Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24 октября 2008 г. N 16АП-2040/08 (ключевые темы: административная ответственность - защита прав потребителей - лекарственные средства - лицензирование - штраф)

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда
от 24 октября 2008 г. N 16АП-2040/08

 

г.Ессентуки

Дело N А61-1317/2008-9

24.10.2008 г.

номер апелляционного производства
16АП-2040/08

 

Резолютивная часть постановления объявлена 23 октября 2008 года.

Полный текст постановления изготовлен 24 октября 2008 года.

 

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе

председательствующего А.Л.Фриева (докладчик),

судей Л.В.Афанасьевой, И.М.Мельникова,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ю.В.Ковалёвой,

рассмотрев апелляционную жалобу Государственной инспекции Республики Татарстан по обеспечению государственного контроля за производством, оборотом и качеством этилового спирта, алкогольной продукции и защите прав потребителей на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 01.09.2008

по делу N А61-1317/2008-9

по заявлению Государственной инспекции Республики Татарстан по обеспечению государственного контроля за производством, оборотом и качеством этилового спирта, алкогольной продукции и защите прав потребителей к ООО "Марат",

третье лицо - Федеральная налоговая служба Российской Федерации,

о привлечении к административной ответственности по части 4 статьи 14.17 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации,

при участии представителей:

- Государственной инспекции Республики Татарстан по обеспечению государственного контроля за производством, оборотом и качеством этилового спирта, алкогольной продукции и защите прав потребителей - Семиной В.О., доверенность от 09.10.2008,

- ООО "Марат" - не явился, извещен 06.10.2008,

- Федеральной налоговой службы Российской Федерации - не явился, извещен 14.10.2008 (уведомление DHL),

УСТАНОВИЛ

Государственная инспекция Республики Татарстан по обеспечению государственного контроля за производством, оборотом и качеством этилового спирта, алкогольной продукции и защите прав потребителей (далее - Госалкогольинспекция) обратилась в Арбитражный суд Республики Северная Осетия-Алания с заявлением к ООО "Марат" о привлечении к административной ответственности по части 4 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за промышленное производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии.

Решением от 01.09.2008 Арбитражный суд Республики Северная Осетия-Алания в удовлетворении требований Госалкогольинспекции отказал, указав, что спиртосодержащая продукция, производимая ООО "Марат", не подпадает под сферу действия Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", вследствие чего лицензия на промышленное производство и оборот производимой обществом продукции не требуется; административные правонарушения, предусмотренные частью 4 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не относятся к правонарушениям в области защиты прав потребителей, в соответствии с чем двухмесячный срок привлечения к административной ответственности пропущен.

Не согласившись с решением Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 01.09.2008, Госалкогольинспекция обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит указанное решение отменить, заявленные требования удовлетворить, ссылаясь на абзац 9 пункта 2 статьи 18 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", в соответствии с которым деятельность по производству, хранению и поставке спиртосодержащей непищевой продукции, а также другие виды деятельности, при осуществлении которых в качестве сырья или вспомогательного материала используется этиловый спирт, подлежит лицензированию, а также на то обстоятельство, что суд неправильно определил срок привлечения общества к административной ответственности по части 4 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, который, по мнению заявителя, составляет один год.

ООО "Марат" представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 01.09.2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В судебном заседании Госалкогольинспекция заявила отказ от исковых требований в части конфискации у ООО "Марат" спиртосодержащей продукции.

Правильность решения Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 01.09.2008 проверена в апелляционном порядке в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав явившегося в судебное заседание представителя Госалкогольинспекции, апелляционный суд приходит к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, Госалкогольинспекцией в ходе проведенных мероприятий по контролю за оборотом спиртосодержащей продукции и защите прав потребителей 20.05.2008 в магазине, принадлежащем индивидуальному предпринимателю Кузнецовой И.И., был выявлен факт реализации спиртосодержащей жидкости - гигиенического средства "Антисептин-Марат", производства ООО "Марат", с содержанием этилового спирта 95%. Указанной проверкой установлено, что ООО "Марат" осуществляет деятельность по производству, хранению и поставке спиртосодержащей непищевой продукции - дезинфицирующего средства "Антисептин-Марат" и гигиенического средства "Антисептин-Марат", которая в силу статьи Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" подлежит лицензированию.

Данное правонарушение отражено в протоколе об административном правонарушении N 000015 от 22.07.2008.

В соответствии с частью 4 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях промышленное производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии, а равно с нарушением условий, предусмотренных лицензией, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства (оборудования), сырья, полуфабрикатов и иных предметов, использованных для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

При рассмотрении дела суд первой инстанции сделал вывод о том, что спиртосодержащая продукция, производимая ООО "Марат", не подпадает под сферу действия Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".

