями Буровцевым В.В., государственным инспектором Ерлиной А.А. на основании распоряжения начальника Сибирского управления государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта N 17б-р от 29.07.2008г., проведена проверка объектов железнодорожного транспорта ООО "Топаз", находящегося по адресу: г.Рубцовск, ул.Рихарда Зорге, 161-а.
В результате проверки составлен акт от 07.08.2008г. АЛТ N ОГ21/07, в котором установлен факт осуществления Обществом погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, а именно: согласно накладных ЭП 343809, ЭР 488540, ЭС 681297, в адрес ООО "Топаз" прибыли вагоны: 21.05.2008г. N N 73502304-20, 73208084-20, 74991480-20; 21.0б.2008г. NN 72884331-20, 74066234-20, 28.07.2008г. N79708350-20 с опасными грузами: бензин моторный автомобильный неэтилированный, который по классу опасности относится к 3-му классу.
Вагоны поданы на железнодорожный путь необщего пользования ООО "Топаз" по адресу: г.Рубцовск, ул.Рихарда Зорге, 161-а. Выгрузка опасного груза произведена силами и средствами ООО "Топаз". Согласно справке ООО "Топаз" за период с 01.01.2008г. по 31.07.2008г. выгрузило своими средствами вагоны с опасными грузами в количестве 1 310т.
По результатам проверки 07.08.2008г. государственным инспектором отдела надзора за опасными грузами и чрезвычайными ситуациями Сибирского управления государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в отношении Общества был составлен протокол об административном правонарушении N 213/юл.
Как указал в протоколе административный орган, Общество осуществляет погрузо-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, не имея лицензии.
Указанный протокол и материалы проверки направлены в арбитражный суд для привлечения Общества к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Принимая решение о привлечении Общества к административной ответственности, суд первой инстанции исходил из необходимости наличия лицензии на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте у юридического лица.
Арбитражный суд первой инстанции принял по существу правильное решение, при этом выводы суда соответствуют фактически установленным обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального права.
В соответствии с п. 70 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 года N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" погрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте подлежит лицензированию.
Порядок лицензирования погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, утвержден постановлением Правительства РФ от 15.03.2006 года N 134.
Согласно ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно, влечет наложение административного штрафа.
В соответствии со ст. 2 Гражданского кодекса РФ предпринимательской деятельностью признается самостоятельная, осуществляемая на своей риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнение работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном порядке.
Таким образом, привлечение к административной ответственности на основании ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ возможно только в случае, если деятельность, осуществляемая без специального разрешения (лицензии) соответствует критериям, указанным в статье 2 Гражданского кодекса РФ.
Как следует из материалов дела, Общество использует железнодорожные пути необщего пользования; факт осуществления ООО "Топаз" своими силами и средствами выгрузки вагона-цистерны с опасным грузом без специального разрешения (лицензии) подтверждается материалами дела.
Под опасными грузами в соответствии с "Правилами безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом", утвержденных Постановлением Госгортехнадзора РФ от 16.08.1994 года N 50 (ред. от 20.06.2002 г.) понимаются вещества, материалы, изделия и опасные отходы, которые в силу присущих им свойств и особенностей могут при перевозке создать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести вред окружающей среде, привести к повреждению и (или) уничтожению материальных ценностей. Топливо для реактивных двигателей, выгрузку которого осуществляло Общество, обладает всеми вышеперечисленными признаками, следовательно, относится к опасным грузам.
Федеральный закон о лицензировании регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности в соответствии с перечнем, предусмотренным частью 1 статьи 17 данного Закона.
При этом в силу статьи 4 вышеуказанного Закона к лицензируемым отнесены виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием
Следовательно, при осуществлении деятельности, связанной с погрузочно-разгрузочными работами применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, наличие лицензии обязательно в силу подпункта 70 статьи 17 Федерального закона о лицензировании.
Предпринимательская деятельность, связанная с осуществлением погрузочно-разгрузочной деятельности с опасными грузами, имеет значительную общественную опасность при возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
Горюче-смазочные материалы, получаемые Обществом, являются опасным грузом, который, согласно статье 2 Федерального закона от 10.01.2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", в силу присущих ему свойств при определенных условиях при перевозке, выполнении маневровых, погрузочно-разгрузочных работ и хранении может стать причиной взрыва, пожара, химического или иного вида заражения либо повреждения технических средств, устройств, оборудования и других объектов железнодорожного транспорта и третьих лиц, а также причинения вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде.
