Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 25 марта 2011 г. N 09АП-2153/2011
г. Москва |
Дело N А40-137780/10-153-902 |
25 марта 2011 г. |
N 09АП-2153/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 марта 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 марта 2011 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Хвощенко А.Р.
судей Захарова С.Л., Цымбаренко И.Б.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Титаренковым В.С.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ЗАО "Московская мебельная фирма "Мосмебель"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 27.12.2010 по делу N А40-137780/10-153-902, принятое судьей Кастальской М.Н.
по заявлению Московского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ИНН 7703598972, ОГРН 1067746771410)
к ЗАО "Московская мебельная фирма "Мосмебель" (ИНН 7722005233, ОГРН 1027700346850)
о привлечении к административной ответственности
при участии:
от заявителя - Симаков К.А. по доверенности от 09.08.2010, удостоверение N 0512;
от ответчика - не явился, извещен;
УСТАНОВИЛ:
Московское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Московское управление Ростехнадзора) обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением о привлечении Закрытого акционерного общества "Московская мебельная фирма "Мосмебель" (далее - ЗАО "ММФ "Мосмебель", Общество) к административной ответственности по ч.2 ст.14.1 КоАП РФ.
Арбитражный суд, решением от 27.12.2010, удовлетворил заявленные требования Московского управления Ростехнадзора и привлек ЗАО "ММФ "Мосмебель" к административной ответственности по ч.2 ст.14.1 КоАП РФ, назначив административное наказание в виде штрафа в размере 40 000 рублей. В обоснование принятого решения суд указал на то, что, Обществом при проведении проверки соблюдения законодательства о лицензировании осуществлялась эксплуатация взрывопожароопасного производственного объекта в отсутствие специального разрешения на эксплуатацию такого объекта.
ЗАО "ММФ "Мосмебель" с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, указывая в обоснование доводов жалобы на отсутствие события административного правонарушения, а также нарушение процедуры привлечения к административной ответственности. Полагает, что деятельность ЗАО "ММФ "Мосмебель" по эксплуатации газовой котельной, осуществляемой для собственных нужд Общества, не предполагает извлечение прибыли, в связи с чем, не является предпринимательской. Указывает, что ответственность за осуществление любой другой, кроме предпринимательской, деятельности при отсутствии лицензии ч.2 ст.14.1 КоАП РФ не предусмотрена. Указывает также, что законный представитель ЗАО "ММФ "Мосмебель" ни извещение о составлении протокола, ни копию протокола об административном правонарушении не получал, в связи с чем, считает процедуру привлечения к ответственности нарушенной.
Представитель ЗАО "ММФ "Мосмебель", извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился. Суд апелляционной инстанции в порядке ст. 156 АПК РФ, при отсутствии возражений со стороны заявителя, определил рассмотреть дело в отсутствие названной стороны по делу.
В судебном заседании представитель Московского управления Ростехнадзора поддержал решение суда первой инстанции, как законное и обоснованное, с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил отказать в ее удовлетворении.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ, Девятый арбитражный апелляционный суд, с учетом исследованных доказательств по делу и доводов апелляционной жалобы не находит оснований для отмены судебного акта, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, Московским управлением Ростехнадзора при проведении контрольных (надзорных) мероприятий по вопросам лицензирования деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов в отношении ЗАО "ММФ "Мосмебель" по адресу: г.Москва, ул.Кржижановского, д.13, корп.2, установлено нарушение последним требований промышленной безопасности, а именно выявлено, что ЗАО "ММФ "Мосмебель", зарегистрированное в государственном реестре опасных производственных объектов (свидетельство о регистрации N А01-02334) осуществляет эксплуатацию такого объекта (система газопотребления (подземный газопровод) в отсутствие лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов, о чем 01.11.2010 в отсутствие законного представителя Общества, составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.14.1 КоАП РФ.
В связи с тем, что согласно ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ судьи арбитражных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 ст.14.1 настоящего Кодекса, Московское управление Ростехнадзора обратилось в Арбитражный суд г.Москвы.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения, в связи с чем, привлек общество к административной ответственности.