Однако судом не учтено следующее.

Частью 3 статьи 1 указанного Федерального закона установлено, что его действие не распространяется на деятельность организаций, связанную с производством и оборотом лекарственных, лечебно-профилактических, диагностических средств, содержащих этиловый спирт, зарегистрированных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и внесенных в Государственный реестр лекарственных средств, изделий медицинского назначения, а также деятельность аптечных учреждений, связанную с изготовлением средств по индивидуальным рецептам, в том числе гомеопатических препаратов, препаратов ветеринарного назначения, парфюмерно-косметической продукции, прошедших государственную регистрацию в уполномоченных федеральных органах исполнительной власти.

Таким образом, для исключения спиртосодержащей продукции из сферы действия Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" необходима ее государственная регистрация и внесение в Государственный реестр лекарственных средств.

Из письма Управления Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Республике Татарстан N 1969 от 11.12.2006 следует, что дезинфицирующее средство "Антисептин-Марат" не внесено в Государственный реестр лекарственных средств.

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении N 3727/01 от 13.11.2001 указал, что в соответствии с абзацем 5 части 1 статьи 2 Федерального закона N 171-ФЗ к спиртосодержащей непищевой продукции относится непищевая продукция (в том числе любые растворы, эмульсии, суспензии и другие виды непищевой продукции), произведенная с использованием этилового спирта, денатурата или спиртосодержащих отходов производства этилового спирта с содержанием этилового спирта более 1,5 процента объема готовой продукции.

Абзацем девять пункта 2 статьи 18 этого же Закона предусмотрено, что деятельность по производству, хранению и поставке спиртосодержащей непищевой продукции, а также другие виды деятельности, при осуществлении которых в качестве сырья или вспомогательного материала используется этиловый спирт, подлежит лицензированию.

В соответствии с абзацем три пункта 3 статьи 1 Федерального закона N 171-ФЗ его действие не распространяется на деятельность организаций, связанную с производством и оборотом лекарственных, лечебно-профилактических, диагностических средств, содержащих этиловый спирт, зарегистрированных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и внесенных в Государственный реестр лекарственных средств.

Судом первой инстанции указанные разъяснения Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по применению пункта 3 статьи 1 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" не приняты во внимание, вследствие чего суд неправильно применил данную норму закона.

Вывод суда о том, что правонарушения, предусмотренные частью 4 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не относятся к правонарушениям в области защиты прав потребителей, в соответствии с чем двухмесячный срок привлечения к административной ответственности пропущен, также является ошибочным.

Согласно положениям части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей может быть вынесено в течение одного года со дня совершения административного правонарушения.

Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) посягает в данном случае на права и интересы неопределенного круга лиц, здоровье и благополучие населения, в том числе на защиту

права потребителей на приобретение безопасной для жизни и здоровья продукции надлежащего качества.

Согласно части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей может быть вынесено в течение одного года со дня административного правонарушения.

Отказ Госалкогольинспекции в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации от исковых требований в части конфискации у ООО "Марат" спиртосодержащей продукции принимается апелляционным судом в соответствии со статьей 150 Кодекса, поскольку не противоречит закону и не нарушает права и интересы третьих лиц.

На основании изложенного, апелляционный суд приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания следует отменить, заявление Госалкогольинспекции о привлечении ООО "Марат" к административной ответственности по части 4 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях удовлетворить, в части конфискации у ООО "Марат" спиртосодержащей продукции производство по делу прекратить.

Руководствуясь статьями 150, 258, 268, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ

Решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 01.09.2008 по делу N А61-1317/2008-9 отменить, заявление Государственной инспекции Республики Татарстан по обеспечению государственного контроля за производством, оборотом и качеством этилового спирта, алкогольной продукции и защите прав потребителей удовлетворить.

Привлечь ООО "Марат" к административной ответственности по части 4 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 100 000 рублей.

В части конфискации у ООО "Марат" спиртосодержащей продукции производство по делу прекратить.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок.

 

Председательствующий

А.Л. Фриев

 

Судьи

Л.В. Афанасьева
И.М. Мельников

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Номер дела в первой инстанции: А61-1317/08-9


Истец: Государственная инспекция Республики Татарстан по обеспечению государственного контроля за производством, оборотом и качеством этилового спирта, алкогольной продукции и защите прав потребителей (Госалкогольинспекция Республики Татарстан)

Ответчик: ООО "Марат"

Третье лицо: ФНС России


Хронология рассмотрения дела:


24.10.2008 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-2040/08