Таким образом, осуществляя слив ГСМ из поступивших вагонов-цистерн на железнодорожных путях необщего пользования, Общество осуществляет разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, на которую требуется соответствующая лицензия.
Вместе с тем Общество лицензии на указанный вид деятельности, как следует из материалов дела, не имеет.
Разгрузочная деятельность ООО "Топаз" применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте направлена на обеспечение производственного процесса, конечной целью которого является реализация ГСМ, то есть получение прибыли. Из материалов дела следует, что оно осуществляет слив нефтепродуктов на железнодорожном транспорте в целях его дальнейшей реализации.
Следовательно, такая деятельность является предпринимательской и отсутствие лицензии на ее осуществление образует состав правонарушения, предусмотренный ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.
Довод Общества об осуществлении разгрузочно-погрузочной деятельности привлеченными силами опровергается приведенными выше доказательствами, а также пояснениями директора Общества Крысина Г.Н. от 07.08.2008 г. (л.д. 45) о том, что погрузка-выгрузка поступивших в адрес ООО "Топаз" вагонов-цистерн с ГСМ в период с 01.01.08 г. по 31.07.08 г. осуществлялась персоналом Общества под руководством зав. складом Бурминстровой А.В., в связи с чем отклоняется апелляционным судом как несостоятельный.
При этом ссылка Общества о том, что у него отсутствует обязанность получения лицензии на проведение работ по погрузке-выгрузке применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, в силу того, что оно имеет лицензию на эксплуатацию взрывоопасных производственных объектов N ЭВ-63-000381(ЖК) от 05.12.2006 г., выданную Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, правомерно признана судом первой инстанции не обоснованной по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" организации, эксплуатирующие опасный производственный объект, обязаны иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензия - это специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.
Погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте подлежит лицензированию в соответствии с пунктом 70 статьи 17 Федерального закона N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Указанная лицензия, на которую ссылается Общество, не охватывает собой погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, поскольку она разрешает проведение работ на объектах, не имеющих отношения к железнодорожным путям.
Данный вывод подтверждается также понятием "перевозки опасного груза", данным в Правилах безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом РД 15-7 3-94. Под перевозкой опасных грузов понимается совокупность операций, которым подвергается груз в процессе его доставки от грузопроизводителя до грузополучателя и включает в себя: подготовку груза и транспортных средств, прием груза к перевозке, его погрузку в транспортное средство, оформление перевозочных документов, транспортировка груза, перегрузку (перевалку) груза с одного вида транспорта на другой, транзитное хранение груза и его выгрузку.
Согласно пункту 3.2.2 Правил безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом, утвержденных постановлением Госгортехнадзора РФ от 16.08.1994 года N 50, грузоотправители (грузополучатели) обязаны иметь лицензию на погрузочно-разгрузочную деятельность.
Частью 6 ст. 205, ч. 6 ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ определен порядок рассмотрения дел о привлечении к административной ответственности и пределы рассмотрения дела в порядке апелляционного производства.
Данные нормы устанавливают, что арбитражный суд не связан основаниями и предметом заявленных требований. Проверка действий административного органа осуществляется судом первой инстанции в полном объеме.
Суд апелляционной инстанции вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, проверяет соблюдение судом первой инстанции процессуальных норм.
В соответствии с требованиями ч. 6 ст. 205 Арбитражного процессуального кодекса об административном правонарушении РФ, судом первой инстанции проверен протокол об административном правонарушении и материалы проверки в полном объеме и обоснованно сделан вывод об установлении соответствующих полномочий административного органа по составлению протокола об административном правонарушении, наличии законных оснований для привлечения Общества к административной ответственности и соблюдении порядка привлечения к ответственности; наказание назначено в минимальном размере.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Алтайского края от 08.09.2008 года по делу N А03-8738/2008-10 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий: |
Л.И. Жданова |
Судьи |
В.А. Журавлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-8737/2008
Истец: Сибирское Управление государственного железнодоржного надзора
Ответчик: ООО "Топаз"
Хронология рассмотрения дела:
05.11.2008 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-6166/08