Суд апелляционной инстанции соглашается с данным выводом суда первой инстанции и считает его правомерным и основанным на материалах дела.
Согласно ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна) влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
В силу ст. 4 Федерального закона от 08.08.2011 N128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный Закон N 128-ФЗ) к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
Пунктом 1 ст. 17 Федерального закона N 128-ФЗ установлен исчерпывающий перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию.
На основании ст. 7 названного Федерального закона, на каждый вид деятельности, указанный в п. 1 ст. 17 настоящего Федерального закона, предоставляется лицензия. Вид деятельности, на осуществление которого предоставлена лицензия, может выполняться только получившим лицензию юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона N 128-ФЗ под лицензируемым видом деятельности понимается вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Подпунктом 28 п. 1 ст. 17 Федерального закона N 128-ФЗ установлено, что эксплуатация взрывопожароопасных производственных объектов подлежит лицензированию.
Согласно п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 N116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Порядок лицензирования эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на территории Российской Федерации, определен Положением о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2008 N 599.
Согласно ст. 2, п. 1 ст. 9 Федерального закона N116-ФЗ опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к настоящему Федеральному закону, согласно которому к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых: получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества, в том числе газы.
Из материалов дела следует, что ЗАО "ММФ "Мосмебель" зарегистрировано в государственном реестре опасных производственных объектов, о чем выдано свидетельство о регистрации от 23.03.2007 N А01-02334 (л.д.10) и осуществляет эксплуатацию такого объекта (система газопотребления предприятия, здание административное).
При эксплуатации газовой котельной используются газы, отнесенные к воспламеняющимся и горючим веществам.
Учитывая вышесказанное, ЗАО "ММФ "Мосмебель" не имеет права эксплуатировать систему газопотребления при отсутствии лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов.
Отсутствие такой лицензии достоверно установлено административным органом в ходе проверки и нашло свое подтверждение в суде первой и апелляционной инстанции.
Довод заявителя жалобы о том, что эксплуатация газовой котельной осуществлялась исключительно для собственных нужд, в связи с чем, Общество не может быть привлечено к административной ответственности по ч.2 ст.14.1 КоАП РФ, судом апелляционной инстанции не принимается во внимание, поскольку эксплуатация Обществом газовой котельной, как таковой, не предполагает получение какого-либо дохода, а используется ЗАО "ММФ "Мосмебель" только в целях надлежащего выполнения последним его непосредственной предпринимательской деятельности.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Принимая во внимание вышесказанное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст. 14.1 КоАП РФ.
Довод заявителя жалобы о нарушении административным органом процедуры привлечения Общества к административной ответственности судом апелляционной инстанции признается несостоятельным.
Протокол об административном правонарушении от 01.11.2010 составлен уполномоченным лицом, в отсутствие законного представителя Общества, извещенного надлежащим образом о времени и месте составления протокола уведомлением, полученным 27.10.2010 заместителем руководителя объекта (л.д.7). Срок исковой давности привлечения ЗАО "ММФ "Мосмебель" к административной ответственности, предусмотренный ст.4.5 КоАП РФ на дату принятия решения не истек.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 АПК РФ суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда г. Москвы от 27.12.2010 по делу N А40-137780/10-153-902 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа, только по основаниям, предусмотренным ч.4 ст.288 АПК РФ.
Председательствующий судья |
А.Р.Хвощенко |
Судьи |
С.Л.Захаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-267/08-С1-19
Истец: ОАО "Центральная городская аптека"
Ответчик: Министерство финансов Ставропольского края, Министерство Финансов Российской Федерации г. Москва в лице - Управления Федерального казначейства по Ставропольскому краю, Министерство Финансов Российской Федерации
Третье лицо: Финансовое управление администрации г. Пятигорска, Министерство труда и социальной защиты населения администрации Ставропольского края
Хронология рассмотрения дела:
17.07.2008 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1353/08